Научная статья на тему 'Модель гуманитарно-правового образования'

Модель гуманитарно-правового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "Я"-КОНЦЕПЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Жанна Борисовна

В статье рассматривается авторская модель гуманитарно-правового образования на основе личностно-центрированного подхода. Реализация данной модели способствует становлению позитивной «Я»-концепции и самоактуализации личности будущих юристов. Авторская модель разработана, описана и эмпирически проверена непосредственно в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of humanitarian-legal education

The article discusses the author’s model of humanitarian law education based on the person-centered approach. The implementation of this model contributes to the formation of the positive "I"-concept and self-actualization of future lawyers. The author's model is developed, described and empirically tested directly in the educational process.

Текст научной работы на тему «Модель гуманитарно-правового образования»

УДК 378

МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал (ФГБОУВО «РГУП», Восточно-Сибирский филиал), г. Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается авторская модель гуманитарно-правового образования на основе личностно-центрированного подхода. Реализация данной модели способствует становлению позитивной «Я»-концепции и самоактуализации личности будущих юристов. Авторская модель разработана, описана и эмпирически проверена непосредственно в образовательном процессе.

Ключевые слова: личностно-центрированный подход, гуманитарно-правовое образование, «Я»-концепция, самоактуализация.

MODEL OF HUMANITARIAN-LEGAL EDUCATION

Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Russian State University of Justice, East-Siberian branch, Irkutsk

Annotation

The article discusses the author's model of humanitarian law education based on the person-centered approach. The implementation of this model contributes to the formation of the positive "I"-concept and self-actualization of future lawyers. The author's model is developed, described and empirically tested directly in the educational process.

Keywords: person-centered approach, humanitarian legal education, "I" -concept, self-actualization.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная нестабильность, экономическая и политическая поляризация общества повышают тревожность, неуверенность в будущем, приводит к утрате жизненных ориентиров молодых людей, по мнению современных психологов и педагогов. Модель гуманитарно-правого образования, разработанная автором, отражает определенный способ понимания, трактовки автором процесса приобщения будущего юриста через ценности права к опыту позитивного социального поведения, основную точку зрения автора на создание условий для проявления мотивации, выбора, самоактуализации личности (схема).

МЕТОДИКА

Модель разработана в контексте идей «личностно-центрированного подхода» американского психотерапевта Карла Роджерса, в которой особое внимание уделяется самоактуализации личности, включая ее «Я»-концепцию [3]. Личность в процессе самоактуализации «через свои собственные усилия развивает и реализует те способности, которые отвечают его потребностям и которые не противоречат его ценностям и смыслам» [2, с. 118]. Гуманитарно-правовое образование признает право каждого субъекта образования на учет его особенностей и потребностей, а также ограничении внешней агрессии, становлении уникальной системы представления личности о самой себе, на основе которой она строит взаимодействие с окружающими и относится к самой себе, называемой «Я»-концепций. Положительная «Я»-концепция проявляется так, личность ощущает себя полноценной и гармоничной, строит свою деятельность на созидательной основе, считает недопустимым совершение недостойных слов и поступков. Реализация модели предполагает создание ситуации успеха и поддержки, поиск в каждом неповторимой личности, предоставление возможности реализовать себя, отказ от выделения недостатков в коллективе, т.к. «Я»-концеп-ция является результатом самопознания в рамках различных ситуаций, посредством мнений окружающих и соотнесения свой личности с ними.

Акшутыинть:

«Я»-концепция определяет благополучие будущего юриста и благосостояние всего общества я целом.

Целевая составляющая Це:и>:

Реализация образования, направленного на становление нравственного миропонимания, основанного на самоценности человека и ею личностного потенциала.

V

V

Задачи: Становление позитивной «Я» Концепции на основе ценностей нрава и приоритетов общечеловеческой культуры: искренности, эмпатин, безусловном позитивном принятии.

Орган тац ионная составляющая: Педагогические принципы: гуманизации, демократизации, нрнродо- и кул ыуросооб разности, равенства,

сознательности и активности, диалоги зм а. Особенности (фашизации образования: интерактивные методы, рейтинговая система, индивидуальная образовательная траектория, «студенческие контракты». Субъекты: студент, преподаватель, родитель, социальный партнер

Ядро модели гумшштарпо-правового образования:

Гумаишпирч о- при ч о во с мташшние -естественная жизнедеятельность буду щего юриста,

совместно проектируемая с субъектам и образовзд\ ия.

Основная ш)ея: Будущий юрист и другие субъекты образования -равноправные субъекты собственной жизни, использующие основы нраел и адекватно реагирующие на события общественной жизни.

Основные панртиения:

гражданское, патриотическое, нравственное, историческое, политическое, социальное.

ОжшШем ые паультаты:

положительная Я-

концепция, адекватная самооценка, развитые коммуникативные и орга> I изаторекие

способности, са моя ктуал иза ция.

кг

Реф.и'ксиапо-гшигиастичсскин состаеляющая: проведение анализа, интерпретация результатов реши нации концепции, внесение изменений в содержание концепции и ее составляющих

Диагност и ческах составля юти я:

Определение типа «Я»- концепции, уровня развития

коммуникативны к и организаторских СП0С0бК0С1 ей П) Л) |:и\

юристов

Схема 1 - Модель гуманитарно-правового образования

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Проверка эффективности разработанной модели гуманитарно-правового образования нами была проведена в ходе педагогического эксперимента на базе Восточно-Сибирского филиала «Российского государственного университета правосудия». В целях соблюдения принципов гуманизации, демократизации, природо- и культуросообразности, равенства, сознательности и активности, диалогизма на основе интерактивных методов образования, рейтинговой системы оценивания, внедрения индивидуальных образовательных траекторий, нами создавались условия для становления личности будущего юриста, осознающего свою самоценность, ответственно планирующего собственную жизнь, успешно адаптирующегося в современном мире и обществе, самовыражающегося, занимающегося самопознанием, принимающего нравственные ценности и ведущие жизненные ориентиры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основная методика оценки результатов реализации разработанной авторской модели - это модифицированная диагностика самоактуализации личности [1, с.65-75].

Результаты были получены следующие (таблица).

Таблица - Результаты диагностики уровня самоактуализации личности будущих юристов до и после экспериментальной работы по шкале «Аутосимпатия»_

Шкала Аутосимпатия

Уровень Исходная диагностика Итоговая диагностика

Низкий, % 4 0

Ниже среднего, % 42 34

Средний, % 35 27

Выше среднего, % 19 35

Высокий, % 0 4

На 4%, 7%, 8% уменьшилось количество будущих юристов с низким, ниже среднего, средним уровнем аутосимпатии (позитивное отношение человека к самому себе), т.е. на 19% больше личностей стали разделять ценности самоактуализации. На 16% и 4% увеличилось количество студентов с высоким и выше среднего уровнем аутосимпатии. По итогам реализации модели 39% личностей продемонстрировали позитивную «Я»-концепцию, что на 20% больше, чем до экспериментальной работы, говорящую о том, что данные субъекты довольны своими данными и выстраивают «позитивную» модель поведения.

ВЫВОДЫ

Реализация модели на основе ценностей и приоритетов общечеловеческой культуры (искренности, эмпатии, безусловном позитивном принятии каждой личности) позволили будущим юристам избавится от неуверенности в себе и прекратить сомневаться в правильности своих поступков, формировать правовое пространство, стремиться устанавливать искренние и гармоничные взаимоотношениям с окружающими на основе правовых норм и принципов, научиться самовыражаться и самораскрываться в общении, стать более це-лостностной личностью, реализовывать свои права и обязанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калина, Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности / Н.Ф. Калина // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С.65-75.

2. Расторгуева, Е.Н. К определению самоактуализации / Е.Н. Расторгуева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 114-121.

3. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия : пер. с англ. / К. Роджерс. - М. : Рефл-бук, 1997. - 320 с.

REFERENCES

1. Kalinina, N.F. (1998), "The questionnaire of self-actualization", Journal of practical psychologist, No.1. pp.65-75.

2. Rastorguyeva, E. N. (2013), "To the definition of self-actualization", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. С. 114-121.

3. Rogers, C. (1997), Client-Centered Therapy, Refl-book Moscow.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2018

УДК 796.011

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ПЛАВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Елена Владимировна Любина, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.