Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая культура / студент / педагогический вуз / право / правое государство / правовая ответственность / legal culture / student / pedagogical university / law

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А П. Гогурчунов

Целью исследования было изучить сущность, содержание и структуру правовой культуры студента педагогического вуза. Сделан вывод о том, что правовая культура студента педагогического вуза – это мера освоения и практического использования им правовых ценностей. Правовая культура не содержит собственной предметности, а является важной составляющей права и культуры – одной из составляющих общечеловеческой культуры в юридической практике и в праве. Структура правовой культуры студента включает в себя систему правовых знаний, или правовую информированность; внутреннюю мотивацию в необходимости соблюдения закона, выстроенную на убеждении, исследовании привычки, на боязни юридической ответственности; положительном отношении к праву, к правоприменительным и правоохранительным органам; социально-правовой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The work studies the essence, content and structure of the legal culture of a student of a pedagogical university. It is concluded that the legal culture of a student of a pedagogical university is a measure of their development and practical use of legal values. Legal culture does not contain its own objectivity, but is an important component of law and culture, one of the components of universal culture in legal practice and in law. The structure of a student’s legal culture includes: a system of legal knowledge, or legal awareness; internal motivation in the need to comply with the law, built on conviction, on the study of habits, on the fear of legal responsibility, on a positive attitude towards law, towards law enforcement and law enforcement agencies; social and legal activity. The scientific novelty of the article lies in clarifying and concretizing the concept of “legal culture of a student of a pedagogical university”.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Библиографический список

1. Воронин Д.М. Методика оптимизации системы физического воспитания. Проблемы современного педагогического образования: сборник статей. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016; № 52-5: 118 - 126.

2. Воронин Д.М., Привезенцева Н.В., Кузнецов А.В. Модель инновационной здоровьесберегающей среды государственного гуманитарно-технологического университета. Проблемы современного педагогического образования: сборник статей. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016; № 53-6: 91 - 98.

3. Воронин Д.М. Стратегия развития образования в сфере физической культуры и спорта. Современныездоровьесберегающиетехнологии. Орехово-Зуево: ГГТУ. 2017; № 4: 43 - 50.

4. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016: 305 - 312.

5. Нечаев А.В. Применение инновационных технологий во время проведения занятий по физической культуре в контексте улучшения общего состояния здоровья студенчества. Современные здоровье сберегающие технологии. Орехово-Зуево: ГГТУ. 2017; № 4: 114 - 119.

References

1. Voronin D.M. Metodika optimizacii sistemy fizicheskogo vospitaniya. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya: sbornik statej. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2016; № 52-5: 118 - 126.

2. Voronin D.M., Privezenceva N.V., Kuznecov A.V. Model' innovacionnoj zdorov'esberegayuschej sredy gosudarstvennogo gumanitarno-tehnologicheskogo universiteta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik statej. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2016; № 53-6: 91 - 98.

3. Voronin D.M. Strategiya razvitiya obrazovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Sovremennyezdorov'esberegayuschie tehnologii. Orehovo-Zuevo: GGTU. 2017; № 4: 43 - 50.

4. Voronin D.M. Formirovanie zdorov'esberegayuschej sredy v obrazovatel'nyh organizaciyah. Innovacionnye tehnologii v fizicheskom vospitanii i sporte: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tula: Tul'skoe proizvodstvennoe poligraficheskoe predpriyatie, 2016: 305 - 312.

5. Nechaev A.V. Primenenie innovacionnyh tehnologij vo vremya provedeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v kontekste uluchsheniya obschego sostoyaniya zdorov'ya studenchestva. Sovremennye zdorov'e sberegayuschie tehnologii. Orehovo-Zuevo: GgTu. 2017; № 4: 114 - 119.

Статья поступила редакцию 04.11.21

УДК 378

Gogurchunov A.P., teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gogurchunov@yandex.ru

ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The work studies the essence, content and structure of the legal culture of a student of a pedagogical university. It is concluded that the legal culture of a student of a pedagogical university is a measure of their development and practical use of legal values. Legal culture does not contain its own objectivity, but is an important component of law and culture, one of the components of universal culture in legal practice and in law. The structure of a student's legal culture includes: a system of legal knowledge, or legal awareness; internal motivation in the need to comply with the law, built on conviction, on the study of habits, on the fear of legal responsibility, on a positive attitude towards law, towards law enforcement and law enforcement agencies; social and legal activity. The scientific novelty of the article lies in clarifying and concretizing the concept of "legal culture of a student of a pedagogical university".

Key words: legal culture, student, pedagogical university, law.

А.П. Гогурчунов, преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: Gogurchunov@yandex.ru

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Целью исследования было изучить сущность, содержание и структуру правовой культуры студента педагогического вуза. Сделан вывод о том, что правовая культура студента педагогического вуза - это мера освоения и практического использования им правовых ценностей. Правовая культура не содержит собственной предметности, а является важной составляющей права и культуры - одной из составляющих общечеловеческой культуры в юридической практике и в праве. Структура правовой культуры студента включает в себя систему правовых знаний, или правовую информированность; внутреннюю мотивацию в необходимости соблюдения закона, выстроенную на убеждении, исследовании привычки, на боязни юридической ответственности; положительном отношении к праву, к правоприменительным и правоохранительным органам; социально-правовой активности.

Ключевые слова: правовая культура, студент, педагогический вуз, право, правое государство, правовая ответственность.

Актуальность данной проблематики состоит в том, что современное общество характеризуется как общество информационное, открытое, в котором протекают процессы демократизации и построения правовых государств. Построение же правового государства всегда напрямую связано с процессами формирования правовой культуры в обществе. В ряду факторов, влияющих на эффективность формирования правовой культуры в обществе и правовой культуры отдельно взятого человека, значимым является информация. Активные и интерактивные методы обучения, применяемые в работе вуза, предоставят каждому студенту не только возможность проявить себя, свои творческие способности, правовую ответственность и активную жизненную позицию, но и научиться работать друг с другом, а значит, социализироваться.

Цель данной статьи состоит в изучении сущности, содержания и структуры правовой культуры студента педагогического вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить сущность и содержание понятий «правовая культура» и «правовая культура студента педагогического вуза»; выявить структурные компоненты правовой культуры студента педагогического вуза.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

В перспективе новейшего времени задачей на уровне мирового педагогического сообщества является формирование поколения, которое, с одной стороны, владеет знаниями и умениями, соответствующими требованиям XXI века, с другой стороны, разделяет традиционные нравственные ценности. Для реализации

данной задачи в Российской Федерации является формирование правовой культуры учащихся. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1].

Рассматривая правовую научную категорию правовая культура, становится очевидным ее многозначность: на сегодняшний момент насчитывается свыше 250 толкований термина. Дефиниция «правовая культура» подразумевает множество авторских подходов. Единство подходов заключается в фундаментальных положениях конструкции понятия «правовая культура», в зависимости от общекультурных закономерностей. Современный этап развития правовой культуры обусловливается выработкой комплексной идеи, ядро которой - юридические традиции и знания.

Современный взгляд отечественной юридической науки характеризуется разносторонним толкованием в понимании правовой культуры.

По мнению Л.А. Морозовой, правовая культура - качественное состояние жизни общества.

Н.Н. Вопленко считает, что правовая культура есть совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества. А.П. Окусов, П.П. Баранов считают, что «правовая культура - это совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспе-

чить законность». Правовая культура - как сознательный выбор добра перед злом.

Певцова Е.А. указывает на взаимосвязь уровня правовой культуры и прогрессивного общества [2].

Шадрина Ю.А. под правовой культурой подразумевает «нормированные» отношения человека с окружающим миром [3]. Из вышесказанного мы можем определить, что правовая культура является важной составляющей права и культуры. Она демонстрирует собой одну из составляющих общечеловеческой культуры в юридической практике и в праве.

Определить понятие правовой культуры студентов, факторы её формирования, невозможно без обращения к исторической ретроспективе, которая представлена трудами Платона, Конфуция, В. Мономаха, С. Полоцкого, Д. Локка, М.М. Сперанского, И.И. Бецкого, Ф.В. Кречетова и др. Ещё с древних времён формирование правовой культуры являлось неотъемлемой частью становления личности человека. Вообще, исследуя древнее право, стоит отметить, что его особенностью был примитивный характер наказания и чрезвычайная жестокость, хотя бы потому, что правонарушителя карали, а не старались перевоспитать. Значение воспитания в духе уважения законов, отражено, например, в трудах Протагора. В античных полисах зарождались демократические режимы, базирующиеся на развитии экономики, стабильной внутренней и внешней политики, активного гражданского общества. Из вышесказанного следует, что именно в эпоху античности возникает приучение обучающихся к правовой культуре. Смена традиционных норм морали и права происходит при активном участии Ф. Ницше, автора концепции «воли к власти» на основе «воли к жизни». Выделяется марксистская правовая культура, которая основывается на идее всесторонне творческой активности. Корреляция правовых норм от условий социума данной исторической эпохи является ядром теории марксизма. Высшая ценность - человек, однако при всём сказанном марксистское толкование подчеркивает зависимость права от сословных характеристик, предметно-общественной деятельности человека, его материального положения, в котором преобладает общественное над личностным [4]. С окончанием эпохи СССР советская юридическая система распалась, сохранились элементы её правовой культуры в правосознании граждан современной России. Вообще тенденция влияния социально-экономических изменений на развитие правовой культуры прослеживается в отношении отечественной научной мысли на протяжении всего развития. Поиски русской философии права и определения правовой культуры аналогично тесно связаны с философией истории и социальной философии. В истории России, согласно древним источникам - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Русская Правда» Я. Мудрого, «Поучение» Вл. Мономаха и др. - описывается, например, связь права и воспитания через семейный уклад [5]. Он предполагал такие детско-родительские отношения, в которых главенствовала атмосфера беспрекословного повиновения. Документальное подтверждение сказанному мы можем видеть в известном произведении воспитательного характера - сочинении священника Сильвестра «Домострой» (XVI в.). Соборное уложение также диктует «быти у отца и матери во всяком послушании» (ст. 5 гл. XXII). Ещё долгое время на Руси документальное право для крестьян не являлось элементом правовой культуры, в противовес «заветов старины глубокой». С истоков истории отечественной правовой культуры, с первых веков власть имущие считали себя выше права и закона. Родоначальником обобщения отечественного педагогического опыта по праву считается церковный деятель Симеон Полоцкий. Великий просветитель ратовал за формирование правовой культуры, выделяя возрастную категорию от 14 до 21 года. Взгляды Симеона Полоцкого транслировал через преобразовательную деятельность и Петр I, который официально оформил необходимость изучения права, правда, с учётом деления на сословия. В будущем И.И. Бецкой, советник по школам и просвещению Екатерины II, разработал указания на необходимость совершенного знания законов. Известный общественный деятель и ученый XVIII в. Г.Н. Теплов разработал проект элементарных общедоступных региональных школ для широких масс. Его единомышленником была Е.Р. Дашкова (президент Российской академии наук), горячо поддерживающая необходимость изучения правил воспитания и обучения человека-гражданина. Нужно отметить, что становление и назначение отечественной правовой культуры и образования зачастую по-разному трактовали мыслители, общественные деятели и педагоги XIX века. Например, Н.П. Панин, вице-президент, доказывал эффективность сословного образования [6]. Напротив, узко сословную систему образования подверг критике русский философ, член Комиссии по составлению законов при Александре I А.Н. Радищев. Отражение отношения к праву можно найти в реформе образования 1802 г., в которой Н.М. Карамзин уточнял о правосудии как о душе государственного порядка [7]. Полярно противоположных взглядов придерживался сторонник повсеместного и всеобщего просвещения народа М.М. Сперанский. Учёный высказывал точку зрения, согласно которой управлять рационально можно исключительно грамотным населением, нежели невежественным.

Библиографический список

Необходимость правового всеобуча подчеркивал и известный юрист XIX в. В.В. Попугаев, чей вклад в развитие политической культуры общества также заключается во всеобщности преподавания вне сословной принадлежности, он утверждал, что знать свое гражданское назначение должен каждый человек. В доказательство приводил спартанскую модель воспитания, в которой «первым правилом было образование детей в сведениях относительно законов и обычаев гражданских в кругу общественном». Правовую просветительскую деятельность поддерживал ученый истории права А.П. Куницын в книге 1818 года «Право естественное», В.А. Жуковский в «Постановлении о Царскосельском лицее». Нельзя не отметить К.Д Ушинского - великого педагога, патриота изучения всего родного, а именно - законов Отечества, от начальной школы и до старших классов с постепенным усложнением материала, с идеей соотнесения в правовом образовании национальных и общечеловеческих общественных особенностей как главного фактора укрепления государства и нации. Перечисленные исследования позволяют глубже понять отечественную философскую и педагогическую мысль на описанных исторических этапах. На стыке XIX-XX вв. возникает нигилистическое отношение к праву, особенно популярное в радикально настроенной молодежной среде. Данное направление подробно исследует Л.Н. Петражицкий, который указывает на акцентуацию правового образования в детстве, воспитания в семье, в школе [8]. Реформы общественного строя, которые происходят с конца 80-х - 90-х гг. XX века, публикации Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка в нашей стране, утверждение Конституции РФ 1993, усиление региональной правовой базы повлекли за собой множество научных трудов, исследований, учебных пособий, программ формирования правовой культуры на глобальном уровне и правовой культуры обучающихся в локальном ключе. Сферы образования в области воспитания правовой культуры чётко отражает общественные процессы. Современный этап правого развития характеризуется изменениями в правосознании, идеологии, психологии, базовых убеждениях, символах и ценностных установках. Специалисты в области социологии называют такие перемены многослойными, гетерогенными фрагментарными, конфликтными.

В условиях идейной дезориентации, социальной неопределённости роль вуза выступает гарантом стабильности, источником общественной нравственности. Стремительно развивающаяся цифровая реальность, возникновение необходимости новых навыков, социальный кризис ориентируют перенастроить высшее педагогическое образование, изменить в содержании работы с обучающимися цели формирования правовой культуры личности, её самоопределения и самоидентификации. В формате нового времени создание эффективной системы формирования правовой культуры предполагает умение педагогического вуза гибко предопределять запросы общества, сохраняя образовательные традиции, которые оправдали себя временем. Современные задачи правового воспитания в вузе заключаются в философско-мировоззренческой адаптации студентов, сопричастности их к системе общественно-правовых устоев человечества, в развитии внутренней свободы, способности к объективной самооценке, а главное - в воспитании уважения к правопорядку, нормам жизни в социуме и умении в дальнейшем научить этому своих воспитанников [9]. В результате изучения теоретического материала мы выделили такие аспекты, как социальный акцент правовых норм и приоритет гуманных критериев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовая культура студента педагогического вуза - это мера освоения и практического использования ими правовых ценностей. Современный взгляд отечественной юридической науки характеризуется разносторонним толкованием в понимании правовой культуры. Изучение зарубежного и отечественного философского наследия указывает на тесную связь развития правовой культуры и социально-экономических трансформаций в обществе. Правовая культура не содержит собственной предметности, а является важной частью права и культуры, одной из составляющих общечеловеческой культуры в юридической практике и в праве.

Структура правовой культуры студента включает в себя:

- систему правовых знаний, или правовую информированность;

- внутреннюю мотивацию к необходимости соблюдения закона, выстроенную на убеждении, исследовании привычек, на боязни юридической ответственности; положительном отношении к праву, к правоприменительным и правоохранительным органам;

- социально-правовую активность.

Научная новизна статьи состоит в уточнении и конкретизации понятия «правовая культура студента педагогического вуза».

Теоретическая значимость статьи состоит в изучении сущности, содержания и структуры правовой культуры студента педагогического вуза.

Практическая значимость перечисленных выводов интерпретирует педагогический вуз как один из социальных институтов общества, функция которого заключается не только в передаче знаний и понимании права, но и в осуществлении действий в соответствии с ним.

1. Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: Г^://минобрнауки.рф/сткрытое_министерство/стратегия/

2. Певцова Е.А. Государство и право. 2016; № 2: 121 - 123.

3. Шадрина Ю.А. Совершенствование процесса повышения уровня правовой грамотности населения. Финансовый бизнес. 2016; № 2: 38 - 42.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Москва: Политиздат, 1979; Т. Э: l3 - 16.

5. Князев Е.А. История отечественного образования и педагогики Москва: Юрайт, 2018: 10 - 22.

6. Кара-Мурза. А.А. Российский либерализм: Идеи и люди. Москва: Новое издательство, 2018; Т. 1: XVIII - XIX века.

7. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. Москва: Художественная литература, 1984.

8. Петражицкий Л.И. Теория и политика права: избранные труды. Санкт-Петербург: Юридическая книга, 2010.

9. Половникова А.В. Правовая грамотность и правовое просвещение в условиях современного общества. Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы теории и практики: сборник научных статей, посвященный 10-летию кафедры международного права и прав человека Юридического института. Москва, 2016: 1Э6 - 142.

References

1. Oficial'nyj sajt Ministerstva Obrazovaniya i Nauki Rossijskoj Federacii. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https:// minobrnauki.rf/otkrytoe_ministerstvo/strategiya/

2. Pevcova E.A. Gosudarstvo i pravo. 2016; № 2: 121 - 12Э.

3. Shadrina Yu.A. Sovershenstvovanie processa povysheniya urovnya pravovoj gramotnosti naseleniya. Finansovyj biznes. 2016; № 2: Э8 - 42.

4. Marks K., 'Engel's F. Tezisy o Fejerbahe. Moskva: Politizdat, 1979; T. Э: 1Э - 16.

5. Knyazev E.A. Istoriya otechestvennogo obrazovaniya ipedagogiki Moskva: Yurajt, 2018: 10 - 22.

6. Kara-Murza. A.A. Rossijskij liberalizm: Ideii lyudi. Moskva: Novoe izdatel'stvo, 2018; T. 1: XVIII - XIX veka.

7. Karamzin N.M. Izbrannye stat'iipis'ma. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1984.

8. Petrazhickij L.I. Teoriya ipolitika prava: izbrannye trudy. Sankt-Peterburg: Yuridicheskaya kniga, 2010.

9. Polovnikova A.V. Pravovaya gramotnost' i pravovoe prosveschenie v usloviyah sovremennogo obschestva. Kul'turnye prava i svobody cheloveka i grazhdanina: voprosy teorii i praktiki: sbornik nauchnyh statej, posvyaschennyj 10-letiyu kafedry mezhdunarodnogo prava i prav cheloveka Yuridicheskogo instituta. Moskva, 2016: 1Э6 - 142.

Статья поступила в редакцию 04.11.21

УДК 371

Guseva N.P., Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: wald_712@mail.ru

Nikova M.A., Cand. of Sciences (Sociological Sciences), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Moscow Region State University (Moscow, Russia),

E-mail: nikmar-5@mail.ru

REALIZATION OF FEEDBACK WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AS A WAY OF ERROR CORRECTION. The article analyzes a problem of implementing corrective feedback when studying a foreign language at a university, as one of the types of feedback between a teacher and a student. In the article, feedback is presented as a way of correcting students' mistakes when exercising control. The functions of feedback, the mechanism and stages of its implementation are disclosed. The article presents the characteristics of oral and written corrective feedback, highlights and characterizes its various types and subspecies in terms of their features and effectiveness of use. The analysis of various approaches to correcting students' mistakes in writing and speaking is carried out. Special attention is paid to the conditions for effective provision of feedback. Feedback is provided for full-time and distance learning.

Key words: foreign language, corrective feedback, oral speech, written speech, distance learning.

Н.П. Гусева, ст. преп., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: wald_712@mail.ru

М.А. Никова, канд. социол. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: nikmar-5@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК

В статье осуществлен анализ проблемы реализации корректирующей обратной связи при изучении иностранного языка в вузе как одного из видов обратной связи между преподавателем и студентом. В статье обратная связь представлена как способ коррекции ошибок обучающихся при осуществлении контроля. Раскрыты функции обратной связи, механизм и этапы ее осуществления. В статье представлена характеристика устной и письменной корректирующей обратной связи, выделены и охарактеризованы ее различные виды и подвиды в аспекте их особенностей и эффективности применения. Осуществлен анализ различных подходов к исправлению ошибок обучающихся в письме и в устной речи. Отдельное внимание уделено условиям эффективного обеспечения обратной связи. Реализация обратной связи представлена при очной и дистанционной формах обучения.

Ключевые слова: иностранный язык, корректирующая обратная связь, устная речь, письменная речь, дистанционное обучение.

Современное обновление содержания и структуры образования требует коренного пересмотра отношений между преподавателем и студентом, в частности перепрофилирования преподавателя из руководителя учебной деятельности, который должен контролировать процесс усвоения знаний студентами, в равноправного участника этого процесса.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно в этой роли, преподавателю необходимо быть хорошо знакомым с методами и технологией такого обучения, апробировать и прочувствовать ее на собственном опыте. Создание благоприятной учебной среды невозможно без осуществления обратной связи, которая позволяет преподавателю регулярно контролировать и корректировать процесс получения знаний студентами [1].

Поэтому сегодня актуальными остаются вопросы обеспечения корректирующей обратной связи во время изучения иностранного языка (ИЯ) в учреждениях высшего образования (вузах), эффективные способы ее осуществления и правильного исправления ошибок студентов во время устной и письменной речи.

Актуальность исследования. Проблема обеспечения обратной связи является не только педагогической, но и психологической, поскольку касается межличностного общения и взаимной деятельности. Для социальной психологии это и сейчас довольно новая область исследований. Н.В. Амяга с соавт. [2] утверждают, что обратная связь превращается в одну из основных слабо разрешенных проблем социальной психологии.

Говоря о педагогических исследованиях, следует отметить, что вопрос обратной связи в течение длительного времени рассматривался в основном в аспекте классификации ее видов [3; 4; 5]. Так, ученые-филологи предлагают разнообразную типологию обратной связи и рассматривают ее в разных контекстах: преподаватель - студент [6; 7], в устной или письменной речи [8; 9], в дистанционной форме обучения [10].

Особое внимание исследователи уделяют изучению вопроса осведомленности студентов о видах эффективной обратной связи [11], их осознанию важности ее использования [11], а также исследуют осуществление обратной связи между студентами [12].

Однако, несмотря на значительное количество публикаций по рассматриваемой проблеме, отдельного внимания требует исследование механизма осуществления корректирующей обратной связи.

Цель статьи - определить понятие «корректирующая обратная связь» и исследовать условия обеспечения эффективной корректирующей обратной связи между преподавателем и студентом в процессе освоения иностранного языка в вузе с помощью изучения ее функций, видов, этапов, путей и способов осуществления.

Обратная связь играет важную роль в процессах усвоения ИЯ. Функция обратной связи является основной функцией контроля (особенно текущего), которая обеспечивает управление процессом обучения ИЯ [8]. Однако обратная связь не является лишь показателем знаний студентов [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.