Научная статья на тему 'Формирование потребности в безопасности у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД'

Формирование потребности в безопасности у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожное движение / безопасность / потребность / сотрудники ОВД / курсанты / физическая подготовка. / road traffic safety / the need / the staff of inspection of road safety / cadets / physical training.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. С. Макеева, С. Н. Баркалов, А. В. Алдошин

Потребность в безопасности играет важную роль в профессиональнойдеятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье характеристика сущности,структуры понятий, анализ факторов, определяющих эффективность формированияпотребности в безопасности у курсантов, обучающихся в юридическом вузе по профилюГИБДД. Раскрывается роль физической подготовки в структуре безопасности.Указываются способы физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В. С. Макеева, С. Н. Баркалов, А. В. Алдошин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SECURITY NEEDS OF THE CADETS ENROLLED IN THE PROFILE OF THE STATE INSPECTION OF ROAD SAFETY

The need for security plays an important role in the professional activities of police officers. The article characteristic essence, the structure of concepts, analysis of the factors determining the efficiency of the formation of the security needs of the cadets enrolled in law school at the profile of the traffic police. Explores the role of physical fitness in the structure of security. Specifies how physical fitness.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности в безопасности у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД»

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ГИБДД

© 2015 В. С. Макеева1, С. Н. Баркалов2, А. В. Алдошин3

1докт. пед. наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и спорта e-mail: vera_191@mail.ru 2канд. пед. наук, доцент, начльник кафедры физической подготовки и спорта e-mail: barkalov2009@mail.ru 3канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта e-mail: FPiS-orurinst@yandex. ru

Орловский юридический институт имени В. В. Лукьянова

Потребность в безопасности играет важную роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье характеристика сущности, структуры понятий, анализ факторов, определяющих эффективность формирования потребности в безопасности у курсантов, обучающихся в юридическом вузе по профилю ГИБДД. Раскрывается роль физической подготовки в структуре безопасности. Указываются способы физической подготовки.

Ключевые слова: дорожное движение, безопасность, потребность, сотрудники ОВД, курсанты, физическая подготовка.

Курс на построение гражданского общества и поддержание устойчивого и динамичного развития российского общества неразрывно связаны с укреплением системы национальной безопасности Российской Федерации. Проблема обеспечения безопасности личности в обществе опирается на выработку разумных потребностей, рациональных правил поведения и общения людей между собой и формирование способности защитить себя. Потребности помогают развитию в человеке подлинно человеческих качеств: стремления к истине, красоте, знаниям, желанию приносить добро людям.

Этот процесс идет на фоне экономических отношений, для которых характерно возрастание конкуренции, наличие жилищных, медицинских, производственных, образовательных, семейных и досуговых проблем [Кочерьян, Парамонов 2015; Стригуненко 2010]. В результате этого наблюдается искажение системы формирования «оптимальных» потребностей, несоответствие желаний возможностям молодых людей, что нередко вызывает конфликты, приводит к различным девиациям: снижению интереса к учебе и ответственности за собственное образование и здоровье; нравственной ущербности, утрате положительных ориентиров в области социальных норм; правонарушениям, алкоголизму, наркомании, распространению психических депрессий. В сочетании со стремительным обострением социальной напряженности качество обеспечения потребности в безопасности в молодежной среде становится еще более проблематичным в связи со снижением физического, психического здоровья и генетических отягощений [Зюрин, Жуков, Токарев 2008; Кочерьян, Парамонов 2015; Макеева 2012].

Особые требования в условиях построения гражданского общества предъявляются сотруднику органов внутренних дел по профилю ГИБДД, и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

определяются они рисками, связанными с экстремальным характером служебной деятельности. Исходя из особенностей служебной деятельности сотрудника ОВД накладываются особые толкования понятия «потребности» сотрудника ОВД, среди которых можно выделить потребности «для себя» в сохранении и развитии и «для других» как реализация его права и как обязанности перед другими.

Задачи исследования:

1) провести анализ теоретических и методологических подходов к изучению феномена «потребности в безопасности» сотрудника ОВД по профилю ГИБДД, их содержательных и процессуальных характеристик;

2) определить потенциал физической подготовки в формировании психофизической готовности курсанта и слушателя к обеспечению потребности в безопасности.

Стремление к безопасности является первостепенным мотивом деятельности людей. Понятие «безопасность» от кого или чего-либо, как и потребность в безопасности, возникли при появлении человеческого общества в виде инстинкта самосохранения. Безопасность не существует сама по себе в отрыве от жизнедеятельности человека, и потому ее можно дифференцировать на виды: безопасность существования человека (личная и имущественная безопасность), безопасность окружающей среды, национальная безопасность и пр. Все понятия взаимосвязаны между собой, поскольку в них основным элементом является человек [Герасимов, Пенионжек 2013; Кочерьян, Парамонов 2015; Митрохин 1995; Общая теория 2005].

Б. Спиноза безопасность рассматривал как состояние спокойствия, появляющееся в результате реальной физической или моральной опасности [Спиноза 1997].

В. И. Митрохин определяет безопасность как «меру защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом» [Митрохин 1995].

Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» [О безопасности 2011; О полиции 2011].

В обязанности сотрудника ГИБДД входит обеспечение безопасности граждан и транспорта. От его профессионализма, личностных качеств, физической и психологической подготовленности во многом зависит эффективность безопасности на дорогах, повышение авторитета государственной власти, поддержание социальнополитической стабильности и позитивных общественных настроений в стране [Баркалов, Герасимов 2014; Борисова 2012].

Безопасность сотрудника ГИБДД предполагает поддержание физической безопасности (физическая подготовка, укрепление собственных орудий тела, активная самооборона, совершенствование техники боя); интеллектуальной безопасности, предусматривающей чистоту мышления (психологическая подготовка, оперативное и тактико-стратегическое мышление, контроль состояний, мобилизация сил); социальной безопасности по защите своих и общественных прав и действий, общения и взаимодействия с отдельными гражданами и группами лиц (межличностное взаимодействие и поведение, коммуникативная культура, психологическая

устойчивость в различных ситуациях и различных психофизических состояниях: усталости, эмоциональном напряжении, чувстве опасности и пр.); духовной безопасности по защите своих убеждений, верований, морали (философия действия, укрепление внутреннего стержня, самосознания и самоутверждения) - это наше право,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Макеева В. С., Баркалов С. Н., Алдошин А. В. Формирование потребности в безопасности

у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД

наша ответственность и наша привилегия (ни при каких обстоятельствах не терять своего «Я») [Герасимов, Пенионжек 2013; Зюрин, Жуков, Токарев 2008; Макеева 2012].

Дорожное движение является источником повышенной опасности для его участников и инспекторов ДПС ГИБДД. При этом высочайшей стрессогенностью и экстремальностью обладают ситуации возникновения дорожно-транспортных происшествий [Борисова 2012].

Безопасность самих сотрудников ГИБДД является объектом государственной защиты. Полицейский, честно выполняющий свой долг, знает, что за его спиной стоит вся система правоохранительных органов. Он сам и члены его семьи в силу специфики профессиональной деятельности защищены от шантажа и угроз, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу [О полиции 2011].

Контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в значительной степени определяется эффективностью профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД. Вместе с тем факты свидетельствуют, с одной стороны, о «беспечности» (показал удостоверение - и этого достаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности), нередко безответственности и, в силу различных обстоятельств, потере бдительности. А с другой стороны, следует констатировать наличие профессиональной деформации, когда сотрудники сами становятся на криминогенный путь.

Успешность профессиональной деятельности сотрудника ОВД во многом определяется его умением управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать внутренние резервы для достижения цели, смелостью, мужеством, решительностью, высоким уровнем физической подготовленности, уверенным владением приемами самозащиты, рукопашного боя и табельным оружием. Для решения этих проблем требуется разнообразие двигательных реакций, необходимых организму, тонкая дифференцировка и точность движений, высокая концентрация и распределение внимания, хорошо развитая память.

Потребности проявляются в противодействии сопротивлению, препятствию, к которым можно отнести и состояние физического развития и физической подготовленности сотрудника ОВД или факторы среды, влияющие на него. Сотрудник ОВД как субъект деятельности находит адекватные средства подготовки, в процессе которой происходит осознание конкретных мотивов деятельности, подчинение ее свойствам объекта, то есть в нашем случае - самой личности и средствам обеспечения ее безопасности.

В системе кадровой работы с сотрудниками ГИБДД по обеспечению потребностей в безопасности существенное значение имеет специальный фактор «целесообразного воздействия на изменение, развитие и совершенствование физических качеств человека и непосредственно связанных с этим естественных свойств человеческого организма». Основным способом обеспечения потребностей в безопасности выступает физическая подготовка, которая выражается в умении демонстрировать отдельные физические свойства и общий уровень работоспособности сотрудника. В процессе физической подготовки осуществляется отработка тактики поведения в экстремальных условиях, боевых приемов борьбы, методов тренировки функциональных возможностей организма [Баркалов, Герасимов 2014; Герасимов, Пенионжек 2013; Макеева 2012].

Физическая подготовка создает условия драматичности и конфликтности, напряжения и тревоги, без которых невозможно появление чувства ответственности. Она позволяет моделировать различные реальные ситуации и, следовательно, специально готовить курсантов к непредвиденным ситуациям.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Как система, физическая подготовка в развитии личности выступает: в целях (актуализация и развитие личностных функций); в содержании, в котором образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом

обучающегося; в технологии, обеспечивающей востребованность личностных функций и личностного уровня саморегуляции обучающегося, его субъектную позицию, личностное саморазвитие.

Вместе с тем даже при определенно достаточном уровне физической подготовленности сотрудник может потерять бдительность, не суметь оценить степень угрозы, проигнорировать признаки повышения опасности и стать объектом нападения, что приводит в первую очередь к нарушению здоровья.

Следует учесть, что в силу возрастных особенностей программа формирования потребности в обеспечении безопасности средствами физической подготовки среди курсантов и слушателей, обучающихся по профилю ГИБДД, также определяется некоторыми отличительными свойствами, которые делают ее успешной. Это социальная общность (молодым людям важно чувствовать «мы»); игра (примерить на себя всякие роли); проявление собственной индивидуальности (желание проявить себя перед толпой); острота ощущений (выплеснуть адреналин); элементы новизны (для роста и развития).

Научить курсантов посредством физкультурно-спортивной деятельности сопротивляться негативным факторам, действовать в этой среде и адаптироваться к ней в соответствии с нормами, правилами, требованиями обеспечивают результативность их потребностей. С этой целью используются методы, позволяющие выявить настоящее состояние человека > подключить необходимые и достаточные ресурсы для > целенаправленного перехода в желаемое состояние. Алгоритм действия будет выглядеть следующим образом: настоящее состояние + необходимые ресурсы = желаемое состояние. При этом постоянно варьируются действия и процессы, с помощью которых достигается результат [Макеева, Махов 2008].

В то же время физическая подготовка не должна представлять собой двигательное натаскивание к действиям в чрезвычайных ситуациях, ограниченное развитием лишь физических качеств и направленное на применение физической силы к правонарушителям. Сотрудник, нарастивший мышцы, силу при отсутствии интеллекта, безнравственный, без чувства собственного достоинства, понимающий смысл всех действий только с позиции «силы», наносит непоправимый моральный ущерб органам внутренних дел и в конечном итоге государству. А с другой стороны, недостаточная физическая подготовка приводит к психической и физической деформации личности -трусости, предательству, слабому здоровью.

Осуществление комплекса мероприятий в основном базируется на «рецептурных» подходах, общих для всех. Такой подход к обеспечению безопасности личности будущего сотрудника ОВД не является саморазвивающейся и самоподстраивающейся системой выживания в конкретной опасной ситуации, поскольку она ограничена модельным программированием, учитывающим

характеристики общих возможностей. Традиционная стратегия безопасности дает общие специфические знания в области выживания и безопасности, но не учитывает конкретизацию явления. То, что может подойти одному человеку, может быть не совсем удобно другому. Никто не справится с задачей лучше, чем предназначено его внутренней природой. Только формирование личной стратегии безопасности, согласно индивидуальным особенностям человека, может обеспечить выживание в опасной ситуации [Ионова 2009; Макеева, Махов 2008].

Таким образом, современная стратегия физической подготовки курсантов заключается не только в специально организованных занятиях по боевой и физической

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Макеева В. С., Баркалов С. Н., Алдошин А. В. Формирование потребности в безопасности

у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД

подготовке, но и в самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности, направленной на решение задач по формированию потребности в безопасности курсанта, которое находит выражение в самовоспитании и саморазвитии личности, актуализации сформированных ранее и воспитании недостающих качеств, результативности связей личности с внешним миром, обществом, включении в субъект-субъектные связи и субъект-объектные отношения в различных сочетаниях.

Библиографический список

Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право: международный научно-практический журнал. Краснодар: Изд-во ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», 2014. №4. С. 299-304.

Борисова С.Е. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. №2. URL http://psyiournals.ru/psyedu ru/2012/n2/53505 full.shtml (дата обращения: 18.03.2015).

Герасимов И.В., Пенионжек Е.В. Индивидуально-ориентированные технологии подготовки сотрудников правоохранительных органов к обеспечению личной профессиональной безопасности // Правоохранительные органы: теория и практика: научный журнал. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2013. №2. С. 110-112.

Зюрин Э.А., Жуков А.С., Токарев И.С. Специальная физическая подготовка слушателей академии: учеб.-метод. пособие. Монино: ВВА, 2008. С. 122-125.

Ионова И. В. Психолого-акмеологическая модель преодоления

профессиональной деформации сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 23 с.

Кочерьян М.А., Парамонов А.П. Физическое воспитание молодежи как фактор обеспечения национальной безопасности России // Педагогическое образование в России: научный журнал. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. универ., 2015. №1. С. 88-93.

Макеева В.С., Махов С.Ю. Личная безопасность - целостное развитие личности в профессиональной деятельности будущих специалистов // Научные исследования в образовании: научный журнал. М.: Изд-во «Некоммерческое партнерство Академия профессионального образования», 2008. №6. С. 33-34.

Макеева В. С. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов и слушателей МВД России на современном этапе развития // Интегральная подготовка в системе физического воспитания как фактор повышения профессиональной деятельности специалистов: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 октября 2012 г. / под ред. В.А. Серебрянникова, В.Ф. Лигуты, В.В. Мороза. Хабаровск: Изд-во ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России», 2012. С. 48-51.

Митрохин В.И. Национальная безопасность России // Интеллектуальный мир, 1995. №6. С. 1.

О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред.

А.А. Прохожева. М.: РАГС, 2005. С. 21-23.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. М.: Мысль, 1997. Т. 1. С. 350.

Стригуненко Ю. В. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции как угроза правовому порядку в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2010. 24 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.