Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СТРЕМЛЕНИЯ / ИДЕАЛЫ И УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ / CONSCIOUSNESS / LEGAL CONSCIOUSNESS / JUVENILE DELINQUENCY / ASPIRATIONS / IDEALS AND PERSONALITY ATTITUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Изучение сознания и правосознания, а также правового воспитания является в настоящее время актуальным направлением в педагогике, а зарубежный опыт правового воспитания представляется особенно ценным. Некоторые страны мира имеют самые низкие показатели подростковой преступности, среди которых Япония, Дания, Исландия, Швейцария. Можно предположить, что это связано с особенностями воспитания и обучения несовершеннолетних в образовательных учреждениях этих государств. Япония в современном мире занимает не только одно из передовых мест на планете по уровню промышленно-технического развития, но и представляет собой страну с высоким уровнем всеобщей грамотности, что является одним из первостепенных и необходимых условий развития современного культурного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF MINORS IN FOREIGN COUNTRIES AS A PROSPECTIVE DIRECTION OF PENITENTIARY PEDAGOGY

The study of consciousness and legal consciousness, as well as legal education, is currently a relevant area in pedagogy, and foreign experience in legal education is especially valuable. Some countries in the world have the lowest rates of juvenile delinquency, including Japan, Denmark, Iceland, Switzerland. It can be assumed that this is due to the peculiarities of the upbringing and training of minors in educational institutions of these states. Japan, in today's world, occupies not only one of the foremost places on the planet in terms of industrial and technological development, but also is a country with a high level of universal literacy, which is one of the primary and necessary conditions for the development of modern cultural society.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

служебной деятельности, не «терялся», действовал профессионально, квалифицированно применял табельное оружие, а также не допускал гибели непричастных гражданских лиц и самих сотрудников.

Огневая подготовка является одной из составляющих профессиональной подготовки и выступает основой мастерства любого полицейского Российской Федерации, она способствует повышению квалификации сотрудников и служит серьезным инструментом защиты законных интересов граждан Российской Федерации в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой имуществу, жизни и здоровья граждан. Правильная организация профессиональной служебной (огневой) подготовки, как в стенах ведомственных образовательных организаций МВД РФ, так и в рамках занятий, проводимых в гор/рай органах внутренних дел, будет способствовать не только повышению уровня владения табельным огнестрельным оружием, но и позволит поддерживать навыки личной безопасности вооруженного сотрудника правоохранительных органов на высоком уровне.

Литература:

1. Атаев Р.А., Шанько В.В., Стецуе М.Ю. Организационные и правовые основы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий // Юристъ-правоведъ. -Ростов-на-Дону. - 2019. № 1 (88). - С. 36-40.

2. Буткевич С.А. Деятельность органов охраны правопорядка в особых условиях (научно-методологическое исследование) // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности». 22-23 сентября 2016. -г. Новороссийск. - 2017. - С. 115-120.

3. Буткевич С.А. Новации в системе предупреждения терроризма во французской республике: криминологический анализ // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы применения уголовного законодательства» 16 мая 2019. - г. Ростов-на-Дону. 2019. - С. 72-78.

4. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 // URL: http:www.garant.ru (дата обращения: 20.06.2020).

5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275, п. 9 // Консультант плюс (дата обращения: 05.07.2020).

6. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Консультант плюс (дата обращения: 15.06.2020).

7. Светличный Е.Г., Лейнова О.С., Фатеева О.В. Патрон в патроннике - нарушение мер безопасности или гарантия личной безопасности вооруженного полицейского? // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы». 25.10.2019. - г. Симферополь. - 2020. С. 384-388.

8. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». 11 мая 2020. - г. Чебоксары. - 2020. -С. 242-244.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Изучение сознания и правосознания, а также правового воспитания является в настоящее время актуальным направлением в педагогике, а зарубежный опыт правового воспитания представляется особенно ценным. Некоторые страны мира имеют самые низкие показатели подростковой преступности, среди которых Япония, Дания, Исландия, Швейцария. Можно предположить, что это связано с особенностями воспитания и обучения несовершеннолетних в образовательных учреждениях этих государств. Япония в современном мире занимает не только одно из передовых мест на планете по уровню промышленно-технического развития, но и представляет собой страну с высоким уровнем всеобщей грамотности, что является одним из первостепенных и необходимых условий развития современного культурного общества.

Ключевые слова: сознание, правосознание, подростковая преступность, стремления, идеалы и установки личности.

Annotation. The study of consciousness and legal consciousness, as well as legal education, is currently a relevant area in pedagogy, and foreign experience in legal education is especially valuable. Some countries in the world have the lowest rates of juvenile delinquency, including Japan, Denmark, Iceland, Switzerland. It can be assumed that this is due to the peculiarities of the upbringing and training of minors in educational institutions of these states. Japan, in today's world, occupies not only one of the foremost places on the planet in terms of industrial and technological development, but also is a country with a high level of universal literacy, which is one of the primary and necessary conditions for the development of modern cultural society.

Keywords: consciousness, legal consciousness, juvenile delinquency, aspirations, ideals and personality attitudes.

Введение. Профессиональный путь будущего квалифицированного специалиста, специфика его профессионального развития и становление в современном обществе во многом зависят от этических, социальных и духовных ориентиров, ценностной базы личности. Это обусловлено тем, что ценностная сфера во многом обуславливает образ жизни человека, его стремления, идеалы и установки, что диктует

необходимость развития правомерного поведения, как результата развитого правового сознания и правовой культуры. Прежде всего правомерное поведение выражается в том, что личность сознает ценность дисциплины и самодисциплины [1]. Надо полагать, дисциплина как правовая установка свидетельствует о признании и соблюдении субъектами правовых норм, правового поведения и законности. По своей сути дисциплина и самодисциплина является выражением развитого правосознания, правовой культуры и тем самым представляет собой базис правомерного поведения. Таким образом, сознание дисциплины в данном контексте предстает как рефлексия правомерного поведения, выступает и условием и средством правовой деятельности субъектов права, определяет функционирование сущностной стороны правосознания, выступающей его движущей силой.

Изложение основного материала статьи. Еще в 1872 году правительственным актом, вводившим единую, централизованную систему всеобщего и обязательного образования, в Японии было сформулировано фундаментальное значение образования и всеобщей грамотности, в совокупности с такими аспектами гражданственности как военная служба и уплата налогов. В данном акте указывалось: «Мы надеемся, что наступит такое время, когда неграмотных не будет ни в одном селе, ни в одном доме» [3].

Структурно, японское образование имеет определенное сходство с американским, однако это сходство в основном ограничивается формальной организацией образовательных учреждений, их администрированием, при этом содержание японского образования, в особенности система воспитания и досуга в японских школах является действительно уникальной и ни на что не похожей. Многовековые традиции японцев и их мировоззрение, японские ценности и идеалы препятствовали осознанию заимствуемых образцов. В итоге со временем в Японии появилась оригинальная, исключительно японская общеобразовательная система.

Для иллюстративности системы образования в японских школах можно привести сравнительную таблицу о количестве учебных дней в общеобразовательных учреждениях различных стран.

Таблица 1

Длительность учебного года

Страна Среднее количество учебных дней

Япония 240

Россия 204

Дания 200

США 180

Исландия 170

Как можно видеть - цифровые показатели Японии весьма впечатляющи. При этом особенность построения образования кроется в ином. Школа Японии обогащает внутренний мир японцев, основываясь на национальных традициях, развивает у учащихся общепризнанные моральные нормы, зарождает и взращивает в них самобытные черты истинно японского характера. Уважение к родителям и старшим культивируется в японцах на всех этапах школьного образования, в особенности на ступени начального обучения. Этот подход к воспитанию оставляет в сознании японца незабываемый отпечаток, по своей сути именно системное воспитание нравственности, формирование этических установок являются отличительной особенностью японской системы образования, что подкрепляется регулярной проверкой знаний на экзаменах, организацией досуга и кружков (фактически по советскому образцу) а также крайне напряженным обучением, что в совокупности приводит к осознанию ценности труда и дисциплины.

Важно отметить, что системность нравственного воспитания в японской образовательной системе проявляется еще с начальной школы, которая совмещает в себе положительные черты семейного и коллективного воспитания, можно сказать что школьное воспитание перенимает специфику и методы семейного воспитания и наоборот - семейное воспитание начинает впитывать в себя такие аспекты школьного - как режим, дисциплина и т.п. Вышеописанное дает возможность выстраивать у детей четкую систему авторитетов, что крайне значимо для воспитания нравственности [2].

По утверждению специалистов перед японской системой образования стоят две основные задачи: развитие у подрастающего поколения привычки беспрекословного подчинения авторитету и формирование у молодых людей навыков для дальнейшего освоения учебных программ, предназначенных для подготовки высококвалифицированных работников. Успешное выполнение поставленных перед школой задач гарантирует всеобъемлющую поддержку государства. Помимо этого у японских подростков в школах формируется почтительное и доверительное отношение к друзьям. Наиболее целенаправленно эта деятельность осуществляется на более поздних стадиях обучения. В школе японских подростков и юношей обучают работать в содружестве. Именно в образовательном учреждении у них сформировывается дух коллективизма, что в последствие претворяется в стабильный поведенческий стандарт. Для достижения необходимого результата обучающиеся при общении в группе по очереди полностью открываясь перед одноклассниками, разъясняют причины проступков совершенных ими в тот или иной период.

Отмечается, что фундаментом для работы с воспитанниками в японских школах является групповое воспитание. Практически всю жизнь учащегося, процесс воспитания и даже свободное время его пытаются приобщить к общению в группе. Воспитанники в группах проводят различные экскурсии, трудятся над одним проектом, отдыхают и развлекаются дети также совместно. Целью же всего этого процесса является формирование у учащихся навыков взаимоуважения и приверженности своему окружению. В связи с этим в образовательных учреждениях учащихся не делят на способных, малоспособных и неспособных.

Вероятно создается ощущение, что учащиеся в Японии постоянно чувствуют себя обремененными школой и пытаются всячески уйти из под ее воздействия. Но это домыслы. На самом же деле существует множество примеров, которые дают понять, что японские ученики намного теснее приобщены к школе, чем воспитанники иных стран, они с рвением штурмуют основы наук и с охотой идут в школу после каникул. В школе у них есть верный старший друг в лице учителя, который беспокоится о них и постоянно заботится о поднятии их чувства собственного достоинства. А если принять во внимание тот факт, что чувство

собственного достоинства ценится в Японии очень высоко, то становится понятным, почему японских детей не особенно страшит перспектива предстоящих экзаменов [6].

Главной же особенностью системы образования в Швейцарии является ее гибкость. В стране есть школы, работающие по всем международно - признанным стандартам образования, высшие учебные заведения Швейцарии предлагают академические программы на четырех языках: немецком, французском, итальянском и английском. Обучение в этой стране основано на идеях педагогов - реформаторов, а главная задача национальной школы - сделать учебу интересным и захватывающим процессом. Система образования в Швейцарии универсальна, она вобрала в себя лучшие черты англо - американской, французской и немецкой школ. По мнению экспертов, большего разнообразия и широты выбора не встретить нигде.

Все школы Швейцарии объединяют несколько важнейших основополагающих принципов. А именно -главной целью обучения и воспитания признается развитие индивидуальности каждого ребенка и пробуждение в нем интереса к творческому познанию окружающего мира.

Родители, которые для своих детей выбирают среднее образование в Швейцарии, вполне могут быть уверены в их всестороннем развитии и полной подготовке к дальнейшему обучению в любом университете. Полноценная жизнь невозможна без твердой уверенности в будущем, поэтому обучение детей в Швейцарии принято считать одной из выгоднейших инвестиций [5].

Главной же особенностью системы образования в Швейцарии является ее гибкость. В стране есть школы, работающие по всем международно - признанным стандартам образования, высшие учебные заведения Швейцарии предлагают академические программы на четырех языках: немецком, французском, итальянском и английском. Обучение в этой стране основано на идеях педагогов - реформаторов, а главная задача национальной школы - сделать учебу интересным и захватывающим процессом. Система образования в Швейцарии универсальна, она вобрала в себя лучшие черты англо - американской, французской и немецкой школ. По мнению экспертов, большего разнообразия и широты выбора не встретить нигде.

Все школы Швейцарии объединяют несколько важнейших основополагающих принципов. А именно -главной целью обучения и воспитания признается развитие индивидуальности каждого ребенка и пробуждение в нем интереса к творческому познанию окружающего мира.

Родители, которые для своих детей выбирают среднее образование в Швейцарии, вполне могут быть уверены в их всестороннем развитии и полной подготовке к дальнейшему обучению в любом университете. Полноценная жизнь невозможна без твердой уверенности в будущем, поэтому обучение детей в Швейцарии принято считать одной из выгоднейших инвестиций [5].

Именно этой тенденцией и объясняется высокий уровень грамотности населения в стране. Образование в Исландии имеет свои определенные преимущества, которые нередко оказываются весьма привлекательными не только для самих исландцев, но и студентов из других европейских стран. Большое внимание в Исландии уделяется воспитанию самостоятельности учеников. Для этого каждому классу, в котором обязательно есть староста и свой совет, вверяется шефство над закрепленным за ним помещением. Дети следят за его состоянием и занимаются оформлениями комнаты к различным праздникам или окончанию учебного года. Продолжительное отсутствие в доме отцов - рыбаков и тенденция к увеличению численности работающих матерей привели к тому, что дети в исландских семьях много времени проводили самостоятельно. Аналитики схожи во мнении, что специфика образовательной системы Исландии, является ярким образцом выверенного тысячелетиями культурно- просветительного процесса как одного из основных национальных приоритетов. Это время использовалось не всегда рационально, а иногда с неприятными последствиями. Проблемы занятости и безопасности детей взялось решать государство. Учебный день в школах Исландии длится намного дольше, чем в иных странах, а безопасность детей на улицах является одной из главных задач правоохранительных органов и всего населения. В воспитании детей исландцы очень терпеливы и демократичны. Детскую свободу в действиях стараются не ограничивать, в допустимых пределах разрешают различные шалости. Примечательно, что в Исландии практически отсутствует проблема «отцов и детей» [4].

Анализируя лучшие системы образования и их давнюю историю можно сделать вывод, что при заинтересованности всех субъектов образовательного процесса и, конечно же, государства в образовании и воспитании несовершеннолетних, формирование правомерного поведения и устойчивой гражданско-правовой позиции становится реальностью.

Таблица 2

Господдержка образования

Страна ВВП на обеспечение бесплатного высшего профессионального образования, %

Южная Корея 25

Китай 14

ЕС 7-8

Россия 3,5

Коллизионность же современных реалий российского общества, к сожалению, состоит в том, что государство не особенно нуждается в гражданах с высоким уровнем

Так, например полномочный представитель Президента РФ в УрФО И.Р. Холманских открыто высказывается в пользу массового отказа молодежи от получения высшего образования. При этом все развитые страны уже давно переходят на господдержку образования. В Японии с недавнего времени стало обязательным бесплатное высшее профессиональное образование.

Можно констатировать, что в большей степени эффективными и успешными формами и методами организации работы по правовому воспитанию учащихся общеобразовательных школ являются убеждение и поощрение, выделение права в самостоятельный предмет изучения, а также использование различных видов правовоспитательной деятельности как в учебные часы, так и во внеурочное время. Кроме того неотъемлемым фактором успешности правообразовательного процесса в современной общеобразовательной школе видится постоянное совершенствование уровня правовой компетенции педагогов.

Выводы. Сказанное о правовых установках и их влиянии на правомерное поведение субъектов права позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Важность правовых установок как фактора правомерного поведения субъектов права раскрывается путем последовательной ретракции понятий и значений правопорядка, законности, справедливости и дисциплины.

2. Правовые установки, выступая важнейшим целевым ориентиром, стимулируют правовую активность, побуждая субъектов права к правомерному поведению, а их специфика, определяемая волевой природой правового сознания, заключается в наполнении его смыслом.

3. Связь между правовыми представлениями и активностью личности в определенных правовых ситуациях обеспечивают правовые установки, которые целесообразно рассматривать как самостоятельный элемент правового сознания.

4. Результатом формирования объективного правового сознания, отражающего восприятие и осмысление правовых явлений, на основе правовых установок, являющихся отражением правовых знаний, является правомерное поведение личности, а также предрасположенность воспринимать и оценивать правовую информацию, процессы, готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой, выстраивать профессиональную деятельность в рамках правового поля.

Литература:

1. Джиембаев, Р.К. О проблеме повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан [Текст] / Р.К. Джиембаев // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2018. - № 3. - С. 30.

2. Игнатьева, Г.А. Проектирование деятельностного содержания в системе постдипломного образования: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Игнатьева Галина Александровна. - Нижний Новгород, 2006. - 41 с.

3. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., «Наука», 2011.

4. Система образования Исландии. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/islandija/

5. Система образования Швейцарии. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/shvejcarija/

6. Система образования Японии. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/yaponija/

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Повышенное внимание к проблеме правомерности поведения граждан неслучайно и объясняется актуальностью усиления правовых доминант в российском обществе. Описанный процесс базируется на понимания и принятии нормативно-правовых основ российской государственности поскольку именно понимание и принятие вышеописанных аспектов формирует правосознание и гражданственность, как важнейшие элементы устойчивого развития общества и его институтов.

Ключевые слова: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание, правовое поведение, правовая культура.

Annotation. Increased attention to the problem of the legality of the behavior of citizens is not accidental and is explained by the relevance of strengthening legal dominants in Russian society. The described process is based on the understanding and adoption of the regulatory and legal framework of Russian statehood, since it is precisely the understanding and adoption of the above-mentioned aspects that forms the legal consciousness and citizenship as the most important elements of the sustainable development of society and its institutions.

Keywords: legal training, legal advocacy, legal practice, self-education, legal conduct, legal culture.

Введение. Важно отметить, что социальные взаимодействия базируются как на наличии четких правовых (законы) и этических (мораль и нравственные ориентиры) норм поведения, так и на понимании субъектами взаимодействия данных норм (правосознание и правовая культура), их принятия (законопослушность) и наличия системы стимулов, которая побуждает следовать данным нормам (это в частности, система правового воспитания), в совокупности вышеописанные элементы формируют фундамент правомерного поведения, как зримого критерия того, насколько поведение как отдельных людей, так и групп соотносится с принятой в обществе нормативностью [4]. При этом в случае неверного понимания правовых норм, либо их неприятия формируется антиобщественное поведение, которое так же можно обозначить как неправомерное поведение, порожденное деформациями правового сознания [8]. Из-за недостаточного внимания к данной проблеме всё больше растёт число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А исследование учёных-юристов показали, что подростки, нарушившие закон, знают о правах и обязанностях только в рамках вынесенного им приговора.

Можно сделать заключение о том, что правомерное поведение является ключевым фактором, обуславливающим нормативность социальных взаимодействий и выступает фундаментом для формирования таких качеств как правовая культура, правовое самосознание и правовая грамотность с одной стороны, и выступает совокупным показателем принятия гражданами общественных правил и норм с другой стороны, что делает правомерное поведение основой для развития системы общественных отношений.

Правовое поведение, как феномен находится в фокусе научных исследований сравнительно недавно, и является предметом таких наук как педагогика, психология, юриспруденция и т.п. Изучению вопросов правомерного поведения и правового воспитания посвятили свои труды С.С. Алексеев, М.В. Бондаренко, В.К. Бабаев, В.Н. Баранов, Ф.П. Васильев, А.Б. Венгеров, О.А. Долгополов, С.Р. Дерюгина, Е.Л. Ковалева, Е.А. Киреева, К.А. Костина В.И. Кудрявцев, В.В. Лазарев, И.И. Матузов, А.В. Малько, Н.Б. Мухаммадиев,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.