Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / САМОВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL TRAINING / LEGAL ADVOCACY / LEGAL PRACTICE / SELF-EDUCATION / LEGAL CONDUCT / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Повышенное внимание к проблеме правомерности поведения граждан неслучайно и объясняется актуальностью усиления правовых доминант в российском обществе. Описанный процесс базируется на понимания и принятии нормативно-правовых основ российской государственности поскольку именно понимание и принятие вышеописанных аспектов формирует правосознание и гражданственность, как важнейшие элементы устойчивого развития общества и его институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LEGAL BEHAVIOR OF MINORS AS A PROBLEM OF PENITENTIARY PEDAGOGY

Increased attention to the problem of the legality of the behavior of citizens is not accidental and is explained by the relevance of strengthening legal dominants in Russian society. The described process is based on the understanding and adoption of the regulatory and legal framework of Russian statehood, since it is precisely the understanding and adoption of the above-mentioned aspects that forms the legal consciousness and citizenship as the most important elements of the sustainable development of society and its institutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Выводы. Сказанное о правовых установках и их влиянии на правомерное поведение субъектов права позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Важность правовых установок как фактора правомерного поведения субъектов права раскрывается путем последовательной ретракции понятий и значений правопорядка, законности, справедливости и дисциплины.

2. Правовые установки, выступая важнейшим целевым ориентиром, стимулируют правовую активность, побуждая субъектов права к правомерному поведению, а их специфика, определяемая волевой природой правового сознания, заключается в наполнении его смыслом.

3. Связь между правовыми представлениями и активностью личности в определенных правовых ситуациях обеспечивают правовые установки, которые целесообразно рассматривать как самостоятельный элемент правового сознания.

4. Результатом формирования объективного правового сознания, отражающего восприятие и осмысление правовых явлений, на основе правовых установок, являющихся отражением правовых знаний, является правомерное поведение личности, а также предрасположенность воспринимать и оценивать правовую информацию, процессы, готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой, выстраивать профессиональную деятельность в рамках правового поля.

Литература:

1. Джиембаев, Р.К. О проблеме повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан [Текст] / Р.К. Джиембаев // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2018. - № 3. - С. 30.

2. Игнатьева, Г.А. Проектирование деятельностного содержания в системе постдипломного образования: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Игнатьева Галина Александровна. - Нижний Новгород, 2006. - 41 с.

3. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., «Наука», 2011.

4. Система образования Исландии. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/islandija/

5. Система образования Швейцарии. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/shvejcarija/

6. Система образования Японии. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/yaponija/

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Повышенное внимание к проблеме правомерности поведения граждан неслучайно и объясняется актуальностью усиления правовых доминант в российском обществе. Описанный процесс базируется на понимания и принятии нормативно-правовых основ российской государственности поскольку именно понимание и принятие вышеописанных аспектов формирует правосознание и гражданственность, как важнейшие элементы устойчивого развития общества и его институтов.

Ключевые слова: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание, правовое поведение, правовая культура.

Annotation. Increased attention to the problem of the legality of the behavior of citizens is not accidental and is explained by the relevance of strengthening legal dominants in Russian society. The described process is based on the understanding and adoption of the regulatory and legal framework of Russian statehood, since it is precisely the understanding and adoption of the above-mentioned aspects that forms the legal consciousness and citizenship as the most important elements of the sustainable development of society and its institutions.

Keywords: legal training, legal advocacy, legal practice, self-education, legal conduct, legal culture.

Введение. Важно отметить, что социальные взаимодействия базируются как на наличии четких правовых (законы) и этических (мораль и нравственные ориентиры) норм поведения, так и на понимании субъектами взаимодействия данных норм (правосознание и правовая культура), их принятия (законопослушность) и наличия системы стимулов, которая побуждает следовать данным нормам (это в частности, система правового воспитания), в совокупности вышеописанные элементы формируют фундамент правомерного поведения, как зримого критерия того, насколько поведение как отдельных людей, так и групп соотносится с принятой в обществе нормативностью [4]. При этом в случае неверного понимания правовых норм, либо их неприятия формируется антиобщественное поведение, которое так же можно обозначить как неправомерное поведение, порожденное деформациями правового сознания [8]. Из-за недостаточного внимания к данной проблеме всё больше растёт число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А исследование учёных-юристов показали, что подростки, нарушившие закон, знают о правах и обязанностях только в рамках вынесенного им приговора.

Можно сделать заключение о том, что правомерное поведение является ключевым фактором, обуславливающим нормативность социальных взаимодействий и выступает фундаментом для формирования таких качеств как правовая культура, правовое самосознание и правовая грамотность с одной стороны, и выступает совокупным показателем принятия гражданами общественных правил и норм с другой стороны, что делает правомерное поведение основой для развития системы общественных отношений.

Правовое поведение, как феномен находится в фокусе научных исследований сравнительно недавно, и является предметом таких наук как педагогика, психология, юриспруденция и т.п. Изучению вопросов правомерного поведения и правового воспитания посвятили свои труды С.С. Алексеев, М.В. Бондаренко, В.К. Бабаев, В.Н. Баранов, Ф.П. Васильев, А.Б. Венгеров, О.А. Долгополов, С.Р. Дерюгина, Е.Л. Ковалева, Е.А. Киреева, К.А. Костина В.И. Кудрявцев, В.В. Лазарев, И.И. Матузов, А.В. Малько, Н.Б. Мухаммадиев,

В.В. Оксамытный, Т.А. Рубанцева. В.В.Топчий. Т.А. Титаренко, Е.В. Титова, Т.В. Худойкина, И.И. Шационок и др. [5].

Точкой взаимодействия в исследовании правомерного поведения является определение данного явления, под правомерным поведением понимается «сознательное волевое проявление личности, как субъекта правоотношений, которое выражается в соответствии жизнедеятельности субъекта принятым в обществе правовым нормам» [3]. Тем самым можно констатировать, что правомерное поведение является актом сознательного выбора, однако зависит от специфики среды в которой существует субъект права, что актуализирует проблемы правового воспитания, в особенности в рамках образовательной системы. При этом важно отметить, что такие параметры как правовое сознание, правовая культура и т.п. являются в конечном счете факторами определяющими состояние и динамику развития правомерного поведения, как относительно отдельной личности, так и общества в целом.

Изложение основного материала статьи. Правомерное поведение формирует правовые представления человека, определяют его поведение, отношение к правовой действительности и формируют его правовые действия. Актуальность представляет проблема формирования правомерного поведения личности, которая предусматривает проведение анализа факторов, определяющих потребность общества в правомерном поведении субъектов. Правомерное поведение является единственно адекватным, должным человеческим поведением, которое регулируется нормами права, именно благодаря правомерному поведению отношения получают свободное реализацию и развитие [2].

Придерживаясь правовых образцов поведения, люди разрешают противоречия во взаимоотношениях; правомерное поведение не способствуют возникновению разных конфликты, наоборот, укрепляют нравственность в отношениях между людьми.

Конституция РФ закрепляет критерии правомерного поведения субъектов в публично-правовой сфере:

а) «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18);

б) соответствие Конституции РФ и законам (п. 2 ст. 15) [6].

Государство вносит изменения законодательства, провозглашает основы правового просвещения граждан, принимает программы образования, особенно в сфере юриспруденции, предпринимает активные действия по борьбе с коррупцией.

Многие программы носят не завершенный характер, но некоторые продолжают действовать. К примеру, Государственная программа «Юстиция», утвержденная постановлением Правительства 4 апреля 2013 года, утвержденная Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года. Данная программа направлена на развитие в обществе правовой модели поведения граждан, искоренение правового нигилизма, воспитание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию [7].

Проблема реализации правовых норм является самой важной, поскольку обуславливает отношение к данным нормам и в конечном счете - правомерность поведения, что указывает на значимый аспект проблемы - правомерное поведение является результатом правовой социализации, т.е. знания и принятия правовых норм, в процессе правового воспитания, принятия правовой модели поведения, приобретения субъектами права правовой рефлексии (возможности оценивать и прогнозировать следствия того или иного поведения исходя из правовых норм и регламентированных последствий их нарушения).

Составляющие правовой культуры и социализации воплощаются следующими способами:

- формированием отношения личности к другим индивидуумам;

- поведением гражданина в обществе и его отношение к государству;

- отношением к самому себе.

Постоянный анализ, при чем, не только положительных факторов, нужен для того, чтобы сформировать правовую социализацию. Огромное значение имеют компоненты права, оказывающие негативное влияние на личность гражданина. Например, возможна неточность в формулировании отдельных норм закона, противоречивость актов или же сложность и объемность сводов законодательных актов.

Правовое воспитание достижимо за счет следующих необходимых средств: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание. Воспитание правовой культуры является одной из самых наиболее эффективных мер для предотвращения правонарушений и для борьбы с преступностью. Правовое воспитание состоит из систематического воздействия на сознание человека, из формирования культуры поведения индивидуума.

Важно отметить, что фактическая реализация в рамках современной правовой системы принципа «разрешено все, что прямо не запрещено в рамках законодательства» приводит к существенному расширению индивидуальной свободы субъекта права, что опять-таки актуализирует вопрос степени сформированности правомерного поведения, поскольку в таких условиях антиобщественное поведение, в том числе трансформирующееся в неправомерное гораздо проще формируется и закрепляется у субъектов правовых отношений. Таким образом, правомерное поведение приобретает широкий диапазон проявления: от полезного до наказуемого.

В данном контексте крайне важной является роль государства в формировании правомерного поведения, начиная с четкой идеологической линии и заканчивая поддержкой институтов, реализующих правовое воспитание личности. С этой целью нужно создавать юридические основы правомерного поведения -комплекс мер, которые будут создавать такие условия для существования человека, в которых учитываются потребности и интересы, охраняются права людей.

Решить проблему правового поведения необходимо с помощью права и правовых средств. В настоящее время основным механизмом формирования правомерного поведения личности выступает мотивация и стимулирование. Стимулы побуждают субъекта права формировать мотивы, которые в свою очередь приведут его к правомерному поведению. Поэтому стимулирование правомерного поведения тесно взаимосвязано с понятиями «мотив» и «мотивация». В правовой сфере при определении мотивации человек должен осознать потребность в чем-либо в виде интереса, определить характер своих действий, их конечный результат, соотнести деятельность с социальными требованиями, которые образуют систему юридических стимулирующих средств.

Большое влияние на мотивы субъектов оказывают стимулы, которые имеют правовую форму, в виде нормативных актов. Правовые стимулы - побудительные причины, которые направляют к цели и носят

предписательный характер. Правовые стимулы - это информационно-юридические средства, а не предметы, не вещи, не трудовая обстановка и т.п.

Цель правовых стимулов - вызвать мотивацию, которая будет направлена на активное правомерное поведение, на результат действий, на самостоятельность, свободу личности, инициативу, творчество, предприимчивость.

Правовые стимулы необходимо использовать поскольку, у общества и государства есть потребность в правомерном и активном поведении субъектов права в различных сферах жизни. Данные потребности формируют предпосылки чтобы установить в законодательстве конкретные правовые стимулы, которые могут повлиять на поведение субъектов в нужном направлении, побудить личность вести себя нужным образом [1].

К важным элементам правового стимулирования относятся правовые нормы-стимулы; юридические факты - стимулы; акты реализации прав и обязанностей; стимулирующие правоприменительные акты. Государство заинтересовано не просто в правомерном поведении субъектов, а в активно-правомерном поведении, для чего необходимы методы стимулирования.

Методом правового стимулирования правомерного поведения является метод льгот. Льготы часто изменяются, появляются новые более совершенные. Задача законодателя заключается в том, чтобы правильно установить льготы, используя их функциональные ресурсы. Поскольку характер и объем льгот определяет качество права. Это относится к налоговым льготам в бизнесе, социальным льготам для граждан, стимулируя их к правомерному поведению. Поэтому можно говорить о том, что льготы представляют право как систему правил.

Следующим и самым эффективным методом правового стимулирования правомерного поведения выступает метод поощрения. Это мощный юридический стимул, который побуждает к поощряемому результату.

Метод поощрения использует в качестве инструмента поощрительные нормы, которые можно встретить во всех отраслях права. Например, в трудовом праве. Устанавливая поощрение следует учитывать достижения правомерного поведения, то есть пользу для общественных отношений.

Еще один метод стимулирования правомерного поведения - метод юридической ориентации. Метод юридической ориентации при помощи информативность права как феномена коммуникационной среды дает возможность усвоения, закрепления и понимания своего содержания, что в конечном счете реализуется в возможность прогнозирования поведения людей и реакции на данное поведение. Тем самым нормы права, в случае их адекватного понимания и принятия представляют собой наиболее эффективный внутренний стимул к правомерному поведению, это проявляется в том, что субъект рефлексирует свое поведение, идеалы и морально-этические установки, взаимоувязывает их с правовыми нормами, тем самым позволяя выработать к ним устойчивое отношение. Устойчивое отношение к правовым нормам, в свою очередь позволяет выстраивать линию своего поведения планомерно, с осознанием ответственности за свои действия, что является эмоционально-волевым и мотивационным базисом правомерного поведения [1].

Выводы. Таким образом, формирование правомерного поведения личности состоит в совокупности внешних стимулов на мотивационную и эмоционально-волевую сферы личности (которая выступает при этом субъектом правовых отношений), что позволяет выработать устойчивое отношение к правовым нормам и их принятие, что является базисом формирования правомерного поведения личности. В заключение следует сказать, что высокий уровень правомерности поведения отдельного гражданина является необходимым условием построения правового государства и гражданского общества. Это возможно в том случае, если права и свободы отдельного человека будут рассматриваться как высшая ценность общества, и как следствие неукоснительно соблюдаться. Государство и граждане будут нести взаимную ответственность. Каждый член общества будет занимать активную гражданскую позицию, проявлять интерес к изменениям законодательства, будет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), а также будет знать, в какие органы он может обратиться с целью восстановления нарушенных прав. Правомерное поведение способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет законность, социальную справедливость в целом создает нравственную атмосферу для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня правомерности поведения поможет снизить число правонарушений, совершаемых людьми по причине не осведомлённости о том, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение.

Литература:

1. Адаева, О.В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях [Текст] / О.В. Адаева, Т.В. Худойкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №5(47). - Часть 6. Май. - С. 155-157.

2. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание [Текст] / В.Н. Баранов // Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2013. - С. 301-319.

3. Зарубаева, Е.Ю. Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость и типология [Текст] / Е.Ю. Зарубаева // Сибирский юридический вестник. - 2012. - № 1. - С. 44.

4. Иванова Е.А. Условия преодоления правового нигилизма подрастающего поколения // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории ипрактики. 2016. № 3 (8). С. 15-17.

5. Игнатьева, Г.А. Проектирование деятельностного содержания в системе постдипломного образования: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Игнатьева Галина Александровна. - Нижний Новгород, 2006. - 41 с.

6. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.

7. Об утверждении государственной программы «Юстиция» [Текст] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312, в ред. 29 марта 2019 г. №353-21 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 14. - Ст. 1743; 2019. - № 14 (часть III). - Ст. 1542.

8. Организация правового воспитания в современной России. Автореф. дис. канд. юрид. наук [Текст] / О.А. Долгополов. - Рязань, 2004. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.