Научная статья на тему 'Тенденции формирования позитивного уровня правовой активности российских граждан в правовой жизни современного общества'

Тенденции формирования позитивного уровня правовой активности российских граждан в правовой жизни современного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIALLY USEFUL BEHAVIOR / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / LEGAL ACTIVITY OF PERSON / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / LEGAL ADVOCACY / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ACTIVE CIVIL POSITION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДУХОВНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / SPIRITUAL AND HISTORICAL EDUCATION / TOLERANCE EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галустян Наталья Васильевна

В статье анализируется мотивационная обусловленность социально полезного поведения, факторы, влияющие на правовую активность личности, степень ее востребованности во многих сферах современного российского общества, предлагаются рекомендации, способствующие формированию позитивного уровня правовой активности российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галустян Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS FORMING A POSITIVE LEVEL OF LEGAL ACTIVITY OF RUSSIAN CITIZENS IN THE LEGAL LIFE OF MODERN SOCIETY

The article analyzes motivational conditionality socially useful behavior, and factors affecting the legal activity of person, its degree of relevance in many areas of Russian society, recommendations, supporting the positive level of legal activity of the Russian citizens.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования позитивного уровня правовой активности российских граждан в правовой жизни современного общества»

В настоящее время интерес к проблемам правового поведения личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования, в том числе и современная юридическая, которая пытается представить собственный взгляд на социально-полезное поведение личности и ее правовую активность.

Современное традиционное понимание правовой активности личности концентрируется в добровольной, сознательной деятельности, выражающей интерес к праву, уважение к праву, признание высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанной с поиском наиболее эффективных путей использования индивидом своих правомочий или реализации своих гражданских обязанностей, гражданского долга в правовой сфере. Необходимость первоочередного исследования основ гражданского общества, факторов его развития применительно к особенностям становления национальной правовой системы на сегодняшний день признана российской юридической наукой, что подчеркивает актуальность изучения содержания и свойств правового статуса личности. В данном случае предметом пристального внимания научной теории и практических исследований должны выступить правовые интересы и стремления граждан.

При этом известно, что тематика теории личности носит комплексный, многосторонний характер. Сегодня российское руководство подчеркивает необходимость продолжения реализации демократического механизма взаимодействия гражданского общества и государства. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в 2009 г. подчеркивалось, что «следование законным интересам и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность демократического государства». Полагаем, что российское общество обладает необходимым источником формирования более качественной правовой системы и государственности. Данным источником могут выступить общество, граждане, их идеи и социальные стремления [1, с. 40].

Основная задача современного российского государства связана со становлением правовой личности, что одновременно является и главным условием развития процессов правовой государственности и гражданского общества в России. В качестве же системообразующих факторов данного процесса выделяются, прежде всего, правовое сознание и правовая культура личности. Правовое сознание представляет собой особый процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение человеком политико-правового опыта путем вхождения его в социально-правовую среду и систему социальных связей (правовая социализация), а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства человеком социальных связей за счет его жизненной позиции и активного включения в правовую жизнь современного российского государства. В результате подобных интеграционных процессов происходит влияние правовой среды на личность конкретного человека, приобретается определенный позитивный опыт, в соответствии с которым и происходит процесс формирования правовой личности с высоким уровнем правосознания и правовой культуры. По мнению И. А. Ильина, первое правило правосознания гласит: «Соблюдай добровольно действующие законы и борись лояльно за новые, лучшие» [2, с. 438]. Величайшим заблуждением правосознания, признаком его отсутствия или болезни, по мнению И. А. Ильина, является убеждение в том, что правопорядок можно построить механическим штампованием законов, вне зависимости от их соответствия правовой культуре, в первую очередь реальному народному восприятию справедливости [3, с. 147]. Разумный политик, вводя демократические нормы и правила свободной политической жизни, соотносит их с имеющимся уровнем правосознания.

Правовая активность является наивысшим проявлением правомерности в поведении личности, обладающей высоким уровнем правосознания и правовой культуры. Важность этой правовой категории обуславливает необходимость ее конкретизации в условиях функционирования современного государства. Разделяя сложившуюся в отечественной юридической литературе концепцию правовой активности как одной из составляющих правосознания, которая обеспечивает укрепление правовых основ жизнедеятельности государства, мы, тем не менее, предполагаем рассматривать правовую активность как субъективное отношение и психологическую готовность человека к совершению социально полезных действий в сфере правового регулирования. В этой связи правовая активность понимается нами как реализующая способность личности и степень интенсивности ее правовой деятельности, как самореализационный процесс формирования и

проявления правовых свойств личности. Конструкция правовой активности личности на уровне своего категориального осмысления как составляющей правосознания, а, следовательно, и правовой культуры, объективно предполагает выяснение функциональной значимости факторов и тенденций, формирующих правовую активность личности. Прежде всего, это экономические факторы развития правовой активности - либерализация собственности, свобода предпринимательства и т. д., то есть все то, что оказывает эффективное стимулирующее воздействие на правовую активность человека, нацеливая его на экономическую самостоятельность в будущем. Политические факторы стимулирования правовой активности личности базируются, прежде всего, на демократизме общества, народовластии, обеспечивающих рост социальной активности человека, наиболее полное использование конституционных прав и свобод. Правовая активность - высший уровень правомерного поведения личности, который характеризует ее напряженную, инициативную деятельность по эффективному и наиболее полному осуществлению и защите прав и исполнению обязанностей.

На развитие правовой активности личности непосредственное влияние оказывают социальные факторы, о чем убедительно свидетельствует современная действительность: уважение со стороны государства человека, признание приоритета его прав и свобод, социальная справедливость создают у человека чувство защищенности, стимулируя тем самым его социальное поведение и социальную активность. Духовные факторы также следует отнести к системообразующим в формировании позитивного уровня правовой активности личности и ее социально-полезного поведения. Они являются определяющими в росте образованности личности, ее культуры, повышения ее нравственного потенциала, оказывают стимулирующее влияние на развитие правовой активности личности. Чем выше уровень правовой образованности, тем выше уровень правовой активности. Таким образом, в системе детерминант правовой активности весьма важное место занимают социально-экономические, политические и духовные детерминанты. Они создают базу правовой активности, обуславливают возрастающие количественные и качественные ее характеристики. Кроме того, в стимулировании правовой активности личности большую роль играют юридические средства, оказывающие позитивное и непосредственное воздействие на развитие активности человека в сфере правового регулирования. Гражданская активность неотделима от меры поведения, обозначенной правовыми нормами. Норма права же сама по себе как регулятор отношений не может предопределить необходимую волевую активность (правомерную). Она должна проникнуть в сознание человека, опосредоваться в нем, т. е. привести к определенному положительному результату, выразившемуся в правомерном поведении. Только таким образом может реализовываться регулятивная функция права. Именно через осознанность нормы права определяются мотивы поведения, побуждающие к действию и в конечном итоге определяющие вариант поведения. Правовая активность личности может быть востребованной и действенной во многих сферах современного развития российского общества. Пристального внимания требуют профилактика и борьба с коррупцией, противодействие терроризму, экстремизму, модернизация российской экономики, обновление социальной сферы, формирование эффективной российской модели образования и науки, геополитические отношения и определение места российской правовой системы на правовой карте мира. Очень внимательно следует отнестись к роли гражданского общества в решении наиболее значимых общественных и государственных проблем [1, с. 42]. Механизм формирования социально-полезного поведения и его мотивационная обусловленность также представляют собой сложнейший комплекс формирования ценностно-правовых восприятий и мировоззренческих идеалов личности, под воздействием которых она осуществляет правовую активность и становится правовой. В процессе исследования правовой активности российских граждан необходимо учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер отношения нации к социальным, политическим и правовым нововведениям и инновациям. Очень серьезно следует отнестись к национально-религиозным и геополитическим аспектам развития личности в современной России. Например, известно, что отношение гражданина к законодательству формируется и складывается в зависимости от окружающей социально-культурной обстановки, региона, где человек проживает, исторически сложившегося образа мышления и восприимчивости к нормативно-правовым предписаниям. Сегодня можно наблюдать процессы столкновения между юридическими институтами (принципами и условиями привлечения к юридической ответственности,

распределением социально-правовых льгот и преференций, процедурой поступления и прохождения государственной службы и др.) и культурно-нравственными установками, традициями отдельных национально-религиозных сообществ и групп. Важно понять историческую логику взаимодействия таких институтов, как государство, нация, церковь, религия, гражданское общество, личность. Создание современной законодательно оформленной системы взаимодействия между указанными участниками российской жизни необходимо осуществлять с учетом мнения человека, рядового гражданина России [1, с. 43]. Особо следует обратить внимание на факторы правовой активности личности [4, с. 136]: во-первых, уровень научности правового сознания и зрелость правовой культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о власти и законе, о путях влияния на них, осознает свое место как субъекта политического и правового процесса; во-вторых, сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов реализации гражданских прав, свобод и обязанностей; в-третьих, приобретение навыков политико-правовой деятельности, что позволяет избирать наиболее целесообразные формы и методы участия; в-четвертых, эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, придающие поведению устремленность к достижению цели, способствующие проявлению гражданского долга и мужества. Эти факторы, в свою очередь, определяют типы правовой активности личности: личность с высокой правовой активностью; личность, принимающая эпизодическое участие; личность, проявляющая интерес к правовым процессам, но лично практически не участвующая в ней; личность, пассивная к праву, отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в правовых процессах, где правовое отчуждение характеризуется как состояние, при котором государственные идеи, отношения и организации превращаются в нечто независимое от личности, а иногда и противостоящее ей [5, с. 5]. В практическом плане, в аспекте возможностей применения мер, стимулирующих правовую активность граждан и формирования ее в качестве правовой, государству, как нам представляется, следует: во-первых, оптимизировать деятельность, направленную на усиление мер по правовому просвещению и вовлечению граждан в обсуждение права и государства на макроуровне, при этом главными субъектами этого процесса определить образовательные учреждения и средства массовой информации; во-вторых, направлять воздействующее влияние на правосознание и формирование социально-полезного поведения на уровне микросреды - в семье и школе, в кругу формального и неформального общения, в молодежной среде посредством активации правового воспитания и осуществления правовоспитательных мероприятий в соответствии с разработкой государственной концепции молодежной политики в Российской Федерации; в-третьих, стимулировать личное участие гражданина в общественно-политической и правовой жизни российского государства, что позволит в процессе реализации правовой активности осуществить переход полученных знаний в убеждения, проверяя их личным правовым опытом.

Правовая образовательная деятельность также является элементной составляющей правовой жизни субъекта и именно посредством ее совершенствования происходят изменения и целостной системы правовой жизни общества. Согласно позиции И. А. Ильина, «народу необходимо и достойно знать законы всей страны - это входит в состав правовой жизни» [6, с. 24, 37]. В этой связи становление правовой жизни личности взаимосвязано с созданной в рамках общества системой правовой просвещенности и правового образования граждан, которая призвана найти пути решения следующих задач: 1) выстраивание грамотной с юридической и педагогической точек зрения вертикали учебных правовых курсов - от пропедевтики до профессионального юридического образования; 2) отбор правовой информации для ее целенаправленной передачи объектам и субъектам образовательного процесса с целью формирования у них заранее запрограммированных умений правового поведения, правовых чувств и эмоций; 3) выявление результативных технологий трансляции правового содержания с учетом индивидуальных, психолого-физиологических характеристик личности.

С учетом вышеизложенного целесообразно предложить ряд рекомендаций по осуществлению мероприятий по правовой пропаганде, которая должна носить характер системности, организованности и целенаправленности проводимых мероприятий и способствовать формированию позитивного уровня правовой активности российских граждан:

- необходимо государственное финансирование творческих программ, которые посвящены негативным аспектам совершения противоправных деяний. Пусть их будет немного, но их художественный уровень и реклама должны быть самого высокого качества;

- крайне важна социализация молодежи, опирающаяся на отечественный и зарубежный опыт, традиции народов России и эффективную функционирующую систему легальных институтов социализации молодежи. В рамках политики социализации должны осуществляться мероприятия, направленные на воспитание толерантности, уважения и патриотизма, культурной открытости на всем протяжении обучения детей, подростков и молодежи в общеобразовательных, специальных учебных заведениях и вузах;

- надлежит развернуть широкую пропаганду деятельности правозащитных организаций, особенно государственными средствами массовой информации;

- желательно построить школьные курсы правоведения так, чтобы наряду с изучением норм Конституции Российской Федерации учащиеся получали нужные сведения о таких сферах, как судебная защита прав граждан, применение закона о защите прав потребителей, порядок деятельности правоохранительных органов;

- правовое воспитание подростков и молодежи посредством осуществления ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел на базе учебных центров, организованных в форме обучения школьников 10-11 классов специализированного юридического профиля общеобразовательных школ. При этом у обучаемых формируется не только профессиональное самоопределение, но и вырабатывается образ законопослушного гражданина, понимающего и осознающего грань между дозволением и запретом [7, с. 73];

- обобщение и использование передового опыта участия представителей молодежных организаций в оказании активной помощи стражам правопорядка для дальнейшего развития движения студенческих отрядов охраны правопорядка на базе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Так, на протяжении четырех лет в г. Ростове-на-Дону на основании Положения, утвержденного Администрацией города и Управлением МВД России по городу Ростову-на-Дону молодежный патруль, в который могут вступить юноши и девушки старше 18 лет, ежедневно участвует в охране спокойствия жителей донской столицы, в любую погоду, бок о бок с полицейскими патрулируя улицы. Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних представители молодежной организации следят за порядком в местах массового скопления молодежи. Они же проводят профилактические беседы с подростками, состоящими на учете в полиции, помогают осуществлять охрану общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Стремление молодежи участвовать в защите населения - большой плюс в воспитании в том числе и будущих сотрудников МВД России [8, с. 4];

- небесполезно обращение правительственных органов к союзам творческих работников с просьбой о введении так называемой самоцензуры. Например, союз кинематографистов мог бы решать вопрос о том, какие фильмы должны демонстрироваться с определенными ограничениями, а какие без них;

- вероятно, для успешного правового воспитания и правовой пропаганды с целью развития правовой активности личности необходимо формирование специальной структуры, занимающейся разработкой программ правового, патриотического воспитания. Однако помимо перечисленных рекомендаций важно признать необходимость создания стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но прежде всего он должен быть гражданином России и гордиться этим. Необходимо подчеркивать значимость правового патриотического воспитания молодежи, духовного и исторического просвещения, которое также заключается в воспитании толерантности [7, с. 73]. Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев, обращаясь к депутатам Государственной Думы, предложил свою оценку сложившейся ситуации: «Проблема и в том, что многие молодые люди сегодня абсолютно забыли, как их деды и прадеды всех национальностей вместе проливали кровь на фронтах Великой Отечественной войны. Проливали, даже не подозревая, что когда-то их потомки будут призывать к расправе по причине иного разреза глаз или цвета кожи». И это, по мнению министра, самое опасное. Потому что «это» в условиях нашей многонациональной страны «ведет в тупик, к гражданской вражде. И здесь одними полицейскими методами мы категорически не обойдемся» [9, с. 3].

Таким образом, с целью формирования позитивного уровня правовой активности личности на сегодняшний день необходима разработка программ правового воспитания и правовой пропаганды.

Учитывая, что в условиях современного развития российского государства и общества формируется совершенно новый тип социальности - правовая личность, которая органично воплощает в себе весь объем многообразных связей, возникающих в процессе взаимодействия государства и человека, мы с полной уверенностью можем констатировать, что правовая личность есть результат воплощения правовой активности. Следовательно, именно правовая активность может рассматриваться нами в качестве важнейшего условия формирования у личности высокой гражданской активности, нацеливать ее на социально полезное поведение и формировать ее в качестве правовой. Изложенные идеи наглядно показывают необходимость дальнейшего исследования и методологической разработки правовой активности российских граждан как научной категории в процессе формирования качественно новой российской правовой системы. В связи с этим далеко не последнюю роль в ценностном измерении правовой активности играют инновационно-правовая культура российских граждан, психология, внутренний мир, исторические и национальные особенности развития личности в России [1, с. 49].

Современная правовая активность - это совокупность особых свойств и качеств личности, вытекающих из ее гражданской позиции, основанных на ее правовой активности и формирующих в итоге ее социально полезное поведение и которые позволяют ей активно включаться в политическую и социально-правовую действительность, полноправно реализовывать свои права и обязанности, а также осуществлять правовую активность на позитивном уровне в целях устойчивого государственного развития на современном этапе.

Литература

1. Тепляшин И. В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. 2010. № 5.

2. Ильин И. А. Мир перед пропастью: собр. соч. М., 2001. Ч. III.

3. Смирнов В. Н. Внутренний трудовой распорядок на предприятии. Л., 1980.

4. Ильин М. В. Слова и смысл. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1996.

5. Коваль Б. И. Личность и политическая культура. М., 1998.

6. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

7. Бедарев К. В. Об администрировании профилактики молодежного экстремизма // Административное право и процесс. 2013. № 9.

8. Молодежь Ростова-на-Дону помогает полиции // Мой Ростов. 2013. 1 ноября.

9. Депутатский сход // Российская газета. 2013. 24 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.