Научная статья на тему 'Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС'

Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЪЕКТИВНАЯ САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковель Марина Ивановна

В статье рассматривается одна из технологий критериального подхода Способ диалектического обучения. Показано применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся на курсах повышения квалификации. Автором представлено практическое занятие для учителей начальной школы по извлечению информации из текста (на примере материалов окружающего мира).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

5. Лыкова Е.С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2000. - С. 90-98.

6. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

7. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. - Омск. - 2015. - 214 с.

8. Савельев К.Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 108 с.

9. Савельева О.П., Кожаринова А.А., Лебедева М.А. Культурно-историческое наследие региона в содержании художественного образования детей// Science Time. 2015. №12 (24) С. 695 - 700.

10.Рябинова С.В., Савельева О.П. Методические аспекты развития творческого подхода в живописи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2016. Т.2. №1. С. 60 - 63.

© Коваль М.В., 2016

УДК 371

Ковель Марина Ивановна

канд. педагог. наук, доцент ККИПКиППРО,

г. Красноярск, РФ E-mail: kovelmi@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация

В статье рассматривается одна из технологий критериального подхода - Способ диалектического обучения. Показано применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся на курсах повышения квалификации. Автором представлено практическое занятие для учителей начальной школы по извлечению информации из текста (на примере материалов окружающего мира).

Ключевые слова

Критериальная система оценивания, федеральный государственный образовательный стандарт,

объективная самооценка.

Kovel Marina Ivanovna

Candidate of pedagogical sciences, professor RAE, associate professor Krasnoyarsk regional institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators

Russia, Krasnoyarsk

Summary

In article one of technologies of criteria approach — the Way of dialectic training is considered. Use of criteria system of estimation of educational achievements of students at advanced training courses is shown. The author has presented practical class for elementary school teachers in extraction of information from the text (materials on the world around).

Key words

Criteria system of estimation, the federal state educational standard, the objective (materialized) self-assessment

Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения предполагает развитие у учащихся таких регулятивных универсальных учебных действий, как контроль, оценка и самооценка, что требует от учителя профессиональных знаний и умений в данной области. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» указывается на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

необходимость повышения качества образования, что в свою очередь требует создания государственной системы оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности. Кроме того, ФГОС для начального общего образования (утвержден приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г.) требует от учителя умения применять критериальную систему оценивания, формировать у учащихся способность планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и самооценку. В соответствии со стандартом, на ступени начального общего образования необходимо осуществить: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна

• закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

• позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, обучающихся [4, с. 6].

Одними из главных проблем современного учебного процесса в области оценивания учебных достижений (знаний и умений) учащихся являются формальный подход учителя к оценке, влияние личностных отношений между учителем и учеником, претензии учащихся и их родителей к объективности оценки учителем достижений учащихся, а как следствие - проявление необъективной (завышенной или заниженной) самооценки учащихся.

Результаты анкетирования позволили выявить большую степень субъективности в самооценке учителей: 25% утверждают, что всегда применяют на учебных занятиях самооценку знаний и умений учащихся, 57% — эпизодически, — при этом большая часть учителей не знают, что такое самооценка знаний и умений и каковы средства формирования объективной самооценки на уроке. Довольно значительная часть учителей (18%) указали, что не формируют у учащихся самооценку учебных достижений только потому, что она всегда будет противоречить их оценке [1, с. 14].

Решить данную проблему помогает одна из технологий критериального подхода - Способ диалектического обучения. Рассмотрим, каким образом происходит формирование у педагогов объективной самооценки, но вначале сделаем отступление и остановимся на определении некоторых понятий. Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, обучающихся с чётко определёнными критериями, соответствующими целям и содержанию образования, которые могут быть предложены учителем в готовом виде, или коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.), способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [2]. Объективная (материализованная) самооценка учебных достижений, понимается как самооценка знаний и умений (как предметных, так и универсальных), формирующаяся на основе рейтинга, отражающего зависимость оценки (качества знаний) от отметки (количества выполненных операций), заложенную (проявляющуюся) в заявке на оценку [1, с.58].

Практическое занятие «Извлечение информации из текста» на примере темы «Горы и равнины» (Окружающий мир, 4 класс). Преподаватель вначале занятия объявляет заявку на оценку и трудоёмкость каждого задания. Выбираются арбитры, которые фиксируют ответы.

Каждый слушатель получает раздаточный материал. На этапе индивидуального труда педагоги выполняют задания индивидуально.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Задания.

1. Выписать ключевое понятие текста (1 балл).

2. Сформулировать содержание данного понятия, указав родовой и видовые признаки (2 балла).

3. Построить логическую схему, отражающую формы земной поверхности, поместить в ней примеры из текста (12 баллов).

4. Сравнив горы и равнины, найти 2 общих и 2 отличительных признака. Результат сравнения сформулировать в виде суждений по карточке №3 (12 баллов).

5. Ответить на вопросы-суждения:

1) Чем объяснить, что формы земной поверхности делятся на горы и равнины?

2) Каким образом горы отличаются от равнин?

3) Как доказать, что Восточно-Европейская равнина является холмистой равниной?

4) В каком случае равнину называют плоскогорьем?

5) Как доказать, что Кавказские горы считаются высокими горами? Как доказать, что Уральские горы не являются высокими горами?

6) Каким образом овраг появляется на земной поверхности?

7) Каким образом овраг превращается в балку?

8) Почему Алтай включён в список Всемирного природного наследия?

9) Вследствие чего Уральские горы называют Каменным поясом земли Русской?

6. Используя текст параграфа, построить 1 индуктивное умозаключение (3 балла).

7. Подвести понятия в тексте под философские категории: общее - особенное - единичное; часть -целое (4 балла).

8. Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера, указав виды отношений (6 баллов).

А - формы земной поверхности

В - горы

С - не горы (равнины)

D - Уральские горы

E - Восточно-Европейская равнина

F - Русская равнина

После выполнения заданий слушатели объединяются в группы для обсуждения. На данном этапе каждая группа получает только часть задания: 1 группа - задания №№1, 2; 8; 2 группа - №3; 3 группа - №4; 5 группа - №5; 6 группа - №№6,7. Обсудив ответ в группах, выступающие от каждой группы представляет его у доски, все остальные слушают, дополняют, возражают. После каждого выступления проводится самопроверка и самооценка индивидуального труда, все баллы записываются на листах самооценивания. Выступающие от группы зарабатывают по 1- 2 балла в зависимости от полноты ответа

Ответы слушателей:

1 группа - ключевое понятие теста «формы рельефа». Определяют его структуру, называют родовой и видовые признаки, раскрывая содержание понятия. Показывают в виде рисунка отношения между понятиями и определяют их вид:

A, В, С - отношение противоречия,

B, D и С, F, E - отношение подчинения, F, E - отношение тождества.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

2 группа зарисовывают на доске схему «Формы рельефа», приводят единичные примеры, указывают основание деления понятий.

3 группа приводят суждения на сравнение гор и равнин. Преподаватель высвечивает на экране суждения на сравнение, слушатели проводят самооценку.

• Как горы, так и равнины являются формами земной поверхности.

• Наряду с горами и равнины встречаются в России.

• Не только горы, а и равнины привлекают внимание путешественников.

• Помимо гор равнины на карте тоже могут обозначаться светло-коричневым цветом.

• Как горы, так и равнины имеют собственные наименования, поэтому пишутся с большой буквы.

• Если горы расположены в основном на юге и востоке России, то равнины протянулись с запада на восток.

• Равнины составляют большую часть территории России, чем горы.

• Сравнивая горы и равнины можно сказать, что на физической карте равнины обозначены зелёным цветом, а горы коричневым цветом.

• В отличие от равнин, характеризующихся сравнительно малым колебанием относительных высот (менее 200 метров), горы имеют высоты более 200 метров.

• На равнинах плотность поселений больше, чем в горах.

Выступающий от 4 группы отвечает на проблемные вопросы (вопросы-суждения) в форме суждений или умозаключений. Например, отвечая на вопросы №3,5, формулирует умозаключение:

1) Равнина, на поверхности которой встречаются низменности, возвышенности и много холмов, называется холмистой равниной. Восточно-Европейская равнина на своей поверхности имеет низменности, возвышенности и много холмов. Следовательно, Восточно-Европейская равнина является холмистой равниной.

2) Горы, имеющие высоту более 2000 метров, называется высокими горами.

Кавказские горы имеют высоту более 5000 метров. Значит, Кавказские горы считаются высокими горами.

Докладчик от 5 группы формулирует индуктивное умозаключение и приводит примеры на философские категории:

Уральские горы имеют подошву, склоны, вершину.

Кавказские горы имеют подошву, склоны, вершину.

Алтай имеет подошву, склоны, вершину.

Саяны имеют подошву, склоны, вершину.

Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны - горы.

Поэтому, все горы имеют подошву, склоны, вершину.

Категория философии: общее - особенное - единичное:

• Горы - высокие горы - Кавказские горы

• Равнина - холмистая равнина - Восточно-Европейская равнина

• Равнина - плоская равнина - Западно-Сибирская равнина

Часть - целое: подошва (вершина, склон) - гора.

В конце занятия арбитры выявляют самых активных слушателей, которые поощряются дополнительными баллами. Слушатели подсчитывают все набранные баллы и соотносят с заявкой на оценку.

Таким образом, происходит развитие у учителя профессиональной компетентности в области критериального оценивания учебных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС и развития у них объективной самооценки. При этом восполнятся дефициты учителя в области формирования у обучаемых регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Приложение 1

По равнинам и горам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Путешествие по России - захватывающее путешествие по бескрайним равнинам и величественным горам. Равнины - это ровные или почти ровные участки земной поверхности. На равнинах есть низкие места - низменности и более высокие места - возвышенности. Низменности обозначают на карте зелёным цветом, а возвышенности - жёлтым. На равнинах можно встретить отдельные возвышенности - холмы, а также углубления - балки и овраги.

Горы - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами -горными хребтами. Равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги - это формы земной поверхности. Равнины составляют большую часть территории России. К западу от Уральских гор раскинулась Восточно-Европейская, или Русская, равнина - одна из крупнейших равнин на Земле. Поверхность её не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми. К востоку от Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина. На карте хорошо видно, что это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются плоскими. К востоку от Западно-Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она совсем иначе. Здесь преобладают пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность. Отсюда название - плоскогорье.

Горы расположены в основном на юге и востоке России. Исключение составляют Уральские горы, которые протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их называли Каменным поясом земли Русской. Самые высокие горы России - Кавказские. На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Они славятся своей красотой, богатством живой природы. Алтай включён в Список Всемирного природного наследия. В этот список включены и уже известные вам вулканы Камчатки - удивительная природная достопримечательность Дальнего Востока.

Сравним между собой некоторые формы земной поверхности. Холм и гора во многом схожи. Они возвышаются над окружающей местностью. Имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину. Подошва (подножие)— это место, где начинается холм или гора. Вершина — самая высокая часть холма или горы. Между вершиной и подошвой располагаются склоны. Они бывают крутые и пологие. Различие холмов и гор - в их высоте. Холм имеет высоту менее 200 метров, а гора - более 200 метров.

В отличие от холмов и гор балка и овраг - это не возвышения, а углубления на земной поверхности. Балка - углубление, с пологими, поросшими растениями склонами. У оврага крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растений. Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому она постепенно увеличивается, превращаясь в овраг. Со временем овраг растёт и при этом губит большие участки плодородной почвы. Рост оврага обычно продолжается много лет, но постепенно склоны его становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Нередко балки и овраги занимают на равнинах большие площади, образуя сложную, разветвлённую сеть [3, с. 54-57]

Список использованной литературы:

1. Ковель М.И. Повышение квалификации учителя в области объективной самооценки учебных достижений на основе Способа диалектического обучения: Диссертация канд. педагог. наук. 13.00.08 -Теория и методика профессионального образования. Чита, 2012. 242 с.

2. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования Назарбаев интеллектуальные школы» (Электронный ресурс) URL: http: //edu.resurs.kz>metod/tehnologiya...otsenivaniya... (Дата обращения: 28.02.2016)

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 /А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Просвещение, 2011. 143 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Мин-во обр. и науки РФ, 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 31 с.

© Ковель М.И. , 2016

УДК 378

Колдина Маргарита Игоревна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Аннотация

В статье рассматривается процесс подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения; определены теоретические подходы и принципы процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова

Научно-исследовательская деятельность, педагог профессионального обучения, интеграция, научный поиск

Исследование инновационного развития профессионально-педагогического образования на современном этапе позволяет сделать вывод, что существует необходимость переосмысления содержательных и процессуальных характеристик научно-исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения и подготовки к ней в условиях гуманизации, технологизации, информатизации, интеграции и других тенденций развития профессионально-педагогического образования.

Основополагающим моментом описания процесса подготовки педагогов профессионального обучения выступает формулирование целей подготовки, которые определяют направление и содержание исследуемого процесса. Цели отражают предполагаемые результаты процесса подготовки к научно-исследовательской будущего педагога профессионального обучения.

Целями подготовки будущего педагога профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности являются:

- формирование специальных знаний, научно-исследовательских умений, навыков; формирование и развитие научного мировоззрения и потребности в постоянном развитии личностно-профессиональных качеств, совершенствовании будущей профессионально-педагогической деятельности;

- развитие методологической культуры будущего специалиста;

- повышение качества профессионального образования.

Целостное описание разработанного процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности должно быть представлено на общедидактическом уровне, что обеспечивает некоторую критериальную оценку исследуемого объекта с точки зрения законов, подходов, принципов дидактической теории и раскрывает, насколько концептуальные положения корреспондируют с дидактической теорией и могут быть реализованы посредством реального действия её законов, принципов.

Общедидактическое описание процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности содержит описание теоретических подходов и принципов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.