Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ОБЪЕКТИВНАЯ САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талан Л.П.

В статье рассматриваются приёмы развития у школьников объективной самооценки учебных достижений. Показано практическое применение критериального подхода к оценке учебных достижений обучающихся на уроке английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING OF OBJECTIVE SELFEVALUATION AT THE ENGLISH LESSONS

In the article is discussed methods of developing of objective self-evaluation of academic achievements at students. It is shown practical use of criterial method to evaluation of academic achievements of the students at the English lesson

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

is possible / Stuart Forsyth // Public release. - 2013. - № 10.

3. Halliwell B. Limited antioxidant effect after consumption of a single dose of tomato sauce by young males, despite a rise in plasma lycopene Free Radic / Halliwell B, Lee CY, Isaac H. // HubMed Result. - 2009. - № 6. P. 622

4. Здобнов А. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания./ Алексей Здобнов, Виктор Циганенко // М.: Арий, 2011. - с. 680

5. Химический состав российских пищевых продуктов - Под ред. проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2002. - 236 с.

6. Дрожжевые экстракты [Электронный ресурс] режим доступа: http://albi.uaprom.net/a36432-drozhzhevye-ekstrakty.html- Заголовок с экрана

Талан Л.П. учитель английского языка МБОУ СОШ №62 Россия, г. Красноярск ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация: В статье рассматриваются приёмы развития у школьников объективной самооценки учебных достижений. Показано практическое применение критериального подхода к оценке учебных достижений обучающихся на уроке английского языка.

Ключевые понятия: критериальное оценивание, оценка, объективная самооценка, заявка на оценку.

Talan L.P.

The teacher of the English language, school №62

Russia, Krasnoyarsk METHODS OF FORMING OF OBJECTIVE SELFEVALUATION AT THE ENGLISH LESSONS

Summary: in the article is discussed methods of developing of objective self-evaluation of academic achievements at students. It is shown practical use of criterial method to evaluation of academic achievements of the students at the English lesson

Key words: criterial evaluation, evaluation, objective self-evaluation, appealing to evaluation

Проблема формирования объективной оценки и самооценки, как и сто лет назад остаётся основным вопросом в педагогике. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс проблема оценки и самооценки становится ещё актуальнее. Отношение к оценке и самооценке неоднозначное. Часто в литературе такие

основные понятия как отметка и оценка с одной стороны отождествляются, а с другой стороны некоторые авторы пытаются удалить оценку из учебного процесса и предлагают не оценивать учебные достижения обучающихся. Однако, если спросить любого здравомыслящего человека, будет ли он работать бесплатно, то в ответ мы получим отрицательный ответ. Так и школьник, находясь на уроке, желает получить свою «заработную плату» в форме положительной оценки. Чтобы оценка школьника была действительно объективной, необходимо на уроке применять критериальное оценивание.

Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными критериями, соответствующими целям и содержанию образования, которые могут быть предложены учителем в готовом виде, или коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.), способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [4].

Согласно мнению М.И. Ковель «оценка — дидактическое средство контроля, позволяющее определить качественную характеристику уровня знаний, умений и навыков (универсальных учебных действий). Отметка — дидактическое средство, позволяющее определить количественную характеристику уровня знаний, умений и навыков [2, с.57]. Таким образом, отметка представляет собой количественную сторону, которая показывает, насколько обучающийся был активным на уроке, сколько раз отвечал, дополнял, возражал, задавал проблемные вопросы, а итогом всей работы является оценка, которую учитель выставляет в журнал.

Объективная (материализованная) самооценка учебных достижений, понимается как самооценка знаний и умений (как предметных, так и универсальных), формирующаяся на основе рейтинга, отражающего зависимость оценки (качества знаний) от отметки (количества выполненных операций), заложенную (проявляющуюся) в заявке на оценку [3, с.74].

Приведём фрагмент урока по теме «Настоящий друг» (7 класс).

Тип урока: обобщение знаний.

Цель урока: сформировать умение аргументировать свои ответы и осуществлять критериальную оценку учебных достижений обучающихся.

Оборудование: оценочные листы, компьютер.

Заявка на оценку:

«5» - 16 баллов и более

«4» - 12 - 15 баллов

«3» - 8 - 11 баллов.

Ход урока

После объявления заявки на оценку и определения учащимися своей оценки за урок, учитель предлагает учащимся определить цель урока в виде

вопросов.

Примерные ответы школьников: Кто такой друг? Что означает настоящий друг? Каковы характеристики настоящего друга? В каком случае друг является настоящим другом?

Учитель выдаёт обучающимся листы самооценивания, в которых школьники на протяжении всего урока будут выставлять заработанные баллы. Кроме того, выбирается арбитр, который фиксирует активность каждого школьника на уроке, для того, чтобы самых активных школьников поощрить дополнительными баллами в конце урока.

Задание №1. Используя сайт lingualeo.ru, повторите слова по теме урока в режимах: слово-перевод, перевод-слова, конструктор слов (7 минут, 5 баллов, за каждое слово по 0,5 балла).

Школьники повторяют слова по теме «Настоящий друг»: скромный, уверенный в себе, шумный, эгоистичный, заботливый, скрытный, общительный, мечтательный, болтливый, любитель приключений.

После индивидуальной работы учащиеся проводят взаимопроверку и оценивают результаты одноклассников.

Задание №2. Продолжить фразу «Кто такой настоящий друг» (7 мин., 1 балл).

Варианты ответов:

A true friend is someone you can trust.

A true friend is someone you can rely on.

Задание №3. Дать совет по выбранной проблеме (15 мин., за каждый совет по 1 б.).

Школьники вытягивают и зачитывают проблему, которую надо разрешить. Например, I have not got any friends at school (problem). An advice: you should join the sport club or have a talk with your classmates.

Задание №4. Проверка домашней работы (10 мин.)

В качестве домашней работы обучающимся предлагалось составить 7 предложений по данной теме.

Критерии оценивания:

S составлено 7 предложений — 3 балла,

S 4 - 6 предложений — 2 балла,

S 2 - 3 предложения — 1 балл.

I have got a friend. His name is Oleg. I have known him for six years. He is kind reliable and clever. I can trust him all my secrets. He understands me from the first word. We have common interests: both of us like sport and active games. In our free time we go hiking. I am glad to have such a good friend.

Для оценки устных ответов учитель предлагает также школьникам критерии оценивания, которые включают в себя три компонента: 1) лексику, 2) грамматику, 3) произношение.

Критерии для оценки устных ответов учащихся:

Лексика: нет ошибок — 3 балла, 1 - 2 ошибки — 2 балла, 3 - 4 ошибки

— 1 балл. Грамматика: нет ошибок — 3 балла, 1 - 2 ошибки — 2 балла, 3 - 4 ошибки — 1 балл. Произношение: нет ошибок — 2 балла, 1 - 2 ошибки — 1 балл.

Работа на данном этапе уроком проводилась следующим образом, один выступает, все остальные внимательно слушают, затем анализируют ответ выступающего, если были ошибки, то исправляют, задают вопросы.

На этапе рефлексии (5 мин.), учитель выясняет, какие затруднения были на уроке, и разрешает возникшие проблемы. После чего школьники подсчитывают общее количество набранных баллов, слово предоставляется арбитру, поощряются самые активные школьники, затем количество набранных баллов обучаемые соотносят с заявкой на оценку и выставляют оценку за урок. Учитель собирает тетради, с тем, чтобы проверить домашнюю работу и проанализировать объективность выставления итоговой оценки учащимися за урок.

Таким образом, используя критериальное оценивание на уроке английского языка, учитель формирует у школьников умение объективно себя оценивать.

Использованные источники:

1. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / new millennium English: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд. / Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова, Л.В. Козятинская, Т.Р. Колоскова, Н.И. Кузеванова, Е.В. Носонович, Л.В. Талзи - 3-е изд. испр. и перераб. - Обнинск: Титул, 2014. -160 с.

2. Ковель М.И. Повышение квалификации учителя в области объективной самооценки учебных достижений на основе Способа диалектического обучения: Диссертация канд. педагог. наук. 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Чита, 2012. 242 с.

3. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. 254 с.

4. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования Назарбаев интеллектуальные школы» (Электронный ресурс) URL: http: //edit.resitrs.kz>method/teçhnologiya... otsenivaniya... (Дата обращения: 24.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.