Научная статья на тему 'Познание начинается с удивления'

Познание начинается с удивления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаршина Татьяна Геннадиевна, Борщева Наталья Викторовна

В статье анализируются проблемы повышения результативности обучения и воспитания младших школьников, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса и повышению самостоятельности учащихся в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаршина Татьяна Геннадиевна, Борщева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познание начинается с удивления»

Литература

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды / Под ред. М. Г. Ярошевкого / Москва-Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.

3. Голованевская З. П. Стимулы жизненно-практического значения знаний как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. Йошкар-Ола, 1979. 184 с.

4. Кашицин А. С., Еремин С. В. Методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента / Учебно-методическое пособие / Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. 52 с.

5. Мирзоев С. С. Педагогические условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии: дис. док. пед. наук: 13.00.01 [Место защиты: Курган -Тюб. гос. ун-т им. Носира Хусрава]. Душанбе, 2011. 336 с.

6. Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. Ульяновск. - ИПК. ПРО, 1998. 103 с.

7. Смагина М. А. Методы активного социально-психологического обучения / Учебно-методич. Пособие / С.: Изд-во СГПИ, 2008. 92 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Познание начинается с удивления Гаршина Т. Г.1, Борщева Н. В.2

1Гаршина Татьяна Геннадиевна / Garshina Tatyana Gennadiyevna - учитель начальных классов;

2Борщева Наталья Викторовна /Borshcheva Natalya Viktorovna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Нариманов

Аннотация: в статье анализируются проблемы повышения результативности обучения и воспитания младших школьников, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса и повышению самостоятельности учащихся в учебном процессе.

Ключевые слова: проблемы повышения результативности обучения, формы и методы обучения, познавательный интерес, самостоятельность учащихся.

В процессе работы каждый учитель находится в постоянном поиске: как предупредить отставание слабых, повысить результативность обучения? Как наполнить жизнь школьников глубоким содержанием? Эти вопросы не дают нам покоя и толкают к поискам форм и методов обучения, способствующие развитию познавательного интереса и повышению самостоятельности учащихся в учебном процессе. Интерес, тягу к знаниям младших школьников должен создать учитель. Прочные знания, умения и навыки учащихся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой, которой является мотивация. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального интерессав обучении. Ещё К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей интересным и эффективным.

48

С этой целью мы органично сочетаю формы урочной и внеклассной работы, реализую межпредметные связи, дифференцированный подход в обучении, проводим нестандартные уроки с опорой на индивидуальные особенности детей. Занимательный материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами учащихся. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. При объяснении нового материала важно найти такой угол зрения, при котором, даже обыденное становится удивительным. Важным методом обучения является игра. Именно она помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и быстро фантазировать. Современные дети чувствительны, эмоциональны. Игры помогают воспитывать в них чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игра - метод косвенного воздействия на личность в целях коррекции поведения, в приобретении черт и качеств, необходимых для социальной адаптации личности к современным условиям. Используем в своей практике самые разные игры, и замечаем, что у ребят повышается мотивация к обучению. Игры помогают нам повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным [1]. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся [2]. Большое значение в работе учителя имеет диагностическая деятельность. Диагностические исследования необходимы как в изучении особенностей детского коллектива, так и в определении уровня сформированности познавательного интереса к учебному предмету. Педагогическая диагностика дает возможность проанализировать особенности методики учителя, оценить эффективность проводимой учителем дифференцированной работы на уроках. Она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений. Эти выводы учитель может сделать не только на основании результатов диагностики, но и, наблюдая за учащимися в процессе работы: насколько они самостоятельны, в какой помощи нуждаются, как быстро приступают к выполнению следующих заданий. Наша задача заключается в том, чтобы попытаться разобраться и понять, что порождает трудности ребёнка в учебе, и постараться ему помочь до того, как разовьются тяжёлые последствия этих трудностей. Если у ребёнка возникают проблемы, если у него не всё получается с выполнением учебных заданий, важно понять причины его трудностей и прийти ему на помощь, тем самым повышать качество знаний учащихся. Успех всего будет зависть только от нашего сознания, педагогической совести и чести, от качества наших уроков, от нашего отношения к работе, к детям к каждому индивидуально. Надо постоянно работать над собой, искать и находить, делать выводы для себя, применительно к возможностям своего класса, стиля работы и, не боясь внедрять в свою практику всё новое, передовое. Учиться всегда с детьми. Это они - дети подскажут, что у нас ещё не получается, в чем сомневаться, и даже чего не знаем. Я. А. Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового, не прибавил к своему образованию». Учитель только тогда учитель, когда он растёт и ищет, совершенствует своё мастерство. Но особо важны такие качества, как общительность, артистичность, весёлый нрав и хороший вкус.

Литература

1. Варяница В. Е. Формирование коммуникативной компетентности учащихся через вовлечение их в словесное творчество на урок. [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/3978085.html/ (дата обращения: 25.06.2016).

Шабдарова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Реферат. С. Казанское, 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://shkolageo.ru main.html/ (дата обращения: 25.06.2016).

Составляющие профессиональной компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС Гоголина Н. Г.

Гоголина Надежда Геннадьевна / Gogolina Nadezhda Gennadyevna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Сургут

Аннотация: в статье освещается актуальность проблемы развития профессиональной компетентности современного педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Раскрывается вопрос о содержании профессиональных компетенций, представлено соотношение и взаимосвязанность понятий «компетенция» и «компетентность».

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.

В условиях модернизации системы образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, к современному педагогу выдвигаются новые требования, которые требуют от него более высокого уровня профессиональной подготовленности. На данном этапе стандартизации, речь идёт о формировании и повышении профессиональных компетенций, включающих в себя умения и способности каждого педагога рационально строить свою деятельность, управлять своим психологическим и эмоциональным состоянием, умением использовать свой потенциал и творческую активность.

Следовательно, на сегодняшний день современному педагогу необходимо обладать определенным набором профессиональных компетенций.

Возникает вопрос: Что такое профессиональные компетенции и что они в себя включают?

Рассмотрим разные трактовки данного понятия, представленные в справочной литературе и трудах исследователей компетентностного подхода.

Компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность (Зеер, Сыманюк, 2005).

Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. Н. Введенский, Т. Г. Браже, Е. И. Рогов считают:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.