Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ / УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зонова Н.О., Сердюк В.С.

В настоящее время актуальной задачей является необходимость в проведении исследований для выявления организационных причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также разработка превентивных мер для их снижения. Одним из недостаточно изученных элементов в системе «человек - техническая система - производственная среда» является влияние человеческого фактора, который, по мнению авторов, оказывает существенное влияние на уровень производственного травматизма. Авторами проведен контент-анализ зарубежных и российских определений термина «человеческий фактор». Выявлены наиболее актуальные в практике термины и определения, характеризующиеся однозначностью, адекватностью и рассматриваются с точки зрения специфики угледобывающих предприятий. Предлагается авторское определение термина «человеческий фактор», основанное на исследовании нормативной правовой и научной литературы. Приведено обоснование предложенного авторами термина «человеческий фактор», который позволяет учитывать необходимый уровень комплекса свойств личности человека для дальнейшей разработки метода количественной оценки влияния человеческого фактора на безопасное поведение в опасной ситуации на угледобывающих предприятиях. Он будет положен в основу разработанного алгоритма превентивного регулирования влияния человеческого фактора. Главными компонентами термина «человеческий фактор», которые необходимы для его количественной оценки, являются неправильная трактовка и реализация полученной информации, неправильное принятие решения и ошибочное выполнение действий, а также низкий уровень психологической устойчивости работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONCEPTUAL APPARATUS OF THE HUMAN FACTOR AT COAL MINING ENTERPRISES

Currently, an urgent task is the need to conduct research to identify the organizational causes of occupational injuries and occupational diseases, as well as the development of preventive measures to reduce them. One of the insufciently studied elements in the system «human - technical system - production environment» is the in uence of the human factor, which, according to the authors, has a signifcant impact on the level of occupational injuries. The authors conducted a content analysis of foreign and Russian defnitions of the term "human factor". The most relevant terms and defnitions in practice are identifed, characterized by unambiguity, adequacy and are considered from the point of view of the specifcs of coal mining enterprises. The author's defnition of the term "human factor" is proposed, based on the study of normative legal and scientifc literature. The substantiation of the term "human factor" proposed by the authors is given, which allows taking into account the necessary level of the complex of human personality properties for further development of a method for quantifying the in uence of the human factor on safe behavior in a dangerous situation at coal mining enterprises, which will be the basis of the developed algorithm for preventive regulation of the human factor. The main components of the term "human factor", which are necessary for its quantitative assessment, are the incorrect interpretation and implementation of the information received, incorrect decision-making and erroneous execution of actions, as well as a low level of psychological stability of the employee.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Н.О. Зонова // N.O. Zonova kownad2009.92ia)mail.ru

Аспирант, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11. Postgraduate student, FSBEI НЕ «Omsk State Technical University», 11, Mira avenue, Omsk, Russia, 644050.

B.C. Сердюк //V.S. Serdyuk vitaly serdyuka)y andex. ru

Доктор техн. наук, профессор ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Doctor of technical sciences, professor, F3BEI HE «Omsk State Technical University», 11, Mira avenue, Omsk, Russia, 644050.

УДК 331,45;622.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АДГ PATA ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

FORMATION OF THE CONCEPTUAL APPARATUS OF THE HUMAN FACTOR AT COAL MINING ENTERPRISES

В настоящее время актуальной задачей является необходимость в проведении исследований для выявления организационных причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также разработка превентивных мер для их снижения. Одним из недостаточно изученных элементов в системе «человек- техническая система - производственная среда» является влияние человеческого фактора, который, по мнению авторов, оказывает существенное влияние на уровень производственного травматизма. Авторами проведен контент-анализ зарубежных и российских определений термина «человеческий фактор». Выявлены наиболее актуальные в практике термины и определения, характеризующиеся однозначностью, адекватностью и рассматриваются с точки зрения специфики угледобывающих предприятий. Предлагается авторское определение термина «человеческий фактор», основанное на исследовании нормативной правовой и научной литературы. Приведено обоснование предложенного авторами термина «человеческий фактор», который позволяет учитывать необходимый уровень комплекса свойств личности человека для дальнейшей разработки метода количественной оценки влияния человеческого фактора на безопасное поведение в опасной ситуации на угледобывающих предприятиях. Он будет положен в основу разработанного алгоритма превентивного регулирования влияния человеческого фактора. Главными компонентами термина «человеческий фактор», которые необходимы для его количественной оценки, являются неправильная трактовка и реализация полученной информации, неправильное принятие решения и ошибочное выполнение действий, а также низкий уровень психологической устойчивости работника.

Currently, an urgent task is the need to conduct research to identify the organizational causes of occupational injuries and occupational diseases, as well as the development of preventive measures to reduce them. One of the insufficiently studied elements in the system «human - technical system - production environment» is the influence of the human factor, which, according to the authors, has a significant impact on the level of occupational injuries. The authors conducted a content analysis of foreign and Russian definitions of the term "human factor". The most relevant terms and definitions in practice are identified, characterized by unambiguity, adequacy and are considered from the point of view of the specifics of coal mining enterprises. The author's definition of the term "human factor" is proposed, based on the study of normative legal and scientific literature. The substantiation of the term "human factor" proposed by the authors is given, which allows taking into account the necessary level of the complex of human personality properties for further development of a method for quantifying the influence of the human factor on safe behavior in a dangerous situation at coal mining enterprises, which will be the basis of the developed algorithm for preventive regulation of the human factor. The main components of the term "human factor", which are necessary for its quantitative assessment, are the incorrect interpretation and implementation of the information received, incorrect decision-making and erroneous execution of actions, as well as a low level of psychological stability of the employee. Ключевые слова: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ,

УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

KEY WORDS: LABOR CONCEPTUAL APPARATUS, HUMAN FACTOR, ALGORITHM OF PREVENTIVE REGULATION, COAL MINING ENTERPRISE

В 2021 году в шахте Кузбасса произошло происшествие в вентиляционном штреке №823. В момент чрезвычайного происшествия под землей находились 287 человек. Погиб 51 человек. Экспертным путем установлено, что основной причиной аварийности и несчастных случаев являются нарушения правил промышленной безопасности, человеческий фактор (ЧФ) и халатность специалистов регионального надзорного органа. В итоге, по данным Ростехнадзора, правилами безопасности пренебрегали и руководители, и рабочие. Это свидетельствует о пренебрежении важными процедурами управления охраной труда, неэффективным управлением влияния ЧФ и их несовершенстве на предприятиях угольной промышленности [1]. При этом, на наш взгляд, очевидно, что для управления влиянием ЧФ необходимо внедрение универсальных показателей количественной оценки и методов его прогнозирования. Они позволят ранжировать профессии, организации, виды деятельности по уровню риска влияния ЧФ, а также адекватно обосновывать управленческие решения по снижению уровня влияния ЧФ на всех иерархических уровнях. Для этого, в первую очередь, необходимо рассмотреть существующий и подготовить понятийный аппарат определения ЧФ и предложить универсальную методику превентивного регулирования, позволяющую учитывать значимые категории производственных факторов и получать адекватные результаты с наименьшими трудовыми и финансовыми затратами.

Таким образом, целью данной работы является формирование понятийного аппарата и разработка авторского определения термина «человеческий фактор», основанного на исследовании нормативно-правовой и научной литературы.

Исследование проблемы влияния ЧФ на безопасность труда в угледобывающих предприятиях является наиболее актуальным из известных направлений научных исследований в области охраны труда, проводимых как на международном, так и региональном уровнях. В число основных задач, возникающих перед авторами в контексте таких исследований, входит задача оценки, учёта и превентивного регулирования влияния ЧФ на безопасность труда. Её решение связано и непосредственно зависит от наличия

методов количественной оценки такого влияния. Наибольший вклад в исследование проблемы ЧФ, как основной причины несчастных случаев, происшествий и аварий, внесли такие авторы, как: В.Б. Артемьев, О.В. Воробьева, Н. Л. Вишневская, Л. В. Плахов, К.А. Черный, Я.С. Ворошилов, М.Г. Голубев, В.Ю. Гришин, А.В., Галкин, Е.А. Замигулов, В.А. Ковалев, В.В. Лисовской, А. И. Фомин, Е.Д. Михайленко и др. [2-15].

В работе авторами [16] S. Kirin, A. Sedmak, Wei Li, M. Brzakovic, I. Miljanovic, A. Petrovic, S. Sedmak представлено исследование, посвященное внедрению эффективных превентивных мер по управлению ЧФ на угледобывающих предприятиях. Это может быть успешно достигнуто, если ЧФ, оказывающий негативное влияние на производственный процесс, будет количественно определен с помощью математического моделирования и сведен к минимуму с использованием структуры применения превентивного регулирования, разработанной в этом исследовании. Jingdong Shi, Yaning Sun, Hetao Su, Yiru Wang, Zijun Huang, Lintao Gao [17] в своей работе выявили основные причины несчастных случаев при бурении на угольной шахте, которые делят на две категории: несчастные случаи по вине работника и стихийные бедствия. При этом рискованное поведение буровых рабочих является основной причиной возникновения опасной ситуации. Снижение влияния ЧФ требует глубокого понимания причин и мотивов его возникновения. Поэтому исследование авторов Malakoutikhah M. И др. [18], направленное на моделирование факторов, влияющих на небезопасное поведение, показало, что, изменив отношение работника к безопасности труда, внедрив превентивные меры, можно управлять ЧФ для контроля и снижения вероятности возникновения опасной ситуации.

Для разработки авторами определения термина «человеческий фактор» выполнен контент-анализ научной литературы [19-31]. В российских и международных документах и статьях представлены определения ЧФ в различных сферах профессиональной деятельности (табл. 1). Однако при более детальном изучении прослеживается ряд сложностей, которые заключаются в первую очередь в отсутствии единообразия понятийного аппарата, недостаточной точности формулировок и т.п. Выполненный

контент-анализ позволяет увидеть широкий диапазон трактовок рассматриваемого термина, его присутствие во всех сферах деятельности человека, а также его тесную связь с основными социальными качествами людей и конкретными характеристиками человека как специалиста и профессионала.

Исходя из приведенных выше определений ЧФ, можно заключить, что основная их отличительная особенность заключается в том, что ЧФ привязан, прежде всего, к неправильным (зачастую непредсказуемым) действиям работника, которые приводят к различным происшествиям, в том числе к травматизму и профессиональным заболеваниям.

Таким образом, понятие термина «человеческий фактор» (табл. 1) подразумевает роль человека и его степень участия или неучастия в происходящем событии или явлении во времени и пространстве. В целом можно отметить, что единого общепринятого определения ЧФ не существует, в зависимости от целей и задач исследований формируются самостоятельные определения ЧФ, подчеркивающие специфику проводимых исследований.

По мнению авторов, для управления профессиональными рисками на угледобывающих предприятиях необходимо обеспечить превентивное регулирование роли ЧФ. Поэтому понятие ЧФ может отличаться от вышеприведенных данных и иметь определение, учитывающее необходимый уровень комплекса свойств личности человека.

Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации и важный элемент системы «человек-производственная среда», однако и наиболее уязвимый с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность. И особое значение имеет изучение количественной оценки влияния ЧФ для разработки эффективного алгоритма превентивного управления.

Анализ вышеприведенных определений позволяет заключить:

1. В зарубежных и российских источниках отсутствует единообразный подход к определению понятия «человеческий фактор» как основной причины травматизма и профессиональных заболеваний на угледобывающих предприятиях. Каждое определение не является универсальным и не полностью раскрывает сущность рассматриваемого в статье термина, поэтому авторами предлагается определение ЧФ, подчеркивающее специфику проводимых авторами

исследований [32-34];

2. В большинстве своем каждое определение освещает отдельный компонент взаимоотношений в системе «человек - техническая система - производственная среда»: личностно-психофизиологический, организационный, компетентность^ или в лучшем случае различные их комбинации и сочетания;

3. В общем плане «человеческий фактор» - это интегральный термин, поясняющий неправильные (зачастую непредсказуемые) действия работника, которые приводят к различным происшествиям, в том числе к травматизму и профессиональным заболеваниям, главными причинами которых являются отсутствие достаточной профессиональной компетентности, неправильная трактовка и реализация полученной информации, неправильное принятие решения и ошибочное выполнение действий, а также низкий уровень психологической устойчивости и т.д.;

4. Проблема «человеческого фактора» заключается в отсутствии достаточных знаний о психофизиологических особенностях человека, причинно-следственных связях воздействия на человека различных факторов в опасной ситуации, а также в отсутствии полного и ясного определения понятия «человеческий фактор», методологии количественной оценки и учета влияния «человеческого фактора» на безопасность в опасной ситуации.

Таким образом, на основании выполненного анализа можно утверждать, что под «человеческим фактором» следует понимать отношение между фактическим и требуемым уровнями комплекса психофизиологических свойств личности человека, определяющее его безопасное взаимодействие в системе «работник в опасной ситуации».

Выполненный выше анализ позволяет привести следующие рекомендации:

1. Предложенный термин ЧФ позволяет учитывать необходимый уровень комплекса психофизиологических свойств личности человека для дальнейшей разработки метода количественной оценки влияния ЧФ на безопасность работника в опасной ситуации на угледобывающих предприятиях;

2. Профессии на угледобывающих предприятиях относятся к профессиям с высоким риском. Ошибка одного работника может оказать влияние на безопасность коллектива. Следовательно, необходимо разработать алгоритм превентивного регулирования ЧФ на угледобы-

Таблица 1. Контент-анализ термина «человеческий фактор» Table 1. Content analysis of the term «human factor»

Автор Сущность авторского понятия ЧФ

Я.С. Ворошилов [19] Человеческий фактор - это изменяющаяся во времени и пространстве разность между фактическим уровнем способностей человека и требуемым уровнем способностей.

Международная ассоциация эргономики (IEA) [20] «Эргономика (или человеческий фактор) является научной дисциплиной, связанной с пониманием взаимодействия между человеком и другими элементами системы».

Международной организация гражданской авиации (ИКАО) [21] Человеческий фактор - это люди в их рабочей среде и их отношения с оборудованием, рабочими процедурами и физическим окружением.

В энциклопедии по охране труда [22] Фактор человеческий - комплекс психофизиологических особенностей человека (восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п.) и его социальных ролей, играющий важную роль в промышленной безопасности и охране труда.

С.М. Вишнякова [23] Человеческий фактор: 1) роль, место и влияние человека как субъекта общественно-исторической и тру- довой деятельности; 2) в узком смысле - понятие, обозначающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия.

FAA USA (Федеральной авиационной администрации США) [24] Human Factors (Человеческий фактор) - это совокупность следующих показателей: психическое состояние; ограничения человека; эмоциональное состояние; физическое состояние; условия окружающей среды; взаимодействие между человеком и машиной; возможности человека.

ГОСТ12.0.002-2014 [25] Человеческий фактор - это совокупность личностных характеристик и поведения работающего, вызывающая в процессе трудовой деятельности преднамеренные или непреднамеренные, но неверные, действия различного характера, в итоге приводящие к опасным происшествиям и ситуациям, инцидентам, авариям, несчастным случаям, производственно-обусловленным и профессиональным заболеваниям.

А.И. Стариков, В.Я. Зачеса, Н.Н. Зинковский [26] Человеческий фактор - «совокупность психических, физиологических, биомеханических, антропометрических и прочих свойств человека, которые определяются критериями функционального соответствия человека и техники, с учетом их изменения у всего (или только определенной части) летного состава»

В.А. Пономаренко [27] В содержание понятия «человеческий фактор» входят психофизиологические характеристики человека, присущие всем людям; возможности и ограничения, проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия человека с объектом управления.

Г.В. Баринова, Л.А. Асташкина [28] «Человеческий фактор» можно определить как комплекс свойств личности (потребности, способности, мотивы, интересы, работоспособность, уровень интеллекта, черты характера, ценностные ориентации и т.д.) и социальной среды, в которой реализуется его деятельность.

Тиц С.Н. [29] Человеческий фактор - это: 1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека.

Л.А. Кайдалов [30] Под человеческим фактором в авиации следует понимать условия, причины возникновения ошибочных действий пилота (летных экипажей, лиц, связанных с обеспечением и обслуживанием полетов) в его (их) взаимодействии с авиационной техникой, вызванные эргономическим несовершенством техники и несоответствием психофизиологическим возможностям пилота (указанных лиц).

А. Н. Томилин [31] «Человеческий фактор» - это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или нелогичных решений в конкретных ситуациях; общий термин, применяемый для объяснения причин катастроф и аварий, повлёкших за собой материальные убытки или человеческие жертвы; результат действия/ бездействия, преднамеренного или нет, неблагоприятно влияющий на функционирование системы обеспечения безопасности мореплавания; психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его профессиональной деятельности.

62

вающих предприятиях на основании метода чиваться постоянный контроль и управление ЧФ

количественной оценки влияния ЧФ на уровень работников на угледобывающих предприятиях с

профессионального риска. На базе данного ал- целью снижения его негативного влияния на без-

горитма путем реализации последовательных опасность производства. этапов управления персоналом может обеспе-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Администрация Правительства Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: https://ako.ru/ (дата обращения: 16.03.2022).

2. Артемьев В.Б. Организационный аспект обеспечения безопасности производства на горнодобывающих предприятиях / В.Б. Артемьев, В.А. Галкин, А.М. Макаров, Н.О. Каледина, О.В. Воробьева, И.Л. Кравчук // Безопасность труда в промышленности. - 2016. - № 12. - С. 20-26.

3. Артемьев В.Б. и др. Промышленная безопасность, охрана труда, экология и медицина труда СУЭК: Итоги 2018 года. Задачи 2019 года. Культура, организация, безопасность и эффективность труда - основа развития производства в АО «СУЭК»: Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала) /В.Б. Артемьев, Лисовский В.В., В.А. Галкин, А.М. Макаров, И.Л. Кравчук. - 2019. - № 12 (специальный выпуск 40). - 56 с. (Библиотека горного инженера руководителя, Вып. 35).

4. Воробьева О.В. Научное обоснование оценки и управления производственными рисками на угледобывающих предприятиях с учетом влияния человеческого фактора: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Воробьева Оксана Владимировна. - М., 2008. - 137 с.

5. Методы описания психофизиологических особенностей операторов автоматизированных комплексов при моделировании процессов влияния человеческого фактора / Н. Л. Вишневская, К. А. Черный, Л. В. Плахова // Известия ЮФУ Технические науки. - 2017. - № 3-4(188-189)- С. 262-270.

6. Методические подходы к оценке условий и определению напряженности труда операторов высокотехнологичных опасных производств / Н. Л. Вишневская, Л. В. Плахова, К. А. Черный // Здоровье и образование в XXI веке = Health & education millennium. - 2016. - Т. 18, № 8- С. 69-71.

7. Ворошилов Я. С. Многоуровневая модель компетентности работников в сфере безопасности труда // Горная промышленность. - 2020. - №. 2. - С. 125-129.

8. Голубев М.Г. Снижение травматизма на угольных шахтах на основе выявления и устранения производственных конфликтов: Дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Голубев Максим Геннадьевич. - Челябинск, 2004. - 127 с.

9. Гришин В.Ю. Оценка результативности работы персонала угледобывающего предприятия по предотвращению нарушений требований безопасности: Дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Гришин Валерий Юрьевич. - М. -2016. - 149 с.

10. Галкин А. В. Научное обоснование и разработка методологии повышения надежности функционирования системы обеспечения безопасности труда угледобывающего предприятия: Дис. ... д-ра техн. наук. Спец. 05.26.01 / Галкин Алексей Валерьевич. - Кемерово, 2020. - 279 с.

11. Замигулов Е.А. Повышение эффективности управления условиями труда на горных предприятиях: дисс. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Замигулов Евгений Анатольевич. - Екатеринбург, 2017. - 165 с.

12. Ковалев, В.А. Методология развития региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на угольных шахтах: Дис. ... д-ра техн. наук. Спец. 05.26.01 /Ковалев Владимир Анатольевич. - М., 2009. - 301 с.

13. Лисовский В.В. Управление производственным риском путем предотвращения критической совокупности опасных факторов на угледобывающем предприятии: Дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Лисовский Владимир Владимирович. - М. 2016. - 152 с.

14. Михайленко Е.Д. Управление персоналом угледобывающего предприятия по критерию влияния на человеческий фактор / Е.Д. Михайленко, А.И. Фомин // Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2021. - № 1. - С. 44-50.

15. Михайленко Е.Д. Снижение производственного травматизма угольных шахтах за счет многопланового раскрытия человеческого фактора / Е.Д. Михайленко, А.И. Фомин // Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2021. - № 2. - С. 55-62.

16. Kirin S. [и др.]. Human factor risk management procedures applied in the case of open pit mine // Engineering Failure Analysis. 2021. (126). C. 105456.

17. Shi J. [и др.]. Risk-taking behavior of drilling workers: A study based on the structural equation model // International Journal of Industrial Ergonomics. 2021. (86). C. 103219.

18. Malakoutikhah M. [и др.]. Modeling the factors affecting unsafe behaviors using the fuzzy best-worst method and fuzzy cognitive map // Applied Soft Computing. 2022. (114). C. 108119.

19. Ворошилов Я. С. Научное обоснование и разработка технических решений для контроля пылевой обстановки горных выработок угольных шахт с учетом человеческого фактора: Дис. ... д-ра техн. наук. Спец. 05.26.01 / Ворошилов Ярослав Сергеевич. - Кемерово, 2020. - 308 с.

20. Березкина Л., Кляуззе В. Эргономика / Л. Березкина, В. Кляуззе. - Litres, 2021. - 709 c.

21. ICAo Doc 9806. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов. - Монреаль: ИКАО, 2010. - 341 с.

22. Фактор человеческий | Энциклопедия по охране труда [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.beltrud.ru/faktor-chelovecheskij/ (дата обращения: 14.03.2022).

23. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

24. Aviation Maintenance Technical Handbook - General. U.S. Department of Transportation. Federal Aviation

Administration, 2018. 98. EASA Acceptable Means of Compliance (AMC) and Guidance Material (GM) to Annex III (PART-66) to Commission Regulation (EU) No. 1321/2014. 99. Human Factors Acquisition Job Aid. Federal Aviation Administration. Human Factors Division, ANG-C1, July 2013. 120 P.

25. ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Термины и определения от 19 октября 2015 - docs.cntd.ru [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200125989 (дата обращения: 14.03.2022).

26. Стариков А.И. Безопасность полетов летательных аппаратов (Методические основы) - М.: Транспорт, 1988. -159 с.

27. Пономаренко В.А. Авиационная медицина - надежный защитник летного труда. - М., Когито-Центр, 2016. - 450 с.

28. Баринова Г. В. Человеческий фактор на железнодорожном транспорте: проблемы безопасности / Г В. Барино-ва, Л. А. Асташкина // Наука и техника транспорта. - 2017. - № 1. - С. 84-87.

29. Тиц С.Н. Человеческий фактор [Электронный ресурс]: электрон, учеб. пособие / Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм, ун-т им. С.П. Королева (нац. исслед. ун-т). - Самара, 2012. - 64 с.

30. Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы [Электронный ресурс]. URL: http://www.aex.ru/ docs/4/2018/12/19/2855/print/ (дата обращения: 10.03.2022).

31. Safety Management Manual (SMM). Approved by the Secretary General and published under his authority. Third Edition - 2013. - 293 с. ICAO Doc 9859 AN/474. 101. The Federal Aviation Administration. [Электронный ресурс]. URL: http:/www.faa.gov/(дата обращения: 10.03.2022).

32. Ковальковская Н. О. и др. Шкалирование параметров влияния человеческого фактора на уровень профессионального риска на объектах машиностроения //Омский научный вестник. - 2020. - №. 6 (174).

33. Бакико Е., Сердюк В., Мелещенко Е., Баширов З. Применение структурной многокомпонентной модели управления влиянием человеческого фактора на профессиональный риск. // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. -2021.- № 4.- С.55-66.

34. Кулешов В. В. и др. Количественная оценка влияния человеческого фактора на уровень профессионального риска // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2021. - №. 2. - С. 4754.

REFERENCES

1. Administration of the Kuzbass Government [Electronic resource]. URL: https://ako.ru / (accessed: 03/16/2022).

2. Artemyev V.B. Organizational aspect of ensuring production safety at mining enterprises / V.B. Artemyev, V.A. Galkin, A.M. Makarov, N.O. Kaledina, O.V. Vorobyova, I.L. Kravchuk // Occupational safety in industry. - 2016. - No. 12. - pp. 20-26.

3. Artemyev V.B. et al. Industrial safety, labor protection, ecology and occupational medicine SUEK: Results of 2018. Tasks of 2019. Culture, organization, safety and labor efficiency are the basis for the development of production in JSC SUEK: A separate article of the Mining Information and Analytical Bulletin (scientific and Technical journal) / V.B. Artemyev, V.V. Lisovsky, V.A. Galkin, A.M. Makarov, I.L. Kravchuk. - 2019. - No. 12 (special issue 40). - 56 p. (Library of the mining engineer of the head, Issue 35).

4. Vorobyova O.V. Scientific substantiation of the assessment and management of production risks at coal mining enterprises taking into account the influence of the human factor: dis. ... Candidate of Technical Sciences: 05.26.01 / Vorobyeva Oksana Vladimirovna. - M., 2008. - 137 p.

5. Methods of describing the psychophysiological features of operators of automated complexes in modeling the processes of human factor influence / N. L. Vishnevskaya, K. A. Cherny, L. V. Plakhova // News of the SFU. Technical sciences. - 2017. - № 3-4(188-189)- Pp. 262-270.

6. Methodological approaches to assessing the conditions and determining the labor intensity of operators of high-tech hazardous industries / N. L. Vishnevskaya, L. V. Plakhova, K. A. Cherny // Health and education in the XXI century = Health & education millennium. - 2016. - Vol. 18, No. 8- pp. 69-71.

7. Voroshilov Ya. S. Multilevel model of competence of workers in the field of labor safety // Mining industry. - 2020. - No. 2. - pp. 125-129.

8. Golubev M.G. Reduction of injuries in coal mines based on the identification and elimination of industrial conflicts: Dis. ... Candidate of Technical Sciences: 05.26.01 / Golubev Maxim Gennadievich. - Chelyabinsk, 2004. - 127 p.

9. Grishin V.Yu. Assessment of the effectiveness of the work of the personnel of a coal mining enterprise to prevent violations of safety requirements: Dis. ... Candidate of Technical Sciences: 05.26.01 / Valery Grishin. - M. - 2016. - 149 p.

10. Galkin A.V. Scientific substantiation and development of methodology for improving the reliability of the functioning of the occupational safety system of a coal mining enterprise: Dis. ... doctor of technical sciences. Spec. 05.26.01 / Galkin Alexey Valeryevich. - Kemerovo, 2020. - 279 p.

11. Zamigulov E.A. Improving the efficiency of managing working conditions at mining enterprises: diss. ... Candidate of Technical Sciences: 05.26.01 / Evgeny A. Zamigulov. - Yekaterinburg, 2017. - 165 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kovalev, V.A. Methodology for the development of the regional occupational safety and industrial safety management system at coal mines: Dis. ... doctor of technical sciences. Spec. 05.26.01 /Kovalev Vladimir Anatolyevich. - M., 2009.

- 301 p.

13. Lisovsky V.V. Production risk management by preventing a critical set of hazardous factors at a coal mining enterprise: Dis. ... Candidate of Technical Sciences: 05.26.01 / Lisovsky Vladimir Vladimirovich. - M. 2016. - 152 p.

14. Mikhailenko E.D. Personnel management of a coal mining enterprise according to the criterion of influence on the human factor / E.D. Mikhailenko, A.I. Fomin // Bulletin of the Scientific Center for Safety of Work in the Coal Industry.

- 2021. - No. 1. - pp. 44-50.

15. Mikhaylenko E.D. Reduction of industrial injuries in coal mines due to the multidimensional disclosure of the human factor / E.D. Mikhaylenko, A.I. Fomin // Bulletin of the Scientific Center for Safety of Work in the Coal Industry. - 2021.

- No. 2. - pp. 55-62.

64

16. Kirin S. [et al.]. Human factor risk management procedures applied in the case of open pit mine // Engineering Failure Analysis. 2021. (126). C. 105456.

17. Shi J. [et al.]. Risk-taking behavior of drilling workers: A study based on the structural equation model // International Journal of Industrial Ergonomics. 2021. (86). C. 103219.

18. Malakoutikhah M. [et al.]. Modeling the factors affecting unsafe behaviors using the fuzzy best-worst method and fuzzy cognitive map // Applied Soft Computing. 2022. (114). C. 108119.

19. Voroshilov Ya. S. Scientific substantiation and development of technical solutions for controlling the dust situation of coal mine workings taking into account the human factor: Dis. ... doctor of technical sciences. Spec. 05.26.01 / Voroshilov Yaroslav Sergeevich. - Kemerovo, 2020. - 308 p.

20. Berezkina L., Klyauzze V. Ergonomics / L. Berezkina, V. Klyauzze. - Litres, 2021. - 709 c.

21. ICAO Doc 9806. The basic principles of taking into account the human factor in the guidelines for conducting safety inspections. - Montreal: ICAO, 2010. - 341 p.

22. The human factor | Encyclopedia on labor Protection [Electronic resource]. URL: http://wiki.beltrud.ru/faktor-chel-ovecheskij / (date of application: 03/14/2022).

23. Vishnyakova S.M. Vocational education. Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary. — Moscow: NMC SPO, 1999. - 538 p.

24. Aviation Maintenance Technical Handbook - General. U.S. Department of Transportation. Federal Aviation Administration, 2018. 98. EASA Acceptable Means of Compliance (AMC) and Guidance Material (GM) to Annex III (PART-66) to Commission Regulation (EU) No. 1321/2014. 99. Human Factors Acquisition Job Aid. Federal Aviation Administration. Human Factors Division, ANG-C1, July 2013. 120 P.

25. GOST 12.0.002-2014 System of Occupational Safety Standards (SSBT). Terms and Definitions from October 19, 2015 - docs.cntd.ru [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200125989 (accessed: 03/14/2022).

26. Starikov A.I. Flight safety of aircraft (Methodological foundations) - M.: Transport, 1988. - 159 p.

27. Ponomarenko V.A. Aviation medicine is a reliable defender of flight labor. - M., Kogito-Center, 2016. - 450 p.

28. Barinova G. V. The human factor in railway transport: safety problems / G. V. Barinova, L. A. Astashkina // Science and Technology of Transport. - 2017. - No. 1. - pp. 84-87.

29. Tic S.N. The human factor [Electronic resource]: electron, textbook. manual / Ministry of Education and Science of Russia, Samara State Aerospace University named after S.P. Korolev (National Research un-t). - Samara, 2012. - 64 p.

30. The human factor in aviation - reality and myths [Electronic resource]. URL: http://www.aex.ru/docs/4/2018/12/19/2855/ print / (accessed: 03/10/2022).

31. Safety Management Manual (SMM). Approved by the Secretary General and published under his authority. Third Edition - 2013. - 293 p. ICAO Doc 9859 AN/474. 101. The Federal Aviation Administration. [electronic resource]. URL: http:/www.faa.gov /(accessed: 03/10/2022).

32. Kovalkovskaya N. O. et al. Scaling the parameters of the influence of the human factor on the level of occupational risk at engineering facilities //Omsk Scientific Bulletin. - 2020. - №. 6 (174).

33. Bakiko E., Serdyuk V., Meleshchenko E., Bashirov Z. Application of a structural multicomponent model of managing the influence of the human factor on occupational risk. // Bulletin of the Scientific Center for the safety of work in the coal industry. -2021.- No. 4.- pp.55-66.

34. Kuleshov V. V. et al . Quantitative assessment of the influence of the human factor on the level of occupational risk // Bulletin of the Scientific Center for the safety of work in the coal industry. - 2021. - No. 2. - pp. 47-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.