Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И ИХ ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И ИХ ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
критериальный подход / познавательные универсальные учебные действия / федеральный государственный образовательный стандарт / объективная самооценка учебных достижений / критерий / criteria approach / informative universal educational actions / federal state educational standard / objective self-assessment of educational achievements / criterion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель М.И.

В статье рассматривается каким образом в условиях принятого федерального государственного образовательного стандарта формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия. Показано на примере предмета химии, какие задания можно предложить школьникам и как их оценивать на основе применения критериального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF CHEMISTRY AND THEIR ASSESSMENT ON THE BASIS OF CRITERIA APPROACH

In article is considered how in the conditions of the accepted federal state educational standard to form informative universal educational actions at students. It is shown on the example of a chemistry subject what tasks can be offered school students and as to estimate them on the basis of application of criteria approach.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И ИХ ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА»

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы чело-векознания / Б. Г. Ананьев.- М.: Воронеж, 1996. -254 с.

3. Головаха Е. И. Критерии и принципы разумной организации жизни / Е. И. Головаха, Н. В. Панина // Разумная организация жизни личности. -Киев. Наукова думка, 1989. - С. 88-104.

4. Додонов Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додо-нов. - М.: Политиздат, 1987. - 140 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

6. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников / В. И. Лозовая. - 2-е изд., Доп. - М.: ОВД, 2000.- 164 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008.

8. Мясщев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - Воронеж, 1995. - 356 с.

9. Тугаршов В. П. Вибраш фшософсьш пращ / В. П. Тугаршов. - СПб.: Вид-во ЛДУ, 1988. - 209 с.

10. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс.

- М.: Смысл, 2004. - 416 с.

11. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов.

- М.: Наука, 1987. - 237 с;

12. Mc. Clelland D. C. Assesing Human Motivation / D. C. Mc. Clelland. - N. Y., 1971. - 200 p.

Ковель М.И.

канд. педагог. наук, профессор РАЕ, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии

Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И ИХ ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF CHEMISTRY AND THEIR ASSESSMENT ON THE BASIS OF CRITERIA APPROACH

Kovel M.I.

сand. teacher. sciences, professor PAE, associate professor of the general and special pedagogics and psychology of the Krasnoyarsk regional institute ofprofessional development

and professional retraining of educators

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается каким образом в условиях принятого федерального государственного образовательного стандарта формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия. Показано на примере предмета химии, какие задания можно предложить школьникам и как их оценивать на основе применения критериального подхода.

ABSTRACT

In article is considered how in the conditions of the accepted federal state educational standard to form informative universal educational actions at students. It is shown on the example of a chemistry subject what tasks can be offered school students and as to estimate them on the basis of application of criteria approach.

Ключевые слова: критериальный подход, познавательные универсальные учебные действия, федеральный государственный образовательный стандарт, объективная самооценка учебных достижений, критерий.

Keywords: criteria approach, informative universal educational actions, federal state educational standard, objective self-assessment of educational achievements, criterion.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется формированию у обучающихся в первую очередь познавательных универсальных учебных действий и критериальному подходу к оценке планируемых результатов. Как показывает анкетирование учителей (слушателей курсов повышения квалификации) контроль и оценку результатов работы обучающихся проводит в основном учитель (87,9%), так как боится, что школьники будут завышать свою оценку в процессе проверки учебных заданий; применяют на уроках самооценку -54,76% учителей, взаимопроверку- 78,24%. Кроме того, часть учителей испытывают трудности при составлении заданий, направленных на формирова-

ние познавательных универсальных учебных действий - 68,15%, а также в оценивании их на основе критериального подхода - 79,84%.

Таким образом, сегодня в учебном процессе выявлены основные проблемы, которые необходимо решить:

1) подготовить учителя на курсах повышения квалификации (повысить его профессиональную компетентность) в области составления предметных заданий, согласно требованиям ФГОС,

2) познакомить с критериальным подходом к оценке планируемых результатов и критериями, позволяющими объективно оценить труд ученика на уроке,

3) познакомить с сущностью объективной самооценки, показать отличие и взаимосвязь между понятиями оценка и отметка, оценка и самооценка.

В настоящее время в мировой педагогике используется критериальный подход к оцениванию, когда достижения учащихся сравниваются не между собой, а с эталоном, определяемым не результатами обучения, а учебными целями. Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что качественным оцениванием может быть только тогда, когда есть чётко обозначенные критерии оценки. Использование критериального подхода к оцениванию позволяет привлекать к этому процессу самого ученика, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, мо-билизовывать внутренние ресурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя [4].

Критериальное оценивание является относительно новой технологией, которая сегодня используется в современной школе. Поскольку оценка и контрольно-оценочная деятельность входят в состав универсальных учебных действий, следовательно, необходимо обучающихся знакомить с данной технологией для того, чтобы школьник смог самостоятельно проводить оценку и самооценку учебных достижений.

Красноборова А.А. под понятием критериальное оценивание понимает процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся [3, с. 77]. Нельзя не согласиться с мнением автора, так как, для того, чтобы объективно оценивать учебные достижения обучающихся, необходимо использовать единые критерии, с которыми учитель познакомит школьников.

Рассмотрим, каким образом формировать у школьников познавательные УУД на уроках химии и как осуществлять критериальное оценивание, используя технологию Способа диалектического обучения (авторы способа - Ботов М.И., Гонча-рук А.И., Зорина В.Л.). Так как итогом критериального оценивания должна быть сформированная объективная оценка и самооценка учебных достижений обучающихся, остановимся на определении второго понятия, как основного в условиях ФГОС. Объективная (материализованная) самооценка учебных достижений - самооценка знаний и умений (как предметных, так и универсальных), формирующаяся на основе рейтинга, отражающего зависимость оценки (качества знаний) от отметки (количества выполненных операций, заложенную (проявляющуюся) в заявке на оценку [2, с. 74]. Самый распространённый приём критериального оценивания - балльная система, которая позволяет объективно оценить индивидуальный труд каждого ученика на уроке, при этом отметка (количество заработанных баллов) переходит в оценку (качество

The scientific heritage No 12 (12),2017 знаний). Для объективного оценивания учебных достижений в способе применяются критерии оценки метапредметных результатов [2, с. 105], так, например, определение понятий стоит 1 - 2 балла; обобщение понятий - 1 - 2 балла; ограничение понятий - 1 - 2 балла; вопрос-понятие - 1 балл; вопрос-суждение - 2 балла; суждение (ответ на вопрос) - 2 балла; дополнение - 1 - 2 балла; умозаключение - 3 балла; сравнение - 1 - 2 балла; версия - 1 - 2 балла и т.д. В технологии способа каждому универсальному действию соответствует определённое количество баллов.

Для того, чтобы сформировать у обучающихся познавательные УУД на уроках химии, можно предложить различные задания, в качестве примеров приведём следующие задания:

Задание № 1. Прочитать § 34 «Типы химических реакций на примере воды» [1, с. 192-195], сравнить типы реакций, найти как можно больше общих и отличительных признаков. Ответ сформулировать в форме суждений.

Каждое суждение на сравнение стоит 2 балла.

Задание № 2. Ответить на проблемные вопросы в форме суждения или умозаключения:

1) Чем объяснить, что в уравнении реакции между кальцием и водой перед водой стоит коэффициент 2? 2) В каком случае оксид азота при взаимодействии с водой образует азотную кислоту, а в каком - азотистую? 3) Когда вода реагирует с оксидами металлов и оксидами неметаллов? 4) В каком случае реакция считается необратимой? 5) Почему кусочек натрия бегает по поверхности воды? 6) Чем объяснить, что окраска фенолфталеина изменилась на малиновую? 7) Как доказать, что взаимодействие натрия с водой - экзотермическая реакция? 8) В каком случае химическая реакция считается реакцией замещения? 9) Когда простое вещество превращается в сложное вещество? 10) Каким образом реакция замещения отличается от реакции обмена?

Ответы школьников в форме суждения оцениваются 2 баллами, в форме умозаключения - 3 баллами. Например, ответы на вопросы № 1, 6, 7 школьники должны построить в форме умозаключения. Ответ: Химическая реакция, в ходе которой выделяется тепло, называется экзотермической. В химической реакции между натрием и водой выделяется тепло. Следовательно, взаимодействие натрия с водой, является экзотермической реакцией.

Все остальные ответы на вопросы требуют формулирования суждений. Например, на вопрос № 10, ответ будет следующим: сравнивая реакцию замещения и реакцию обмена, можно сказать, что в реакции замещения принимают участие простое вещество и сложное, атомы составляющие простое вещество замещают один из элементов сложного вещества, а в реакции обмена все вещества сложные, т.е. они обмениваются своими составными частями.

Задание № 3. Построить логическую схему, отразив в ней виды химических реакций, привести единичные примеры на каждый вид. Указать критерий (основание деления понятий).

Поскольку по данному параграфу схема будет иметь два основания деления, то за каждое основание деления и виды по 2 балла, за единичные примеры по 1 баллу. Таким образом, трудоёмкость данного задания составит 10 баллов.

Задание № 4. Раскрыть содержание понятий гидроксиды, гидролиз, указать родовой и видовые признаки этих понятий.

За каждое определение понятия с указанием существенных признаков по 2 балла.

Задание № 5. Записать уравнения реакций по схеме: Li ^ Li2Ü ^ LiOH ^ ПзР04. Определить тип каждой реакции. Составить вопросы-суждения, доказывающие правильность выполнения задания.

Верный ответ на данное задание стоит 6 баллов (3 балла за уравнения реакций, 3 балла за определение типа реакции). Дополнительные баллы можно получить за формулирование проблемных вопросов (каждый вопрос - 2 балла) и ответ в форме суждения - 2 балла, а если будет сформулировано умозаключение - з балла.

Задание № 6. Прочитав § 31 «Реакции соединения», выписать противоположные понятия. Сформулировать определения понятий, указав существенные признаки.

За каждую пару противоположных понятий по 1 баллу, за определение понятий, указание родового признака и видовых - 2 балла.

Ответ. Противоположные понятия: реакция соединения - реакция разложения; вещество сложное - простое вещество; обратимая реакция - необратимая реакция; каталитическая реакция - некаталитическая реакция. Рассмотрим содержание (структуру) понятия реакция разложения. Реакция разложения - химическая реакция, в ходе которой из одного вещества образуется два и более веществ. Родовым признаком для данного понятия является химическая реакция, видовые признаки - одно вещество, два и более веществ.

Задание № 7. Рассмотреть рис. 103, стр. 176 учебника, сравните способы получения кислорода. Что общего в способах получения кислорода? Ответ сформулировать в форме суждений.

Каждое суждение на сравнение - 2 балла.

Задание № 8. Составить два задания на формулирование умозаключений (по аналогии отношений, индуктивное и дедуктивное) к содержанию

§ 31. Определить вид отношений в умозаключении по аналогии.

За каждое умозаключение по 3 балла, вид отношений - 1 балл.

Задание № 9. Отразить отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера. Указать вид отношений (3 балла).

А - химические реакции

В - реакции разложения

С - реакция разложения карбоната кальция

D - реакция разложения воды

Ответ: А, В - отношение подчинения; В, С, D - отношение соподчинения.

Таким образом, чтобы сформировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия, надо начинать с логических универсальных учебных действий, которые являются главными среди перечня этой группы действий. Применяя на уроках технологию Способа диалектического обучения, используя критерии оценивания учебных достижений обучающихся можно сформировать у школьников объективную оценку и самооценку, повысить мотивацию к обучению.

Список литературы

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для об-разоват. учреждений /О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2012. - 286 [2] с.

2. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. - Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. - 254 с.

3. Красноборова А.А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов А.А. Крас-ноборова // Начальная школа до и после, 2010. - №1 С. 76-81. URL: http ://s12012.edu35.ru>attachments/cate gory/13 5/лекц ия (дата обращения: 25.11.2015).

4. Национальная доктрина образования, её роль и место в истории развития отечественного образования. Режим доступа: http ://studopedia. ru> 10_189595_kak-otsenivat. html (дата обращения: 11.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.