Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия педагога и учащегося в личностно-центрированном учебном процессе частной школы'

Особенности взаимодействия педагога и учащегося в личностно-центрированном учебном процессе частной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ / SUBJECT OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / САМОПОНИМАНИЕ / SELF-UNDERSTANDING / АУТОСИМПАТИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / PERSON-CENTERED TEACHING / SELF-AFFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Жанна Борисовна

В статье рассматриваются особенности реализации принципа субъективности учащегося в контексте личностно-центрированного подхода в образовательной среде частной школы. Определено, как реализуется, самоутверждается его Я-концепция, а также выявлено, каким образом образовательная среда частной школы, опирающаяся на потребности учащегося, педагога, их интересы и притязания, основывающаяся на самоанализе и самосовершенствовании, позволяет проектировать учебный процесс, «центрированный» на личности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Жанна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of teacher-student interaction in the framework of person-centered education in a private school

The article considers how the principle of student's subjectivity is implementing in the context of person-centered approach in the educational process of a private school. The author describes how student's Selfconcept is fulfilled. It is shown how the educational environment of a private school, based on the needs of a student and a teacher, their interests and aspirations, as well as introspection and self-improvement, allows to design the educational process in the framework of the person-centered approach.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия педагога и учащегося в личностно-центрированном учебном процессе частной школы»

УДК 373.1

Литвинова Жанна Борисовна

преподаватель Сибирской академии права, экономики и управления

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ В ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности реализации принципа субъективности учащегося в контексте личностно-центрированного подхода в образовательной среде частной школы. Определено, как реализуется, самоутверждается его Я-концепция, а также выявлено, каким образом образовательная среда частной школы, опирающаяся на потребности учащегося, педагога, их интересы и притязания, основывающаяся на самоанализе и самосовершенствовании, позволяет проектировать учебный процесс, «центрированный» на личности учащегося.

Ключевые слова:

личностно-центрированное обучение, субъект обучения, образовательная среда, самопонимание, аутосимпатия, Я-концепция.

Litvinova Zhanna Borisovna

Lecturer, Siberian Academy of Law, Economics and Management

THE FEATURES OF TEACHER-STUDENT INTERACTION IN THE FRAMEWORK OF PERSON-CENTERED EDUCATION IN A PRIVATE SCHOOL

Summary:

The article considers how the principle of student's subjectivity is implementing in the context of person-centered approach in the educational process of a private school. The author describes how student's Self-concept is fulfilled. It is shown how the educational environment of a private school, based on the needs of a student and a teacher, their interests and aspirations, as well as introspection and self-improvement, allows to design the educational process in the framework of the person-centered approach.

Keywords:

person-centered teaching, subject of education, educational environment, self-understanding, self-affection, self-concept.

Личность, по мнению К. Роджерса, находится в центре постоянно меняющегося мира, обладает внутренней способностью к самосовершенствованию, которое возможно только при взаимодействии со средой и с другими людьми, а взаимопонимание, необходимое для развития личности, достигается только в результате общения [1]. Личностно-центрированный подход к образованию не теряет своей актуальности, несмотря на то что в настоящее время он пока не реализован в образовательной системе современной российской школы [2]. Автор придерживается мнения, что в образовательной среде частной школы, «центрированной» на личности учащегося, опирающейся на его потребности и интересы, основывающейся на самоанализе и самосовершенствовании, возможна целенаправленная и системная организация личностно-центрирован-ного педагогического процесса.

Исходя из сказанного выше определим задачу настоящей статьи: рассмотреть, каким образом реализуется принцип субъективности личности учащегося и создаются условия для становления положительной Я-концепции в педагогическом процессе частной школы на основе лич-ностно-центрированного подхода. Эффективность учебного процесса частной школы на основе личностно-центрированного подхода во многом определяется не только педагогическими приемами, но и цельностью построения учебного процесса на всех этапах обучения: от выбора целей до достижения результатов.

Педагог частной школы может достичь целей личностно-центрированного обучения через организацию диалога с учащимся, использование методов, «центрированных» на личности учащегося, обеспечивающих возможность более самостоятельного и ответственного учения. Обеспечить психологическое здоровье и эмоциональное благополучие учащегося, способствовать личностному росту его личности, реализации его потребностей, социальных установок и ценностных ориентаций - вот основные задачи частной школы в контексте личностно-центрированного подхода. Образовательная среда частной школы предоставляет педагогу свободу в выборе целей и содержания обучения, организации образовательного процесса, разработке критериев оценки результатов, позволяет учитывать психологические особенности самого педагога, дает возможность творческого самовыражения, построения авторской педагогической концепции.

Рассмотрим результаты авторского эмпирического исследования образовательной среды частной школы. Для определения типа образовательной среды и построения модели образова-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельной среды частной школы была применена методика векторного моделирования образовательной среды В.А. Ясвина [3]. Психолого-педагогический анализ образовательной деятельности частной школы показал, что в ее образовательном процессе на первое место ставятся интересы и ценности каждого отдельного учащегося, а педагог на занятиях подстраивается к учащемуся, также отсутствуют прямые и косвенные наказания, особое внимание уделяется стимулированию инициативы и творчества в каждом ребенке.

Путем простейшего математического моделирования в системе координат, состоящей из двух осей: «свобода - зависимость» и «активность - пассивность», построим векторы образовательной среды частной школы (ОС ЧШ), моделирующие определенный тип образовательной среды [4, с. 37-39]. Для частной школы по шкале «свободы» получаем 2 балла, «зависимости» - 1, «активности» - 3 и «пассивности» - 0. Баллы, полученные по шкале «свобода» и «зависимость», распределены по разным направлениям оси, поэтому найдем их сумму с учетом знака каждого балла: -1 + 2 = +1, в итоге получим 1 балл по шкале «свобода» (рис. 1).

Полученный вектор ОС ЧШ характерен для образовательной среды, стимулирующей активность учащегося и предполагающей небольшую степень зависимости. Данная образовательная среда может быть охарактеризована как «творческая образовательная среда зависимой активности». Для «творческой» («идейной») образовательной среды частной школы характерны «радость, творчество, свобода, терпимость, нравственность, уважение» [5]. Приведем характеристики данной образовательной среды. Направление и содержание педагогической деятельности: развитие познавательных интересов и способностей, создание условий для самопознания и самосовершенствования, повышение творческой активности, учет индивидуальных психологических особенностей учащихся. Основная цель обучения - формирование активного, творческого мышления учащегося. Основными методами управления в «творческой» образовательной среде частной школы являются: совет, просьба, пожелание, поощрение.

ДКТИ«И0СТ6

Вектор Личности

Беауя-еж«эя ОС £о'матич«кая ос

Пасс*»»осте

Рисунок 1 - Векторная модель образовательной среды частной школы

В реальной жизни не только образовательная среда оказывает влияние на развитие личности ребенка - на формировании личности неизбежно сказываются также «влияние улицы», взаимодействие с другими людьми и обществом в целом, средства массовой информации. Для моделирования такого влияния можно условно считать, что в результате действия «общественного ветра» вектор образовательной среды может быть смещен в направлении увеличивающихся степеней зависимости и пассивности. К вектору среды (ВС) достроим вектор «общественного ветра» (ОВ) и получим вектор личности (ВЛ), который характеризует личность, существующую в условиях данной среды (рис. 1). Под воздействием общественного ветра «творческая» образовательная среда частной школы может стать «карьерной» образовательной средой, ориентированной на внешние признаки успешности личности, стремление к материальной обеспеченности, карьере, что способствует зависимости учащегося.

Автором также было проведено исследование уровня самопонимания личности учащегося в частной школе [6, с. 191-200], в результате которого получены следующие данные. 70 % учащихся частной школы (показавшие средний и выше среднего уровни самопонимания) являются субъектами не только педагогического процесса, но и собственной жизни. Такой высокий показатель по

шкале самопонимания свидетельствует о внимательном отношении учащегося к собственным желаниям и потребностям, его не склонности подменять собственные потребности и оценки внешними социальными стандартами. Частная школа имеет ряд преимуществ в развитии потенциальных возможностей, склонностей и способностей учащегося, которые помогут ему осуществить ценностный жизненный выбор, саморазвиваться и самоопределиться, стать автором своей жизненной траектории. Ценной информацией для нас является то, что 39 % учащихся частной школы продемонстрировали выше среднего и высокий уровни аутосимпатии (отношения человека к самому себе). Эти учащиеся имеют адекватную самооценку, положительную Я-концепцию, уверены в себе и самодостаточны, принимают себя как полноценную и гармоничную личность.

Таким образом, личность учащегося частной школы может характеризоваться как автономная, способная опереться на себя, независимая и свободная от навязанного чужого мнения, не склонная допускать недостойные слова и дела, способная к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Приведенные выше характеристики полностью соответствуют представлениям К. Роджерса об образованной личности - авторе собственной жизни, умеющей учиться, меняться, стремящейся к самоактуализации и достижению конечной точки личностного роста [7].

Таким образом, особую значимость для данного исследования представляют результаты психолого-педагогической экспертизы образовательной среды на основе векторного моделирования, выявившие наличие в образовательной среде частной школы условий и возможностей для развития активности учащегося и его личностной свободы. Частная школа рассматривает учащегося как субъекта собственной деятельности, стремится улучшить его психологическое здоровье и эмоциональное благополучие, а также предоставляет больше свободы и возможностей. Образовательная деятельность частной школы способна учитывать в образовательном процессе интересы, склонности каждой отдельной личности учащегося, направлена на развитие его эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе и приятие себя. Это значит, что ее образовательная деятельность удовлетворяет современным потребностям общества.

Ссылки:

1. Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия. М., 1993. 320 с.

2. Трошагин М.И. Личностно ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации // Воспитание школьников. 2008. № 11. С. 47-57.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

4. Там же. С. 37-39.

5. Там же.

6. Литвинова Ж.Б. Самоактуализация личности учащегося в частной и государственной школе // Актуальные проблемы педагогики и психологии в современной школе : сб. науч. тр. ИПКРО. Иркутск, 2013. Вып. 4. С. 191-200.

7. Роджерс К.Р. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.