Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 373.51
Банная А. К.
студентка 5 курса психолого-педагогического факультета Филиал Ставропольского государственного педагогического института
г. Железноводск
Куденко Н. И.
доцент кафедры историко-филологических дисциплин Филиал Ставропольского государственного педагогического института
г. Железноводск
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье указано, что формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках литературы будет эффективно при изучении темы «Устное народное творчество», поскольку именно фольклор позволяет в большей степени развивать умение классифицировать, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, развивать устную и письменную связную речь.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, познавательные универсальные учебные действия, обучающиеся, фольклор.
В последние годы в нашем обществе, осознавшем, как кажется, многие трагические потери в русской культуре, наметился довольно устойчивый интерес к национальному фольклору и этнографии, народному искусству в целом. 2015 год - Год Литературы ознаменовался еще и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в классы среднего звена. В связи с этим актуальным стал вопрос о развитии познавательных универсальных учебных действий при изучении фольклора в средних классах.
Как уже отмечалось выше, интерес к народному искусству возрос. Институт мировой литературы РАН выложил в свою электронную библиотеку на сайте более 360 редких научных книг для общего пользования, среди которых есть отсканированные издания, размещенные в направлениях «Фольклористика», «Литература народов России и стран СНГ». К Новому году и Рождеству на сайте Года Литературы был опубликован список топ-10 книг, куда вошли книги «Жар-птица и другие русские сказки», «Русские народные сказки. Горшеня. Снегурочка. Журавль и цапля» и др., выпущенные издательством «СЗКЭО Кристалл» в 2015 году. Школьники Прикамья создали книгу сказаний народов края, куда вошли двенадцать сказок и легенд, бытующих среди русских, коми-пермяков, коми-язьвинцев, татар, башкир, удмуртов и марийцев. Интерес возрос настолько, что решением Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации начала реализацию «Программа поддержки национальных литератур народов Российской Федерации на период 2016-2017 гг.» [1].
Государственная политика в области литературы и образования на верном пути. «Знакомство с фольклором (корневой основой всего национального «древа» культуры), основанном на жизнестойкости родовых начал, таких, как связь с природой, исторической памятью, этнической традицией, - наиболее верный шаг к формированию национального самосознания, один из важнейших факторов эстетического развития и нравственного
Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе
воспитания школьников» [2, с. 55]. Как же при изучении данной темы сформировать у детей познавательные универсальные учебные действия?
С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта педагог делает акцент на развитии универсальных учебных действий - одного из основных понятий стандарта, в том числе познавательных (на уроках литературы учителя так или иначе уже работают над формированием данных учебных действий во всех классах). Он демонстрирует школьникам возможность «осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов» [3, с. 25]. Все это способствует усвоению опыта, отразившегося в народной культуре, познанию специфики литературного творчества.
Познавательные универсальные учебные действия формируются при изучении любой темы по литературе, то есть системно, если учитель ставит своей целью сделать ученика самообучаемым: самостоятельно выделять и формулировать цель, осуществлять поиск информации, самому выдвигать гипотезы и их обосновывать и т.д. При изучении темы «Устное народное творчество» для развития данных учебных действий учитель может сам предлагать формулировать цель, анализировать отличие пословицы и поговорки с целью выделения их признаков, рассматривать классификации жанров фольклора тех или иных авторов, классификации сказок, например, деление жанров сказки В. Я. Проппа и Э. В. Померанцевой, устанавливать причинно-следственные связи при работе в 6 классе над календарно-обрядовыми песнями, соотнося название их с крестьянским календарем, строить пересказ сказки или былины в устной или письменной форме, увлекать детей смысловым чтением и т.д.
Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении фольклора будет эффективно, если учитель строит свой урок в соответствии с новыми требованиями, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте, где цель должна быть сформулирована учениками, ими же поставлен и решен проблемный вопрос путем творческого осмысления темы, проведен анализ с целью выделения существенных и несущественных характеристик героя сказки, былины, предания или легенды, проведено сопоставление календарно-обрядовых песен или, например, установлены отличия паремий - малых фольклорных жанров - от других произведений устного народного творчества.
Для того чтобы узнать уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий школьников на базе МБОУ СОШ №16 ст. Георгиевской Георгиевского района Ставропольского края был проведен эксперимент среди учащихся 7а и 7б классов. Ученикам предлагалось выполнить тестирование, состоящее из 30 вопросов разной степени сложности. Часть заданий была направлена на выявление знаний по теме «Устное народное творчество», а некоторые вопросы помогали определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий. Задания по содержанию темы вопросов не вызывали, они были стандартными. Что же касается заданий по выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, например, «Каким словарем вы воспользуетесь, чтобы узнать значение эпитета «девица красная»? или «Отличие пословицы от поговорки сам народ определяет так: «Поговорка - украшение речи, а пословица - суждение полное, завершенное, зрелое». Опираясь на данные определения, установите соответствия», их было труднее составить, а обучающимся - выполнить. На этапе
Таврический научный обозреватель "^^^Лауг.Боепсе
формирующего эксперимента в 7 б классе было проведено несколько уроков по фольклору, так или иначе связанных с устным народным творчеством («Фольклорные мотивы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» или «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, где учащиеся выделяли признаки фольклорного жанра - песни), а также внеклассное мероприятие «Своя игра» - литературное соревнование по теме «Фольклор». На уроках учащиеся активно совершенствовали познавательные универсальные учебные действия. При проведении контрольного эксперимента ученики данного класса показали более высокий уровень знаний и сформированности данных УУД.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение фольклора, его специфики, видов и жанров дает возможность эффективно формировать познавательные универсальные учебные действия - навык процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Все это приводит к более тщательному изучению жанрового своеобразия фольклора, более глубокому проникновению в историю народа, установлению связи между историческими событиями и творчеством.
Литература
1. ИйрвУ^оёШегаШгу
2. Программы общих и специальных курсов кафедры русского устного народного творчества. Е. А. Астахова. Изучение фольклора в средней школе. - Издательство Московского университета. - М., 2004. - С. 123.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.