Научная статья на тему 'К определению понятия «Антикоррупционное стимулирование»'

К определению понятия «Антикоррупционное стимулирование» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / LEGAL INCENTIVES / ANTI-CORRUPTION INCENTIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заброда Д. Г.

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию правовой природы и сущности антикоррупционного стимулирования. Систематизированы признаки, характерные для данной правовой категории. С использованием инструментального подхода, выработанного теоретиками права (Алексеев С. С., Малько А. В., Мирошник С. В., Пугинский Б. И., Сапун В. А.), сформулирована авторская дефиниция этого понятия. Установлено, что признаками антикоррупционного стимулирования являются: сфера его реализации общественные отношения, опосредованные коррупцией и процессами противодействия этому явлению, его причинам и условиям; цели формирование, поддержание и коррекция антикоррупционного поведения, позитивная или негативная целевая ориентация; предупреждение коррупционных деяний, устранение возникновения и развития конфликта интересов, коррупционных рисков, устранение причин и условиях, порождающих коррупционные правонарушения, содействие реализации антикоррупционного статуса; средства основные (правовые) и вспомогательные (психологические, педагогические, организационные, информационные); процессуальный характер. Под антикоррупционным стимулированием предложено понимать урегулированное законодательством, осуществляемое в установленном порядке и с использованием позитивных и негативных стимулов, воздействие на лиц, выполняющих функции государственного, муниципального (административного) и иного публичного управления организацией, с целью формирования, поддержания и коррекции их антикоррупционного поведения и содействия в реализации их антикоррупционного статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the definition of the notion "anti-corruption stimulation"

The article deals with the main approaches to understanding the legal nature and essence of anti-corruption incentives. The features characteristic of this legal category are systematized. Using the instrumental approach developed by legal theoreticians (S. S. Alekseev, A. V. Malko, S. V. Miroshnik, B. I. Puginsky V. A. Sapun), the author's definition of this concept is formulated. It has been established that the features of anti-corruption incentives are: the scope of its implementation public relations mediated by corruption and processes to counteract this phenomenon, its causes and conditions; aims forming, maintaining and correcting anti-corruption behavior, positive or negative target orientation; prevention of corruption, the elimination of the emergence and development of a conflict of interest, corruption risks, the elimination of the causes and conditions that give rise to corruption offenses, the promotion of anti-corruption status; tools basic (legal) and backup (psychological, pedagogical, organizational, informational); procedural nature. It is proposed that anti-corruption incentives be understood as regulated by law, carried out in due course and using positive and negative incentives impact on persons performing the functions of state, municipal (administrative) and other public administration of the organization, aimed at forming, maintaining and correcting their anti-corruption behavior and assistance in the implementation of their anti-corruption status.

Текст научной работы на тему «К определению понятия «Антикоррупционное стимулирование»»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 4. - С. 159-165.

УДК 342.7

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ»

Заброда Д. Г.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию правовой природы и сущности антикоррупционного стимулирования. Систематизированы признаки, характерные для данной правовой категории. С использованием инструментального подхода, выработанного теоретиками права (Алексеев С. С., Маль-ко А. В., Мирошник С. В., Пугинский Б. И., Сапун В. А.), сформулирована авторская дефиниция этого понятия.

Установлено, что признаками антикоррупционного стимулирования являются: сфера его реализации - общественные отношения, опосредованные коррупцией и процессами противодействия этому явлению, его причинам и условиям; цели - формирование, поддержание и коррекция антикоррупционного поведения, позитивная или негативная целевая ориентация; предупреждение коррупционных деяний, устранение возникновения и развития конфликта интересов, коррупционных рисков, устранение причин и условиях, порождающих коррупционные правонарушения, содействие реализации антикоррупционного статуса; средства - основные (правовые) и вспомогательные (психологические, педагогические, организационные, информационные); процессуальный характер.

Под антикоррупционным стимулированием предложено понимать урегулированное законодательством, осуществляемое в установленном порядке и с использованием позитивных и негативных стимулов, воздействие на лиц, выполняющих функции государственного, муниципального (административного) и иного публичного управления организацией, с целью формирования, поддержания и коррекции их антикоррупционного поведения и содействия в реализации их антикоррупционного статуса.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, правовое стимулирование, антикоррупционное стимулирование.

Выступая 01.03.2018 г. с ежегодным посланием в Федеральном собрании, Путин В. В. сформулировал важнейший для ближайшего будущего нашей страны приоритет - «прорывное развитие России», основные направления реализации которого нашли свое отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].

Обеспечение структурных изменений в экономике страны и вхождение в группу государств с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта, требует среди прочего и осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, в том числе и оптимизации правового механизма противодействия коррупции.

Поэтому важнейшей задачей гуманитарной и, в частности, юридической науки на сегодняшнем этапе развития российского социума, является выявление подлинных мотивов поведения личности, а также наиболее действенных средств усиления мотивации и непосредственно стимулирования общественно полезного, активного и законопослушного поведения субъектов права, и подавления, сдерживания, ограничения - социально вредного, запрещенного, противоправного поведения.

159

Например, Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 гг. предусмотрено: совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных образовательных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания и др.[2]

К методам противодействия коррупции Президент России относит: расширение механизмов прямой демократии, раскрытие потенциала гражданской активности, который заложен в Конституции, поощрение и соревнование идей, предложений, подходов к решению задач развития; ликвидацию давления власти и правоохранительных органов на бизнес, цифровизацию системы государственного управления, повышение её прозрачности, внедрение проектных методов работы; повышение заинтересованности чиновников в росте своей эффективности, их нацеленности на получение конкретного результата; стимулирование продвижения современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе и др.

Указанные методы носят комплексный характер. При этом наибольший эффект обеспечивается конгломерацией правовых и иных средств воздействия на коррупционные связи и отношения. Следует согласиться с мнением Хабриевой Т. Я., указывающей, что «правовые меры должны сочетаться с иными, неправовыми мерами противодействия коррупции, которые будут убеждать общество в ее пагубности и разрушительной силе» [3].

Цель данной публикации - рассмотрение антикоррупционного стимулирования, как части правовых средств противодействия коррупции, в том числе и формулирование его определения, а также других базовых категорий, раскрывающих его сущность.

Для её достижения предполагается систематизировать основные научные подходы к пониманию сущности антикоррупционного стимулирования, выявить признаки, характерные для данной правовой категории, а также формулирование авторской дефиниции «антикоррупционное стимулирование».

Изучение сущности и места правовых средств противодействия коррупции, а также их стимулирующего потенциала, является предметом исследования теоретиков права, криминологов, административистов, цивилистов, специалистов в отрасли трудового, земельного, международного права, а также психологов, политологов, социологов, экономистов и др.

На наш взгляд, характеристику данной категории необходимо проводить с использованием инструментального подхода, выработанного теоретиками права (Алексеев С. С., Малько А. В., Мирошник С. В. , Пугинский Б. И., Сапун В. А. ). Так, Алексеев С. С. указывал, что правовое регулирование возможно за счет «...определенных форм и звеньев - запреты, правоспособность, право и обязанности и др.», а также посредством механизма правового регулирования, как «.взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которого обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения» [4-7].

160

В свою очередь, Малько А. В. обращал внимание на то, что правовые средства действуют и имеют эффект «в связке» цель - средство - результат. При этом он отмечал, что объединение юридических средств в систему направлено на получение «социально значимых результатов» [8, с. 321-340].

Следует поддержать мнение Маляевой Е. О., Маляева К. В. о том, что «.правовое регулирование осуществляется не только распределением прав и обязанностей, но и нормативным закреплением средств психологического воздействия, склоняющих к желаемому поведению. Наряду с угрозой государственного принуждения роль стимулятора - и притом не в меньшей степени - играет обещание и предоставление определенного рода поощрений» [9].

Проблема стимулирования находит свое отражение в различных отраслях жизни человека, от повседневного общения до медицинской практики, психологии и права. Юристами стимулирование рассматривается в контексте «.социального контроля за поведением в сфере отношений, регулируемых правом», а также в связи с «... применением мер, устраняющих отклоняющееся поведение...» субъекта [10].

По мнению Звечаровского И. Э. правовое стимулирование - это «.процесс целенаправленного воздействия на личность, осуществляемый посредством системы взаимосвязанных государственно-правовых мер, закрепленных в запрещающих, обязывающих и поощрительных нормах права, основанный на учете различных уровней внутренней регуляции и того содержания потребностей и интересов, которые формируются под влиянием условий жизнедеятельности» [10].

Следует учесть и позицию Алексеева С. С., который, рассматривая психологический подход к механизму правового регулирования, отмечает, что «.перед нами, в сущности, своего рода проекция способов правового регулирования на психологическую среду личности» [5, с. 15].

Отраслевое преломление различных подходов к правовому стимулированию демонстрирует ряд исследователей.

Трудовое право трактует стимулирование как: метод воздействия на поведение работника, опосредствованного через его мотивацию; побуждение к труду через удовлетворение различных потребностей личности, что выступает в качестве компенсации за трудовое усилие; ориентацию на получение удовлетворения от трудового процесса и результатов труда в целом [11; 12; 13, с. 365].

Юдин К. А. считает, что «.правовое стимулирование служебной деятельности ОВД РФ - это юридическое воздействие, осуществляемое в особом процедурном порядке при помощи системы правовых стимулов и направленное на активизацию правомерного, добросовестного, профессионального и результативного служебного поведения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России» [14, с.10-11].

Рассматривая стимулирование на государственной службе Протасов Ю. С., предлагает понимать в контексте «.воздействие на сознание личности и поведение индивида с целью побуждения его к активным действиям, способствующим достижению целей управления» [15, с.7].

В контексте исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, Тюрин А. И., указывает, что это - «.правотворческая и правоприменительная деятельность органов государственной власти и органов военного управления, направленная на создание и существование такого правового режима, при котором дости-

161

жение государственнозначимых (общественно полезных) целей военной службы обеспечивается добросовестным исполнением военнослужащими своих обязанностей, основанным на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов» [16, с. 27-28].

Проанализировав правовое стимулирование с позиции административного, уголовного, трудового права, цивилистики, Пашинцева У. В. утверждает, что это -«...информационно-психологическое воздействие с помощью правовых стимулов на мотивацию субъектов права для корректировки их поведения в целях придания ему более высокой степени правомерности и социальной активности, а также достижения иных социально- полезных результатов» [17, с. 122]. По мнению Волковой В. В. «.стимулирование - это совокупность экономических, организационных и социально - психологических предпосылок внешнего воздействия на человека, учитывающих его внутренние побудительные мотивы и направленных на обеспечение заинтересованности людей в результатах их деятельности» [18].

Как метод государственного управления, средство поощрения инициативности, профессионализма и качества работы государственных служащих и иных подконтрольных и управляемых субъектов, исследуется эта категория в административном праве и науке государственного управления.

В уголовном праве и криминологии - это способ воздействия на до- и посткриминальное поведение участников правоотношений путем побуждения к отказу от противоправного поведения, обещания устранения или смягчения будущего наказания (или иного обременения), условий его отбывания и т.д.

При этом общими для отраслевых видов стимулирования являются смысл, назначение и механизм действия - побуждение, дополнительное мотивирование личности к повышению активности и правомерности своего поведения, обеспечения надлежащего исполнения своих обязанностей, активизации реализации полномочий и для удовлетворения публичных и индивидуальных интересов.

Для общей характеристики правового стимулирования Юдиным Ю. К. предлагается учитывать, что оно «. является разновидностью стимулирования, понимаемого как внешнее воздействие на личность человека; осуществляется посредством системы правовых стимулов; осуществляется в рамках функций права, в особом правовом, процедурном порядке; направлено на активизацию правомерной деятельности человека» [14, с. 31].

Брунер Р. А. включает в понятие правового стимулирования и деятельностный аспект, рассматривая его как «.правотворческую и правоприменительную деятельность ОВД, направленную на создание и существование такого правового режима, при котором достижение государственно-значимых (общественно полезных) целей службы обеспечивается добросовестным исполнением конкретными сотрудниками ОВД своих обязанностей, основанным на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов» [19, с.53].

Луценко И. М. дополняет определение понятия динамической составляющей, понимая под ним «.длительный процесс правового влияния правовых стимулов на потребности и интересы лица, направленный на активизацию его правомерного поведения з целью достижения поставленных целей» [20, с. 9-10].

Интегрируя различные исследовательские подходы, к особенностям правового стимулирования предлагается относить: наличие системных характеристик (функ-

162

ций, принципов, целей, содержания (правовой стимул, субъекты, средства), механизма реализации; процессуальный характер (развитие во времени, возможность выделения стадий и этапов; внешний характер по отношению к внутренним побудительным мотивам и личностным стимулам поведения человека; урегулированость законом; нацеленность на коррекцию мотивации поведения субъекта права в сторону увеличения ее социальной активности, полезности, правомерности; дуализм (юридическая и информационно-психологическая природа); множественность методов стимулирования, в том числе и обеспечение свободы поведения и альтернатив коррекции мотивации и поведения субъекта права; направленность на сохранение правомерности поведения личности, ее отказ от неправомерных поступков (правонарушений), повышение социально-правовой активности (в т.ч. использование предоставленных законом возможностей), качества и эффективности труда и т.д.); исключительность применения; ориентирование на удовлетворение интересов или расширение возможностей стимулируемого лица; длительность процесса правового воздействия.

Формулируя понятие «антикоррупционное стимулирование» целесообразно учитывать следующее: оно относится к правовым средствам противодействия коррупции; ему присущи признаки правового стимулирования; сфера его реализации - общественные отношения, опосредованные коррупцией и процессами противодействия этому явлению, его причинам и условиям; его цели - формирование, поддержание и коррекция антикоррупционного поведения, позитивная или негативная целевая ориентация; предупреждение коррупционных деяний, устранение возникновения и развития конфликта интересов, коррупционных рисков, устранение причин и условиях, порождающих коррупционные правонарушения, содействие реализации антикоррупционного статуса; средства - основные (правовые) и вспомогательные (психологические, педагогические, организационные); процессуальный характер.

Таким образом, под антикоррупционным стимулированием предлагается понимать урегулированное законодательством, осуществляемое в установленном порядке и с использованием позитивных и негативных стимулов, воздействие на лиц, выполняющих функции государственного, муниципального (административного) и иного публичного управления организацией, с целью формирования, поддержания и коррекции их антикоррупционного поведения и содействия в реализации их антикоррупционного статуса.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Путина В. Федеральному Собранию, 01 марта 2018 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 15.09.2019). - Текст электронный.

2. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2018 г. № 378. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ruyT7fzjNWOafz18Tr8AI91JAeqRIB34Umu.pdf (дата обращения 15.09.2019). - Текст электронный.

3. Хабриева Т. Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права - 2012. - № 6 (186). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-i-pravo-doktrinalnye-podhody-k-postanovke-problemy (дата обращения 15.09.2019). - Текст электронный.

4. Алексеев С. Л., Алексеева Ю. С. Основы антикоррупционного права : Учебное пособие /С. Л. Алексеев, Ю. С. Алексеева / Под ред. А .Ю. Епихина, д. юрид. наук, профессора - Казань: ЧОУ

163

ВО «Академия социального образования», 2013. - 184 с.

5. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т. / С. С. Алексеев, Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1982. - 360 с.

6. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. - М. : Юридическая литература, 1966. - 187 с.

7. Алексеев С. С. Теория права / С. С. Алексеев. - М. : Издательство БЕК, 1995. - 320 с.

8. Проблемы теории государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999. - 740 с.

9. Маляева Е. О., Маляев К. В. К вопросу о поощрительных нормах / Е. О. Маляева, К. В. Маляев // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. -2001. - № 2. - С.177-180.

10. Звечаровский И. Э. Стимулирование в праве : понятие и структурные элементы / И. Э. Звеча-ровского //Правоведение. - 1993. - № 5. - С. 112-117.

11. Нефагина К. А. Понятие и сущность стимулирования в трудовом праве - К. А. Нефагина // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2008. - № 2 (15). - С. 83-86.

12. Зубкова А. Нормирование труда в условиях становления рыночных отношений / А. Зубкова // РЭЖ. - 2000. - № 11. - С. 87-95.

13. Мескон М. Х., Альбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альбер, Ф. Хедоури /пер. с англ. М., 2000. - 800 с.

14. Юдин К. А. Правовое стимулирование служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (теоретико-прикладной аспект): дис... канд. юрид. наук: 12.00.01 / К. А. Юдин. -Нижний Новгород, 2018. - 248 с.

15. Протасов Ю. С. Стимулирование на государственной службе: перспективы использования зарубежного опыта в российских условиях: монография / Ю. С. Протасов [и др.]. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. - 128 с.

16. Тюрин А. И. Стимулирование исполнения обязанностей военной службы : практические рекомендации для командиров и начальников / А. И. Тюрин //Серия «Право в Вооружённых Силах -консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2008. - Вып. 84. - С.27-28.

17. Пашинцева У. В. Понятие, сущность и содержание правового стимулирования деятельности государственных служащих / У. В. Пашинцева // Сборник публикаций научного журнала «Chronos» по материалам 1Х международной научно-практической конференции: «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - М : Научный журнал «Chronos», 2017. - С.121-125.

18. Волкова В. В. Стимулирование государственной управленческой деятельности / В. В. Волкова. URL: http:// elibrary.ru/download/elibrary_21359945_78423898.pdf (дата обращения 15.09.2019). - Текст электронный.

19. Брунер Р. А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД / Р. А. Брунер // Вестник Московского университета МВД России. - № 6. - 2015. - С. 51-58.

20. Луценко И. Н. Правовые стимулы: теоретико-правовые основы и механизмы реализации: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / И. Н. Луценко. - Киев, 2009. - 18 с.

Zabroda D. G. To the definition of the notion "anti-corruption stimulation" /D. G. Zabroda // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 4. -Р. 159-165.

The article deals with the main approaches to understanding the legal nature and essence of anticorruption incentives. The features characteristic of this legal category are systematized. Using the instrumental approach developed by legal theoreticians (S. S. Alekseev, A. V. Malko, S. V. Miroshnik, B. I. Puginsky V. A. Sapun), the author's definition of this concept is formulated.

It has been established that the features of anti-corruption incentives are: the scope of its implementation - public relations mediated by corruption and processes to counteract this phenomenon, its causes and conditions; aims - forming, maintaining and correcting anti-corruption behavior, positive or negative target orientation; prevention of corruption, the elimination of the emergence and development of a conflict of interest, corruption risks, the elimination of the causes and conditions that give rise to corruption offenses, the promotion of anti-corruption status; tools - basic (legal) and backup (psychological, pedagogical, organizational, informational); procedural nature.

It is proposed that anti-corruption incentives be understood as regulated by law, carried out in due course and using positive and negative incentives impact on persons performing the functions of state, municipal

164

(administrative) and other public administration of the organization, aimed at forming, maintaining and correcting their anti-corruption behavior and assistance in the implementation of their anti-corruption status.

Keywords: corruption, anti-corruption, legal incentives, anti-corruption incentives.

Spisok literatury'

1. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Putina V. Federal'nomu Sobraniyu, 01 marta 2018 g. -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (data obrashheniya 15.09.2019). - Tekst e'lektronny'j.

2. O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018-2020 gody'A Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 iyunya 2018 g. № 378. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/T7fzjNWOafz18Tr8AI91JAeqRIB34Umu.pdf (data obrashheniya 15.09.2019). - Tekst e'lektronny'j.

3. Xabrieva T. Ya. Korrupciya i pravo: doktrinal'ny'e podxody' k postanovke problemy' / T. Ya. Xa-brieva // Zhurnal rossijskogo prava - 2012. - №6 (186). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-i-pravo-doktrinalnye-podhody-k-postanovke-problemy (data obrashheniya 15.09.2019). - Tekst e'lektronny'j.

4. Alekseev S. L., Alekseeva Yu. S. Osnovy' antikorrupcionnogo prava : Uchebnoe posobie /S. L. Ale-kseev, Yu. S. Alekseeva / Pod red. A . Yu. Epixina, d. yurid. nauk, professora - Kazan' : ChOU VO «Akad-emiya social'nogo obrazovaniya», 2013. - 184 s.

5. Alekseev S. S. Obshhaya teoriya prava: V 2-x t. / S. S. Alekseev, T. 2. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1982. - 360 s.

6. Alekseev S. S. Mexanizm pravovogo regulirovaniya v socialisticheskom gosudarstve / S. S. Ale-kseev. - M. : Yuridicheskaya literatura, 1966. - 187 s.

7. Alekseev S. S. Teoriya prava / S. S. Alekseev. - M. : Izdatel'stvo BEK, 1995. - 320 s.

8. Problemy' teorii gosudarstva i prava / pod red. M. N. Marchenko. M., 1999. - 740 s.

9. Malyaeva E. O., Malyaev K. V. K voprosu o pooshhritel'ny'x normax / E. O. Malyaeva, K. V. Mal-yaev // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2001. - № 2. -S.177-180.

10. Zvecharovskij I. E'. Stimulirovanie v prave : ponyatie i strukturny'e e'lementy' / I. E'. Zvecha-rovskogo //Pravovedenie. - 1993. - № 5. - S. 112-117.

11. Nefagina K. A. Ponyatie i sushhnost' stimulirovaniya v trudovom prave - K. A. Nefagina // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». - 2008. - № 2 (15). - S. 83-86.

12. Zubkova A. Normirovanie truda v usloviyax stanovleniya ry'nochny'x otnoshenij / A. Zubkova // RE'Zh. - 2000. - № 11. - S. 87-95.

13. Meskon M. X., Al'ber M., Xedouri F. Osnovy' menedzhmenta / M. X. Meskon, M. Al'ber, F. Xe-douri /per. s angl. M., 2000. - 800 s.

14. Yudin K. A. Pravovoe stimulirovanie sluzhebnoj deyatel'nosti organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii (teoretiko-prikladnoj aspekt): dis... kand. yurid. nauk: 12.00.01 / K. A. Yudin. - Nizhnij Novgorod, 2018. - 248 s.

15. Protasov Yu. S. Stimulirovanie na gosudarstvennoj sluzhbe: perspektivy' ispol'zovaniya zarubezh-nogo opy'ta v rossijskix usloviyax: monografiya / Yu. S. Protasov [i dr.]. - Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2014. - 128 s.

16. Tyurin A. I. Stimulirovanie ispolneniya obyazannostej voennoj sluzhby' : prakticheskie rek-omendacii dlya komandirov i nachal'nikov / A. I. Tyurin //Seriya «Pravo v Vooruzhyonny'x Silax - kon-sul'tant». - M.: «Za prava voennosluzhashhix», 2008. - Vy'p. 84. - S.27-28.

17. Pashinceva U. V. Ponyatie, sushhnost' i soderzhanie pravovogo stimulirovaniya deyatel'nosti gosu-darstvenny'x sluzhashhix / U. V. Pashinceva // Sbornik publikacij nauchnogo zhurnala "Chronos" po materi-alam IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Voprosy' sovremennoj nauki: problemy', ten-dencii i perspektivy'» g. Moskva: sbornik so stat'yami (uroven' standarta, akademicheskij uroven'). - M : Nauchny'j zhurnal '' Chronos '', 2017. - S.121-125.

18. Volkova V. V. Stimulirovanie gosudarstvennoj upravlencheskoj deyatel'nosti / V. V. Volkova. URL: http:// elibrary.ru/download/elibrary_21359945_78423898.pdf (data obrashheniya 15.09.2019). - Tekst e' lektronny'j.

19. Bruner R. A. Metody' podderzhaniya sluzhebnoj discipliny' i obespecheniya zakonnosti v OVD / R. A. Bruner // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - № 6. - 2015. - S. 51-58.

20. Lucenko I. N. Pravovy'e stimuly': teoretiko-pravovy'e osnovy' i mexanizmy' realizacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.01 / I. N. Lucenko. - Kiev, 2009. - 18 s.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.