Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ'

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА / ОБЪЕКТИВНАЯ (МАТЕРИАЛИЗОВАННАЯ) САМООЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель М. И.

В статье рассматриваются приёмы развития у педагогов умения объективно оценивать учебные достижения школьников. Показано практическое применение критериального оценивания на учебном занятии в рамках курсов повышения квалификации учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPMENT IN TEACHERS OF PROFESSIONAL ABILITIES IN THE FIELD OF CRITERIA SYSTEM OF ESTIMATION

In article methods of development in teachers of ability to objectively estimate educational achievements of school students are considered. Practical application of criteria estimation on educational occupation within advanced training courses of the teacher is shown.

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ»

осмотических давлений;

- физические давления имеют ограниченные влияния на микроорганизмы, однако такие воздействия имеют место в непосредственной форме через их влияния на растворимость газов;

- гидростатические давления среды являются причиной возникновения градиентов растворения газов.

Использованные источники:

1. Кунце, В. Технология солода и пива /В. Кунце. - С.-Пб.: Профессия, 2001. - 912 с.

2. Домарецький, В.А. Технолопя солоду та пива / В.А. Домарецький. - К.: Урожай, 1999. - 537 с.

3. Транспортно-технолопчш системи пивзаводiв / А.1. Соколенко, А.1. Украшець, В.А. Шддубний / За ред. А.1. Соколенка. - К.: АртЕк, 2002. - 304 с.

4. Пирог, Т.П. Загальна бюлопя / Т.П. Пирог. - К.: НУХТ, 2010. - 632 с.

Ковель М.И., к.педаг.н. профессор РАЕ, доцент Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Россия, г. Красноярск ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются приёмы развития у педагогов умения объективно оценивать учебные достижения школьников. Показано практическое применение критериального оценивания на учебном занятии в рамках курсов повышения квалификации учителя.

Ключевые понятия: критериальная система оценивания, федеральный государственный образовательный стандарт, оценка, объективная (материализованная) самооценка учебных достижений.

Kovel M.I.

Candidate of pedagogical sciences, professor RAE, associate professor Krasnoyarsk regional institute of improvement of professional skill and

professional retraining of educators Russia, Krasnoyarsk METHODS OF DEVELOPMENT IN TEACHERS OF PROFESSIONAL ABILITIES IN THE FIELD OF CRITERIA SYSTEM OF

ESTIMATION

Summary. In article methods of development in teachers of ability to objectively estimate educational achievements of school students are considered. Practical application of criteria estimation on educational occupation within

advanced training courses of the teacher is shown.

Key words: criteria system of estimation, the federal state educational standard, assessment, the objective (materialized) self-assessment of educational achievements.

В условиях реализации ФГОС в начальной школе и среднем звене, от учителя требуется профессиональное умение в области критериального подхода к оценке качества обучения школьников. Учитель должен владеть в совершенстве критериями оценки учебных достижений обучающихся. Критериальная система оценивания даёт возможность всем обучающимся, независимо от того какие складываются взаимоотношения между учителем и школьником, активно принимать участие на занятиях и оценивать свою работу.

К сожалению, на этапе подготовки будущих специалистов, не уделяется внимания на изучение технологий, которые сегодня применяются в учебном процессе и тем более критериальной системе оценивания учебных достижений обучающихся. Молодой специалист, согласно результатам анкетирования, испытывает трудности не только в разработке заданий (64%), но и в способах оценки универсальных учебных действий (73,52%).

Учитель вынужден либо пойти на курсы повышения квалификации (очно или заочно), либо заниматься самообразованием. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть обзорно курсы повышения квалификации по теме «Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС» общим объёмом 72 часа. Курсы рассчитаны на формирование у педагогов профессиональных компетентностей в области критериальной системы оценивания.

В рамках курсов кроме лекционного материала, большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых педагоги составляют систему заданий к уроку, рассчитывают трудоёмкость каждого задания, заявку на оценку. Кроме этого, педагоги сами выступают в качестве обучающихся, поскольку преподаватель проводит мастер-класс, с тем, чтобы учитель смог прожить все этапы урока, а затем в школе на уроках применить для объективного оценивания учебных достижений школьников критериальную систему оценивания.

Поскольку в статье акцент делается на критериальную систему оценивания, то следует сделать небольшое отступление и раскрыть основные понятия по содержанию.

Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными критериями, соответствующими целям и содержанию образования, которые могут быть предложены учителем в готовом виде, или коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.), способствующими формированию учебно-познавательной компетентности

учащихся [4].

Оценка — дидактическое средство контроля, позволяющее определить качественную характеристику уровня знаний, умений и навыков (универсальных учебных действий) [2, с.73]. Объективная (материализованная) самооценка учебных достижений, понимается как самооценка знаний и умений (как предметных, так и универсальных), формирующаяся на основе рейтинга, отражающего зависимость оценки (качества знаний) от отметки (количества выполненных операций), заложенную (проявляющуюся) в заявке на оценку [3, с.58].

Рассмотрим в качестве примера практическое занятие по теме «Применение критериального подхода к оцениванию планируемых результатов в системе Способа диалектического обучения». Слушатели курсов получают раздаточный материал по биологии по теме «Вирусы». Работа построена на умении слушателей извлекать информацию из текста. Накануне педагоги, прослушали лекционный материал по критериальной системе оценивания, познакомились с такими понятиями как отметка и оценка, самооценка, объективная (материализованная) самооценка учебных достижений, заявка на оценку. На практических занятиях слушатели овладели умением рассчитывать трудоёмкость заданий, а также рассмотрели критерии метапредметных умений на основе одной из технологий — Способа диалектического обучения (авторы — Гончарук А.И., Ботов М.И., Зорина В.Л.). С помощью критериев и любой школьник может на любом этапе урока оценить результаты своего индивидуального труда и провести самооценку.

Критерии не просто сообщаются преподавателям на занятии, их перечень помещается на информационном стенде, что позволяет слушателям курсов (а также школьникам) быстро освоить «стоимость» каждой операции в баллах и применить данные критерии на занятиях [2, с.72].

Необходимость такого решения проблемы оценивания учебных достижений обучающихся и формирования у них объективной самооценки обусловлено и требованиями ФГОС.

Преподаватель на этапе индивидуального труда предлагает педагогам выполнить самостоятельно все задания в тетради. На самостоятельную работу отводится 40-50 минут. Выбираются арбитры, которые будут фиксировать ответы выступающих, для того, чтобы в конце занятия поощрить самых активных участников образовательного процесса.

Приведём пример практического занятия, на котором отрабатываются умения слушателей извлекать информацию из текста с помощью логических операций с понятиями (определение, деление, проблемные вопросы, отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера и др.), рассчитывать заявку на оценку, согласно критериям. На первом этапе работы каждый слушатель работает самостоятельно с текстом «Вирусы», выполняя задания.

Задания:

1. Выписать ключевое понятие текста — 1 балл.

2. Сформулировать содержание данного понятия, указав родовой и видовые признаки — 2 балла.

3. Найти в тексте выражения, похожие по форме на определение понятий «вирус», но не являющиеся определениями — по 2 балла за каждое выражение (max.4 балла).

4. Построить логическую схему, отражающую виды вирусов, поместить в ней примеры вирусов из текста — 3 балла.

5. Сформулировать по одному вопросу-суждения на каждый признак окружающего мира: структуру, движение, развитие и взаимосвязь

— по 2 балла за каждый в-с. (max.8 баллов).

6. Определить главную мысль текста в форме суждения и образного высказывания (по 2 балла за каждое выражение, max.4 балла).

7. Найти в тексте понятия, которые находятся в отношении противоречия, обозначить латинскими буквами и представить в виде модели

— 2 балла.

8. Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера, указав виды отношений (6 баллов).

А - вирусы

В - вирусы, вызывающие заболевания у растений С - вирусы, не вызывающие заболевания у растений D - вирус ящура Е - вирус мозаичной болезни Б - вирус карликовости Дополнительные задания.

1. Рассчитать заявку на оценку, если в классе 22 ученика.

2. Определить, какие логические операции учащимся необходимо применить, чтобы выполнить задания к тексту.

3. Указать развиваемые

• предметные умения,

• познавательные УУД.

После индивидуального труда, слушатели объединяются в группы, обсуждают выполнение заданий.

1 группа обсуждает задания №№1, 2, расчёт заявки на оценку;

2 группа — №№3,4, логические операции, которые применялись при выполнении заданий;

3 группа — № 5,6, предметные умения;

4 группа — №7,8, познавательные универсальные учебные действия. Слушатели рассчитывают заявку на оценку, при этом учитывают,

какие задания можно было выполнить фронтально, а какие письменно в тетради. Обсуждают в группах, на какие логические операции была направлена работа с текстом, какие предметные умения развивало каждое задание, и какие познавательные универсальные учебные действия при этом формировались.

Затем от каждой группы выступающий докладывает, остальные

внимательно слушают, соглашаются или дополняют, возражают, задают проблемные вопросы. Слушатели оценивают свой труд согласно трудоёмкости каждого задания в баллах, проводят самопроверку и самооценку своего индивидуального труда. На практическом занятии выбираются арбитры, или арбитр.

Учёт точно отражает трудозатраты каждого слушателя, и воздействует на ход самого учебного занятия: ведётся учёт работы каждой группы, что отражается на экране активности групп, а арбитр учитывает работу каждого слушателя. Слушатели на курсах повышения квалификации приобретают на занятиях (лекциях, семинарских, практических) умения учитывать и контролировать собственные учебные достижения, осуществлять их самооценку, чтобы впоследствии сформировать эти компетентности у обучающихся [3, с.96-97].

Таблица №1.

Активность слушателей Фамилия, имя, отчество Ответы

Слушатели (преподаватели) в оценочных листах проставляют свои баллы после проверки каждого задания, согласно его трудоёмкости, проведя самопроверку и самооценку, а также все устные ответы, на основании критериев оценивания метапредметных умений.

Таблица №2.

Оценочный лист

ы

се

а ^ « 2 ср Й

й а а 2 _, а £

К ^ а а а ааааайя^ср^ н ^ ^

■Л § 8 1 § £ |

м « « С £ §

т О

1-н т 00

% % % % % % % %

е е е е е е е е

и и и и и и и и

X X X X X X X X

а а а а а а а а

п п п п п п п «

а а а а а а а а

СП СП СП СП СП СП СП СП

Ох ж ж ж С £ 5 Й ^

Й й й й ййййнр^^я« &10 а

Ь щ О:; л

с

в

н С

В конце занятия слово предоставляется арбитру, который озвучивает, каким образом работали слушатели и кто набрал наибольшее количество баллов. Педагоги подсчитывают баллы с учётом поощрительных баллов и согласно просчитанной заявке на оценку выставляют себе оценку за практическое занятие.

Таким образом, слушатели, прожив все этапы труда (индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация) и поработав на занятии в качестве обучающихся, а также в роли арбитра смогут принести новые знания в учебный процесс и по данному алгоритму проводить учебные занятия. В этом случае не учитель, а школьник будет иметь возможность оценивать результаты своего индивидуального труда на основании единых критериев, проводить самооценку учебных достижений, формируя у себя

объективную (материализованную) самооценку.

Приложение №1

Вирусы

Вирусы (от лат. virus — яд) не имеют клеточного строения. Они представляют собой простейшую форму жизни на нашей планете, занимая пограничное положение между неживой и живой материей.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа.

От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью.

Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК и ДНК, заключённой в белковую оболочку, которую называют капсидом.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека — грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие; у растений — мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.; у животных — ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную анемию лошадей и др.

Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Большинство учёных предполагают, что вирусы представляют собой клетки или их фрагменты, которые в ходе приспособления к паразитизму утратили всё, без чего «можно обойтись», за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты и защитной белковой оболочки.

Использованные источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобр. уч. завед. — 2-е изд., стереотипн. / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2001. 304 с. С. 37-39.

2. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. 254 с.

3. Ковель М.И. Повышение квалификации учителя в области объективной самооценки учебных достижений на основе Способа диалектического

обучения: Диссертация канд. педагог. наук. 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Чита, 2012. 242 с.

4. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования Назарбаев интеллектуальные школы» (Электронный ресурс) URL:

http: //edu.resurs.kz>metod/tehnologiya... otsenivaniya... (Дата обращения: 28.02.2016)

Колокольникова З.У., к.педаг.н. доцент, и.о. зав. кафедрой педагогики Лесосибирский педагогический институт филиал Сибирского федерального университета

Шарабарина Х.А. студент 3 курса факультет «Педагогика и психология» Россия, г. Лесосибирск ПРИЮТ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ СИНЕЛЬНИКОВСКОГО ОБЩЕСТВА БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ И ПОПЕЧЕНИЯ СИРОТ (КОНЕЦ XIX -

НАЧАЛО XX ВВ.)

В статье описывается опыт работы приюта для мальчиков Синельниковского общества благотворителей и попечения сирот конца XIX - начала XX века в г. Красноярске. Описываются условия содержания, особенности воспитания и обучения детей-сирот в приюте. Подробно рассмотрены все изменения, происходившие с приютом с течением времени: реорганизация, расширение, перемещение и др. Также в статье представлены особенности взаимодействия приюта и других общественных структур.

Ключевые слова: благотворительность, попечение сирот, Енисейская губерния, г. Красноярск, детский приют.

This article describes the experience of the shelter for boys by Sinelnikovskiy society philanthropists and care of orphans late XIX - early XX century in the city of Krasnoyarsk. It describes the conditions of detention, particularly education and training of orphans in the shelter. All changes that have taken place with the shelter in that time: reorganization, expansion, relocation, etc. were considered in details. The article examines the features of the interaction of a shelter, and other public structures.

Tags: charity, care of orphans, Yenisei Province, Krasnoyarsk, a children's shelter.

Благотворительность в России формировалась на идеях христианства. Филантропическая деятельность проявлялась в самой первой и простой форме - подача милостыни и пожертвования церкви. Постепенно благотворительность стала приобретать общественный характер.

Благотворительность в Сибири получила особенно широкое распространение во второй половине XIX века. Это связано с проведением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.