Научная статья на тему 'ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ'

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПООЩРЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТИМУЛ / INCENTIVE / MOTIVATION / CIVIL SERVANT / ENCOURAGEMENT / LEGAL INCENTIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеев А.В.

Статья посвящена теоретической характеристике правового стимулирования. Делается вывод, что правовое стимулирование -это целенаправленное изменение мотивации и поведения субъекта права в юридической сфере посредством корректировки мотивации его деятельности. Субъект правового стимулирования не просто осознает степень, пределы и цель такого воздействия, а соглашается с предлагаемыми законом вариантами поведения. Признаки правового стимулирования: оно имеет цель, заключающуюся в коррекции мотивации поведения субъекта права в сторону увеличения социальной активности, полезности, правомерности, имеет внешний характер по отношению к внутренним побудительным мотивам и личностным стимулам поведения человека и поэтому может быть урегулированно правом, базируется на принципе справедливости в виде большего вознаграждения за большие усилия, осуществляется с помощью правовых стимулов, носит информационно-психологический характер и полностью осознается как субъектом, так и объектом стимулирующего воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL THEORETICAL CHARACTERISTICS INSTITUTE OF LEGAL INCENTIVES

The article is devoted to the theoretical characteristics of legal incentives. The author comes to the conclusion that legal stimulation is a purposeful change in the motivation and behavior of a legal entity in the legal sphere by adjusting the motivation of its activities. The subject of legal incentives is not only aware of the extent, limits and purpose of such influence, but also agrees with the proposed legal behavior options. Signs of legal stimulus are that it has a goal of correction of the motivation of behavior of an entity in the direction of increasing social activity, utility, and legality.; has external to internal motives and personal incentives, of human behavior and therefore can be settle law; is based on the principle of justice in the form of greater rewards for greater efforts; implemented through legal incentives; it is informational and psychological in nature and is fully realized by both the subject and the object of stimulating influence.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 34.03-043.86

DOI: 10.17072/2619-0648-2020-4-7-22

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

А. В. Дорофеев

Аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородский государственный

национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85

E-mail: adorofeev36@qmail.com

Аннотация: статья посвящена теоретической характеристике правового стимулирования. Делается вывод, что правовое стимулирование -это целенаправленное изменение мотивации и поведения субъекта права в юридической сфере посредством корректировки мотивации его деятельности. Субъект правового стимулирования не просто осознает степень, пределы и цель такого воздействия, а соглашается с предлагаемыми законом вариантами поведения. Признаки правового стимулирования: оно имеет цель, заключающуюся в коррекции мотивации поведения субъекта права в сторону увеличения социальной активности, полезности, правомерности, имеет внешний характер по отношению к внутренним побудительным мотивам и личностным стимулам поведения человека и поэтому может быть урегулированно правом, базируется на принципе справедливости в виде большего

© Дорофеев А. В., 2020

вознаграждения за большие усилия, осуществляется с помощью правовых стимулов, носит информационно-психологический характер и полностью осознается как субъектом, так и объектом стимулирующего воздействия. Ключевые слова: стимулирование; мотивация; государственный служащий; поощрение; правовой стимул

GENERAL THEORETICAL CHARACTERISTICS INSTITUTE OF LEGAL INCENTIVES

A. V. Dorofeev

Belgorod State National Research University (NRU "BelSU") 85, Pobedy st., Belgorod, Russia, 308015

E-mail: adorofeev36@qmail.com

Abstract: the article is devoted to the theoretical characteristics of legal incentives.

The author comes to the conclusion that legal stimulation is a purposeful change in the motivation and behavior of a legal entity in the legal sphere by adjusting the motivation of its activities. The subject of legal incentives is not only aware of the extent, limits and purpose of such influence, but also agrees with the proposed legal behavior options. Signs of legal stimulus are that it has a goal of correction of the motivation of behavior of an entity in the direction of increasing social activity, utility, and legality.; has external to internal motives and personal incentives, of human behavior and therefore can be settle law; is based on the principle of justice in the form of greater rewards for greater efforts; implemented through legal incentives; it is informational and psychological in nature and is fully realized by both the subject and the object of stimulating influence.

Keywords: incentive; motivation; civil servant; encouragement; legal incentive

Доминирующим направлением государственной политики должно стать выявление и создание сильных мотивационных стимулов к законной деятельности. Их нормативное, идеологическое, методологическое и организационное обеспечение позволит решить многие государственные проблемы современного российского общества. В связи с этим актуальной задачей выступает научная разработка целостной общетеоретической концепции правового стимулирования всех субъектов социально-правовой жизни. На основе этого впоследствии можно будет усовершенствовать действующее законодательство с целью упорядочения общественной жизни, активизации и стиму-

лирования добровольного правомерного поведения граждан, повышения эффективности государственного механизма и, в частности, деятельности государственных служащих.

Безусловно, стимулирование активно преобразующей, эффективной и качественной деятельности государственных служащих не является «изобретением» современной юридической науки или практики. Институт правового стимулирования широко применялся еще в Древней Руси. Более последовательное и системное регулирование института стимулирования чиновников ввел Петр I в «Табели о рангах», где были прописаны возможности для служебного и профессионального роста госслужащих.

К началу ХХ в. в России сформировалась достаточно сложная система стимулирования карьерного роста чиновников, их добросовестной высококвалифицированной и качественной деятельности на благо общества и государства. Однако изменение в 1917 г. общественно-политической обстановки, социально-экономических условий жизнедеятельности, слом монархического государственно-политического строя и имперской правовой системы России привели к необходимости выработки новой системы стимулов деятельности государственных служащих Советского государства на основе трансформированной идеологической и политико-правовой парадигмы.

Повышение легитимности государственной власти, сокращение издержек на содержание государственного аппарата, повышение управляемости общества, поддержание на высоком уровне правопорядка, законности, дисциплины и одновременное повышение эффективности деятельности государственных служащих - это задачи, которые всегда стоят перед любым государством. С другой стороны, стимулирование деятельности госслужащих актуализируется в годы серьезных социально-политических потрясений (государственных переворотов, революций, резкой смены государственно-политического строя и т.п.) ввиду значимости для новых властвующих элит фактора личной лояльности вновь назначаемых чиновников при одновременном снижении их профессионализма.

По разным причинам в 1990-е гг. в нашей стране возобладала идея, согласно которой повышение денежного содержания госслужащих может решить все эти задачи разом. И до сих пор от нее не спешат отказываться. Вместе с тем исторический опыт, в том числе Советского государства, предоставляет собой весьма эффективный и недорогостоящий механизм повышения качества труда и законопослушности любого субъекта права - стимулирование как вид воздействия на мотивацию субъектов права для корректировки их поведения в целях достижения социально полезных результатов.

Как верно отмечается в социологической литературе, любое социальное взаимодействие осуществляется на основе обмена затрат на вознаграждение. В качестве последнего могут выступать так называемые социальные ценности: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки (например, изменение поведения). Причем материальное стимулирование (денежное вознаграждение), по общему мнению, хотя и является элементарным, универсальным и потому демократичным средством, относится к самым ничтожным, малозначимым ввиду своей исчерпаемости, возобновляе-мости и несвязанности с личностью стимулируемого лица. Очевидно, что денежное вознаграждение не способно полноценно обеспечить высокую эффективность деятельности любых субъектов права, в том числе государственных служащих, что и показали последние десятилетия российской действительности, а также исторический опыт организации института государственной службы в Советском государстве раннего периода.

Общеизвестно, что социальное одобрение и уважение выступают наиболее значимыми для личности, а потому во все времена являются весьма действенными средствами нематериального стимулирования. Четвертый тип социального вознаграждения (изменение поведения контрагента, партнера) в теории права выступает как цель стимулирования какой-либо деятельности.

Представляется, что именно широкое использование разнообразных средств стимулирования деятельности всех субъектов права, его нормативное, идеологическое, методологическое и организационное обеспечение позволит решить многие государственные проблемы современного российского общества. А правовой характер государственной власти и механизма регулирования общественных отношений, а также конституционно закрепленный приоритет прав и свобод личности повысит значимость данного института по сравнению с принуждением и наказанием, носящими исключительный и негативный характер.

От того, насколько эффективно используется в государстве институт правового стимулирования деятельности госслужащих (в том числе при совершенствовании механизмов управления в целях построения правового государства и гражданского общества), напрямую зависит оптимизация в сфере экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения и др.

Значимость института правового стимулирования обусловлена еще и тем, что именно в нем непосредственно реализуется универсальный принцип справедливости с помощью установления адекватной награды за качествен-

ную работу, деятельность1. Психологический аспект проблемы проявляется и в том, что серьезные противоречия между содержанием института правового стимулирования и ожиданиями народных масс на достойную оценку их работы и активной жизненной позиции приводят к резко выраженным проявлениям недовольства населения властью, действующим законодательством и даже существующим строем: бунтам, забастовкам, митингам, революциям, государственным переворотам и прочим дестабилизирующим актам в социальной жизни общества.

Вообще проблема стимулирования поведения индивида изучается многими науками: психологией, экономикой, социологией. Для точного понимания смысла и содержания исследуемого феномена необходимо обратиться к их достижениям.

Логическая цепочка, в которой значимое место занимает стимулирование, выглядит следующим образом: каждая личность обладает потребностями, которые посредством отражения в сознании проявляются вовне через интересы личности. Осознанный интерес, в свою очередь, обусловливает постановку целей и формирует мотивационную сторону функционирования личности в обществе, т.е. порождает правомерное или неправомерное поведение человека.

Рассмотрим данный процесс более подробно. Известно, что «личность» - термин, характеризующий устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества2. При этом формирование личности - это сложный противоречивый процесс взаимодействия и взаимовлияния человека и социальной среды.

Потребности личности, обусловливающие ее социальную активность, принято подразделять на две группы:

а) первичные - физиологические потребности во сне, еде, дыхании, убежище, сохранении жизни и здоровья, воспроизводстве самого себя в детях и т.д. (они инстинктивны, а не осознаваемы и подлежат первоочередному удовлетворению);

б) вторичные - психологические потребности в общении, доверии, безопасности, самореализации, накоплении материальных ресурсов и проч. (они зависят от особенностей характера и воспитания человека, т.е. могут

1 О наградах, поощрениях и льготах подробнее см.: Малько А. В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С. 153-156; Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. С. 58-62; Нырков В. В. Поощрения и наказания как средства реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 193-203 и др.

2 Прохоров А. М. Личность // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 14. С. 578-597.

быть скорректированы в отличие от физиологических; однако их реализация неполноценна или незначима без удовлетворения потребностей, входящих в первую группу).

Внешним выражением потребности является интерес, который проявляет себя через сознание, т.е. человек, осознавая свои потребности, ранжируя их, выстраивает для себя иерархию своих интересов, целей и приоритетов в конкретной ситуации или применительно к жизни в целом. Система таких личностных интересов, подлежащих реализации и защите, формирует систему жизненных норм и принципов жизнедеятельности человека.

Здесь же следует отметить, что некоторые интересы людей являются униерсальными ценностями, признаваемыми в качестве таковых всем обществом и на этом основании подлежащими защите со стороны публично организованной власти - государства. Это такие ценности, как жизнь, свобода, равенство, справедливость. Их гарантирование, защита и охрана являются одной из ключевых обязанностей любого современного государства, позиционирующего себя в качестве социального и правового.

Далее, интерес, будучи осознанным, побуждает личность к постановке целей своей жизнедеятельности (поступка, деяния или деятельности) и формированию мотивов их достижения. Как справедливо отмечал В. И. Ку-рилов, «мотив - это обоснование необходимости конкретного действия»3. Мотив стимулирует связку «потребности-интересы» и предшествует конкретному поступку. Социальная деятельность характеризуется многообразием мотиваций и личностных побуждений: личных интересов, идейной убежденности, подражания, страха наказания, ожидания награды и т.д. В совокупности потребности, интересы и мотивы составляют комплекс субъективных внутренних побудительных факторов мотивации определенного типа поведения личности.

В свою очередь, поведение личности - это форма проявления активности человека под влиянием различных потребностей и мотивов, в том числе преодоление препятствий при достижении поставленных целей.

С другой стороны, поведение человека и его отдельные поступки не могут быть детерминированы лишь внутренними побудительными причинами, поскольку человек - существо социальное. Внешнее воздействие на процесс формирования целей, интересов и на мотивацию поведения личности для их корректировки в позитивную сторону осуществляется посредством стимулов.

3 Курилов В. И. Личность. Труд. Право. М.: Юридическая литература, 1989. С. 92

- 12 -

Итак, на личность воздействует внутренняя побудительная сила в виде мотива и внешняя - в виде правового стимула. Объективный анализ мотивов, выявление факторов и стимулов, влияющих на поведение человека, выработка наиболее оптимального механизма воздействия на них позволяют государству наиболее эффективно регулировать правовые отношения и деятельность субъектов права, формировать и поддерживать режим законности и правопорядка в пределах своей территории, достигать поставленных социально значимых целей и результатов с наименьшими затратами ресурсов.

Завершая краткий обзор, подчеркнем, что именно на последнем этапе трансформации потребностей в поведенческие акты (на этапе формирования мотива поведения) государство как регулятор общественной жизни посредством права (нормирования поведения законом) способно скорректировать действия, поступки, деятельность людей и коллективов.

Следует отметить, что поведенческая сторона жизнедеятельности личности неоднократно становилась объектом научного познания, в частности специально-юридического4. При этом наиболее значимой в юридической науке классификацией поведения индивидов или их групп является деление на правомерное и неправомерное5. Естественно, что для общества и государства полезным признается первое, а вредным - второе.

Отметим, что понятие правового стимулирования вызывает в науке многочисленные споры; его правовая природа имеет немало смысловых оттенков. Отраслевой опыт научного осмысления института стимулирования позволяет в обзорном порядке отметить следующее.

Наиболее последовательно стимулирование рассматривается в рамках трудового права как средство и способ регулирования трудовых отношений в целях повышения трудовой активности, качества и производительности труда работников, а также побуждения их к добросовестному выполнению трудовых обязанностей и должностных функций.

В цивилистике стимулирование зачастую трактуется как способ воздействия на поведение участников имущественных и личных неимущественных отношений с целью обеспечения обязательств, понуждения к исполнению обязательств по договору, защиты авторских интересов и прав и проч.

4 См., например: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М.: Юридическая литература, 1978. 261 с.; Кудрявцев В. Н. Право и поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. 226 с.

5 Фролова Н. Ю. Правомерное и неправомерное поведение как парные юридические категории: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010. 21 с.

6 Подробнее о правовом воздействии на поведение личности см.: ОрзихМ. Ф. Право и личность: вопросы теории правового воздействия на личность. Киев-Одесса: Вища школа, 1978. 143 с.

В административно-правовых исследованиях стимулирование тради-

7

ционно изучается как метод государственного управления , средство поощрения инициативности, профессионализма и качественности работы государственных служащих и иных подконтрольных и управляемых субъектов8.

В криминалистике стимулирование также характеризуется как способ воздействия на поведение участников соответствующих правоотношений путем обещания устранения или смягчения будущего наказания (или иного обременения), условий его отбывания и т.д. Несмотря на специфическую «негативность» стимулирования в данной сфере, в целом его смысл, назначение и механизм действия остаются прежними: побуждение, дополнительное мотивирование личности к повышению правомерности своего поведения.

В аналогичном ключе стимулирование проявляется в экологических, земельных и прочих правоотношениях, где стимулы используются для обеспечения надлежащего выполнения обязанностей и для поощрения пользователей земель и экологических объектов.

С общетеоретических позиций единства в подходах к понятию стимулирования нет. Так, Ф. Н. Фаткулин под этим явлением понимает одно из

9

правовых средств, компонент метода правового регулирования .

В. И. Курилов определяет правовое стимулирование как самостоятельный метод и правовое средство обеспечения правомерного поведения и правовой активности личности10. При этом суть стимулирования, по его мнению, заключается в том, чтобы со стороны государства и общества создать условия для дополнительной заинтересованности человека в реализации своих прав и обязанностей. С. В. Мирошник в институте правового стимулирования выделяет несколько типов: по стимулируемому объекту, по характеру получаемых благ, по количеству используемых правовых стимулов11.

Таким образом, все исследователи подчеркивают позитивно направленный побудительный характер правового стимулирования, поскольку оно повышает заинтересованность субъекта в правомерном либо в более активном и социально полезном поведении.

7 Конин Н. М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления // Актуальные вопросы современной юридической науки. Саратов, 1978. Ч. 1. С. 109-112.

8 Например, В. И. Орлов рассматривает правовое стимулирование как метод и один из способов реализации правовых норм. См.: Орлов В. И. Стимулирование как метод государственно-хозяйственного управления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1978. 14 с.

9 Фаткуллин Ф. Н. Проблемы теории государства и права. Казань: [б.и.], 1987. 156 с.

10 Курилов В. И. Личность. Труд. Право. М.: Юридическая литература, 1989. С. 92.

11 Мирошник С. В. Теория правового стимулирования: дис ... д-ра юрид наук. Ростов н/Д, 2003. 172 с.

Следовательно, основная цель стимулирования - это усиление мотивации правомерного и социально активного поведения субъектов права. В ряде случаев можно выделить дополнительную цель - изменение мотивации вплоть до кардинального изменения целей, приоритетов, интересов и мотивов жизнедеятельности личности. То есть в целом правовое стимулирование используется для коррекции мотивации и ставящихся на ее основе целей поведения субъектов права. При этом коррекция мотивации может повлечь не только изменение первоначальных целей и приоритетов, но и изменение (замещение) обусловливающих их потребностей. Например, работник, не соглашающийся дополнительно исполнять обязанности уволенного коллеги за прибавку к зарплате или обещание повышенной премии, может передумать, если работодатель предложит ему дополнительный отпуск или отгул в удобное для него время.

Следует особо отметить, что стимулирование не может быть связано с прямым принуждением12, т.к. за субъектом сохраняется определенная свобода поведения и одновременно он побуждается к тому типу поведения, в котором заинтересовано общество (государство, работодатель, контрагент, руко-водитель)13. То есть с помощью стимулов происходит сближение, сопряжение внутренних личностных мотивов поведения и социально полезных целей и результатов.

С другой стороны, В. М. Ведяхин совершенно точно подметил, что содержание стимулирования имеет сложную внутреннюю структуру и обладает протяженностью во времени. Так, в него, по мнению ученого, входят внешние факторы, влияющие на мотивацию субъекта, набор правовых стимулов, способы их применения, сам процесс стимулирования (процедуры, последовательность, этапы и проч.), а также планируемый результат деятельности14.

Данное высказывание позволяет четко провести разграничение между стимулом и процессом его воздействия - стимулированием. Первое - это вид правовых средств (институциональных явлений), используемых для правового регулирования (в форме стимулирования), а второе - процесс воздействия правовых стимулов на интересы и мотивы субъектов,

12 Согласно общетеоретической характеристике механизма правового регулирования принуждение и стимулирование (равно как и убеждение, рекомендация, дозволение, обязывание, запрещение) являются самостоятельными способами правового регулирования. Хотя, конечно же, применение этих способов в том или ином сочетании преследует цель стимулирования правомерного поведения в широком смысле слова.

13 Иванов С. А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве. М.: Наука, 1982. С. 40; Курилов В. И. Личность. Труд. Право. М.: Юридическая литература, 1989. С. 126.

14 Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 1992. № 1. С. 50.

обладающий протяженностью во времени, этапностью, целенаправленностью, нормативно-правовой урегулированностью и позитивностью.

Предметом правового стимулирования является в первую очередь внутренняя мотивация поведения субъекта, а в конечном итоге - его поведенческая активность, конкретные реальные действия и поступки. Такое воздействие характеризуется благоприятными юридическими условиями (добровольность, свобода выбора, расширение возможностей и др.), способствующими удовлетворению его личных интересов (защита прав, законных интересов, реализация субъективных притязаний, получение льгот и проч.).

Правовое стимулирование - это не любое внешнее воздействие, а только информационное по своему характеру, предполагающее целенаправленное изменение мотивации и поведения субъекта в юридической сфере посредством корректировки мотивации его деятельности15, осознаваемое и одобряемое им самим. Здесь следует особо подчеркнуть, что субъект правового стимулирования не просто осознает степень, пределы и цель такого воздействия, а понимает его выгоду для себя, соглашается с предлагаемыми законом вариантами поведения, осмысленно и взвешенно выбирая из них наиболее удобный. В противовес этому, методы стимулирования, применяемые в маркетинге, PR-технологиях, информационных войнах и прочих типах воздействия на мотивацию и поведение человека, стремятся не проявлять вовне свое существование, ориентируются на бессознательное и эффективны именно ввиду их неосознаваемости объектом воздействия.

Таким образом, правовое стимулирование - это информационно-психологическое воздействие с помощью правовых стимулов на мотивацию субъектов права для корректировки их поведения в целях придания ему более высокой степени правомерности и социальной активности, а также достижения иных социально полезных результатов.

Признаки стимулирования:

Это деятельность, являющаяся протяженной во времени, подразделяющаяся на этапы, имеющая конкретную цель.

Правовое стимулирование имеет внешний характер по отношению к внутренним побудительным мотивам и личностным стимулам поведения человека. Ввиду этого оно может быть урегулированно правом, законом.

В нем реализуется высшая ценность - принцип справедливости в виде большего вознаграждения за большие усилия.

15 Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: [б.и.], 2003. С. 142-143.

Цель правового стимулирования заключается в коррекции мотивации поведения субъекта права в сторону увеличения его социальной активности, полезности, правомерности.

Предмет воздействия при правовом стимулировании - это мотивация личности, а не его деятельность. Поэтому использование оборота «стимулирование деятельности» правомерно только лишь с этой оговоркой и только ввиду сложившеся правовой традиции.

Правовое стимулирование осуществляется с помощью правовых стимулов.

Оно носит информационно-психологический характер и полностью осознается как субъектом, так и объектом стимулирующего воздействия. И именно в таком качестве оно наиболее эффективно.

Косвенный характер правового стимулирования обуславливает его необязательность для стимулируемого субъекта права (в отличие от прямого запрета, ограничения деятельности либо однозначного обязывания как методов правового регулирования), предоставляя последнему дополнительные возможности материального или нематериального характера и оставляя ему свободу поведенческой траектории.

Как следует из предыдущего пункта, правовое стимулирование в обязательном порядке предполагает сохранение свободы воли и поведения личности, а следовательно, наличие альтернативы, в рамках которой корректируется мотивация и поведение субъекта права. Стимулировать безальтернативный вариант поведения (единственно разрешенный законом) бессмысленно.

Желаемым (планируемым) результатом правового стимулирования выступает сохранение правомерности поведения личности, ее отказ от неправомерных поступков (правонарушений), повышение социально-правовой активности (в том числе использование предоставленных законом прав и возможностей), качества и эффективности деятельности (труда, услуг и т.д.).

Правовое стимулирование состоит в побуждении лица к приложению каких-либо сверхусилий по сравнению с обычным типом поведения, к тому, чтобы оно сделало больше, чем способно в нормальном режиме функционирования, смогло прыгнуть выше головы: совершить подвиг, выдать двойную норму добычи угля, поставить спортивный рекорд - по максимуму; или по минимуму - смогло выйти из зоны комфорта (пользуясь терминологией психологов) и не допустить ошибок в работе (для судей это важный показатель качества работы), досрочно сдать курсовую работу, выполнить срочный заказ, прийти на выборы и проголосовать, повысить квалификацию или принять участие в органах самоуправления, обществен- 17 -

ной деятельности, благотворительности, политической деятельности. То есть стимулирование в какой-то мере носит исключительный характер: можно «повышать процент», но нельзя сделать стимулируемый вариант поведения нормой.

Из-за того что правовое стимулирование оказывает непосредственное воздействие на психику и сознание индивида, оно обладает большой значимостью для формирования правосознания социально активной и законопослушной личности.

Правовое стимулирование, безусловно, предполагает в конечном итоге удовлетворение интересов стимулируемого лица. Стимул должен быть привлекательным для человека, позволять быстрее удовлетворять его потребности по сравнению с первоначальным вариантом поведения. А. В. Малько и его последователи в этом смысле используют термин «расширение возможностей», и мы с ними согласны.

Из изложенного следует несколько важных выводов.

Во-первых, не подлежат корректировке и, соответственно, социальному и правовому регулированию действия, направленные на удовлестворение инстинктивных, базовых физиологических потребностей человека. Любые попытки их ограничения не принесут положительного результата и могут привести к серьезным социальным потрясениям.

Во-вторых, стимулирование деятельности индивидов и их групп возможно лишь на этапе осознания потребностей и формирования поведенческой мотивации. Стимулирование «постфактум» бесполезно и может вызвать лишь негативную реакцию человека: недоумение или даже возмущение («если бы я знал, то постарался бы., по-другому бы сделал.»; «почему я узнаю об этом только сейчас?»). Подчеркнем, что стимулирование - это воздействие не на поведение лица (как в случае с запретом или обязыванием), а на мотивацию этого поведения, т.е. оно носит опосредованный, «мягкий» характер. Закон не предписывает субъекту поступать определенным образом, игнорируя его волю и желания, а создает благоприятные условия для его более активного пользования правами и для повышения степени правомерности поведения. При этом стимулирование того или иного типа поведения как внеший способ воздействия на мотивацию не может игнорировать или отрицать внутренние мотивы личности, а, наоборот, должно базироваться на них, использовать их во благо самому человеку, обществу и государству в целом. То есть процесс правового стимулирования включает в себя не только создание внешней благоприятной ситуации, но и необходимое соответствие ее внутренней структуре личности.

В-третьих, стимулирование как процесс может выражаться как с помощью позитивных побудительных действий («пряников», если использовать язык пословиц и поговорок), таких как обещание награды, льготы, послабления, смягчающие обстоятельства, так и с помощью негативных («кнутов»): обещания наказания, ужесточения режима, введения ограничения или прямого запрета и т.п. Последние воздействуют на человека методом «от противного» и демонстрируют отрицательные, невыгодные для него последствия избранного варианта поведения («не повысишь квалификацию - о повышении можешь забыть»). Вместе с тем следует помнить, что примененние в чистом виде только негативных стимулирующих инструментов малоэффективно: они носят дополнительный, несамостоятельный информирующий характер и всегда должны подкрепляться позитивными. Здесь следует особо подчеркнуть, что запреты, ограничения и наказания не являются стимулами в полном смысле этого слова, поскольку их воздействие направлено на поведение человека, а не на его мотивацию (которую они попросту игнорируют ввиду своей природы). Но одновременно знание о них (информационное воздействие) в виде прогноза воздействует уже на мотивацию будущего поведения личности, корректируя его. То есть стимулом может быть лишь обещание благ (или ненаступления нежелательных последствий), предупреждение о негативных и позитивных последствиях избранного типа поведения, подкрепленное указанием на более выгодный вариант. Таким образом, само стимулирование носит исключительно позитивный характер, поскольку нацелено на усиление мотивации правомерного поведения и снижение привлекательности неправомерного. Образно выражаясь, позитивные средства стимулирования (стимулы в прямом смысле слова) тянут, а негативные - толкают, но цель у них одна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, объем стимулирования (степень проникновения в мотивацию и внешнего влияния на свободу выбора каждого человека) зависит от степени социальной значимости планируемых результатов. И здесь вопрос пределов стимулирования очень тесно связан с проблемой определения пределов правового регулирования в целом и вмешательства в личную жизнь человека в частности. Так, стимулирование поведения законопослушного гражданина в быту определяет характер внешнего вмешательства обозначением границ дозволенного и перечня выгод от добровольного и добросовестного соблюдения и исполнения правовых предписаний. Если речь идет о поведении, имеющем большее социальное значение, то власть посредством закона запрещает определенные виды действий (запрет совершать правонарушения) в целях защиты интересов других членов общества. В случае когда желаемое поведение имеет

общегосударственное или большое социальное значение, публичная власть не только устанавливает жесткие рамки для осуществления такой деятельности и повышенную ответственность за их нарушение, но и последовательно скрупулезно регламентрирует порядок ее реализации (государственная служба, оборот оружия, опасных, наркотических и психотропных веществ, судопроизводство и др.). В первом случае в качестве объекта воздействия обычно выступают отдельные действия и поступки людей, во втором - поведение, деятельность индивидов как совокупность и последовательность поведенческих актов, нацеленных на непосредственную реализацию права в форме соблюдения, использования или исполнения, в третьем - юридическая деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на реализацию права в форме правоприменения.

Итак, подводя итог рассмотрению общетеоретических аспектов структурирования и функционирования института правового стимулирования деятельности государственных служащих, отметим, что доминирующее направление развития современного общества - выявление и создание сильных мо-тивационных стимулов к правомерной и качественной деятельности государственных служащих по повышению их трудовой и служебной активности.

Правовое стимулирование рассматривается нами как информационно-психологическое воздействие с помощью правовых стимулов на мотивацию субъектов права для корректировки их поведения в целях придания ему более высокой степени правомерности и социальной активности, а также достижения иных социально полезных результатов.

Правовое стимулирование обладает протяженностью во времени, побудительностью, исключительностью, альтернативностью, комплексностью, позитивностью и привлекательностью, носит информационно-психологический характер и полностью осознается стимулируемым лицом, выступая в качестве способа реализации его свободы и принципа справедливости.

При этом конечным результатом правового стимулирования выступает сохранение правомерности поведения личности, ее отказ от неправомерных поступков (правонарушений), повышение социально-правовой активности (в том числе использование предоставленных законом прав и возможностей), качества и эффективности деятельности, труда, услуг, работ и т.п. В более глобальном смысле стимулирование (как способ воздействия на психику и сознание личности) формирует правосознание социально активной и законопослушной личности.

Особо подчеркнем, что правовое стимулирование нацелено лишь на мотивацию субъекта и корректирует только ее, а не деятельность субъекта, в

чем и состоит косвенность его воздействия. Правовая мотивация связана с воздействием норм права на сознание человека. Ее можно определить как совокупность осознаваемых побуждений, формирующихся под воздействием норм права и внутренних потребностей человека16.

В свою очередь, правовое стимулирование государственных служащих можно определить как информационно-психологическое воздействие с помощью правовых стимулов на мотивацию государственных служащих в целях повышения качества и эффективности их профессиональной деятельности. Его особыми признаками при этом выступают: а) осуществление руководителем в рамках иерархических властеотношений, б) урегулирование нормативно-правовыми актами (в т. ч. процессуально), в) нацеленность в конечном счете на удовлетворение общесоциальных интересов, г) осуществление в рамках правоприменительной деятельности.

Библиографический список

Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 1992.

№ 1.

Иванов С. А., Р. З. Лившиц Личность в советском трудовом праве. М.: Наука, 1982.

Конин Н. М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления // Актуальные вопросы современной юридической науки. Саратов: [б.и.], 1978. Ч. 1.

Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М.: Юридическая литература, 1978.

Кудрявцев В. Н. Право и поведение: норма и патология. М.: Наука,

1982.

Курилов В. И. Личность. Труд. Право / В.И. Курилов. М.: Юридическая литература, 1989.

Курилов В. И. Личность. Труд. Право. М.: Юридическая литература,

1989.

Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004.

Малько А. В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. № 4.

Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: [б.и.], 2003.

Мирошник С. В. Теория правового стимулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

Нырков В. В. Поощрения и наказания как средства реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3.

16 Соболев С. А. Трудовое законодательство и мотивация поведения человека // Государство и право. 1994. № 1. С. 68.

ОрзихМ. Ф. Право и личность: вопросы теории правового воздействия на личность. Киев-Одесса: Вища школа, 1978.

Орлов В. И. Стимулирование как метод государственно-хозяйственного управления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1978.

Прохоров А. М. Личность // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 14.

Соболев С. А. Трудовое законодательство и мотивация поведения человека // Государство и право. 1994. № 1.

Фаткуллин Ф. Н. Проблемы теории государства и права. Казань: [б.и.],

1987.

Фролова Н. Ю. Правомерное и неправомерное поведение как парные юридические категории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010.

Информация для цитирования

^ Дорофеев А. В. Общетеоретическая характеристика института ^ правового стимулирования // Ex jure. 2020. № 4. C. 7-22. ' ^ DOI: 10.17072/2619-0648-2020-4-7-22.

И

Щ Dorofeev A. V. General Theoretical Characteristics Institute of Legal Incentives. Ex jure. 2020. № 4. Рр. 7-22. (In Russ.). DOI: 10.17072/26190648-2020-4-7-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.