Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1242
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачароева Асет Хамзатовна, Хунарикова Петимат Хамидовна, Погоров Бекхан Ахметович

В статье раскрыты особенности формирования правовой грамотности обучающихся. Современный этап требует новых подходов к решению проблем правового воспитания. Правовое воспитание определяется относительно самостоятельным направлением воспитания, а его теорию большинство авторов рассматривает как обособленную отрасль научных знаний. Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания - правового сознания. Приведено мнение большинства авторов, рассматривающих «правовая грамотность». Показана роль общественных институтов: образовательной организации, родителей и правоохранительной системы в выполнении задач по формированию правовой грамотности учащейся молодежи. Раскрыт перечень вопросов, решающих проблему формирования правовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS

The article reveals the features of the formation of legal literacy of students. The current stage requires new approaches to solving the problems of legal education. Legal education is defined as a relatively independent direction of education, and most authors consider its theory as a separate branch of scientific knowledge. The formation of legal literacy, as a kind of pedagogical activity, is aimed at the formation of a certain sphere of consciousness - legal consciousness. The opinion of the majority of authors considering "legal literacy"is given. The role of public institutions: educational organizations, parents and the law enforcement system in the implementation of tasks for the formation of legal literacy of students is shown. The list of issues that solve the problem of legal literacy formation is disclosed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Хачароева Асет Хамзатовна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Хунарикова Петимат Хамидовна Чеченский государственный университет (г. Грозный); старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Погоров Бекхан Ахметович Ингушский государственный университет (г. Назрань)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье раскрыты особенности формирования правовой грамотности обучающихся. Современный этап требует новых подходов к решению проблем правового воспитания. Правовое воспитание определяется относительно самостоятельным направлением воспитания, а его теорию большинство авторов рассматривает как обособленную отрасль научных знаний. Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания -правового сознания. Приведено мнение большинства авторов, рассматривающих «правовая грамотность». Показана роль общественных институтов: образовательной организации, родителей и правоохранительной системы в выполнении задач по формированию правовой грамотности учащейся молодежи. Раскрыт перечень вопросов, решающих проблему формирования правовой грамотности.

Ключевые слова: формирование, правовая грамотность, обучающиеся, образовательная организация, правовое воспитание, правосознание.

Annotation. The article reveals the features of the formation of legal literacy of students. The current stage requires new approaches to solving the problems of legal education. Legal education is defined as a relatively independent direction of education, and most authors consider its theory as a separate branch of scientific knowledge. The formation of legal literacy, as a kind of pedagogical activity, is aimed at the formation of a certain sphere of consciousness - legal consciousness. The opinion of the majority of authors considering "legal literacy"is given. The role of public institutions: educational organizations, parents and the law enforcement system in the implementation of tasks for the formation of legal literacy of students is shown. The list of issues that solve the problem of legal literacy formation is disclosed.

Keywords: formation, legal literacy, students, educational organization, legal education, legal awareness.

Введение. Теоретическая разработка понятия «правовая грамотность» в литературе началась на рубеже ХГХ-ХХ веков. В 20-30-х годах ХХ в. вопросы формирования правовой грамотности рассматривались в контексте коммунистического воспитания и определялись как отвечающие основным партийным постулатам, а именно: партийность, как принцип воспитания - основа правового образования и обучения; тесная связь классового интереса с интересами единой партии и формировала цели, задачи, содержание и методику всей учебно-правовой деятельности; свобода, как внутреннее осознание необходимости, которая предусматривала почти полное растворение личности в проблемах и интересах коммунистической партии.

В широком смысле правовая грамотность является процессом воздействия на сознание объективных условий жизни: ближайшего окружения, учебного или производственного коллектива, наблюдений за правовой деятельностью, приобретенного правового опыта и т.д. [2, с. 4-5]. В узком смысле правовую грамотность рассматривали, в частности, как вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание.

Такое мнение является общепринятым в научной литературе, посвященным проблеме формирования личности.

В 70-80-х годах ХХ в. заинтересованность проблемами правовой грамотности не снижалась и была отражена в ряде изданий: «Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитии социалистического общества» (1975), «Правовое воспитание несовершеннолетних» (1977), «Организация и эффективность правового воспитания» (1983), «Правовое воспитание молодёжи» (1985), «Проблемы правового воспитания» (1988) и т.д.

Современный этап требует новых подходов к решению проблем правового воспитания. Например, существует устойчивое мнение о том, что воспитательный процесс не должен быть идеологизированным, а должен базироваться на морально-правовых, демократических ценностях и идеях гуманизма.

Таким образом, правовое воспитание определилось относительно самостоятельным направлением воспитания, а его теорию большинство авторов рассматривает как обособленную отрасль научных знаний.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе правовая грамотность рассматривается и как процесс и как результат, которые не следует отрывать друг от друга. Оценку правовой грамотности можно давать, исходя не только из процесса воспитания (в частности, по количеству и характеру проводимых мероприятий), но и по его результатам (состояние законности и правопорядка). Исходя из понимания правовоспитательного процесса как целенаправленной деятельности, выясним вопрос, на каких научных знаниях должна базироваться теория правового воспитания, обсуждение которой неслучайно занимает заметное место в последние десятилетия в литературе. Развитие теории и практики правовоспитательной деятельности, а также социальные ожидания, связанные с ней, определяют самостоятельное значение правового воспитания как отрасли научных знаний, требует ее четкого отграничения от близких и смежных областей знаний.

Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания - правового сознания. Поэтому, естественно, что теория и практика правовоготвоспитания широко использует достижения педагогики и опирается на ее выводы.

К теории правовой грамотности совершенно верно отнесены проблемы структуры, планирования, координации и управления правовоспитательным процессом, поскольку организация воспитания составляет часть педагогических проблем, неразрывно связанных с методологией и методикой воспитательного

процесса. Именно для теории правовой грамотности специфическими становятся проблемы воспитательной роли самого права, а также проблемы влияния правоохранительной и правоприменительной деятельности государственных органов и общественных организаций на процесс формирования правосознания. Однако ядро теории правовой грамотности, по мнению С.А. Морозовой, составляет научно обоснованная методология и методика целенаправленного воздействия на правосознание с целью формирования правомерного поведения. Многие авторы признают важность разработки методологических и методических проблем правовой грамотности, обучения, пропаганды. Если рассматривать правовую грамотность как целенаправленную деятельность, то разработка эффективных приемов и методов этой деятельности становится не просто важной, но и основной теоретической и практической задачей [8, с. 15-16].

Следует отметить, что в настоящее время все еще остаются недостаточно разработанными методики правовой грамотности отдельных слоев населения, особенно актуальны методики правовой грамотности отдельных групп молодёжи - учащейся, студенческой, работающей и тому подобное. Для более интенсивного развития теории правовой грамотности необходимо сфокусировать ее на конечную цель - разработку методологии и эффективных методик воспитания, которые во многом зависят от правильного понимания сущности правовой грамотности и четкого определения ее понятий.

Для оформления правовой грамотности в самостоятельную отрасль знаний недостаточно использования конгломерата педагогических и юридических наук. Направление развития теории правовой грамотности видится в творческом использовании достижений педагогической науки, разработанных ею принципов и методов для наиболее эффективного освоения юридических знаний, в формировании правовых убеждений и внедрении правовой культуры, то есть в создании правовой педагогики как науки о методологии, принципах, приемах и методах формирования правосознания индивидов и их групп. Положение о необходимости создания правовой педагогики впервые было обосновано в книге И.Ф. Рябко «Основы правовой педагогики», изданной в 1973 году [9, с.15]. Теория правовой грамотности входит в теорию воспитания как составная часть, подобно теории нравственного, эстетического и других видов воспитания. Сама же теория правовой грамотности составляет специальную отрасль педагогической науки. В этом смысле можно говорить о теории правового воспитания как о педагогической науке.

Динамику развития основных положений концепции правовой грамотности в науке можно проследить на примере изменений в определении основного понятия - «правовая грамотность».

По мнению А. И. Долговой, правовая грамотность должна превращать правовые нормы (как внешний регулятор поведения человека) в личные нормы поведения граждан, делать их внутренним регулятором [5, с. 9].

Итак, большинство авторов рассматривает правовое воспитание, во- первых, как целенаправленную, организационно-идеологическую деятельность. Во-вторых, для всех приведенных определений понятия «правовая грамотность» основным направлением является формирование правового сознания и поведения людей.

И сейчас под правовой грамотностью следует признавать целенаправленную и систематическую деятельность государства и общественных организаций с целью оказания влияния на сознание, психологию граждан, с целью воспитания у них глубоких и устойчивых представлений, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, установок, чувств, навыков, привычек правомерного поведения и их правовой активности.

Заслуживает внимания рассмотрение вопроса теории правовой грамотности в социологии. Социологи активно исследуют проблемы, непосредственно относящихся к правовой грамотности, например, проблему формирования уважения к праву [3, с. 5]. Социологическими методами в процессе этого исследования изучались степень правовой осведомленности граждан, отношение к праву, источники правовой информации. Демонстрируя особенности и уровень правосознания контингентов, социологи подходят к изучению роли правовой грамотности, ищут способы измерения его эффективности, поскольку без таких знаний невозможна разработка общеметодологических принципов и конкретных методик правовоспитательной деятельности для отдельных категорий воспитанников. Но только самих результатов социально-правовых исследований для выработки соответствующих методик недостаточно.

Проблемы правовой грамотности также являются сферой изучения криминологии. Разрабатывая системы государственных и общественных мер предупреждения преступности, криминологи изучают личность преступников, ценностные ориентации и социально-правовые установки граждан, в структуре личности которых есть криминогенные факторы. Обнаружив дефекты правосознания этих групп, криминологи определяют направление правовоспитательных усилий в работе с ними. Также следует отметить, что с правовой грамотностью тесно связано нравственное воспитание, как основная, базовая и определяющая составная часть содержания воспитания.

Правовая грамотность - это формирование у молодых людей правосознания и правопослушного поведения, а также надлежащей патриотической закалки.

В выполнении задач по формированию правовой грамотности учащейся молодежи должны участвовать общественные институты: образовательная организация, родители и правоохранительная система. И если последняя в большей степени ответственна за наказания определенного противоправного поведения, то семья и образовательная организация обеспечивают профилактику правовых нарушений, обучают молодежь законам и нормам морали, поведения в обществе.

Однако реализация правовой грамотности в образовательной организации встречает много проблем.

Во-первых, определим общественные факторы.

В современных условиях в значительной мере пошатнулись традиционные для общества нормы морали. Если ранее авторитет родителей, образовательной организации, государства в целом считался довольно значительным, то сегодня все большее влияние приобретают средства массовой информации, стихийные факторы. Недостаточная социальная защищенность большинства населения, неблагоприятные бытовые условия, материальные трудности побуждают молодежь искать способы решения социальных проблем через асоциальное поведение. Неустойчивость общества в целом, несовершенство законодательной базы также обусловливают осложнения в формировании правовой культуры.

Во-вторых, существенным препятствием на пути формирования правовой грамотности является то, что в общественном сознании сегодня часто появляются ошибочные представления относительно правовых норм и законов. Превалирует мнение об общей коррумпированности правоохранительной системы, двойной морали на всех уровнях общественной жизни. Средства массовой информации (СМИ) пропагандируют мнение об

относительной правовой безответственности высокопоставленных лиц, возможности решения любых проблем финансовым путем. Вроде объективно отражая действительность, СМИ сознательно или бессознательно фактически идеализируют и романтизируют преступный мир, способствуют криминализации общества. Все это снижает эффект правового воспитания, отталкивает от познания правовых законов.

В-третьих, определенной проблемой является состав педагогов, способных обеспечивать качественную правовую подготовку в образовательной организации. Большинство квалифицированных специалистов в области права предпочитают практическую консультативную работу в сфере бизнеса, в то время как в образовательной организации наблюдается нехватка соответствующих специалистов.

На сегодняшний день в большинстве источников предоставляется такое толкование термина «правовая грамотность»: «Правовая грамотность - система государственных и негосударственных мероприятий, направленных на формирование у граждан надлежащего уровня правосознания и правовой культуры» [7, с. 121].

Формирование правовой грамотности предполагает решение следующих вопросов [6]:

1. Вооружение обучающихся знаниями наиболее важных положений законов, повышение их юридической осведомленности, информирование о наиболее актуальных вопросах права.

2. Формирование у обучающихся правового сознания - определенной совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих его поведение в конкретной правовой ситуации.

3. Формирование у обучающихся уважения к государству и праву, понимание необходимости соблюдения требований законов.

4. Выработка у обучающихся умений и навыков правомерного поведения.

5. Формирование у обучающихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им.

6. Преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни.

В системе правового образования особое значение приобретает не столько вопросы уголовного права, сколько изучение прав личности, ее обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Однако в основе современного содержания обучения должны быть положены не столько положения и нормы закона, сколько их ценность и значимость для общества в целом и отдельного ребенка в частности. Наряду с вопросами формального права, целесообразно поднимать и вопросы прав и обязанностей поведения людей в неформальном общении, норм общественной морали и молодежной субкультуры, возможности их сочетания. Особое значение для молодого человека имеет осознание их непротиворечивости, предупреждение возникновения внутренних конфликтов [14].

Методические аспекты правой подготовки также требуют существенного пересмотра. Формирование правового сознания невозможно только за счет репродуктивных методов обучения, заучивания нормативов закона. Гораздо более эффективны так называемые методики активного обучения, которые позволяют не столько запомнить необходимые нормы и правила, сколько сформировать собственную точку зрения обучающихся на правовую ответственность, осмыслить личное и общественное значение соблюдения правового поведения. Этому способствуют различные формы правового обучения и воспитания: учебные дискуссии, ролевые игры, ситуационные упражнения, которые позволяют на практике почувствовать и оценить последствия нежелательного правового поведения. Среди показателей правовой грамотности можно назвать такие, как знание обучающимися правового минимума, отсутствие правонарушений. Отдельные правовые вопросы должны решаться в ходе самостоятельной деятельности обучающихся, в частности в рамках самоуправления. Например, в образовательной организации может быть создана юридическая консультация, в которой силами обучающихся может осуществляться консультативная работа в отношении прав и обязанностей субъектов образовательного процесса. Углублению правовой культуры способствует также и участие обучающихся в самоуправлении, в частности в работе комиссии по дисциплине и порядку, в отрядах юных инспекторов дорожного движения, юношеских добровольных пожарных дружинах, в разных формах природоохранной работы.

Особая роль в формировании правосознания принадлежит семье. Без раннего приучения ребенка к общественному поведению, любые усилия становятся напрасными. Благополучнее и этом аспекте те, кто воспитывается в семьях, в которых почитаются гражданские ценности, в значительной мере детерминируются высоким уровнем развития национального сознания и самосознания семьи. В результате важное значение приобретает также работа с родителями, информирование их по актуальным общественным нормативам и правилам, законам, касающимся насущных личных проблем. В то же время, и педагогический коллектив должен сам являть образец правового поведения.

Надлежащее правовое воспитание учащейся молодежи в образовательной организации служит надежной основой для дальнейшего формирования гражданской направленности студенческой молодежи.

Боришевский М.И. пишет: "Значительный интерес представляют данные, полученные по гражданской направленности молодежи. Выяснилось, что студенческая молодежь, учитывая реальное состояние общественных ценностных ориентиров в государстве, способна одновременно руководствоваться в определении направления социальной активности эмоциональными побуждениями, и осмыслением реальности, для опредмечевания собственных преференций и трансформации ценностных ориентиров» [4, с. 25].

Острота вопроса обусловлена необходимостью оптимизации процессов формирования растущей личности как активного субъекта общественной жизни, способного взять ответственность за выбор основных направлений своей деятельности, что является необходимым условием актуализации возможностей, их реализаций. Многие результаты исследований гражданской направленности личности являются принципиально новыми и имеют фундаментальное научное значение. Это касается, в частности, интерпретации природы гражданской направленности, ее структуры, критериев сформированности, раскрытия ведущих условий, способствующих ее развитию. Кроме того, установлено много социально-психологических факторов, которые могут тормозить этот процесс. Установлена закономерность зависимости между развитием гражданской направленности личности и особенностями патриотических установок современной молодежи. Должное внимание в исследовании уделяется роли конструирования личностью собственного жизненного пути в развитии ее гражданской направленности.

Существенная роль в развитии гражданской направленности, как показали результаты исследования, принадлежит содержательным характеристикам мотивации личности. В исследовании установлена роль различных мотивов в сфере общественной жизни. В частности то, что объективное содержание мотивов жизнедеятельности в раннем юношеском возрасте зависит от специфики сложившейся в этот период системы ценностей конкретного общества, которые усваивают личность и которые становятся потенциальными мотивами гражданского поведения деятельной личности. Исследование показало весьма неблагоприятную социально-политическую ситуацию для развития гражданской направленности личности. Это негативно сказывается на личности, стоящей перед выбором своего жизненного пути, в которой потребность социального самоопределения детерминируется многими противоречивыми, часто деструктивными факторами [9-14].

Выводы. Не оставляет никакого сомнения возрастания роли формирования правовой грамотности обучающихся как части правовой культуры всего общества. В разработке воспитательных и образовательных методик по данному вопросу необходимо учитывать возрастные особенности аудитории и степень ее подготовленности.

Литература:

1. Абдуразакова Д.М. Об актуальных вопросах правового воспитания и правового просвещения учащейся молодежи // В сб.: Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития. М-лы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета. 2018. С. 252-254.

2. Агарновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности - М.: Наука, 1988. - 120 с.

3. Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности: учеб. пособ.- М.: Изд-во МГУ, 1990. - 19 с.

4. Григорович М.А. Правовое воспитание школьников. - Минск, 1981. - 62 с.

5. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи - М.: Знание, 1979. - 46 с.

6. Курс «Этико-правовое образование»: практическая деятельность школьников. URL: http://www.sch130.nsc.ru/projects/man/introduction.htm

7. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник - М.: Юристъ, 1998. - 427 с.

8. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе - М.: Новый учебник, 2004. - 224 с.

9. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики - М.: НОРМА-ИНФРА 2001. - 157 с.

10. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 263-265.

11. Сорокопуд Ю.В., Окунев С.А., Лапшова И.А. Применение гуманитарных технологий в процессе формирования профессионально важных качеств будущих юристов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 76-77.

12. Хачароева А.Х. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 152-153.

13. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1318-1322.

14. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 5 (153). С. 17-22.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования навыков написания академического эссе в вузе. В статье отмечена необходимость формирования иноязычной академической грамотности как наиболее значимого компонента академического общения и научно-исследовательской деятельности будущего специалиста. В статье отмечается, что эссе является основой для написания более объёмных академических работ в дальнейшем, научной статьи, проекта научного исследования. В статье обозначены основные виды работы над написанием текста эссе, описана структура его написания. Показано, что ориентация на форму выражается в четком структурировании академического эссе, строгой последовательности всех входящих в него частей, введения, основной части, заключения. Лексическое наполнение и примеры типичных синтаксических конструкций на основе академических иноязычных текстов становятся базой при создании собственного текста эссе. В процессе работы над написанием эссе предлагаются упражнения, направленные на формирование умения структурировать текст, а также упражнения, направленные на совершенствование лексическо-грамматического навыка и расширение лексического запаса.

Ключевые слова: письменная научная речь, академическое общение, академическое эссе, структура эссе, практические упражнения, научно-исследовательская деятельность, обучение иностранному языку.

Annotation. The article deals with the importance of development of students' academic writing skills in the process of teaching a foreign language. The article considers academic writing skills as the most significant component of students' research activities. The focus was put on academic essay as the most common type of writing which is considered to be a good basis for the further, more fundamental academic writings such as articles. The article deals with principles of essay writing, structuring methodology and stages in the essay writing process. It is shown that a clear structure and a logical flow are imperative for a cohesive academic essay text. The five paragraph essay structure is a basic structure that consists of introduction, body and conclusion. The article also gives

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.