Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах и возможность ее использования в
России
The experience of combating corruption in foreign countries and the possibility of its use in
Russia
Готыжева Фатимат Васмировна,
КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова)
Gotyzheva Fatimat Vasmirovna,
Kabardino-Balkarian state University (Kabardino-Balkarian state University. After H. M. Berbekov)
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы коррупционных процессов в деятельности государственного служащего. Особая роль отводится исследованиям зарубежной практики противодействий коррупционным процессам с целью формирования в России целесообразного механизма предотвращения коррупции. Предполагается решение данных проблем при помощи формирования эффективных антикоррупционных законодательных актов, систем регулирования коррупции, усовершенствований систем материальных и моральных стимулирований, повышения качества подготовок и переподготовок каждого муниципального служащего и др.
Summary: The article deals with the problems of corruption processes in the activities of a civil servant. The role of research international practices of anti-corruption processes in order of formation in Russia of suitable mechanism to prevent corruption. It is supposed to solve these problems by means of formation of effective anti-corruption legislative acts, systems of corruption regulation, improvement of systems of material and moral incentives, improving the quality of training and retraining of each municipal employee, etc.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, государственная служба, механизмы противодействия коррупции, антикоррупционная стратегия, антикоррупционная культура.
Keywords: ^гт^ю^ corruption crime, public service, anti-corruption mechanisms, anticorruption strategy, anti-corruption culture.
Международное общество и правительство многих государств давно определили, что коррупционные процессы вызываю колоссальные материальные, политические и
моральные негативные факторы в обществе, поэтому уделяется вопросу предотвращения коррупции повышенное внимание, осознавая, что преодолеть коррупционные процессы можно только при реализации твердых политических механизмов и только масштабными систематизирующими мероприятиями.
По мнению многих специалистов, исследование зарубежной практики преодоления коррупционных процессов и реализации антикоррупционного стандарта поможет сформировать в России наиболее эффективные комплексы по борьбе с коррупцией [4]. Следует отметить, что более существенный успех в преодолении коррупционных процессов достигнут следующими государствами: Данией, Финляндией, Швецией, Канадой, Нидерландами, Австралией, Сингапуром, Люксембургом, Швейцарией, Германией, Великобританией, Израилем, Францией, США [1]. Методы противодействия коррупции в данных государствах достаточно разнообразны: от формирования эффективных антикоррупционных законодательных актов до пропаганды законопослушных высоконравственных типов поведения служащего. Коррупционные процессы отслеживаются на каждом уровне и во всех их проявлениях, а антикоррупционный опыт ориентирован на методы укрепления правопорядков и оздоровлений морально-психологического положения в обществе.
Одним из основных посреди постиндустриальных государств активные методы борьбы с коррупционной составляющей начало правительство Сингапура и в довольно кратчайший срок добилось значительных успехов. Антикоррупционные стратегии ориентированы на следующие главные цели: методы упрощения бюрократической процедуры; жесткой регламентации полномочий каждого чиновника; регулирование соблюдения этического стандарта. В государстве сформированы сильные антикоррупционные законодательные акты, высоким авторитетом пользуется власть, рационально функционируют различные Бюро по исследованию случаев коррупционных процессов. Предусматривается процедура пересмотров антикоррупционного плана и конкретных мероприятий борьбы с коррупцией. Достаточно широко применяется системы штрафов, лишения свободы, конфискаций, увольнений с работы. Помимо этого, взяточники рискуют не только своей свободой, но ставят под сомнение успешное будущее своих детей и родственников.
Особенно важна практика государства Израиль в деле предотвращения коррупционной составляющей. Израиль представляет собой одно из существенно свободных от коррупционных процессов государств. Здесь коррупционные процессы понимаются как незаконные способы обогащения государственного служащего за счет применения служебных положений. Один из видов преодоления коррупции — системы
мониторинговых контролей за возможным коррупционным действием. Большим опытом стало наложение законодательного запрета и ограничения на приобретение подарков и иных благ. Немалую значимость имеет кодекс профессиональной этики, который содержит рекомендацию по принятиям решений, конкретного запретительного и рекомендательного правила; примера приемлемых и неприемлемых типов поведения в конкретных случаях.
Комплекс мер по борьбе с коррупционной составляющей в Нидерландах построен на установке стратегий «системных устранений коррупционных процессов», ориентирован на создание уважительных взаимоотношений с чиновниками, которые служат государству и обслуживают людей. Существуют программы противодействия коррупционных процессов, которые включают в себя целые комплексы мероприятий (методы гласности в вопросе обнаружений коррупционных процессов; методы усиления регулирования деятельности людей, находящихся на должности повышенных коррупционных рисков; увеличение антикоррупционных типов культуры; формирование обстановки, при которой служащему становится не выгодным идти на сделки и т.д.).
Опыт борьбы с коррупцией в США основан на сочетании мероприятий по преодолению коррупционных процессов с мероприятиями по их пресечениям и привлечениям к уголовно-правовой ответственности, на строгих определениях ограничения, запрета и гарантии, связанной с поступлениями и прохождениями государственных и муниципальных служб. В США присутствует обязательный для каждого чиновника принцип служебных видов деятельности и этического поведения. Антикоррупционную форму контроля осуществляет соответствующий комитет и комиссия Сената и Палаты представителей Конгресса США. Главная роль отведена Федеральным бюро по расследованию. В мероприятиях по преодолению коррупционных процессов и наказаниям участников сделок используются судебный орган, прокуратура, министерство юстиции, специальные подразделения полиции, институт независимых прокуроров [6]. Также, любой гражданин США может сообщить в министерство юстиции об известных ему фактах коррупции и получить за такую информацию часть суммы.
В Канаде коррупционные правонарушения квалифицируются как самые тяжелые преступления против общества, государственной и муниципальной службы и нередко приравниваются к государственной измене. К уголовной ответственности на равных основаниях привлекаются и взяткодатель, и взяткополучатель. Наказания весьма серьезные: парламентарию коррупционное преступление приравнивается к государственной измене, и это грозит лишением депутатской неприкосновенности и тюремным заключением сроком до 14 лет. Координирующую роль в деле борьбы с
коррупцией играет специальный государственный антикоррупционный комитет. По его инициативе в 1985 г. был принят Кодекс этики государственного служащего.
Необходимо также рассмотреть опыт Китая в деле борьбы с коррупцией. Несмотря на то, что эта страна пока не особенно преуспела в сфере подавления коррупции, здесь достоинством антикоррупционной политики является опора на многовековые культурные традиции народа и приведение национального законодательства в соответствие с международным стандартом. Координирующая роль возложена на партийные организации КПК и Государственное управление по предупреждению коррупции [2]. Созданы специальные народные суды, которые заняты исключительно коррупционными делами [4]. Китайское антикоррупционное законодательство довольно жесткое, за взяточничество и коммерческий подкуп предусмотрены жесткие меры уголовной ответственности, в том числе два вида смертных приговоров. За последних десять к уголовной ответственности за взяточничество привлечено более миллиона работников партийно-государственного аппарата, расстреляно почти 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили от 10 до 20 лет тюремного заключения [3]. Важнейшей формой борьбы с коррупцией стала периодическая аттестация, квалификационные экзамены и ротация кадров, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать сложившиеся служебные, дружеские и другие связи, порождающие незаконные действия.
По мнению исследователей, модель коррупции, существующая во Франции, во многом сходна с той, которая сегодня сложилась в России. К основным сферам коррупционного поражения относятся: расходование средств государственного бюджета; государственная и муниципальная служба; взаимоотношения между органами власти различных уровней и предпринимателями. В стране с 1993 года действует жесткий закон «О предотвращении коррупции и о прозрачности экономической деятельности и публичных процедурах», существует правительственная комиссия по этике, президентская комиссия по предотвращению конфликта интересов (в 2011 году ими рассмотрено 3386 коррупционных дел). В Министерстве юстиции создана Центральная служба предотвращения коррупции. Для того чтобы усилить контроль за карьерными перемещениями сотрудников, находящихся на государственной службе, а также ограничить влияние этих перемещений на решение каких-либо сугубо частных вопросов, создана Комиссия по деонтологии государственной службы.
Серьезные проблемы с коррупцией испытывает сегодня Германия. Одним из основных правовых средств борьбы с коррупцией в этой стране стали нормы федерального закона о дисциплинарном режиме государственной службы, Уголовного и Уголовно-
процессуального кодексов. Достаточно быстрый рост коррупции обусловил принятие в августе 1997 г. специального закона «О борьбе с коррупцией».
5) все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих.
Исследование зарубежного опыта противодействия коррупции позволяет констатировать, что невозможно обойтись без хорошо отлаженных механизмов правового, организационно-кадрового и информационно-разъяснительного обеспечения политики противодействия коррупции. К числу наиболее важных мер предупреждения и пресечения коррупции, как свидетельствует опыт успешных в деле противодействия коррупции стран, можно отнести следующие:
1) формирование высокоэффективной правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;
2) создание хорошо отлаженной системы государственных органов, организаций и подразделений, способной на высоком профессиональном уровне обеспечить качественное исполнение принятых антикоррупционных решений;
3) повышение уровня прозрачности управленческих процессов; улучшение контроля и отчетности; уменьшение монополизма власти [5];
4) создание механизма решения кадровых вопросов, исключающего возможность преследования частных интересов;
5) повышение профессионализма служащих;
6) оптимизация материального стимулирования и социальной защиты государственных и муниципальных служащих. Зарплата должна быть достаточно высокой с тем, чтобы обесценить доходы от взяток;
7) внедрение кодексов этики.
Многое из зарубежного опыта может быть адаптировано и учтено при реализации российской антикоррупционной стратегии. В первую очередь это касается: развития правовых основ противодействия коррупции; устранения коррупциогенных факторов; оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок; соблюдения требований к служебному поведению; разработки гибких форм мониторинга коррупционных правонарушений в целях своевременного принятия мер; активизации международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Список использованной литературы 1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография. — М, 2011. — 304 с.
2. Ахмедшин Н.Х. Поднебесная — судьба моя. Книга памяти. — М., 2009. — 275 с.
3. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник. — М., 2011.
4. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. — М., 2011. — 192 с.
5. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления. — М., 2010. — 551 с.
6. Козочкина И. Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов. — М., 1998. — 144 с.