Научная статья на тему 'Подготовка учителя к формированию у учащихся объективной оценки и само оценки как одна из актуальных проблем современного педагогического профессио нального образования'

Подготовка учителя к формированию у учащихся объективной оценки и само оценки как одна из актуальных проблем современного педагогического профессио нального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / САМООЦЕНКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель Марина Ивановна, Глинкина Галина Васильевна, Зорина Валентина Лазаревна

В статье рассматривается вопрос о формировании компетентности учителя в области реализации в учебном процессе объективной оценки и самооценки на основе внедрения в учебный процесс Способа диалектического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковель Марина Ивановна, Глинкина Галина Васильевна, Зорина Валентина Лазаревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к формированию у учащихся объективной оценки и само оценки как одна из актуальных проблем современного педагогического профессио нального образования»

УДК 371.13(47)

Ковель Марина Ивановна

Методист центра «Теория и технология Способа диалектического обучения». Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, kovelmi@mail.ru, Красноярск

Глинкина Галина Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент центра «Теория и технология Способа диалектического обучения». Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, glinkina@cross-ipk.ru, Красноярск

Зорина Валентина Лазаревна

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения», Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, бс1о@сгоз8-ipk.ru, Красноярск

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Kovel Marina Ivanovna

Methodologist of centers «Theory and technology Method of dialectic teaching», Krasnoyarsk regional institute raising the level of one's skill and professional retraining worker education kovelmi@mail.ru, Krasnoyarsk

Glinkina Galina Vasilfevna

Candidate pedagogic of science, docent of centers «Theory and technology Method of dialectic teaching», Krasnoyarsk regional institute raising the level of one's skill and professional retraining worker education glinkina@cross-ipk. ru, Krasnoyarsk

Zorina Valentina Lazarevna

Candidate pedagogic of science, professor, manageress of centers «Theory and technology Method of dialectic teaching», Krasnoyarsk regional institute raising the level of one's skill and professional retraining worker education sdo@cross-ipk.ru, Krasnoyarsk

THE PREPARATION OF THE TEACHER FOR FORMATION OF OBJECTIVE ESTIMATION AND SELF-ESTIMATION OF THE STUDENTS AS ONE OF ACTUAL PROBLEMS OF THE MODERN PEDAGOGICAL VOCATIONAL TRAINING

Одной из актуальных проблем российского образования является его качество, необходимое как выпускнику школы, так и студенту, который придет в недалеком будущем на производство, в науку, сферу услуг. Процесс обучения в школе — это процесс постоянного и ежедневного оценивания и выпускник педагогического университета (молодой учи-

тель) должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и компетентным в вопросах оценки и самооценки. Так как самооценка представляет собой сложноструктурированную систему, то учитель должен знать ее компоненты (структура самооценки представлена единством двух компонентов -когнитивного и эмоционального).

Для того чтобы сформировать у учителя объективную самооценку и способность развивать такую же самооценку у учащихся, необходима специальная подготовка работников как общего, так профессионального образования. К сожалению, в системе профессионального образования учителей не уделяется достаточного внимания сущности объективной (материализованной) самооценки, условиям и средствам ее формирования. Подтверждением этому являются результаты анкетирования, проведенного нами среди учителей — слушателей курсов повышения квалификации: 56% учителей отождествляют понятия оценка и отметка; 36% учителей определили оценку как словесную форму оценивания; 12% — как количественное и качественное отношение к результатам учащихся; 4 % — как качество знаний; 4% — как оценивание в виде цифры; 20% — как оценивание в баллах; 24% - затруднялись ответить. Отметку понимают 50% учителей как оценивание в баллах; 16% — как итог оценивания, занесенный в журнал; 8% — как то, что надо отметить; 16% - как числовой эквивалент; 2% - как результат работы; 8 % затруднялись ответить. Самооценку' 48 % учителей представляют как процесс оценивания самого себя; 16% - как умение оценивать свою работ}-; 24% - как оценивание результатов индивидуального труда; 12% -как умение видеть себя в развитии. Анализ анкет также показал, что лишь 25% учителей всегда применяют самооценку в учебном процессе, 57% — эпизодически, а 18% не используют. Несомненно, что подготовка учителя к формированию у учащихся объективной (материализованной) самооценки является актуальной проблемой в современном педагогическом профессиональном образовании.

Исторический и логический анализ понятия «объективная (материализованная) самооценка», проведенный при изучении научной литературы, позволил выявить различные подходы ученых, как к содержанию понятия, так и к способам формирования у учащихся объективной самооценки.

В психологической литературе самооценку определяют как форму отражения отношения к себе; личностное суждение о собственной ценности; позитивную или негативную установку на себя [3, с. 98].

Р. Бернс, ссылаясь на Куперсмита, называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Примерно такого же определения придерживается Розенберг, для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый

«Я». Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован в работах Кули и Мида. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер [1, с. 36, 37].

А. И. Липкина рассматривает самооценку личности как «самоотиоше-ние» и полагает, что «усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности». С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из компонентов самооценки. В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [7, с. 7—10].

Как в начальных, так и в старших классах несогласие учащихся с оценкой, выставленной учителем, возникает главным образом тогда, когда ученик считает, что его труд недооценили. Анкетирование, проведенное нами среди учащихся, девятых классах, подтвердило это, выявив, что 46% учащихся не желают ходить в школу из-за необъективной оценки их знаний и умений учителем.

Младший школьник, пишет А. И. Липкина, оценивает свою работу' вложенным в него трудом. Степень старательности, с которой выполнялась работа, затраченное время особенно глубоко запечатлеваются в сознании ребенка. Если это отношение и труд остаются незамеченными (даже тогда, когда выставленная учителем оценка объективно является правильной), у ученика возникает чувство обиды, допущенной по отношению к нему несправедливости [7, с. 37]. Поэтому навыки оценки и самооценки необходимо формировать у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте.

Психолог Л. И. Божович, опираясь на исследования Е. И. Савонько, считает, что формирование самооценки тесно связано с процессом развития самосознания, которое особенно интенсивно осуществляется в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не только на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, поэтому в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не

только требованиям окружающим, но и своим собственным требованиям к себе. В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинают все больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые он ориентируется, сформировавшейся самооценкой. В период подросткового возраста возникает новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремлению проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [2, с. 54, 107]. Данные качества личности можно успешно формировать на уроках, создавая условия для развития умений объективно оценивать себя и других на основе диалектического подхода к процессу оценивания.

Роль учителя в выставлении объективной оценки и формировании у самого ученика способности к самооценке велика. Формирование адекватной самооценки у учащихся происходит быстрее, если учитель привлекает учеников к оценочной деятельности, обучает их приемам самоконтроля с младшего школьного возраста. Начиная с первого класса, ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Для формирования самооценки мало включить учащихся в оценочную деятельность. Необходимо вооружить их теми критериями, руководствуясь которыми они будут осуществлять оценку и самооценку. Учитель может и должен обеспечить ребенку такой путь к усвоению преподаваемых в школе формальных знаний, который не наносил бы вреда его самооценке.

Необходимо учитывать, что самооценка возникает задолго до того, как ребенок впервые переступает порог школы. Ее характер, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным. Но школа неизбежно становится источником нового опыта, который, в конечном счете, не может не повлиять на дальнейшее развитие самооценки [1, с, 248].

Вопросы формирования у учащихся объективной самооценки знаний неоднократно поднимались в нормативных документах [6; 9; и др.], однако в программах повышения квалификации решение данной проблемы не было отражено. Проанализировав программы повышения квалификации работников образования за период с 1991 по 2007 гг., нами было установлено, что есть специальные программы, содержащие вопросы оценки, однако они не предусматривают изучение нормативных документов, указывающих на необходимость формирования объективной (материализованной) самооценки у учащихся [8; 9], отсутствуют темы, раскрывающие условия и средства формирования объективной самооценки.

Репшть данную проблему формирования у учащихся адекватной самооценки, на наш взгляд, возможно при освоении учителями теории и технологии Способа диалектического обучения (авторы: А. И. Гончарук, В. Л. Зорина; патентное свидетельство № 126 Международного центра педагогического изобретательства от 19.03.1996 г.), который основан на мысли как средстве сознания, сложной кооперации как высшей форме труда, на самопринуждении как высшей степени естественного принуждения и предполагает новые учебные отношения, заключающиеся в выведении преподавателя из учебного процесса за счет передачи учащимся (студентам) логической и исполнительской функций труда полностью, а управленческой-частично [4, с. 56].

В Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработана программа «Теория и технология Способа диалектического обучения» (144 часа), в содержании которой предусматривается изучение сущности оценки и самооценки, особенности реализации в учебном процессе. При этом особое место занимают лабораторно-практические занятия, способствующие «выходу образовательного процесса на уровень сложной кооперации» и наиболее яркому проявлению диалектики труда [4, с. 126].

К профессиональной образовательной программе «Диалектика учебного процесса» для слушателей дополнительного и профессионального образования разработана программа модуля (72 часа) и пособие «Оценка и самооценка в учебном процессе» [5]. Программа содержит три взаимосвязанных блока: философско-методологический, раскрывающий единство отметки (количество) и оценки (качество); психолого-педагогический, выявляющий условия становления личности; частнодидактический, аргументирующий логико-дадактические основы реализации в учебном процессе материализованной самооценки.

Важным направлением обучения, согласно Болонскому соглашению, подписанному Россией 19 сентября 2003 г., является введение в учебный процесс высшей школы кредитной системы оценки знаний и контроля качества образования. В связи с этим программа содержит не только вопросы, касающиеся сущности рейтинговой оценки знаний в целом и ее особенностей в системе Способа диалектического обучения, но и вопросы, раскрывающие формы организации аудиторной и внеаудиторной работы, позволяющие слушателям не только адекватно оценивать все операции индивидуального труда и определять уровень своих достижений, но и организовать аналогичную работу со своими учащимися, что будет способствовать развитию профессиональной компетентности в области формирования объективной (материализованной) оценки и самооценки.

Библиографический список

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс перевод с англ. общая редакция и вступительная статья к. п. н, В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред Д, И. Фельдштейна [Текст] / Л. И. Божович. — М.; Международная педагогическая академия, 1995.-212 с.

3. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] /

A. В, Захарова // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 90-99.

4. Зорина, В, Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография [Текст] / В, Л, Зорина,

B, С. Нургалеев. - Красноярск: Сиб ГТУ, 2001, - 160 с.

5. Ковель, М. И. Диалектика учебного процесса. Модуль «Оценка и самооценка в учебном процессе»: учебное пособие к профессиональной образовательной программе «Диалектика учебного процесса» для слушателей системы основного и дополнительного профессионального образования / М. РГ Ковель,

В. Л. Зорина, Г, В. Глинкина. - Красноярск: СибГТУ, 2009. - 180 с.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.

7. Липкина, А. И, Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. - М.: Знание, 1976. - 64 с.

8. План-график повышения квалификации работников образования [Текст] / Главное управление образования администрации Красноярского края; Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. - Красноярск: ККИПКРО, 1991 -2007 гг.

9. Сборник нормативно-правовых и учебно-методических документов в сфере дополнительного профессионального образования педагогических работников [Текст]. — М.: Изд-во Госуд. академии инноваций, 2002. — 418 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.