Научная статья на тему 'Содержание гражданско-правового образования: история и современность'

Содержание гражданско-правового образования: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
321
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CIVIC AND LEGAL EDUCATION / CIVIL SOCIETY / RULE OF LAW / COMPONENTS OF CIVIC AND LEGAL EDUCATION / LEGAL AWARENESS / LEGAL AND POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухудадаев Магомед Османович, Садакова Диана Анатольевна,

В статье рассматриваются вопросы содержания гражданско-правового образования в историческом ракурсе и на современном этапе развития российского общества и государства. Выделены основные сущностные аспекты гражданско-правового образования, его характеристики как интегративного знания. Проанализированы междисциплинарные связи гражданско-правового образования и социогуманирных наук. Рассмотрены актуальные вопросы статуса гражданско-правового образования в современном социогуманитарном знании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухудадаев Магомед Османович, Садакова Диана Анатольевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC AND LEGAL EDUCATION CURRICULUM: HISTORY AND MODERNITY

This article looks into the curriculum for civic and legal education both in the past and at the present stage of Russia’s society and government development. It highlights the essential components of civic and legal education and its features as a type of integrated knowledge. The article also analyses the interdisciplinary connections between civic and legal education and other humanities. It deals with the status of civic and legal education in modern humanities that is of particular importance today.

Текст научной работы на тему «Содержание гражданско-правового образования: история и современность»

М. О. Мухудадаев, Д. А. Садакова

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются вопросы содержания гражданско-правового образования в историческом ракурсе и на современном этапе развития российского общества и государства. Выделены основные сущностные аспекты гражданско-правового образования, его характеристики как интегративного знания. Проанализированы междисциплинарные связи гражданско-правового образования и социогуманирных наук. Рассмотрены актуальные вопросы статуса гражданско-правового образования в современном социогуманитарном знании.

Ключевые слова: гражданско-правовое образование, гражданское общество, правовое государство, компоненты гражданско-правового образования, правосознание, правовая и политическая культура.

M. Muhudadaev, D. Sadakova

CIVIC AND LEGAL EDUCATION CURRICULUM: HISTORY AND MODERNITY

This article looks into the curriculum for civic and legal education both in the past and at the present stage of Russia's society and government development. It highlights the essential components of civic and legal education and its features as a type of integrated knowledge. The article also analyses the interdisciplinary connections between civic and legal education and other humanities. It deals with the status of civic and legal education in modern humanities that is ofpar-ticular importance today.

Keywords: civic and legal education, civil society, rule of law, components of civic and legal education, legal awareness, legal and political culture.

Гражданско-правовое образование — многоплановый и сложный феномен со-циогуманитарного знания. Он подразумевает совокупность знаний, направленных на формирование личности, обладающей способностью взаимодействовать с институтами гражданского общества, государственными институтами, а значит, имеющей высокий уровень правовой культуры, обладающей критическим мышлением относительно социальных и политических процессов, происходящих в действительности, а также имеющей толерантное сознание.

На современном этапе развития России гражданско-правовое образование рассматривается как фактор и институт реализации личности в гражданском обществе. Такие неотъемлемые атрибуты права, как

свобода и справедливость, рассматриваются в контексте законопослушности граждан. Следовательно, гражданско-правовое образование выступает институциональным средством характеристики правовой действительности, особой разновидностью интеллектуально-познавательной работы человека, образующей знания в области гражданско-правового самосознания, прав и свобод человека и гражданина, формирующей также такие понятия, как патриотизм, мультикультурность, этичность, толерантность, моральные нормы и ценности.

Целью гражданско-правового образования является развитие у молодого поколения способности функционировать в правовом пространстве, осуществлять правовые требования, исходящие от правовых институтов. В дальнейшем эти способно-

сти должны разойтись по двум направлениям: первое — интериоризация человеком определенных ценностей, норм и стереотипов поведения, второе — реализация их в активном гражданском поведении.

Гражданско-правовое образование продолжает оставаться ведущим механизмом социально-правовой и политической социализации.

Актуальность гражданско-правового образования обусловлена следующими тенденциями в социально-правовом развитии молодежи. В исследованиях современных ученых в области социально-правового и психолого-педагогического знания превалируют определенные негативные выводы относительно правовой социализации молодого поколения. Отмечается следующее: 1) деформация включения человека в различные социальные структуры и институты, когда наблюдается отсутствие саморефлексии и идентификации с ними. Многие аналитики видят такое нарушение в сфере трудовой и учебной занятости молодежи, что приводит к поиску путей иной формы самоидентификации, зачастую граничащей с маргинальностью и девиантным существованием; 2) отсутствие необходимости в реализации своей гражданской позиции как личности, воспитанной на опыте мировой и национальной культуры, вся социально значимая активность отдается на откуп эгоистическим интересам и извлечениям сиюминутной пользы; 3) деформация воспитательных механизмов такого важного первичного агента социализации, как семья: отсутствие помощи в выстраивании позитивной жизненной стратегии для ребенка в семье, а также моральных и нравственных ориентиров для продолжения успешной социализации в будущем. Эти негативные основания открывают путь для определенного волюнтаристского истолкования свободы как правовой и нравственной категории.

Исторический срез гражданско-правового образования представлен концепциями,

в содержании которых большая роль отводилась формированию правосознания и за-конопослушания. Данные аспекты можно обнаружить еще в античности в творчестве Платона, который отводил значительное место воспитанию подрастающего поколения как будущих законопослушных граждан. Аристотель рассматривал законопо-слушание как одну из добродетелей, наполняя данное понятие аксиологическим содержанием.

Проблематика правосознания в средневековой общественной мысли была наполнена теологическим содержанием. Правовые, религиозные и нравственные нормы существовали подчас в нерасчлененном виде. Правовое сознание сформировалось на основе почитаемого отношения к Абсолюту (то есть Божественной идее).

Западноевропейская мысль Нового времени заложила основы этического, естественно-правового, гуманистического, просветительского характера правосознания.

Существенный вклад в разработку содержания правового сознания и правового образования был внесен отечественной юридической и философской мыслью. Были изучены социально-психологические основания правосознания, историко-культурные формы его проявления, нравственные аспекты правосознания.

Предшествующие этапы развития философии, правовой науки и социогуманитар-ного знания в целом заложили основы современного содержания гражданско-правового образования, строящиеся на гуманистических, идеологических и воспитательных принципах. Гуманистическая составляющая гражданско-правового образования направлена на преодоление противоречий различных картин мира, взглядов, идеологий с целью провозглашения человека и его блага единственным критерием оценки всех социальных институтов.

Идеологическая составляющая направлена на формирование основ национальной правовой культуры, базирующейся на иде-

ях патриотизма, демократии, толерантности, поликультурности.

Воспитательная составляющая отвечает за целенаправленное развитие правовых знаний и ценностей у молодежи.

Вопросы гражданско-правового образования не являются новыми для системы среднего и высшего образования. Это направление включено в комплекс дисциплин обществоведческого, социологического, культурологического, правового знания на протяжении нескольких десятилетий. Уже тогда встал вопрос о необходимости обществоведческих и граждановед-ческих знаний молодому поколению, что способствовало воспитанию критически мыслящей и граждански активной личности, в полной мере осознающей свою ответственность перед обществом и государством, а также не только знающей свои права, свободы и обязанности, но и готовой отстаивать их в случае необходимости правовыми средствами.

«Мобильность, незакоснелость образовательных программ, реализация их в малых учебных подразделениях педагогических факультетов колледжей, институтов, педагогических университетов — вот ведущие свойства предлагаемой модели образовательного процесса. Далее — обязательное использование и аккумуляция общепринятых мировых стандартов в соответствующей области знания, усвоение понятийных рядов каждой предметной сферы и соответствующих классических источников, в том числе и на языке оригинала, — это неполный перечень конкретных предложений, которые могли бы выступить фактором формирования толерантного сознания современного российского юношества как ведущего свойства его гражданской культуры» [3, с. 347].

Рассматривая различные подходы к содержанию образования, можно отметить, что исследователи данного вопроса, педагоги, методисты средней и высшей школы закладывали базовые теоретические и ми-

ровоззренческие компоненты в содержание гражданско-правового образования. В первую очередь необходимо выделить ориентацию на демократические идеалы и принципы. Разработчики образовательных программ стремились создать контент таким образом, чтобы, с одной стороны, избежать утопических идей, которые могли бы дать повод для циничных выводов, а с другой стороны, отказаться вообще от политической жизни, чтобы избежать моральных разочарований от нереалистических ожиданий. Поэтому в основу гражданско-правового образования были заложены компоненты образования для демократического общества: сущность и содержание гражданской жизни, политики и государства, осмысление национальной политической системы, основ конституционного строя, ценностей и принципов демократии. Гражданская жизнь рассматривалась как общественная жизнь, соотнесенная с делами сообщества и нации, соотнесенная с частной жизнью, в которой приоритет отдается личным интересам.

«Гражданское общество — сфера свободного выбора, единения и личного участия в жизни всего сообщества. Участие в институтах гражданского общества в каждой стране — это школа граждановедения и гражданского участия, школа сосуществования, терпимости, соревновательности, признания разнообразия и плюрализма. Гражданское общество в своем существовании и развитии поставлено в зависимость от наличия демократической государственности и развитой демократической правовой системы. В свою очередь, свободное демократическое государство создает условия для развития и процветания гражданского общества. Государство также не может не находиться в зависимости от гражданского общества, ибо в хорошо организованном гражданском обществе плюрализм и терпимость являются правилом, гражданское общество служит прибежищем для оппозиционных взглядов, дей-

ствий и поступков, гарантией нахождения альтернатив по отношению к любому проявлению внешней политической власти» [3, с. 147].

Политическая составляющая гражданско-правового образования включала в себя изучение политики как феномена общественной жизни, в которой люди как коллективные образования реализуют свои интересы и проводят в жизнь общие решения. Формировалась способность знать, критически осмысливать, оценивать и объяснять различные общественные, политико-правовые явления, события и процессы (такие, как национальные символы и ценности, гражданские и политические события, такие понятия, как патриотизм, гражданское общество, правовое государство, демократический режим, принцип конституционализма и т. д.).

Такое понимание гражданско-правового образования определило и ряд возможностей в функциональном плане. А именно понимание таких процессов, как работа федеральных и региональных органов власти, функционирование правовой системы, участие в гражданской жизни, судебная и внесудебная защита интересов, выборность и назначение на должности и т. д.

На индивидуальном уровне результирующим итогом, по мнению экспертов, должно являться освоение гражданско-правового цикла, формирование таких личностных характеристик, которые обнаруживаются не сразу, но проявляются в отдаленной перспективе: моральная ответственность, самодисциплина, уважение индивидуальных и социально-групповых различий и т. д.

«Граждан и их социально-правовую структуру формирует само развивающееся в России гражданское общество, строй его пропагандистских идей, политическая практика общественно-политических убеждений, законодательная база общества, система государственного надзора за выполнением законов. Однако немаловажную роль игра-

ет сознательное и целенаправленное формирование гражданско-правовых качеств теми педагогическими учреждениями России, которые призваны отвечать за развитие гражданской, социальной компетентности, гражданской позиции, эмоционально-нравственной готовности лично участвовать в политико-правовой жизни и активно совершенствовать гражданский облик окружающего социально-политического мира» [3, с. 345].

Ставя перед собой многоплановую и многофункциональную задачу, разработчики курсов гражданско-правового образования сделали ставку на междисциплинар-ность данного направления, интерпретировав познавательные возможности таких дисциплин, как правоведение, философия, политология, история, экономика, социология.

Правоведческая составляющая представлена такими темами, как правовое сознание и правовая культура, природа правонарушений, основные цели и содержание Конституции РФ, гражданство, ответственность: гражданская и личная и т. д.

Философская составляющая представлена следующими темами: право как благо и ценность, сущность права, естественное и нормативное право, свобода как философ-ско-правовая проблема, диалектика свободы и необходимости, права человека: антропологический аспект и т. д.

Политической составляющей выступает тематический контент, содержащий вопросы гражданского общества и правового государства, основных целей и задач государства, политической системы общества, демократических институтов современного общества и т. д.

Историческая составляющая представлена рядом тем: история общественно-политических движений, история политической и правовой мысли, государственное развитие в историческом контексте.

Экономическая составляющая включает следующие темы: экономика РФ, экономи-

ческая политика, правовые аспекты экономической деятельности, демократия и предпринимательство и т. д.

И наконец, социологическая составляющая представлена такими темами, как социальные функции права, социология политики, социализирующая роль права, факторы реализации права в общественной жизни и т. д.

Данное тематическое разнообразие свидетельствует об успешной междисциплинарной интеграции в рамках гражданско-правового образования. Важность комплексного, системного подхода к гражданско-правовому образованию определяет его содержание и перспективы развития на современном этапе существования социогу-манитарного знания.

Высказываются мнения о том, что для решения задач гражданско-правового образования в современной России необходима интегративная идеология, которая объединила бы все слои населения вне зависимости от политических убеждений. Идейный и политический плюрализм, составляющий одну из основ демократического общества, вместе с тем не отрицает существования определенной базовой системы взглядов, которая способствует его стабильности. Эта базовая система взглядов должна формировать личность самостоятельную, рефлексирующую, конструктивно мыслящую в решении социально значимых задач, а посему способную к гибкому мышлению в меняющемся мире, способную осваивать информацию, то есть образовываться в течение жизни.

Одной из приоритетных задач современного гражданско-правового образования является осмысление основ гражданственности, теоретическое и идеологическое понимание данного феномена. Эти вопросы напрямую выходят к пониманию аксиологических императивов, таких как нарушение гражданских прав и свобод, деградация гражданского общества, нарушение принципов демократии и т. д.

Поэтому наиболее актуальным содержательным контентом гражданско-правового образования становятся идеи социального согласия, преодоления ксенофобии, шовинизма, экстремизма, развитие идеологии и политики мультикультурализма, преодоление социальной атомизации индивидов, развитие принципов социальной солидарности.

Российские ученые и педагоги рассматривают в качестве практических результатов гражданско-правового образования формирование у человека механизмов взаимодействия с государственными органами, возможности адаптироваться в социально-политической жизни и стремиться к ее развитию и улучшению, критически осмысливать свои поступки, терпимо относиться к альтернативному мышлению. Таким образом, формируется статус гражданина — человека социально активного, обладающего правовой и политической культурой, ценящего и отстаивающего права и свободы, как свои, так и других людей, признавая их самоценность.

Гражданско-правовое образование охватывает все сферы формирования личности, ее нравственное, интеллектуальное развитие, ставя такие мыслительные задачи, как формирование единого образовательного пространства, в котором категории мир, социум, природа, личность являются взаи-модетерминирующими, интегративными понятиями. В русле образовательной политики России такой подход делает ставку на выработку стратегии поведения человека в современных условиях развития отечественного и мирового сообщества. В качестве константы являются ценности человеческой жизнедеятельности в гармонии с обществом в целом. А это предполагает широту кругозора, в котором будут иметь равнозначную ценность любые точки зрения, умение видеть и уважать созидательную человеческую деятельность.

В современной концепции гражданско-правового образования усилена компонента

конфликтологии. Без этой составляющей было бы сложно, а подчас и невозможно рационально выстраивать общественные отношения и находить цивилизованные пути разрешения противоречий. Использование приемов и методов конфликтологии необходимо в условиях увеличения разнообразия межличностного взаимодействия: субкультурного, межнационального, межконфессионального, межрегионального и т. д. Конфликтология дает возможность взглянуть на конфликт как целостное явление, имеющее тенденцию развиться либо в негативную, либо в позитивную сторону, а значит, возможность управлять этими процессами. Конфликтологический аспект гражданско-правового образования связан с его правоведческой и исторической составляющей. Правоведческая составляющая предоставляет спектр возможностей для изучения механизмов перевода конфликта в правовое русло его разрешения, а историческая составляющая позволяет изучить историю конфликтов общественно-политических движений, партий, государственных деятелей, отдельных личностей и механизмы их конфликторазрешения.

Изучается инвариативность моделей поведения участников, их стратегии и такти-

ки в зависимости от желаемых результатов, а также изучается конфликт как особый вид межличностного взаимодействия, присущего человечеству на протяжении всего периода его существования. Конфликт изучается в контексте ценностных установок его участников, возможностей прогнозирования его дальнейшего развития. Конфликтология в России — это достаточно молодая наука, которая идет по пути развития своей теоретической и эмпирической базы научных разработок. Сегодня среди первостепенных актуальных задач — решение проблемы юридизации конфликтов, особенно тех, которые возникают в неправовой социальной среде, с целью перевода их в мирное, правовое русло разрешения, а также снижение общей социальной напряженности внутри различных человеческих сообществ. Являясь составной частью гражданско-правового образования, конфликтологическая составляющая позволяет анализировать нормативно-правовую базу законодательства, осмысливать практическое содержание ценностных категорий права и свободы и изучать практический опыт разрешения конфликтов как международного, так и социально-бытового уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государство. Гражданское общество. Право: монография / А. Г. Чернявский, Л. Ю. Грудицына, Д. А. Пашенцев; под ред. проф. А. Г. Чернявского. М.: ИНФРА-М, 2017. 342 с.

2. Гражданское образование: материалы междунар. семинара / М-во общ. и проф. образования РФ. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Междунар. центр образоват. инноваций; редкол.: Г. А. Бордов-ский и др. СПб.: Образование, 1997. 155 с.

3. Сморгунова В. Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 394 с.

REFERENCES

1. Gosudarstvo. Grazhdanskoe obschestvo. Pravo: monografiya / A. G. Chernyavskiy, L. Yu. Gruditsyina, D. A. Pashentsev; pod red. prof. A. G. Chernyavskogo. M.: INFRA-M, 2017. 342 s.

2. Grazhdanskoe obrazovanie: materialyi mezhdunar. seminara / M-vo obsch. i prof. obrazovaniya RF. Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena. Mezhdunar. tsentr obrazovat. innovatsiy; redkol.: G. A. Bordovskiy i dr. SPb.: Obrazovanie, 1997. 155 s.

3. Smorgunova V. Yu. Grazhdanskoe obschestvo i formirovanie grazhdanskih dobrodeteley: teoretiko-pravovyie problemyi. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004. 394 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.