РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Захаров И.М.
Захаров Игорь Михайлович - учитель технологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Уйская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область
Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты формирования познавательного интереса обучающихся. В частности описаны аспекты развития познавательного интереса учеников 6 класса в процессе изучения раздела «Технологии обработки конструкционных материалов». Также в статье рассмотрены основные особенности технического образования.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, обучающиеся, ученики, технологии.
Актуальность исследования. Актуальной задачей, стоящей перед школой сегодня, является обеспечение надлежащего уровня подготовки учащихся, способных к обнаружению активности, самостоятельности, самореализации и творческого труда в современном меняющемся мире. В связи с этим особое значение приобрела проблема развития познавательного интереса учащихся.
Цель статьи - рассмотреть процесс формирования познавательного интереса обучающихся 6 класса по изучению раздела «Технологии обработки конструкционных материалов».
Познавательный интерес ученые (П. Блонский, Д. Богоявленская, В. Буряк, М. Махмутов, А. Савченко и др.) рассматривают как один из видов самостоятельности, характеризующийся умением воспринимать информацию, осмысливать ее, создавать новую проблему и решать ее собственными силами, а также как сознательную мотивированность действий, их обоснованность, способность человека видеть объективные основания для того, чтобы действовать в соответствии с собственными убеждениями (И. Бех, А. Матюшкин, А. Смирнов, С. Рубинштейн и другие).
Перестройка образования направлена, прежде всего, на формирование умения учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике. Эти задачи, как свидетельствуют данные исследований автора и опыт прогрессивной педагогической практики, возможно решить в процессе изучения предметов технического цикла.
Техническое образование способствует накоплению знаний, практических умений и навыков, которые являются важным средством формирования мировоззрения, умственного развития и нравственного воспитания человека. Преподавание технических дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях, как отмечает И. Подласый, позволяет целенаправленно использовать достижения национальной и мировой культуры, сочетать соответствующие цели обучения с целями воспитания и развития в одно общее направление формирования человека и гражданина [2, с. 14]. Важно подчеркнуть, что именно предметы технического цикла помогают ученикам познать мир, людей и себя, учат их логически мыслить, способствуют формированию механизмов самоорганизации, саморазвития, творческого поиска, умений отходить от стереотипа и стремиться к самостоятельному решению проблем [4, с. 12].
Вопросы совершенствования методики трудового обучения исследовали
A.А. Белоблоцкий, В.А. Дидух, Р.А. Захарченко, Ю.В. Кирильчук, Е. Левченко,
B.К. Сидоренко, В. Терещук, Д.А. Тхоржевский и др.
Важными путями формирования познавательной самостоятельности, как показывает педагогический опыт, являются: организация самостоятельной учебно-поисковой деятельности, решение познавательных задач различных типов, сочетание активных и интерактивных методов обучения с использованием компьютерных технологий, установление в процессе изучения предметов технического цикла межпредметных связей [3].
Организуя самостоятельную учебно-поисковую деятельность, с целью формирования познавательной деятельности и познавательного интереса, мы учитывали как внешние, так и внутренние факторы ее организации в единстве. Внешними факторами считались функции учителя по созданию определенных условий: обеспечение в учебном процессе позитивной атмосферы, налаживание диалога между учениками и учителем, учет субъектного опыта школьников и тому подобное. Внутренними факторами организации самостоятельной учебно -поисковой деятельности были познавательные возможности учащихся, их готовность выполнять самостоятельные учебно -поисковые действия; ориентировочные - умение анализировать задачи, соотносить их с собственными возможностями; исполнительские - стремление к достижению результата и контрольно-оценочные, которые предназначены для активного самоанализа собственной учебной деятельности [2].
Организация самостоятельной учебно-поисковой деятельности - обязательное и постоянное условие на каждом уроке. Однако ее содержание, формы и виды нужно менять в соответствии с темой, целью и конкретными задачами урока. Положительного результата можно достичь только при условии использования различных форм организации самостоятельной учебно-поисковой деятельности учащихся: коллективной, индивидуальной, парной, групповой.
Важным в формировании познавательной самостоятельности является использование различных типов задач, решение которых способствует развитию самостоятельности, критического мышления учащихся. Мы предлагаем задачи группировать по двум критериям: по уровню сложности (информационные, исследовательские) и согласно приемам умственной деятельности учеников (задание на аналогию, сравнение, на предсказание, на структурирование учебного материала и другие) [1].
Использование познавательных задач по уровню сложности позволит учителю управлять познавательной деятельностью учащихся на всех ее этапах. На начальном этапе, когда ученик осмысливает цель и значение работы, а также на коррекционном -когда необходимо осуществить контроль и оценку действий. При этом важно обеспечить соответствие сложности задачи сложившиеся у учеников с умениями и навыками решать их, новизне информации, вызывает интерес к ней. Интерес учащихся 6 класса в ходе изучения раздела «Технологии обработки конструкционных материалов», является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. Известные педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса и любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Вторая группа - познавательные задачи по разным приемам умственной деятельности: задания на сравнение, аналогию, структурирование учебного материала, на предвидения, на определение собственного отношения к учебному материалу. Использование этих задач обеспечит повышение интереса школьников к обучению, стремление к осуществлению самостоятельной учебно-поисковой деятельности, к выявлению настойчивости, обобщение приобретенных знаний, умение критически их оценить [2].
Систематическое выполнение учащимися задач, различных по уровню сложности и в соответствии с приемами умственной деятельности, будет способствовать
развитию их уверенности в собственных силах, стимулировать желание работать и достигать результатов.
В процессе формирования познавательной самостоятельности необходимо опираться на сочетание активных и интерактивных методов с использованием компьютерных технологий. Как показывают многочисленные исследования, активные методы обучения лучше использовать, когда ученикам нужно усвоить информацию: чтение учебного материала (исторические документы, параграф учебника, художественное произведение и т.п.), рассказ учителя, объяснение, ответы на вопрос, перевод и прочее, а когда целью ставится преобразование этой информации, привлечение учащихся к совместной или индивидуальной учебно-поисковой деятельности, к взаимообучению, лучше использовать интерактивные методы: дискуссия, диспут, «мозговой штурм», метод «Пресс», микрофон, свободное письмо, имитационные игры и тому подобное [4].
Именно интерактивные методы позволяют организовать учебный процесс так, чтобы полученные знания сочетались с субъектным опытом учащихся, становились их собственными убеждениями. Использование интерактивных методов обучения в 6 классе при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов» помогает ученикам осмысливать особенности учебного материала, понять причинно-следственные связи, учитывать собственный опыт, делать выводы. Именно это приводит к формированию готовности самостоятельно подбирать информацию и к пониманию отраженных явлений, процессов, осмыслению их, сравнению с настоящим [3].
Организуя обучение с использованием интерактивных методов, учитель должен учесть возможность одновременно создавать условия для получения и накопления учащимися знаний и развития у них желания учиться. Как показывают наши наблюдения, изменения в убеждениях и понимание содержания учебного материала, полученного на уроках технологии и трудового обучения, чаще приходит только с реальным опытом, которого можно достичь тогда, когда ученик экстраполирует события, которые он воспринимает на себя. Кроме того, использование интерактивных методов позволяет организовать межличностное общение и коммуникации с учителем и сверстниками, которые являются близкими к реальным.
С целью повышения интереса учащихся к учебному материалу следует использовать интернет-ресурсы, которые позволяют ученикам вырабатывать умение самостоятельно учителя приобретать новую информацию при осуществлении самостоятельной учебно-поисковой деятельности.
При рассмотрении в целом программы «Технология», предусмотренной для 6 класса, можем утверждать, что базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», дополняется необходимыми разделами: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование» [5].
Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность учащихся. В 6 классе при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов», в процессе исследования интересов используют следующие методы - анкетирование, произведения, экспериментальные задания, интервью, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование [5].
Вывод. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - значительное количество впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность ученика часто приводит к неустойчивости внимания, и отвлечению. Лучший способ организовать внимание школьника связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у
17
ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у школьников требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Список литературы
1. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. 104 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М., 2011. 408 с.
4. Волков А.Е. Модель «Российское образование-2020» // Вопросы образования, 2011. № 1. С. 32-64.
5. Захаров И.М. Формирование познавательного интереса обучающихся 5-6 классов по изучению раздела «Технологии обработки конструкционных материалов» // «Наука и образование сегодня», 2017. № 5 (16). С. 63-65.
6. Рабочая программа по технологии (Технологии ведения дома) для 6 класса к УМК Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко (М.: Вентана—Граф).
7. Технология. 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.-сост. Ю.П. Засядько. Волгоград: Учитель, 2006. 126 с.
8. Технология. Технический труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. 4-е изд., пераб. М.: Вентана-Граф, 2011. 144.: ил.