СОЛОВЬЕВ Андрей Александрович,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета, заместитель председателя Арбитражного суда Московской области, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА) е -mail: [email protected]
ЗАВАДСКАЯ Людмила Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гэажданско-правовое обеспечение безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
е-mail: [email protected]
КРАЙНОВ Виталий Иванович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
е-mail: [email protected]
ХАРЛАМОВ Павел Валерьевич,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
е-mail: [email protected]
ШЕЯФЕТДИНОВА Наталья Александровна,
доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доцент кафедры «Гражданско-правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
е-mail: [email protected]
КОВАЛЕВ Константин Сергеевич,
аспирант кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
е-mail: [email protected]
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВА ЯПОНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются правосознание и правовая культура в контексте их влияния на правоохранительную функцию государства, также рассмотрена их специфика в государстве Япония. Акцентируется внимание на таких особенностях японского общества, как правовая культура и правосознание граждан, взаимодействие органов полиции с ними.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, национальная культура, правоохранительная функция государства, правопорядок, Япония, полиция.
SOLOVYEV Andrey Alexandrovich,
Doctor of Law,
Professor of the Department of theory of history of state and law, Deputy Chairman of the State Commercial Tribunal
of Moscow Region,
Professor of the Department of civil and administrative justice of Kutafin Moscow State Law University (MSLA)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
ZAVADSKAYA Lyudmila Nikolaevna,
PhD in Law,
associate Professor of the Department «Civil and legal support of national security», MIREA-Russian technological University
KRAINOV Vitaly Ivanovich,
PhD in Law,
associate Professor of the Department of theory of history
of state and law, Moscow state pedagogical University
KHARLAMOV Pavel Valerievich,
Senior lecturer
of the Department of theory of history of state and law, Moscow state pedagogical University
SHEIAFETDINOVA Natalia Aleksandrovna,
PhD in Law,
associate Professor of Moscow state pedagogical University, MIREA-Russian technological University
KOVALEV Konstantin Sergeevich,
post-graduate of the Department of theory of history
of state and law, Moscow state pedagogical University
LAW ENFORCEMENT STATE FUNCTION ON THE EXAMPLE OF JAPAN: THE INFLUENCE OF NATIONAL CULTURE ON LOCAL LAW ENFORCEMENT AGENCIES ACTIVITY
Annotation. The article deals with the legal consciousness and legal culture in the context of their influence on the law enforcement function of the state, as well as their specificity in the state of Japan. Attention is focused on such features of Japanese society as legal culture and legal consciousness of citizens, interaction of police with them.
Key word: Legal awareness, legal consciousness, national culture, law enforcement function of the state, nomocracy, Japan, police.
Осуществление правоохранительной функции в государстве подразумевает учет при ее реализации особенностей правовой культуры и правосознания как общества, так и носителей полномочий по осуществлению данной функции - представителей правоохранительных органов. Реалии современного мира не дают возможности с помощью одной лишь деятельности государственных органов гарантированно решить проблемы государства в целом, а потому, несомненно, что граждане из всех социальных слоёв вносят свой вклад в решение существующих проблем. Именно поэтому, наряду с проблемой реализации правоохранительной функции государства, стоит акцентироваться на национальной культуре (в т.ч. и правовой) и правосознании индивидов и общества.
В этой связи, необходимо определиться с некоторыми теоретическими положениями. В
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
частности: правоохранительная функция государства - это, в наиболее общем виде, функция по установлению и охране правопорядка [14, с. 29 -31], где последний можно определить как правовой режим, включающий в себя все действующие в государстве нормы права.
В научно-юридическом сообществе разнятся определения такого важнейшего для право-охраны и правопорядка явления, как правосознание. И.А. Ильин утверждает, что правосознание существует у человека вне зависимости от его личных качеств и взглядов, а также подчёркивает его индивидуализированный характер: индивид вырабатывает правосознание как собственное понимание права, путём постоянных активностей на своём жизненном пути через свои инстинкты, эстетические и духовные качества, своё мировоззрение и быт [7, с. 19]. В свою очередь, И.А. Гро-шева подчеркивает значимость правосознания в
сфере духовного состояния общества, которое возникает под воздействием различных социальных, экономических условий и правовых явлений, ими обуславливающимися [3, с. 64]. Сущность правосознания видится в достаточно значимых для общества действиях индивида [13]. Более того, важнейшими факторами в формировании и трансформациях правосознания можно назвать средства массовой информации и образовательные учреждения [5]. Данные мнения представляются в равной степени верными, поскольку правосознание - это комплексное явление, выражающееся и формирующееся под воздействием факторов (бытовых, правовых, экономических, политических, исторических, общекультурных и иных), действующих как на индивидов по отдельности, так и на социальные группы, общество в целом. В процессе своего формирования правосознание оформляется, устанавливается в умах индивидов, затем также претерпевает трансформации в зависимости от реалий жизни, т.е. в процессе социализации личности. Поэтому будет справедливо сказать, что первичной «ячейкой» для формирования правосознания видится именно индивид, поскольку влияние указанных ранее факторов аккумулируется не иначе, как в нём, а затем индивиды, объединяясь в социальные группы, влияют друг на друга, формируя общественное мнение и, соответственно, правосознание в обществе того или иного государства, которое влияет на развитие правосознания у граждан, устанавливая таким образом «круговорот правосознания» [5]. При этом условием, обусловливающим формирование правосознания, является и патриотическое воспитание [1, с. 257 -260].
Правосознание представляет собой укоренившееся состояние индивидов, сформированное и трансформируемое под воздействием внешних (право, экономика, политика и т.п.) и внутренних (личностные и психические качества индивида, его эмоциональные переживания и т.п.) факторов, отображающее их отношение к праву и выражающееся в их значимых социально-правовых действиях. Из правосознания индивидов затем формируется правосознание социальных групп (в т.ч. профессиональное правосознание), а затем и общества в целом.
Правосознание, будучи включенным в правовую культуру, подразумевает необходимость исследования и этого феномена. Согласно ценностно-качественному подходу, это правовая культура - часть общей культуры, отражающей состояние социума в контексте его осведомлённости о праве, стабилизирующая общественные отношения и аккумулирующая условия для их дальнейшего развития [15, с. 7]. В рамках дея-
тельностного подхода правовая культура видится как результат и способ правовой деятельности в форме норм и стандартов поведения и менталитете в социуме [2, с. 3]. Социологический подход предполагает рассмотрение правовой культуры на двух уровнях: на уровне развития правовых явлений, и на уровне восприятия права и правового поведения индивидов [11, с. 214]. Так же существует и системный подход, в большой степени синтезирующий предыдущие три, определяя правовую культуру как систему материальных и нематериальных элементов сферы действия права и отражения их в сознании и поведении индивидов [9, с. 39 - 67].
В целом, правовую культуру можно подразделять на: личности или отдельного индивида, отдельных социальных групп и слоёв, должностных лиц и работников государственного аппарата, правовую культуру общества в целом; профессиональную правовую культуру; внутреннюю правовую культуру; внешнюю правовую культуру [6]. Основными компонентами правовой культуры являются правосознание, правовая деятельность, юридическая техника, субъекты права [4, с. 135 -158], правоотношения и правовое поведение [9, с. 39 - 67].
Применяя системный подход и понимая, что правовая культура не в последнюю очередь зависит от авторитета права [16, с. 181 - 183], ее можно рассматривать как часть общей культуры, представляющую собой ценностно-деятельностную систему правовой жизни общества, отражающую его отношение к существующим правовым явлениям в форме различных действий граждан и социальных групп, слоёв в правовой плоскости. Представляется, что, как и в случае с правосознанием, основной ячейкой для формирования правовой культуры является также индивид, а развитие её происходит по похожему «круговороту правосознания» в виде «индивид-общество-индивид», с оговоркой на особенности национального развития, в том числе культуры в целом.
Целесообразно проанализировать модель государства, культура народа которого (в т.ч. правовая) коренным образом влияет на деятельность правоохранительных органов. Такую модель символизирует Япония с её особенностями исполнения своей правоохранительной функции под воздействием мощнейшего общественного давления.
Существующее достаточно популярное мнение, что альтернативы западному либерально-индивидуалистическому пути нет [18, с. 17, 18], представляется не бесспорным, ввиду множества национальных особенностей в том или ином государстве, особенно это касается многонациональных стран, таких как Россия, а также стран с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
крайне укоренившимися в обществе с давних времён обычаями и традициями, формирующими особый менталитет своих граждан (как Япония).
Применительно к Японии среди особенностей местных народов особо стоит отметить довольно аскетичный и сдержанный, но полный постоянной и усердной работой образ жизни: так, японец с самого детства приучен не причинять неудобства другим, быть трудолюбивым и не тратить деньги и время впустую, беспрекословно исполнять свой долг или обещание, пренебрегая собственными нуждами, дабы сохранить свою честь, иначе в японском обществе человеку, не исполнивший «гири», т.е. долг, практически на всю жизнь грозит позор. Следует заметить, что японскому обществу удаётся сохранить эти ценности, синтезируя их с либеральными ценностями стран Запада [8, с. 133]. В этой связи видится очевидным, что культура Японии (правовая культура в том числе), продиктованная особенностями японского общества и рецепцией западных установок, является, таким образом, мощным фактором пра-воохраны и правопорядка, ввиду крайнего порицания японцами людей-девиантов (тем более, делинквентов), чьи действия противоречат национальной морали. И особенно это влияет на «первый фронт» борьбы с правонарушениями - органы полиции.
Полицейские в Японии развивают гармоничные отношения с гражданами, что заметно уменьшает превышение ими своих должностных полномочий [19]. Японские офицеры чаще всего проявляют нежелание применять насилие в отношении подозреваемых в совершении преступлений: это отражалось в статистике крайне низкого уровня полицейского насилия в Японии [17]. Так, в 2017 г. всего 3 человека было убито японскими офицерами полиции [20]. Несомненно, что основным фактором, объясняющим такую статистику, является высокий уровень правосознания и правовой культуры у граждан и самих сотрудников правоохранительных органов. Более того, японские культурные нормы сами по себе зачастую позволяют избежать насилия. Именно это и является одной из причин того, что в Японии достаточно мало представителей юридической профессии в сравнении со странами Запада и Россией.
При этом не следует забывать, что Япония - страна со своим особенным историческим наследием: страна прошла через периоды внутренней раздробленности и самоизоляции от внешнего мира, разрушенным Ансейскими договорами (в т.ч. и Японии с нашей страной), а также усилившим иностранное влияние (особенно США) поражением во Второй мировой войне: совокупность указанных факторов не могла не повлиять на национальную гордость. Более того, японское
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
общество находится под мощнейшим влиянием конфуцианской мысли, которая исповедует пожертвование личных интересов интересам общества, что резко контрастирует с индивидуализмом западной мысли [17], даже, несмотря на широкое заимствование японцами западных ценностей. Поэтому можно сказать, что под влиянием ранее указанных факторов, в Японии сложилась пацифистская культура ненасилия, отразившись на современных подходах японских правоохранительных органов, в особенности полиции.
Не менее важна концепция взаимодействия общества и органов правопорядка. Как утверждают В.И. Майоров и В.Е. Севрюгин, в странах Запада и Японии собственные концепции такого типа привели к изменениям формата работы полицейских органов в сторону ориентации взаимодействия с гражданами и общественными институтами [12, с. 98]. В Японии это выражено, помимо национальных особенностей правовой культуры, в интеграции последних разработок технической мысли. Эффективно используя инновации, органы правопорядка Японии в целом способны достаточно быстро реагировать на правонарушения, при этом интегрируясь с общественным давлением на делинквентов и девиантов: так, уличенный в коррупции человек навлекает позор на всю жизнь не только на себя, но и на членов своей семьи, что фактически разрушает его карьерный путь навсегда, и даже после реабилитации он не способен по-настоящему влиться в социум. Такой страх «общественной смерти» тоже в достаточно весомой степени предотвращает деликты в японском государстве.
Следует отметить, что полиция в Японии -это самостоятельное государственное учреждение, не входящее в какие-либо министерства, обладающее строго централизованной вертикалью службы. В столице и в префектурах юрисдикция полиции делится на округа и районы, в каждом из которых функционирует система «КоЬап» -небольших полицейских будок. В Японии полиция может сама разрешать незначительные дела по деликтам, минуя прокуратуру [10, с. 121].
Японию с её особенностями исполнения своей правоохранительной функции под воздействием мощнейшего общественного давления можно взять в качестве модели для развития правосознания и правовой культуры в нашей стране. Однако напомним, что особенности народов, проживающих в России, не позволят в полной мере применить японский опыт, а значит, необходимо разработать методологию по заимствованию не только указанного опыта, но и опыта других стран.
В результате исследования сделаны следующие выводы.
• Япония - страна с устоявшимися национальными традициями и культурой, при этом японцы умело синтезировали западные установки и применили их в своем государстве, не разрушая в большей степени свою национальную идентичность. Так, система «Koban» - это проявление традиционного японского коллективизма и западных подходов к правопорядку.
• Высокий уровень правосознания и правовой культуры у граждан и самих сотрудников правоохранительных органов ввиду сильных пацифистских настроений в японском обществе предотвращает в огромнейшей степени проявление в нём насилия в любой его форме.
• Полицейские органы в Японии и другие органы правопорядка используют концепцию взаимодействия общества и органов правопорядка: это выражено, помимо национальных особенностей правовой культуры, в интеграции последних разработок технической мысли. Поэтому, эффективно используя их, органы правопорядка Японии в целом способны достаточно быстро реагировать на правонарушения, при этом объединяясь с общественным давлением на делинквентов и девиантов.
Следует отметить, что особенности организационной и практической работы органов правопорядка в Японии заслуживают отдельного изучения с целью выявления наиболее подходящего опыта для его рецепции в России.
Список литературы:
[1] Глобенко О.А., Ширяева С.В, Портная Е.Б., Ильягуева А.А. Вопросы построения коммуникационных связей в процессе воспитания патриотизма у обучающихся // Образование и право. - 2018. - № 5. - С. 257 - 260.
[2] Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист. - 1998. - № 11, 12. -С. 2 - 8.
[3] Грошева И.А. О соотношении правовой и нравственной норм в правовом сознании // Академический Вестник ТГАМЭУП. - 2011. -№ 1. - С. 64 - 70.
[4] Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. - 2013. - № 4. - С. 135 - 158. URL: http://e-notabene.rU/lr/article_635.html#20
[5] Джамалова Э.К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2005.
[6] Загородский В.В. Правовая культура в контексте прав человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2010.
[7] Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит. ст. И.Н. Смирнова. - М.: «Рарогъ», 1993.
[8] Ирхин Ю.В. К вопросу о кросскультурных исследованиях. Восток-Запад // СОЦИС. - 2005. -№ 2. - С. 131 - 134.
[9] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. - С. 39
- 67.
[10] Квашис В.Е., Морозов Н.А. Полиция Японии: организация, функции, эффективность // Научный портал МВД России. - 2015. № 1. - С. 120-126. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24156393_52777688.pdf
[11] Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник НУ им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». - 2006. - Вып. 1 (5). - С. 212-218.
[12] Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. - 2017. - Вып. 35. - C. 95
- 106.
[13] Погребная Ю.К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
[14] Позднякова Р.Б. Субъекты реализации правоохранительных функций в жилищной сфере // Административное право и процесс. 2011. № 3. URL: http://center-bereg.ru/a547.html
[15] Халем Ф. Историко-правовые аспекты проблемы Восток - Запад // Вопросы философии. - 2002. - № 7. - С. 26 - 51.
[16] Ширяева С.В., Басова В.В. Следственная деятельность и авторитет права: проблемы взаимосвязи: материалы II Всеросс. молодеж. науч.-практ. конф. «Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития» / под ред. А.М. Багмета. - 2019. - С. 181-183.
[17] Dammer H.R., & Albanese/ J.S. (2013). Comparative criminal justice systems. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning. URL: http://pgil.pk/ wpcontent/uploads/2014/06/comparative_criminal_ justice_systems_4th_edition.pdf
[18] Fukuyama F. The End of History // The Nat ionallnterest. - Summer, 1989. URL: https://www. embl.de/aboutus/science_society/discussion/ discussion_2006/ref1-22june06.pdf
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
[19] Katrina Tran. How Japan's Cultural Norms Affect Policing: A Side-By-Side Comparison with the United States // San Jose State University, 5-11-2017. URL: https://scholarworks.sjsu.edu/cgi/viewcontent. cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1& article=1051&context=themis
[20] Japan Data / Gun Crimes in Japan Remain Rare. URL: https://www.nippon.com/en/features/ h00178/gun-crimes-in-japan-remain-rare.html
Spisok literatury:
[1] Globenko O.A., Shiryaeva S.V, Portnaya E.B., Il'yagueva A.A. Voprosy postroeniya kom-munikacionnyh svyazej v processe vospitaniya patriotizma u obuchayushchihsya // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 5. - S. 257 - 260.
[2] Granat N.L., Panasyuk V.V. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura // Yurist. - 1998. - № 11, 12. - S. 2 - 8.
[3] Grosheva I.A. O sootnoshenii pravovoj i nravstvennoj norm v pravovom sozna-nii // Akademicheskij Vestnik TGAMEUP. - 2011. - № 1. - S. 64 - 70.
[4] Gulyaihin V.N. Pravovaya kul'tura kak ob"ekt nauchnogo issledovaniya: metodologiche-skie podhody, struktura i kriterii ocenki // Yuridicheskie issledovaniya. - 2013. - № 4. - S. 135 - 158. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_635.html#20
[5] Dzhamalova E.K. Istoriko-pravovoj analiz osnov formirovaniya pravosoznaniya mo-lodezhi: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Mahachkala, 2005.
[6] Zagorodskij V.V. Pravovaya kul'tura v kontekste prav cheloveka: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Krasnodar, 2010.
[7] Il'in I.A. O sushchnosti pravosoznaniya / podgot. teksta i vstupit. st. I.N. Smirnova. - M.: «Rarog"», 1993.
[8] Irhin Yu.V. K voprosu o krosskul'turnyh issledovaniyah. Vostok-Zapad // SOCIS. - 2005. - № 2. - S. 131 - 134.
[9] Kaminskaya V.l., Ratinov A.R. Pravosoznanie kak element pravovoj kul'tury // Pra-vovaya kul'tura i voprosy pravovogo vospitaniya. - M.: Izd-vo Vsesoyuz. in-ta po izuch. pri-chin i razrab. mer preduprezhdeniya prestupnosti, 1974. - S. 39 - 67.
[10] Kvashis V.E., Morozov N.A. Policiya Yaponii: organizaciya, funkcii, effektiv-nost' //
Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2015. № 1. - S. 120126. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24156393_52777688.pdf
[11] Kulikova A.V. Pravovaya kul'tura v ramkah sociologicheskogo podhoda: soderzhanie ponyatiya, ego osobennosti // Vestnik NU im. N.I. Lobachevskogo. Ser. «Social'nye nauki». - 2006. - Vyp. 1 (5). - S. 212-218.
[12] Majorov V.I., Sevryugin V.E. Protivodejstvie prestupnosti na osnove sovremen-nyh koncepcij vzaimodejstviya policii i obshchestva: opyt zarubezhnyh stran i Rossii // Vestnik Permskogo un-ta. Yurid. nauki. - 2017. - Vyp. 35. - C. 95 - 106.
[13] Pogrebnaya Yu.K. Pravosoznanie sovremennogo rossijskogo obshchestva: voprosy teo-rii i metodologii issledovaniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011.
[14] Pozdnyakova R.B. Sub"ekty realizacii pravoohranitel'nyh funkcij v zhilishchnoj sfere // Administrativnoe pravo i process. 2011. № 3. URL: http://center-bereg.ru/a547.html
[15] Halem F. Istoriko-pravovye aspekty problemy Vostok - Zapad // Voprosy filo-sofii. - 2002. - № 7. - S. 26 - 51.
[16] Shiryaeva S.V., Basova V.V. Sledstvennaya deyatel'nost' i avtoritet prava: problemy vzaimosvyazi: materialy II Vseross. molodezh. nauch.-prakt. konf. «Sledstvennaya deyatel'-nost': problemy, ih reshenie, perspektivy razvitiya» / pod red. A.M. Bagmeta. -2019. - S. 181-183.
[17] Dammer H.R., & Albanese/ J.S. (2013). Comparative criminal justice systems. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning. URL: http://pgil.pk/ wpcontent/uploads/2014/06/comparative_criminal_ justice_systems_4th_edition.pdf
[18] Fukuyama F. The End of History // The NationalInterest. - Summer, 1989. URL: https://www. embl.de/aboutus/science_society/discussion/ discussion_2006A-ef1-22june06.pdf
[19] Katrina Tran. How Japan's Cultural Norms Affect Policing: A Side-By-Side Compari-son with the United States // San Jose State University, 5-11-2017. URL: https://scholarworks.sjsu.edu/cgi/viewcontent. cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1& article=1051&context=themis
[20] Japan Data / Gun Crimes in Japan Remain Rare. URL: https://www.nippon.com/en/features/ h00178/gun-crimes-in-japan-remain-rare.html
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019