Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / SENSE OF JUSTICE / LEGAL NIHILISM / EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубукина Яна Ивановна

На сегодняшний день правовое воспитание является одним из ключевых элементов становления личности, достаточный уровень которого позволяет создавать развитое, законопослушное общество. Данная статья раскрывает понятие правового воспитания в Российской Федерации, указывает на его содержание и определяет необходимость развития данного процесса на территории страны. Автор рассматривает взаимосвязь таких явлений, как правовое воспитание и правосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чубукина Яна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED FOR LEGAL EDUCATION OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Today, legal education is one of the key elements of personality formation, the sufficient level of which allows creating a developed, law-abiding society. This article discloses the concept of legal education in the Russian Federation, indicates its content and determines the need for the development of this process in the country. The author considers the relationship of such phenomena as legal education and legal consciousness.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

Чубукина Яна Ивановна

Кубанский государственный университет

Юридический факультет

Россия, Краснодар

ychubukina@yandex.ru Chubukina Yana Ivanovna

Kuban State University Law Faculty Russia, Krasnodar

НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: на сегодняшний день правовое воспитание является одним из ключевых элементов становления личности, достаточный уровень которого позволяет создавать развитое, законопослушное общество. Данная статья раскрывает понятие правового воспитания в Российской Федерации, указывает на его содержание и определяет необходимость развития данного процесса на территории страны. Автор рассматривает взаимосвязь таких явлений, как правовое воспитание и правосознание.

Ключевые слова: правовое сознание, правосознание, правовой нигилизм, образование, обучение, воспитание.

NEED FOR LEGAL EDUCATION OF THE POPULATION OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Annotation: today, legal education is one of the key elements of personality formation, the sufficient level of which allows creating a developed, law-abiding society. This article discloses the concept of legal education in the Russian Federation, indicates its content and determines the need for the development of this process in the country.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

The author considers the relationship of such phenomena as legal education and legal consciousness.

Key words: legal consciousness, sense of justice, legal nihilism, education, training, education.

В наше время вопрос необходимости правового воспитания населения является как никогда актуальным. Объясняется это, в первую очередь, важностью своевременного правового просвещения граждан Российской Федерации, так как законодательство государства, время от времени, претерпевает изменения во всех сферах деятельности. Любые изменения, как правило, воспринимаются отдельным человеком по-разному и лишь при достаточном объеме правового воспитания возможно достижение того уровня правосознания личности, при котором полноценно воспринимаются все правовые явления.

Правовое воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций, отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также передачу правовых установок из поколения в поколение [1, с. 640].

Правовое воспитание представляет систему элементов, которые образуют сам правовоспитательный процесс. Эта система включает в себя субъекты или же по-другому - воспитатели, объекты или же воспитуемые и правовоспитательные мероприятия, которые представляют собой формы, цели и средства правового воспитания [2, с. 496].

Правовое воспитание является одним из основных аспектов формирования правосознания человека, что в дальнейшем позволяет ему полноценно реализовывать себя в правовой среде.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентаций, выражающих отношение отдельных людей к праву, к тому, что

является правомерным или неправомерным. Формирование правосознания происходит, в первую очередь, под влиянием социальной среды, в которой находится человек.

На становление правосознания оказывают влияние определенные факторы, которые можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности личности, которые закладываются в его мировоззрении. При правильном подходе к воздействию на правосознание личности, велика вероятность развития у человека положительного отношения к праву.

Внешние факторы являются результатом деятельности самих творцов правосознания, то есть, это действия государственных органов, образовательных учреждений и СМИ, цель которых - повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. Основная деятельность данных субъектов представлена в форме передачи правового опыта и просвещения населения об изменениях в правовом пространстве.

Именно передача определенных правовых традиций и правового опыта от одного поколения к другому, а также воздействие на сознание личности позволяют беспрепятственно обеспечивать процесс становления правосознания различного уровня, как индивидуального, так и общественного.

Правовое воспитание закладывает основы для деятельности каждого поколения, что напрямую отражается на государстве. Иными словами, в зависимости от уровня правового воспитания зависит уровень правосознания, как индивида, так и общества в целом, что в действительности позволяет оценить общественную и политическую ситуацию в стране. Из этого следует, что существует необходимость оказывать влияние на правосознание населения с целью избегания его деформации в будущем. Во-первых, важно развивать у граждан уважение к нынешним правовым устоям, чтобы правовое пространство только укреплялось, а правовые традиции сохранялись и передавались следующему поколению.

Правовые ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России [3, с. 288].

На данном этапе российское законодательство раскрывает сущность правового воспитания через федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Ссылаясь на статью 2 данного нормативно-правового акта, понятие правовое воспитание можно раскрыть через ряд определений, а именно:

- образование - это процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

- воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе нравственных ценностей и принятых в обществе правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

- обучение - это процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, приобретению опыта применения знаний и формированию мотивации получения образования [4].

В совокупности всех видов воздействия на личность усиливается эффективность правового воспитания, что, безусловно, является преимуществом при формировании правосознания.

Само формирование правосознания необходимо начинать с момента становления личности, важно развивать у будущего поколения уважение к закону, раскрывать всю его ценность. В школе важно начинать знакомство подрастающего поколения с правовыми явлениями, давать осознание того, что соблюдение права - долг каждого законопослушного гражданина Российской Федерации.

В более осознанном возрасте можно начать углубление молодежи в процесс реализации права, раскрывать такие принципы как справедливость, гуманность, законность, то есть то, на чём держится наша правовая система.

Важно отметить, что правовое воспитание - важный фактор в предупреждении правонарушений. Сущность правосознания всегда неизменна, но из-за разного подхода и объема правового воспитания юридическое мировоззрение личности может сформироваться по-своему.

Вопрос о степени отличий правосознания преступников от правосознания лиц, соблюдающих закон, является дискуссионным. В литературе встречается отрицание указанной специфики и прежде всего на том основании, что встречающиеся у преступников негативные суждения имеют место и у тех, кто ведет себя правомерно.

Основываясь на анализе различных элементов правосознания, все авторы, проводившие криминологические исследования, отмечают существенную специфику лиц, совершавших преступления. Они отмечают в контингенте преступников дефекты в их правосознании [5, с.348].

Дефекты правосознания являются последствием отсутствия правового воспитания, поэтому одной из важнейших целей государства является

повышение уровня правового воспитания населения, и отсюда следует возрастание уровня правовой культуры и правосознания.

Необходимость правового воспитания также заключается в том, что половина населения государства даже не имеет представления и понимания своих прав, что в случае их нарушения не позволяет полноценно их отстаивать.

Процветает коррупция - это социальное и общественное явление, нарушающее правовые устои, и недостаточный уровень правовых знаний населения только укрепляет её положение.

Конечно, в нашем государстве предусмотрен ряд программ, направленных на повышение уровня правового воспитания населения, но, увы, на фоне других проблем существующих в стране, правовое воспитание отходит на второй план. Если сопоставить количество средств, которые отводятся на устранение проблем с коррупцией, то можно заметить, что вопрос правового воспитания в неком роде «запущен», но обе проблемы можно было бы решить путем повышения уровня правового образования страны.

В настоящее время правовое воспитание оказывает наименьшее влияние на становление личности, нежели воздействие социальной среды, именно поэтому данный аспект деятельности государства в условиях современной правовой системы находится на недостаточном уровне развитости и нуждается в доработке и болеё четкой систематизации.

Существует несколько путей повышения уровня правового воспитания, которые должны быть положены в основу государственной политики в области правового просвещения населения:

- ликвидация правового нигилизма - устранение причин возможной деформации правосознания личности и закрепление позитивного отношения к праву;

- укрепление доверия к власти - при расположенности населения к деятельности государства риск распространения правового нигилизма уменьшается, что лишь поддерживает стабильность в стране и ведет к достижению наиболее глубокого уровня правосознания;

- совершенствование законодательства - государство должно разрабатывать нормативно-правовые акты, направленные на правовое воспитание граждан. На данный момент законодательством предусмотрен лишь один федеральный закон, регламентирующий процесс правового воспитания, что снижает уровень просвещения населения;

- проведение мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения;

- самообразование населения.

При закреплении образовательных программ на законодательном уровне возможно наиболее эффективное достижение формирования у граждан уважения к закону, а также нетерпимости к коррупции, насилию и произволу.

Список литературы:

1. Барихин А. Б. «Большая юридическая энциклопедия». М., 2010. с. 640.

2. Рассказов Л. П. Теория государства и права - углубленный курс. М., 2016. с. 496.

3. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2005. с. 288.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".

5. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Болотова О.В. Криминальная психология: теоретические и методологические аспекты науки. Ставрополь, 2009. с. 348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.