Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ГРУППО-ЦЕНТРИРОВАННОГО" ЛИДЕРСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ГРУППО-ЦЕНТРИРОВАННОГО" ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ГРУППОЦЕНТРИРОВАННОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатьева Ирина Валентиновна, Зедгенизова Ирина Ивановна, Литвинова Жанна Борисовна

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования формированию правосознания у обучающихся на основе концепции «группо-центрированного» лидерства («клиенто-центрированная» терапия, «личностно-центрированный» подход) Карла Роджерса. Именно правовое образование и воспитание позволяют сформировать индивидуальную и групповую правовую культуру современного молодого человека, приобрести ему знания, сформировать внутреннее позитивное психологическое отношение к закону и определить вариант своего поведения в рамках окружающей правовой действительности, т.е. реализовать познавательную, оценочную, регулятивную функцию правосознания. В статье представлена авторская модель поведения педагога как «группо-центрированного» лидера и приведена оценка эффективности ее внедрения в непосредственную педагогическую деятельность авторов настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF "GROUP-CENTERED" LEADERSHIP

This article is devoted to one of the urgent problems of modem education, the formation of legal consciousness among the students based on the concept ("client-centered" therapy, "person-centered" approach) by Karl Rogers. It is legal education and upbringing that makes it possible to form the individual and group culture of the modern young person, acquiring knowledge, forming the internal psychological attitude and determining the version of the behavior within the framework of the surrounding legal reality, i.e. realizing the cognitive, evaluative, regulatory function of legal consciousness. The article presents a model of the teacher's behavior as the "group-centered" leader and it assesses the effectiveness of its implementation in the direct pedagogical activity of the authors of this study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ГРУППО-ЦЕНТРИРОВАННОГО" ЛИДЕРСТВА»

5. Ивахненко Г.А. Психолого-педагогические основы обучения сотрудников силовых ведомств России рукопашному бою / Г.А. Ивахненко, В.В. Кузьмин. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский Университет МВД, 2005. - 151 с.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N., Kuzmin, V.V. (2008), 'On the problem of psychological preparation for hand-to-hand combat of military personnel and law enforcement officers", Materials of the XII International Scientific Congress "Modern Olympic and Paralympic Sports and Sports for All", Moscow, vol. 1, pp. 268-269.

2. Baturin, A.E. (2006), Development of personal properties and physical qualities in training military personnel in hand-to-hand combat, dissertation, St. Petersburg.

3. Konopkin, O.A. (2011), Psychological mechanisms of activity regulation, monograph, Le-nand, Moscow.

4. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Nauka, Moscow.

5. Ivakhnenko, G.A. and Kuzmin, V.V. (2005), Psychological and pedagogical foundations of hand-to-hand combat training for employees ofpower departments of Russia, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, St. Petersburg.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2021

УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ «ГРУППО-ЦЕНТРИРОВАННОГО» ЛИДЕРСТВА

Ирина Валентиновна Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент, ВосточноСибирский филиал, Российский государственный университет правосудия г. Иркутск; Ирина Ивановна Зедгенизова, кандидат экономических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск; Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования формированию правосознания у обучающихся на основе концепции «группо-центрированного» лидерства («клиенто-центрированная» терапия, «личностно-центрированный» подход) Карла Роджерса. Именно правовое образование и воспитание позволяют сформировать индивидуальную и групповую правовую культуру современного молодого человека, приобрести ему знания, сформировать внутреннее позитивное психологическое отношение к закону и определить вариант своего поведения в рамках окружающей правовой действительности, т.е. реализовать познавательную, оценочную, регулятивную функцию правосознания. В статье представлена авторская модель поведения педагога как «группо-центрированного» лидера и приведена оценка эффективности ее внедрения в непосредственную педагогическую деятельность авторов настоящего исследования.

Ключевые слова: правовое сознание, личностно-центрированный подход, группо-центрированное лидерство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p164-167

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF "GROUP-

CENTERED" LEADERSHIP Irina Valentinovna Ignatyeva, the candidate of economical sciences, senior lecturer, East Siberian Branch,, Russian state University of Justice, Irkutsk; Irina Ivanovna Zedgenizova, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lec-

turer, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

This article is devoted to one of the urgent problems of modern education, the formation of legal consciousness among the students based on the concept ("client-centered" therapy, "person-centered" approach) by Karl Rogers. It is legal education and upbringing that makes it possible to form the individual and group culture of the modern young person, acquiring knowledge, forming the internal psychological attitude and determining the version of the behavior within the framework of the surrounding legal reality, i.e. realizing the cognitive, evaluative, regulatory function of legal consciousness. The article presents a model of the teacher's behavior as the "group-centered" leader and it assesses the effectiveness of its implementation in the direct pedagogical activity of the authors of this study.

Keywords: legal consciousness, person-centered approach, group-centered leadership.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных подходов к процессу преодоления проблемы генезиса и формирования правовой культуры российской молодежи, к повышению которой стремится каждое правовое государство. Анализ научной литературы [2, 4] и образовательной практики показал, что правосознание как важнейшая часть правовой культуры современного молодого человека (в нашем исследовании обучающегося-студента вуза), включающая в себя знание и понимание роли соблюдения действующих норм права в собственной жизнедеятельности, в настоящее время остается явлением малоизученным.

МЕТОДИКА

В нашем исследовании под основой правовой культуры мы понимаем представление граждан, не только о законе и законодательстве, но и их субъективные представления о справедливости норм права и доверии к ним. Как нельзя лучше идеи формирования правосознания обучающихся согласовываются с концепцией «группо-центрированного» лидерства Карла Роджерса («клиенто-центрированная» терапия, «личностно-центрированный» подход[3]), только самоактуализирующаяся личность может полноценно функционировать в соответствии с собственным интуитивным трактованием понятий «свобода», «ответственность», «права», «обязанности» в рамках правого поля.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Модель поведения педагога как «группо-центрированного» лидера (схема 1) принципиально отличается от традиционной (авторитарной) модели.

• «Группо-центрированный» лидер (педагог, руководитель, директор, классный руководитель) рассматривает группу или Вуз как образование, выступающее для обучающихся средством реализации личности, существующее для удовлетворения потребностей каждого обучающегося как личности;

• верит в то что, группа в целом обладает большим потенциалом и может функционировать лучше, чем каждый из обучающихся в отдельности, он верит в право группы, как и обучающегося, в том числе, на самоопределение и самоактуализацию;

• непрерывно занимается самообразованием, изучает новейшие достижения психолого-педагогической науки и передовой практический опыт, проводит маркетинговый анализ рынка образовательный услуг;

• использует только гуманные методы управления для достижения качественных результатов при наименьших затратах экономических и временных ресурсов;

• предоставляет возможность участия, организует свободу коммуникации, создает благожелательную психологическую атмосферу для группы и личности в образовательном процессе.

Схема 1 - Модель поведения педагога концепции группового лидерства

Позиция «группо-центрированного» лидера в процессе формирования правосознания обучающихся определяется личностными качествами педагога (доброжелательность, эмпатия, внимательное и бережное отношение к личности обучающегося, понимание смыслов его жизнедеятельности), т.к. правовая культура проявляется в общении и поведении субъектов взаимодействия (субъектов образования). Образовательное взаимодействие («pupil-centered») в основе которого лежит эмпатия, конгруэнтность, уважение к человеческой личности, искреннее и открытое поведение на основе которого педагог и обучающийся или группа обучающихся смогут подойти к определенному решению и определить направление развития его личности или коллектива в целом, в том числе и в вопросе формирования правосознания как совокупности его убеждений и установок, создаваемых в процессе ее жизнедеятельности под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов исследования уровня самоактуализации личности обучающегося по шкале «Взгляд на природу человека» на основе методики САМОАЛ [1, с. 65-75] показал (таблица 1) позитивную динамику по данной шкале.

Таблица 1 - Результаты исследования уровня самоактуализации личности обучающегося в процессе экспериментальной работы_

Шкала Диагностика Уровень самоактуализации

Низкий, % Ниже среднего, % Средний, % Выше среднего, % Высокий, %

Взгляд на природу человека Исходная 5,88% 25,00% 61,76% 4,41% 2,94%

Итоговая 1,47% 16,18% 67,65% 10,29% 4,41%

«Взгляд на природу человека» входит в Я-концепцию обучающегося (его представления о самом себе) и показывает уровень доверия к позитивной природе человека, в общем виде определяет, как в человеке сосуществуют такие понятия как «добро» и «зло», «бескорыстие» и «корыстолюбие», «чувствительность» и «бесчувственность». Сократилось количество обучающихся с низким (на 4,41%) и ниже среднего (на 8,82%) уровнем, увеличилось со средним (на 5,89%), выше среднего (на 5,88%) и высоким (на 1,47%) уровнем. Следовательно, по итогам экспериментальной работы можно сделать следующие выводы о том, что наметилась позитивная динамика в вопросе ответственного отношения обучающихся к соблюдению норм права и регулировании своего поведения в рамках закона.

ВЫВОДЫ

Результаты экспериментальной работы по формированию правосознания как необходимой образовательной деятельности по профилактике правонарушений и борьбы с преступностью в современных условиях показали, что реализация идей «группо-центрированного» лидерства с одной стороны позволили большинству испытуемых встать на ступень самоактуализации, преодолеть проблемы с установлением искренних и гармоничных межличностных отношений с окружающими и побороть изначальное недоверие к позитивной природе человека, а с другой стороны разделить ценности зрелой в правовом поле личности как фундамента правового государства, т.к. каждая самоактуализирующаяся личность функционирует через чувство уважения к праву и обладает привычками соблюдения закона на основе личных убеждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности / Н.Ф. Калина // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С. 65-75.

2. Расторгуева, Е.Н. К определению самоактуализации/ Е.Н. Расторгуева// // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 5 (99). - С. 114-121.

3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия / К. Роджерс. - Москва : Рефл-бук, 1997. -

320 с.

4. Самыгин П.С. Правовая социализация современной российской молодежи: монография / П.С. Самыгин, Ю.И. Исакова, И.В. Печкуров. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 172 с.

REFERENCES

1. Kalinina, N.F. (1998), "The questionnaire of self-actualization", Zhurnal prakticheskogo psikhologa, No. 1, рр. 65-75.

2. Rastorguyeva, E. N. (2013), "To the definition of self-actualization", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (99), рр. 114-121.

3. Rogers, C. (1997), Client-Centered Therapy, Refl-book, Moscow.

4. Samygin, P.S., Isakova, Yu. I. and Pechkurov I.V. (2016), Legal socialization of modern Russian youth, Ruscience, Moscow.

Контактная информация:litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2021

УДК 796.01

СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аурелия Святославовна Казарина, аспирант, старший преподаватель, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена исследованию личностных особенностей лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. В основе личностных особенностей рассмотрены: психотип, обеспечивающий особенности освоения информации и пользования ею; самосознание, как интегральный уровневый показатель качества взаимодействия с реальностью; виды интеллекта (эмоциональный и когнитивный) как процессы, обеспечивающие быстроту и качество понимания, и принятие решений в жизнедеятельности человека. Использование знаний личностных особенностей занимающихся помогает предсказать особенности поведения и выявить реакцию на оздоровительное воздействие, более точно подойти к выбору средств и методов в занятиях. Практическая значимость исследования заключается в том, что построение занятий оздоровительной физической культуры с учетом личностных особенностей повышает их эффективность за счет качества управления педагогическим процессом и его направленности на оздоровление каждой личности. Протестировано 44 респондента зрелого возраста по 69 показателям. Полученные данные подвергнуты математической обработке методом описательной статистики и корреляционного анализа. Выделены три блока взаимосвязанных показателей, отражающих определённые факторы личностных особенностей.

Ключевые слова: личностные особенности, оздоровительная физическая культура, здоровье, лица зрелого возраста, гармоничная здоровая личность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p167-172

IDENTIFICATION OF THE STRUCTURE OF INTERRELATIONS OF INDICATORS OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF MATURE PERSONS ENGAGED IN RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE

Aurelia Svyatoslavovna Kazarina, the post-graduate student, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the study of the personal characteristics of persons engaged in health-improving physical culture. At the heart of the personality traits the following are considered: psychotype, which provides the peculiarities of the assimilation of information and the use of it; self-awareness as an

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.