РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СПО Ковалева Ю.А.1, Соляник В.В.2
'Ковалева Юлия Александровна - преподаватель; 2Соляник Вера Васильевна - преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин, Северо-Кавказский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар
Аннотация: в формировании фундаментального профессионального правосознания студентов, получающих среднее профессиональное образование, важную роль играет дисциплина «Обществознание», изучаемая первокурсниками, обучающимися по программам среднего профессионального образования. Развитие духовно-нравственной, правовой и политической культуры личности в период юности, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации, - одна из главных целей изучения «Обществознания».
Ключевые слова: обществознание, образование, правовое воспитание, профессиональное правосознание, правовая и политическая культура.
В основе образования лежит реализация основной педагогической функции, а именно передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в целом, что осуществляется непосредственно в процессе обучения и воспитания студентов.
Дисциплина «Обществознание» одна из немногих дисциплин ФГОС СПО, изучаемая на первом курсе студентами, получающими среднее профессиональное образование, которая непосредственно связана с формированием фундаментального профессионального юридического правового сознания.
Формирование и развитие высокого уровня правосознания личности обучающихся происходит через научное освоение знаний основ социальной действительности, права, убежденности в целесообразности и справедливости правовых предписаний, формирование первичной потребности к законопослушному поведению, правовой культуре как производной правосознания.
В процессе социализации личности «Обществознание» занимает центральное место в системе дисциплин, играющих важную роль в формировании нравственных ориентиров личности, ее правовой и политической культуры. К этому подводит изучение не только политической и социальной сфер общества, но и экономической и духовной. В знаниях об искусстве, религии, философии, этике и т.д. проявляется гуманистический смысл «Обществознания». Ведь оно дает молодому поколению необходимые базовые знания об обществе, в котором мы живем, его сферах и процессах, в нем протекающих. Именно поэтому «Обществознание», как учебная дисциплина, необходимо всем студентам, вне зависимости от избираемой будущей профессии, так как нет настоящего гражданина без знания общества.
«Обществознание» помогает студентам приспособиться к изменчивой и сложной социальной действительности, благоприятствует успешной социализации личности. Именно с изучения «Обществознания» начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры студента, получающего среднее профессиональное образование, формирование у него научной базы правового мировоззрения. Лицам, обладающим этой культурой, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения [1, ^ 330].
Нам известно, что педагогический процесс представляет собой явление, элементами которого являются субъект (обучающий) и объект (обучаемый), при этом значение субъекта переоценить практически невозможно. Преподаватель осуществляет широкий спектр функций в образовательном процессе, и помимо непосредственного управления им, занимается разработкой учебно-методической документации, проводит воспитательную работу, индивидуальные и групповые консультации по актуальным вопросам, изучаемым в рамках дисциплины, осуществляет руководство самостоятельной работой студентов и т.д.
Таким образом, качество учебно-воспитательного процесса, и, следовательно, качество знаний студентов во многом зависит от деятельности преподавателя. Данный фактор, в сравнении с другими (состав обучаемых, содержание учебных дисциплин, методика и технология обучения, организация учебно-воспитательного процесса), на наш взгляд, является основопологающим.
Здесь встает вопрос о значимости преподавателя в процессе самообразования и самовоспитания студентов в рамках изучения «Обществознания». Задачей педагога является такая организация самостоятельной работы студентов, в результате которой студент усовершенствует умение самостоятельного поиска, творческой переработки и анализа информации, необходимой при изучении дисциплины.
Одним из наиболее распространенных и эффективных способов становления правосознания является правовое воспитание, которое представляет собой процесс формирования у студентов правосознания и правовой культуры. Данный процесс, по нашему мнению, заключается не только в получении знаний, но и в их анализе, который позже способствует трансформации правовых норм и их перевоплощению в идеалы и идеи. Важнейшая цель и этап правового воспитания - это освоение правовых ценностей. Правовое воспитание способствует эффективной адаптации личности в существующих социально-экономических условиях [2, с. 209].
В данном случае правовое воспитание неотделимо от правового обучения и, в рассматриваемом контексте, следует апеллировать не к этим элементам в отдельности, а к правовому образованию в целом, поскольку именно оно позволяет сформировать личность грамотную не только в рамках предусмотренных учебной программой, но и в юридическом отношении.
Главной социальной целью педагога в процессе обучения студентов общественным наукам является воспитание людей, в которых гармонично сочетались бы гражданственность, патриотизм, духовное богатство, человечность, уважение к законам. Иными словами, социальная цель обучения -формирование личности достойного гражданина, человека с активной жизненной позицией способного творчески проявлять себя и быть полезным членом общества.
Список литературы
1. Петров А.В., Котрикова Т.Ю. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества // Вестник ННГУ, 2013. № 3-1. С. 326-331.
2. Дербина А.В. К вопросу о правовом воспитании в современной юридической науке // Ленинградский юридический журнал, 2009. № 4. С. 203-210.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Захаров И.М.
Захаров Игорь Михайлович — учитель технологии, Уйская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область
Аннотация: в статье кратко изложены основы формирования познавательной активности и познавательных интересов школьников, раскрыты особенности курса «Технологии обработки конструкционных материалов», как предмета, формирующего практические навыки школьника, становления личностного его развития. А также выделены принципы работы, которые могут способствовать развитию познавательных интересов школьников при изучении материала данного предмета.
Ключевые слова: познавательный интерес, интерактивные технологии, анализ проблемных ситуаций.
Проблема развития познавательной активности постоянно была в центре внимания ученых, поскольку ее успешное решение дает возможность существенно повысить эффективность, результативность и качество учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на то, что педагогическая наука имеет большой опыт по активизации учебно -познавательной деятельности и развития познавательной активности младших школьников, данная проблема остается актуальной потому, что существуют различные противоречия в решении данного вопроса, которые требуют исследования.
Учебные мотивы, которые закладываются в среднем школьном возрасте, могут сохраняться на протяжении всей школьной жизни и даже определять отношение личности к процессу познания на всю жизнь. Именно поэтому психолого-педагогическая наука постоянно обращается к проблеме