Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты профилактики проявлений коррупции и формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников'

Правовые и организационные аспекты профилактики проявлений коррупции и формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1302
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИЯ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / КРИМИНАЛЬНЫЕ И АСОЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА / МОНИТОРИНГ ПРОЯВЛЕНИЙ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR / PREVENTION OF CORRUPTION / PERSONAL INTEREST / CRIMINAL AND ASOCIAL PERSONS / MONITORING OF CORRUPTION MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассохин Анатолий Васильевич

В статье рассматривается правовой механизм профилактики проявления коррупции и организационные аспекты формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников. Автор предлагает пути формирования у прокурорских работников антикоррупционного поведения. На основе анализа нормативных актов выделены обязательные мероприятия для руководителей органов прокуратуры в целях формирования антикоррупционного поведения и профилактических мер. Исследуется понятие сущность коррупционного поведения на основе дефиниции «личная заинтересованность», «правовой статус» работника органа прокуратуры. Предлагаются конкретные меры по вопросу мониторинга, профилактики и формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рассохин Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PREVENTION OF CORRUPTION AND FORMATION OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR AMONG PROSECUTORS

The article considers the legal mechanism for preventing corruption and organizational aspects of the formation of anti-corruption behavior among prosecutors. The author suggests ways to form anti-corruption behavior among prosecutors. Based on the analysis of normative acts, mandatory measures are identified for the heads of Prosecutor's offices in order to form anti-corruption behavior and preventive measures. The article examines the concept of the essence of corruption behavior based on the definition of “personal interest”, “legal status” of an employee of the Prosecutor's office. Specific measures are proposed to monitor, prevent and develop anti-corruption behavior among prosecutors.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты профилактики проявлений коррупции и формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников»

Правовые и организационные аспекты профилактики проявлений коррупции и формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников

Рассохин Анатолий Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент, Уральский государственный юридический университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается правовой механизм профилактики проявления коррупции и организационные аспекты формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников. Автор предлагает пути формирования у прокурорских работников антикоррупционного поведения. На основе анализа нормативных актов выделены обязательные мероприятия для руководителей органов прокуратуры в целях формирования антикоррупционного поведения и профилактических мер. Исследуется понятие сущность коррупционного поведения на основе дефиниции «личная заинтересованность», «правовой статус» работника органа прокуратуры. Предлагаются конкретные меры по вопросу мониторинга, профилактики и формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников.

Ключевые слова: антикоррупционное поведение, профилактика коррупция, личная заинтересованность, криминальные и асоциальные лица, мониторинг проявлений коррупции.

S2

сэ см о см со

Правовую и организационную основу антикоррупционного поведения прокурорских работников включает: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Особое место занимают ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указы Президента РФ, ведомственные документы Генерального прокурора РФ.

Углубленное изучение нормативных правовых актов, которые касаются антикоррупционного поведения, показывают, что для достижения цели формирования у прокурорских работников данного поведения необходимо проводить следующие организационные и правовые меры [6]:

- организовать работу по исполнению предписаний нормативно-правовых актов РФ, ведомственных актов Генеральной прокуратуры РФ, а также управленческих решений в сфере борьбы с коррупцией, формирование комплекса условий, неблагоприятных для проявления коррупционного поведения и позволяющих снизить число коррупциогенных факторов;

- обеспечить исполнение прокурорскими работниками перечисленных требований к антикоррупционному поведению, в том числе организация и проведение внутриведомственных проверок и привлечение к ответственности, содержащейся в законодательстве Российской Федерации;

- создание в органе или организации прокуратуры Российской Федерации отрицательного отношения к поведению федеральных государственных служащих, которое может быть воспринято окружающими как обещание или предложение дать взятку либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В рамках перечисленных типовых мер организационно-распорядительного характера, целесообразно выделить обязательные мероприятия, проведение которых необходимо осуществлять прокурорам всех структурных органов.

1 блок. Организация по планированию, осуществлению данных мероприятий, а также по контролю за их исполнением происходит как раз в процессе такой формы деятельности, как совещания (еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, отчетные, годовые и т.п.), когда совместная деятельность сотрудников прокуратуры (прежде всего руководителей) органов позволяет сформулировать более четкие цели, задачи, действия, меры по контролю.

2 блок. Совестный анализ и мониторинг статистической и иной информации по антикоррупционному поведению работников прокуратуры, так и при взаимном контроле друг друга.

Выделим некоторые из организационно-профилактических мер:

1. Разъяснение работникам органов прокуратуры необходимости и порядка соблюдения запретов, требований, ограничений, важности предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Обязательного обращения к работодателю о фактах склонению к совершению коррупционных правонарушений, о также иных обязанностей, наложенных на сотрудников органов прокуратуры в целях формирования антикоррупционного поведения.

При обсуждении данного мероприятия следует дать определение понятию «конфликт интересов». Часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О противодействии коррупции» закрепляет, что под конфликтом интересов понимается ситуация «при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)» [1.Ст.10].

Основой, сущностью коррупционного поведения является понятие «личная заинтересованность», дефиниция, которая выделяет основные противоправные действия (бездействия): это:

- «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера,

- результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное лицо и (или) лица связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями» [1.Ст.10 ч. 2.].

Указанные диспозиционные положения распространяются на государственных служащих, в том числе и на прокурорских работников, которые в силу абзаца 2 части 1 статьи 40 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» являются федеральными государственными служащими [2].

В итоге мы приходим к тому, что на прокурорских работников в рамках противодействия коррупции распространяются запреты и ограничения.

2. Закрепить в локальных нормативных правовых актах органов и организаций прокуратуры морально-нравственных стандартов поведения сотрудников органов прокуратуры, порядка и форм исполнения возложенных обязанностей, требова-

ний и ограничений, закрепленных в нормативных правовых актах в сфере противодействия коррупционным нарушениям.

Понятие этика в наиболее употребляемом значении - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы, профессии. Несмотря на то, что основным регулятором общественных отношений является право, важную роль этики никто не отменял. Учитывая, что в отличии от права у этики нет механизма регулирования, нет возможности применения наказания к нарушителям, то для установления и поддержания этических начал внутри общественных, в том числе и служебных отношений, на помощь приходит право, что мы уже ранее довольно подробно объяснили.

Большую часть отношений в системе органов прокуратуры в сфере формирования этических норм регулирует Приказ № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» [3].

В данном нормативном правовом акте закрепляются конкретные правила поведения прокурорского работника при осуществлении им своей служебной деятельности, порядок взаимодействия органов прокуратуры с иными государственными органами, а также органами государственной власти. Кроме того, в данном акте дан обширный перечень различного рода коррупциогенных факторов, а также меры ответственности для прокурорских работников, допустивших нарушение законодательства о противодействии коррупции.

3. Периодически информировать прокурорских работников о существующих в российском законодательстве мерах юридической ответственности за коррупционные правонарушения: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Данное информирование происходит в рамках обмена информацией внутри органов прокуратуры и с другими органами, а также на организационных и координационных совещаниях.

Важно отметить, что п. 5 Кодекса этики прокурорского работника содержит всю иерархию мер юридической ответственности прокурорских работников, а также порядок их привлечения в случае совершения нарушений положений Кодекса этики. Однако, как показывает судебная и прокурорская практика, привлечение к какой-либо юридической ответственности за нарушение положений Кодекса этики - это настолько редкое явление, что документально зафиксированных свидетельств не нашлось. Считаем это крайне негативным явлением, поскольку положения Кодекса р этики остаются лишь собранием декларативных Д норм. Действовать они начинают только при со- Ч

т

стоявшихся нарушениях: уже в рамках соответ- К ствующих административных или уголовных про- ё изводств. Превентивного воздействия они, к со- у жалению, практически не оказывают. А

4. Организовать полную открытость и гласность в деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (при соблюдении секретности и конфиденциальности, в случаях, установленных законодательно).

Здесь мы видим реализацию принципа гласности и информационности. Прокуратура осуществляет информирование о результатах своей деятельности при освещении ее в средствах массовой информации, при обмене информацией с иными правоохранительными органами, на организационных и координационных совещаниях, в рамках международного сотрудничества и т.д. Также это преследует цель правового просвещения и правовой пропаганды. Кроме того, есть цель проинформировать другие органы и организации с целью подвигнуть их на ту или иную деятельность.

Если исследовать разъяснительные мероприятия, то в данном случае закреплены формы организации работы, определенные в Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.10.2010 № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» [4].

К ним относятся такие мероприятия как: стажировки, программы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, постоянно действующие семинары, формирование соответствующих программ в учебно-методических отделах прокуратур субъектов Российской Федерации - межрегиональных центрах профессионального обучения, сотрудничество с научными и образовательными организациями (в качестве примера можно привести сотрудничество между Институтом прокуратуры Уральского государственного юридического университета и прокуратурами различных субъектов Российской Федерации: проведение круглых столов, конференций, форумов, семинаров) и др.

Следует отметить, что названные разъяснительные мероприятия полностью совпадают с формами взаимодействия органов прокуратуры с судами и иными правоохранительными органами. Данное совпадение не случайно, поскольку перечисленные формы сотрудничества обеспечивают выполнение сразу нескольких функций: воспитательную, информационную, организационную, просветительскую, противодействию коррупции и др. Подобным формам взаимодействия важно уделять особое внимание при противодействии коррупции, как на уровне внутриорганиза-ционной деятельности, так и на уровне координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Анализ решений, информационных писем, постановлений и иных актов, принимаемых по ре— зультатам совещаний в органах прокуратуры, ло-2 кальных нормативных правовых актах, показал, что при определении правовых, организационного распорядительных и разъяснительных меропри-ав ятий по противодействию коррупции в первую

очередь основным исполнителем определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры. Это выражается как в содержательном плане - объем и характер закрепляемых полномочий, так и структурно - первый раздел абсолютно каждого акта касается возложения обязанностей на руководителя. Именно он должен координировать деятельность остальных сотрудников, должен решать управленческие задачи.

Среди мероприятий, которые наиболее часто встречаются в организационно-распорядительных актах, по вопросу участия органов прокуратуры можно выделить следующие:

1) подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции в правоохранительных органах субъекта Российской Федерации, определение порядка взаимодействия, а также сил и средств для реализации разрабатываемых актов в сфере противодействия коррупции;

2) обобщение результатов деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, обобщение судебной и прокурорской практики;

3) прогнозирование криминогенных факторов (причин и условий) совершения коррупционных правонарушений на предстоящий период (как правило, квартал/полугодие);

4) организация проведения научных исследований, конференций, семинаров, выпуск совместных научных изданий и иных теоретических разработок;

5) внедрение результатов научных исследований в практику, а также их учет при разработке информационных писем, приказов, инструкций и иных нормативных правовых актов. Перечисленные выше мероприятия, как показывает анализ практики, может осуществляться органами прокуратуры отдельно, но в большинстве случаев мероприятия реализуются совместно с другими правоохранительными органами в рамках постоянно действующих межведомственных групп, а также следственных групп, поскольку противодействие коррупции - комплексная и масштабная работа, вовлекающая в себя государственные и общественные организации.

Таким образом, нами были проанализированы основные организационные меры по профилактике проявления коррупции в органах прокуратуры, а также формирования антикоррупционного поведения у сотрудников органов прокуратуры. Мы определили методологию в виде основных направлений, а также методику реализации обозначенных направлений конкретными приемами и средствами. Обобщенный опыт в настоящей статье, определяет дальнейшее совершенствование мер и специфику формирования антикоррупционного поведения, а также его поддержания государственного баланса интересов в деятельности прокурорских работников России.

Определяя понятие системный мониторинг выявления проблем криминальных и асоциальных

лиц в органах прокуратуры Российской Федерации, мы выделяем несколько стадий:

- подбор кадров;

- обучение, повышение квалификации, переподготовка сотрудников органов прокуратуры;

- аттестация;

- ротация кадров.

Именно при организации данных процессов наиболее важно наладить работу по отслеживанию, выявлению, учету криминальных и асоциальных лиц из числа сотрудников органов прокуратуры, а также кандидатов на должности прокурорских работников.

При подборе кадров нужно учитывать всю характеризующую информацию о лице, поступающем на службу в органы. В число этой информации входят факты привлечения к дисциплинарной, административной ответственности, в том числе, если срок погашения привлечения к административной ответственности (1 год) истек. Также должны учитываться характеристики из высшего учебного заведения, где проходил обучение кандидат, с предыдущего места работы и даже с места жительства. Все это поможет сформировать целостную картину о кандидате на должности прокурорского работника и, наряду с иными критериями, с психологическим тестированием, поможет выявить достойных кандидатов. Данные рекомендации считаем целесообразно включить в Концепцию воспитательной работы прокурорских работников.

Что касается обучения, повышения квалификации, аттестации, то на данных мероприятиях необходимо разъяснять сотрудникам органов прокуратуры негативные последствия коррупционного поведения и пути выработки антикоррупционного поведения. Считаем, что при организации повышения квалификации, переквалификации в обязательном порядке должны проводиться лекции и семинарские занятия, на которых бы разбирались положения Кодекса этики прокурорского работника, Концепции воспитательной работы, Информационного письма о выработке антикоррупционного поведения. Также, при организации аттестации (первоначальной и плановой) в обязательном порядке в число сдаваемых приказов включать приказ Генерального прокурора от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации».

Кроме того, лиц из числа кандидатов на должности прокурорских работников и действующих прокурорских работников, уличенных в правонарушениях (не только коррупционной направленности) следует подвергать обязательному учету в единой базе. По нашему мнению, коррупционному поведению подвержено не только лицо, которое совершило коррупционное поведение, но и лицо, которое совершило обыкновенное правонарушение и было привлечено к установленной законом ответственности. Данную организационную меру

необходимо урегулировать через внедрение отдельного ведомственного акта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Исследование правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации и их положение в структуре государственного механизма показывает следующее:

1) органы российской прокуратуры занимают специфическое положение в структуре органов государственной власти Российской Федерации, которое нельзя отнести однозначно к какой-либо из ветвей власти, что также подтверждается в исследованиях ученых [7];

2) сотрудники органов прокуратуры обладают обширными властными полномочиями, которые позволяют влиять на совершение действий и принятие решений другими государственными и муниципальными органами;

3) органы прокуратуры - наиболее открытые для граждан из государственных органов, действующие на принципах информационности и гласности, прокурорский работник не может не отреагировать на ставшие ему известными факты нарушения законов, иначе это будет нарушение его полномочий, поскольку полномочия, как мы знаем, это не только права, но и в первую очередь - обязанности. Не просто так о прокуратуре говорят, что это «адвокатура для бедных». В совокупности три названных фактора, по нашему мнению, обуславливают подверженность органов прокуратуры оказанию влияния как со стороны государственных и муниципальных органов, так и со стороны простых граждан и юридических лиц. В связи с этим в деятельности прокурорского работника закреплен специфический прокурорский принцип независимости.

Обобщенный анализ соблюдения принципа независимости от влияния коррупции в органе или организации, в том числе и в органах прокуратуры, по мнению ученых и практикующих юристов, сотрудников Министерства труда и социальной защиты можно через [8]:

1) соблюдение действующего законодательства при осуществлении функциональной деятельности и принятию решений в органах и организациях прокуратуры;

2) личный пример руководителя органа или организации прокуратуры как образца честности и неподкупности - руководитель своими правомерными действиями обязан формировать в сотрудниках нетерпимое отношение к коррупционным проявлениям и к поведению, которое может быть расценено как коррупционное;

3) вовлеченность работников в формирование антикоррупционного поведения - активное участие в разработке локальных нормативных ак- р тов по противодействию коррупции, выполне- Д ние положений данных актов; Ч

т

4) соразмерность антикоррупционных процедур К возможным коррупционным рискам - выбор ё и реализация тех средств, от которых будет эф- у фект; А

см со

5) высокая эффективность антикоррупционных мероприятий - соотношение качества и эффективности, а также результативности применяемых в работе мер;

6) применение юридической ответственности и неотвратимость наказания - предусмотренных в нормативных правовых актах различного уровня разного рода юридической ответственности, информирование об этом сотрудников, а также реальное привлечение к ответственности лиц, нарушивших антикоррупционное законодательство, вне зависимости от должностного положения;

7) открытость - реальное воплощение в работе принципов гласности и информационности, размещение ключевых сведений на информационных ресурсах, в том числе в средствах массовой информации;

8) системный контроль исполнения и результативностью применяемых антикоррупционных процедур - создание рабочих групп и ответственных в них лиц, выполняющих данную функцию.

Указанный перечень рекомендаций по противодействию коррупции, закрепленный в приказе Генеральной прокуратуры от 5 мая 2015 г. № 206 [5]. По нашему мнению, среди представленного перечня мероприятий не достает одного крайне важного - мониторинг выявления проблем криминальных и асоциальных лиц, стимулирующих коррупционные проявления. Мы уверены, что не все зависит исключительно от сотрудников, но и от рядовых граждан и юридических лиц, поэтому те физические и юридические лица, которые склоняют сотрудников к совершению коррупционных правонарушений, должны подвергаться выявлению, учету. А руководитель, как управляющее звено, должен незамедлительно уведомляться о подобных проявлениях и предпринимать соответствующие меры.

Исследование множества нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, прежде всего фЗ РФ «О противодействии коррупции», Приказа об утверждении Кодекса этики и Концепции воспитательной работы, а также Информационного письма о формировании антикоррупционного поведения, позволило определить, какие мероприятия в себя включает мониторинг выявления проблем криминальных и асоциальных лиц, стимулирующих коррупционные проявления в органах прокуратуры.

1. П. 2.1.6 Кодекса этики прокурорского работника говорит нам о необходимости незамедлительного уведомления прокурорски работником своего непосредственного руководителя о фактах склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

2. П. 2.1.6 Кодекса этики напоминает о недопустимости принятия подарков от кого-либо в качестве стимулирования либо благодарности за совершаемую надзорную деятельность. О попытке вручить подарок необходимо неза-

медлительно сообщить непосредственному руководителю, чтобы последний принял меры.

3. Интересные положения о мониторинге содержит п. 2 раздела II Письма Минтруда России от 10.07.2013 № 18-2/10/2-3836, где сотрудникам рекомендовано осуществлять самостоятельный мониторинг лиц (в том числе и родственников), чья активность в виде дарения подарков и оказания внимания возрастает в зависимости от служебного положения сотрудника (его повышений по службе).

4. Но мониторинг может осуществляться не только самими сотрудниками органов прокуратуры, но и рядовыми гражданами, которые также могут отслеживать и сообщать о фактах совершения коррупционного поведения (также в указанных выше рекомендациях в письме Минтруда сказано о телефонах доверия и телефонах горячей линии, куда можно сообщить соответствующие сведения).

Таким образом, проведенный анализ показывает, что процесс формирования антикоррупционного поведения у сотрудников органов прокуратуры - это сложная и комплексная работа, вовлекающая в себя не только меры борьбы, но и превентивные меры, которые включают в себя также и мониторинг выявления проблем криминальных и асоциальных лиц, стимулирующих коррупционные проявления в органах прокуратуры. По нашему мнению, найденных в нормативных правовых актах норм о данном мониторинге явно недостаточно. Поэтому предлагаем усовершенствовать работу по указанному направлению по следующим направлениям.

Первое - взаимодействие с другими правоохранительными органами Российской Федерации по вопросам мониторинга выявления проблем криминальных и асоциальных лиц, стимулирующих коррупционные проявления в органах прокуратуры, а именно: взаимное консультирование по вопросам мониторинга, обмен выработанными методиками мониторинга, использование опыта, средств, приемов и способов выявления и учета данных криминальных и асоциальных лиц.

Второе - внедрение единого (по всем правоохранительным органам Российской Федерации) реестра криминальных и асоциальных лиц, стимулировавших сотрудников правоохранительных органов к совершению коррупционных правонарушений, периодическое пополнение и обновление реестра. Туда следует включать не только лиц, осужденных за коррупционные правонарушения, но и лиц, попавших под подозрение хотя бы раз, независимо от применения к ним реального наказания. По нашему мнению, это будет хорошее профилактическое и информационное воздействие на работу правоохранительных органов нашего государства.

Также отметим, что результаты антикоррупционного мониторинга являются основой для разработки проектов планов (программ) противодействия коррупции, которые должны использоваться

в правотворческой и правоприменительной деятельности органов прокуратуры.

Литература

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. 16.12.2019) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ». 29.12.2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от27.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25.03.2011 № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации». // Законность. № 6. 2010.

4. Приказ Генпрокуратуры России от 04.10.2010 № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации». // Законность. № 12. 2010

5. Приказ Генпрокуратуры России от 05.05.2015 № 206 «О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс.

6. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.12.2014 № 62-13-2014 «О мерах по обеспечению соблюдения федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры требований к антикоррупцинному поведению» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://genproc.gov.ru/anticor/ теМпШоситепЬ963738/(Дата обращения: 23.01.2020).

7. Потапова Л.В. Проблема определения места органов прокуратууры РФ в системе разделения властей // Российский юридический журнал. 2005. № 4. С. 35.

8. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PREVENTION OF CORRUPTION AND FORMATION OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR AMONG PROSECUTORS

Rassokhin A.V.

Ural state law University

The article considers the legal mechanism for preventing corruption and organizational aspects of the formation of anti-corruption behavior among prosecutors. The author suggests ways to form anti-corruption behavior among prosecutors. Based on the analysis of normative acts, mandatory measures are identified for the heads of Prosecutor's offices in order to form anti-corruption behavior and preventive measures. The article examines the concept of the essence of corruption behavior based on the definition of "personal interest", "legal status" of an employee of the Prosecutor's office. Specific measures are proposed to monitor, prevent and develop anti-corruption behavior among prosecutors.

Keywords: anti-corruption behavior, prevention of corruption, personal interest, criminal and asocial persons, monitoring of corruption manifestations.

References

1. Federal law No. 273-FZ of 25.12.2008 (ed. 16.12.2019) "On anti-corruption" - "Collection of legislation of the Russian Federation". 29.12.2008. No. 52 (part 1), article 6228.

2. Federal law No. 2202-1 of 17.01.1992 "On the Prosecutor's office of the Russian Federation" (ed.27.12.2019) - "Collection of legislation of the Russian Federation", 20.11.1995, No. 47, article 4472.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated 25.03.2011 No. 79 "On approval Of the code of ethics and official conduct of the Federal state civil servant of the Prosecutor's office of the Russian Federation". // Legality. No. 6. 2010.

4. Order of the Prosecutor General's office of Russia dated 04.10.2010 No. 373 "On improving the system of training, professional development and professional retraining of employees of the Prosecutor's office of the Russian Federation". // Legality. No. 12. Two thousand ten

5. Order of the Prosecutor General's office of Russia dated 05.05.2015 No. 206 "On measures to improve the efficiency of work aimed at forming and educating the personnel of the Prosecutor's office, and compliance with anti-corruption legislation in the Prosecutor's office of the Russian Federation "/ / SPS " Con-sultantPlus.

6. Information letter of the Prosecutor General's office of the Russian Federation dated 20.12.2014 No. 62-13-2014 "On measures to ensure compliance by Federal public servants of bodies and organizations of the Prosecutor's office with the requirements for anti-corruption behavior" // [Electronic resource] access Mode: URL: https://genproc.gov.ru/anticor/met/inf/docu-ment-963738/(accessed 23.01.2020).

7. Potapova L.V. The Problem of determining the place of the Prosecutor's office of the Russian Federation in the system of separation of powers - Russian legal journal. 2005. No. 4. P. 35.

8. Methodological recommendations for the development and adoption of measures by organizations to prevent and combat corruption (UTV. Ministry of labor and social protection of the Russian Federation on November 8, 2013) - SPS "Consultant-Plus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.