Здесь встает вопрос о значимости преподавателя в процессе самообразования и самовоспитания студентов в рамках изучения «Обществознания». Задачей педагога является такая организация самостоятельной работы студентов, в результате которой студент усовершенствует умение самостоятельного поиска, творческой переработки и анализа информации, необходимой при изучении дисциплины.
Одним из наиболее распространенных и эффективных способов становления правосознания является правовое воспитание, которое представляет собой процесс формирования у студентов правосознания и правовой культуры. Данный процесс, по нашему мнению, заключается не только в получении знаний, но и в их анализе, который позже способствует трансформации правовых норм и их перевоплощению в идеалы и идеи. Важнейшая цель и этап правового воспитания - это освоение правовых ценностей. Правовое воспитание способствует эффективной адаптации личности в существующих социально-экономических условиях [2, с. 209].
В данном случае правовое воспитание неотделимо от правового обучения и, в рассматриваемом контексте, следует апеллировать не к этим элементам в отдельности, а к правовому образованию в целом, поскольку именно оно позволяет сформировать личность грамотную не только в рамках предусмотренных учебной программой, но и в юридическом отношении.
Главной социальной целью педагога в процессе обучения студентов общественным наукам является воспитание людей, в которых гармонично сочетались бы гражданственность, патриотизм, духовное богатство, человечность, уважение к законам. Иными словами, социальная цель обучения -формирование личности достойного гражданина, человека с активной жизненной позицией способного творчески проявлять себя и быть полезным членом общества.
Список литературы
1. Петров А.В., Котрикова Т.Ю. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества // Вестник ННГУ, 2013. № 3-1. С. 326-331.
2. Дербина А.В. К вопросу о правовом воспитании в современной юридической науке // Ленинградский юридический журнал, 2009. № 4. С. 203-210.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Захаров И.М.
Захаров Игорь Михайлович — учитель технологии, Уйская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область
Аннотация: в статье кратко изложены основы формирования познавательной активности и познавательных интересов школьников, раскрыты особенности курса «Технологии обработки конструкционных материалов», как предмета, формирующего практические навыки школьника, становления личностного его развития. А также выделены принципы работы, которые могут способствовать развитию познавательных интересов школьников при изучении материала данного предмета.
Ключевые слова: познавательный интерес, интерактивные технологии, анализ проблемных ситуаций.
Проблема развития познавательной активности постоянно была в центре внимания ученых, поскольку ее успешное решение дает возможность существенно повысить эффективность, результативность и качество учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на то, что педагогическая наука имеет большой опыт по активизации учебно -познавательной деятельности и развития познавательной активности младших школьников, данная проблема остается актуальной потому, что существуют различные противоречия в решении данного вопроса, которые требуют исследования.
Учебные мотивы, которые закладываются в среднем школьном возрасте, могут сохраняться на протяжении всей школьной жизни и даже определять отношение личности к процессу познания на всю жизнь. Именно поэтому психолого-педагогическая наука постоянно обращается к проблеме
мотивации учения, к поискам педагогического влияния на развитие и воспитание общественно-ценных мотивов и мотивов долга.
Анализ исследований и публикаций, касающихся активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, дает возможность говорить о слабой психологической обоснованности теории и практики этой деятельности.
Доктрина развития образования РФ в последние 5 лет предполагает реализацию принципа гуманизации образования, методологической переориентации процесса обучения с информативной формы на развитие личности, индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению. В этом процессе важнейшее место принадлежит уроку - основной форме обучения, а также его разновидности - нестандартному уроку. Совершенствование методики проведения нестандартного урока рассматривается как один из важнейших направлений повышения познавательного интереса к изучению предмета, качества знаний обучающихся. В свою очередь совершенствование методики проведения нестандартного урока предполагает знание учителем педагогической науки и его способность оценивать свою работу. Изменения в учебном процессе ставят новые требования к деятельности учителя, которая ориентирована на ученика, и это вызывает необходимость по-новому подойти к проблеме нестандартного урока [4].
Познавательный интерес - это активное мотивированное эмоциональное отношение субъекта к предмету познания, которое должно систематически учитываться и развиваться в процессе обучения, поскольку непосредственно влияет на формирование и развитие личностной направленности ребенка.
Формирование познавательного интереса в технологическом образовании в значительной степени зависит от тех образовательных технологий, которые используются в процессе обучения. Учитывая то, что учащийся, как субъект обучения, получает от педагога определенные ориентиры процесса усвоения знаний, а большинство информации должен добывать сам, основу образовательного процесса составляют инновационные технологии, ориентированные как на ценностный, деятельностный компоненты, так и на личное творчество школьника.
«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и разум» - эту педагогическую истину можно заложить в основу познания, в основу обучения, в основу активных и интерактивных технологий обучения.
Интерактивные технологии способствуют личностно ориентированному, дифференцированному и интегрированному обучению, что является главными направлениями при преподавании раздела «Технологии обработки конструкционных материалов».
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с 5 по 8 класс. Цели изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической подготовки учащихся -подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики [8]. Основной задачей изучения данного раздела является формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования; приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса.
Учитель должен не только создавать условия для усвоения учащимися определенной системы знаний, но и учить приемам их применения и поиска. Только тогда возможен переход от одного этапа развития познавательного интереса к другому. Важным в интерактивных технологиях является и то, что их использование позволяет максимально приблизить теоретические основы учебного предмета с практикой, использовать при анализе проблемных ситуаций собственный опыт учащихся. Это значительно повышает уровень познавательной активности учащихся и является важным фактором развития познавательного интереса.
Стимулирование познавательного интереса учащихся на всех этапах обучения приводит к значительному развитию познавательного интереса, как к технологии, так и к другим дисциплинам; поднимается уровень интереса не только сильных учеников, но и слабых; количество учащихся с низким уровнем познавательного интереса значительно уменьшается.
Воспитательный и развивающий характер учебно-познавательной деятельности на уроке углубляется при условии постоянного включения учащихся в ситуации, где они должны:
- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, пользоваться полученными знаниями;
- задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углублять процесс познания;
- рецензировать ответы одноклассников, вносить коррективы, давать советы;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам, когда они испытывают затруднения, объяснять непонятное;
- побуждать к нахождению не одного лишь решения, а несколько самостоятельно предпринятых;
- свободно выбирать задания, преимущественно поискового и творческого характера;
- привлекать к самопроверке, анализу личным познавательным и практическим действиям;
64
- разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, общения. Итак, для развития познавательного интереса при изучении курса «Технологии обработки конструкционных материалов» следует учесть, что:
Характерной особенностью программ должна быть разработка форм и методов организации умственной и познавательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, уровней развития и особых образовательных потребностей.
Внедрение разнообразных методов будет способствовать развитию мышления, пространственного воображения, умственной продуктивной деятельности с высоким развивающим стимулом и самореализации детей.
Список литературы
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник. М.: Просвещение, 2012. 97 с.
2. Бонуэл Ч.К., Сазерлент Т.Е. «Непрерывность активного обучения: выбор интерактивных методов деятельности для активизации учебной работы». БГУ центр проблем развития образования, 2013. 171 с.
3. Гибнущего А.Л. Диагностика формирования исследовательских умений // Научный вестник, 2010. 142 с.
4. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск: Современное слово, 2013. 141 с.
5. Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2014. 333 с.
6. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе. М.: Педагогика, 2010. 195 с.
7. НикитинА.Ф. Обществознание. 6 класс. М: Дрофа, 2011. 212 с.
8. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 174 с.
9. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2014. 301 с.
РОЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ Минаева В.В.1, Краснова Е.В.2
'Минаева Виктория Викторовна — учитель географии и экономики, высшей категории; 2Краснова Елена Вадимовна — учитель биологии и экологии первой категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Энгельс
Аннотация: в статье говорится о психологической адаптации в обществе и получении качественного образования детьми-инвалидами. О применении дистанционных технологий в обучении детей-инвалидов в рамках общеобразовательной школы.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, интеграция, дети-инвалиды.
Следует вести всех вместе, пока могут идти вместе, чтобы все взаимно оживляли, подстрекали, изощряли друг друга. Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится на стадии разработки. Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1].