Шабдарова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Реферат. С. Казанское, 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://shkolageo.ru main.html/ (дата обращения: 25.06.2016).
Составляющие профессиональной компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС Гоголина Н. Г.
Гоголина Надежда Геннадьевна / Gogolina Nadezhda Gennadyevna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Сургут
Аннотация: в статье освещается актуальность проблемы развития профессиональной компетентности современного педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Раскрывается вопрос о содержании профессиональных компетенций, представлено соотношение и взаимосвязанность понятий «компетенция» и «компетентность».
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.
В условиях модернизации системы образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, к современному педагогу выдвигаются новые требования, которые требуют от него более высокого уровня профессиональной подготовленности. На данном этапе стандартизации, речь идёт о формировании и повышении профессиональных компетенций, включающих в себя умения и способности каждого педагога рационально строить свою деятельность, управлять своим психологическим и эмоциональным состоянием, умением использовать свой потенциал и творческую активность.
Следовательно, на сегодняшний день современному педагогу необходимо обладать определенным набором профессиональных компетенций.
Возникает вопрос: Что такое профессиональные компетенции и что они в себя включают?
Рассмотрим разные трактовки данного понятия, представленные в справочной литературе и трудах исследователей компетентностного подхода.
Компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность (Зеер, Сыманюк, 2005).
Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. Н. Введенский, Т. Г. Браже, Е. И. Рогов считают:
способность действовать с учетом ограничений и пселписаний
' знания, умения, навыки, способы и приемы
эффективное применение знаний и умений
' ценностные ориентации, мотивы, отношения
знания н опыт в той или иной области
осведомленность в круге вопросов
' уровень профессионализма, креативность
качества, обеспечиваюпще решение задач
Рис. 1. Компетенции педагога
Таким образом, мы видим, что умения выступают как компетенция в действии. Следовательно, компетенция это то, что порождает умение и действие. Компетенция направлена на установление связи между знанием и сложившейся ситуацией, развивает способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), необходимые для решения поставленных образовательных задач и выхода из проблемной ситуации.
Компетентность в свою очередь состоит из компетенций, раскрывается компетенциями и находит своё подтверждение в них. Высокий уровень компетентности современного педагога предполагает постоянное самосовершенствование личности путём приобретения, преобразования и использования полученных знаний. Чем шире и глубже психологические и педагогические знания педагога, тем выше уровень его профессиональной компетентности.
Анализ научной литературы показывает, что учёные, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют и трактуют термин по-разному:
- «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский, А. К. Маркова, Т. В. Добутько);
- «педагогическая компетентность» (Н. Н. Лобанова, Л. М. Митина);
- «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).
Изучением компетентности с различных направлений занимались такие авторы как: Эриксон Э. (1963), Маслоу А. (1964), Зеер Э. Ф. (2003) - зарубежная психология; Маркова А. К. (1996), Васильев В. И. (1999), Мурашко А. Ф. (2000), Исмагилова Ф. С. (2000), Деркач А. А. (2000), Растянников А. В. (2002), Зимняя И. А. (2003) -отечественная психология.
В трудах Б. С. Гершунского понятие профессиональной компетентности раскрывается как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности».
Профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей [1; с. 8].
По мнению Л. Я. Шамес, под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2].
В философии, профессиональная компетентность рассматривается как средство приспособления к среде (Д. Дьюи, У. Уоллер, М. Мид, К. Юнг, П. Сорокин, Ф. Знанецкий). По мнению ученых, именно профессия творит человека по своему образу и подобию; определяет его жизненные интересы, убеждения, вкусы, стремления и желания; формирует общие интересы, сходства у индивидов, занимающихся одной и той же профессией. В частности, Д. Л. Томпсон и Д. Пристли определяют профессиональную компетентность как систематизированную совокупность знаний, высоких моральных норм и профессионального кодекса.
Обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод:
1. Профессиональная компетенция - это система профессиональных знаний, умений и систематизированных способов профессиональных действий, направленных и работающих на реализацию выполнения стандартных требований и решение типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями и возможностями.
2. Вопрос о профессиональной компетентности актуален и на сегодняшний день, так как от профессионального уровня современного педагога зависит духовное, социальное и экономическое развитие общества.
Литература
1. Радинова Н. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / Н. Ф. Радинова, А. П. Тряпицына // ЧиО., 2006. № 4-5. С. 7 - 14.
2. Шамес Л. Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании [Текст] / Л. Я. Шамес. СПб.: Астерион, 2006. 528 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые концепции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. с. 34-42.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. 336 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. МГФ «Знание». М, 1996. 308 с.
6. Рассказов Ф. Д., Косенок С. М. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012.
7. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В. Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. № 4, 2003. С. 41-44.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
9. Густокашина Л. А. Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества образования в современной школе / Л. А. Густокашина // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца: материалы
52
международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I / под ред. Л. А.Косолаповой, Н. Г. Липкиной, Г. Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 166-171. 10. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. 308 с.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского детского музыкального фольклора Жигун О. Ю.
Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga Yurevna - музыкальный руководитель дошкольного образования Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь
Аннотация: оптимальным средством развития чувства ритма у детей дошкольного возраста является применение методики Карла Орфа, основанной на использовании произведений национального фольклора. Использование детского белорусского музыкального фольклора способствует не только гармоничному развитию детей, но и воспитанию их национального самосознания.
Ключевые слова: фольклор, ритмизация, творческая импровизация, танец, гармоничное развитие, самосознание.
В наше время всестороннее и гармоничное развитие ребенка-дошкольника играет большую роль. Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходит первые этапы в своем развитии. Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и его нравственному совершенствованию, развитию эмоциональной сферы личности. Основной акцент делается на формирование у детей целостной научной картины мира. Самым доступным для ребенка видом деятельности, воспроизводящим ее в единстве мыслей и чувств, с помощью эмоциональных образов, а не логических законов, является музыкальное искусство. Это средство сохранения и передачи опыта всего человечества, рационального и эмоционального. Кроме того, оно выступает хранителем его нравственных идеалов.
Проблема гармоничного развития детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых К. Орфа, Э. Жак-Далькроза, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. И. Бурениной, и других.
На протяжении многолетней педагогической деятельности, работая над развитием чувства ритма и свободной импровизации у детей дошкольного возраста, я использую концепцию Карла Орфа, которая является одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира. Моя первая работа по этой теме, была опубликована в 1997 году в журнале «Дошкольное образование» (//Пралеска, 1997, № 10. С. 38-47), следующая в 2014 году в этом же издании. Мной подобраны и систематизированы по степени сложности усвоения и исполнения произведения белорусского фольклора: стихи, потешки, попевки, песни, танцевальные композиции, игры с пением и движением, которые распределены на весь учебный год в