Научная статья на тему 'Формирование положительного образа сотрудника полиции: проблемные вопросы современного права'

Формирование положительного образа сотрудника полиции: проблемные вопросы современного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закон / сотрудник полиции / общественные отношения / общественное мнение / положительный образ / критерии оценка / полномочия / реализация полномочий / специфика деятельности / law / police officer / public relations / public opinion / positive image / evaluation criteria / authority / exercise of authority / specificity of activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлова Анна Павловна, Завьялова Наталья Юрьевна

Статья посвящена вопросам формирования положительного образа полицейского в российском общественном сознании. Данная проблематика тесно связана с различными сферами общественных отношений и является предметом изучения ряда наук. Однако правовая основа регламентации деятельности полиции и ее сотрудников является базовой и определяющей. В статье представлен анализ положений действующего законодательства, в неразрывной связи с предназначением и функциями полиции, на которую возложены полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, наделением ее сотрудников специальными и процессуальными средствами для достижения поставленных целей, выполнение которых напрямую или косвенно влияет на формирование образа полицейского. Рассматривается роль законодательной базы, правовой основы такой деятельности, механизма реализации полномочий, роль судебной системы, средств массовой информации и государства в целом в вопросах формирования образа сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming a positive image of a police officer: problem issues of modern law

The article is devoted to the formation of a positive image of a policeman in the Russian public consciousness. This issue is closely related to various spheres of social relations and is the subject of study in a number of sciences. However, the legal basis for regulating the activities of the police and its employees is basic and decisive. The article presents an analysis of the provisions of the current legislation, inextricably linked with the purpose and functions of the police, which is entrusted with the authority to ensure the protection of public order and public safety, empowering its employees with special and procedural means to achieve the goals, the implementation of which directly or indirectly affects the formation of the image of the police. The role of the legislative framework, the legal basis for such activities, the mechanism for exercising powers, the role of the judiciary, the media and the state as a whole in the formation of the image of a police officer are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного образа сотрудника полиции: проблемные вопросы современного права»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.349

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-185-188 NIION: 2015-0066-5/22-490 MOSURED: 77/27-011-2022-05-689

Светлова Анна Павловна1, Завьялова Наталья Юрьевна2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, leli-7171@mail.ru

2 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, zavyalovan1@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования положительного образа полицейского в российском общественном сознании. Данная проблематика тесно связана с различными сферами общественных отношений и является предметом изучения ряда наук. Однако правовая основа регламентации деятельности полиции и ее сотрудников является базовой и определяющей. В статье представлен анализ положений действующего законодательства, в неразрывной связи с предназначением и функциями полиции, на которую возложены полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, наделением ее сотрудников специальными и процессуальными средствами для достижения поставленных целей, выполнение которых напрямую или косвенно влияет на формирование образа полицейского. Рассматривается роль законодательной базы, правовой основы такой деятельности, механизма реализации полномочий, роль судебной системы, средств массовой информации и государства в целом в вопросах формирования образа сотрудника полиции.

Ключевые слова: закон, сотрудник полиции, общественные отношения, общественное мнение, положительный образ, критерии оценка, полномочия, реализация полномочий, специфика деятельности

Для цитирования: Светлова А. П., Завьялова Н. Ю. Формирование положительного образа сотрудника полиции: проблемные вопросы современного права // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 185-188. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-185-188.

Anna P. Svetlova1, Natalya Yu. Zavyalova2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, leli-7171@mail.ru

2 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia, zavyalovan1@rambler.ru

Abstract. The article is devoted to the formation of a positive image of a policeman in the Russian public consciousness. This issue is closely related to various spheres of social relations and is the subject of study in a number of sciences. However, the legal basis for regulating the activities of the police and its employees is basic and decisive. The article presents an analysis of the provisions of the current legislation, inextricably linked with the purpose and functions of the police, which is entrusted with the authority to ensure the protection of public order and public safety, empowering its employees with special and procedural means to achieve the goals, the implementation of which directly or indirectly affects the formation of the image of the police. The role of the legislative framework, the legal basis for such activities, the mechanism for exercising powers, the role of the judiciary, the media and the state as a whole in the formation of the image of a police officer are considered.

Keywords: law, police officer, public relations, public opinion, positive image, evaluation criteria, authority, exercise of authority, specificity of activity

For citation: Svetlova A. P., Zavyalova N. Yu. Forming a positive image of a police officer: problem issues of modern law. Bulletin of economic security. 2022;(5):185-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-185-188.

© Светлова А. П., Завьялова Н. Ю., 2022

Формирование положительного образа сотрудника полиции: проблемные вопросы современного права

Original article

Forming a positive image of a police officer: problem issues of modern law

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Действительно, социальные ожидания соответствия сотрудника полиции, его компетенций, личностных и моральных качеств некоему идеальному образу все больше налагает обязанность ему соответствовать. В рамках работы затронуты проблемные аспекты «репрезентативности образа полицейского» в контексте «мониторинга общественного мнения» обозначенные рядом авторов [1]. На поверхности вопросы: каковы критерии репрезентативности образа сотрудника полиции; насколько возможно обобщить результаты исследования мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, с целью ее совершенствования в дальнейшем, для достижения более общей, стратегической цели - обеспечения общественного доверия к деятельности полиции и поддержки граждан. Адекватность восприятия социумом органов внутренних дел является на сегодняшний день существенной проблемой, и обозначенные вопросы весьма актуальны, особенно в условиях современного российского общества.

Данная проблематика интересовала специалистов, ученых различных областей наук. И на первый взгляд вопросы относятся в большей степени к области социально-гуманитарных наук. Однако при более глубоком погружении в дискуссию очевидным становится правовая основа, закладывающая фундамент общественных отношений. Интересным представляются обе точки зрения, цель которых едина: уяснить критерии, объективной оценки деятельность сотрудника полиции в его восприятии социумом и найти правовой механизм, позволяющий соответствовать образу в настоящем и проецировать положительную составляющую данной оценки в будущем. Рассмотрим каждый из них.

Опираясь на социологические исследования и аналитику ряда ученых, В. Б. Рожковский, к примеру, в своей работе [2] отмечает, что процесс восстановления доверия и конструктивного диалога между теми, кто призван защищать права граждан, обеспечивать социальное согласие и правопорядок, и социумом, идет очень медленно и неоднозначно. К сожалению, с этим нельзя не согласиться. Однако такому процессу, на наш взгляд, существуют объективные причины. Перед Министерством внутренних дел России стоит сложная задача: обеспечить защиту прав законопослушных граждан; предупреждать и пресекать противоправные деяния; осуществлять охрану общественного порядка и общественной безопасность не применяя процессуальных и специальных мер принуждения к делинквенту - невозможно. Сотрудники силового ведомства, уполномоченные государством в случае необходимости применять их, во имя спокойствия и безопасности, всегда будут под «прицелом» общественного мнения, которое, как справедливо отмечает автор, является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции [3].

Весьма точным представляется определение задач мониторинга, заключающихся в сборе эмпирической ин-

формации только лишь на определенном временном этапе, а также отражением «фактического отношения к сотрудникам полиции, в том числе, негативно настроенной части общества, настоящие и скрытые мотивы которой связаны с девиантным и противоправным поведением» [2]. Разделяем высказанную точку зрения о невозможности получения полной информации социологическими центрами изучения общественного мнения, поскольку ими не учитывается специфика правоохранительной деятельности в целом (в силу совершенно другой сферы их деятельности, как специалистов) и специфика отдельных подразделений полиции, а также невольно отражает общий низкий уровень правосознания граждан.

Обоснована озабоченность автора проблемой ««работы» общественного сознания и самосознания, анализ которой открывает «глубинные пласты сложных социальных отношений, связанных с целым рядом психологических, культурных, мировоззренческих, идеологических, личностно-экзистенциальных, социально-экономических и других аспектов» [2]. Не подлежит сомнению значение решающего фактора - активного влияния на созидание образа полицейского в общественном сознании государства, проводящего определенную политику поддержки по средствам массовой информации, сети Интернет.

Важна роль и судебной системы, правовые позиции которой, высказанные в Пленумах Верховного Суда РФ, призваны обеспечить единообразие судебной практики по спорным вопросам, вместе с тем являются одной из гарантий стабильности правоотношений и способствуют укреплению позитивного образа. Однако, подобная практика выявляет лишь наличие сбоев в механизме реализации правовых норм на практике.

Обратившись к Постановлению Конституционного Суда РФ по делу Сизикова Е.С. [4] очевидна вероятность данного прецедента именно в силу несовершенства административного законодательства, позволяющего на тот момент двусмысленность в вопросе исчисления срока административного задержания в отношении лица, совершившего правонарушение и находящегося в состоянии опьянения. Необходимо отметить, что и суды первой инстанции принимая решения о привлечении делинквента к ответственности, «признавали превышение срока административного задержания» [4], грубого нарушения конституционных принципов, однако засчитывая его в счет административного ареста, тем самым, по их мнению, восстанавливая социальную справедливость.

Но нить такой практики, начиная от действий сотрудников государственных органов исполнительной власти до решений суда, кроется в имплицитных нормах законодательства, конкретно ч. 4 ст. 27.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, действующей еще в октябре 2016 г. [5]. И только Конституционный Суд РФ своим Постановлением разрешил данную ситуацию в правовом поле, ука-

JURISPRUDENCE

зав законодателю внести соответствующие изменения в федеральный закон и тем самым дополнить правовую норму в том виде, в котором она действует на сегодняшний день. Пробел восполнен, однако «послевкусие» осталось. И шлейф такого «позитивного» восприятия в большей степени относится не к деятельности прокуратуры или суда. В глазах общественности виновен тот, кто первым применил меру административного принуждения, а возвращаясь к истокам, следовательно, сотрудник органов внутренних дел (полиции). Но так ли это. Простой обыватель, мнение которого и учитывается и оценивается при мониторинге, не станет вдаваться в тонкости правовых пробелов, коллизий и других проблем в сфере юриспруденции, с таким сложным сплетением отсылочных норм действующего законодательства. Для среднестатистического человека важны «действие - результат» и его собственная, субъективная оценка результата, имеющая полное право на существование та, которая и формирует образ сотрудника полиции.

Проведенный анализ не увещевание и не способ «уйти от ответственности», выражаясь юридическим языком. Но все явственнее связь между совершенством закона, действиями уполномоченных должностных лиц полиции и корреляцией образа сотрудника во мнении общества. Для должностных лиц именно закон является определяющим «действие».

Действующий кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой, пожалуй, самый нестабильный из источников публичного законодательства [6]. На практике суды, с различным подходом решали вопрос о привлечении лица к административной ответственности и применении в качестве меры наказания административный арест, засчитывая его в срок административного задержания в отношении лица совершившего административное правонарушение в состоянии опьянения, руководствуясь все теми же нормами отраслевого права. Надзирающие органы также опираются на действующие правовые акты и не в их компетенции трактовать иначе императивные нормы по усмотрению адресата. Окончательно был разрешен вопрос об исчислении срока административного задержания лица совершившего административное правонарушение и находящегося в состоянии опьянения, подписанием приказа тремя министерствами и введением в действием специализированных организаций для оказания помощи таким лицам, только в середине прошлого года [7].

Важно уяснить: полномочия определяют порядок действий должностных лиц органов исполнительной власти; последовательность действий определена законодательно; их исполнение налагает ответственность прежде всего на сотрудников указанных органов и ответственность не только юридическую: дисциплинарную, административную, уголовную. Ответственность гораздо большую, имеющую неограниченно длящиеся последствия во времени, превышающую срок лише-

ния свободы и судимости как таковой; имеющую накопительный эффект и при этом являющуюся определяющим фактором в формировании образа сотрудника полиции.

Законодательно должна быть выверена последовательность, отсылочные нормы права не должны вступать в противоречие, а мысль законодателя - последовательна и логична в завершении. Именно совершенствование законодательства способствует формированию позитивного образа сотрудника полиции.

Cписок источников

1. Костин С. Г. Мониторинг общественного мнения населения о деятельности органов внутренних дел с целью формирования позитивного имиджа сотрудника полиции // МВ:Административное право и практика № 3, 2020.

2. Рожковский В. Б., Любивая Г. А. Образ полицейского в российском обществе: проблема репрезентации // Научный портал МВД России № 1 (41), 2018. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.05.2022).

3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru.

4. По делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е. С. Сизикова: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 25-П [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 02.02.2022).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: КоАП : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собраие законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I), ст. 1.

6. Агапов А. Б. Публичное приннуждение или общественная санкция URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.11.2021).

7. Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения: Приказ Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ и МВД России от 30 июня 2021 г. № 689н/440н/509. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru.

References

1. Kostin S. G. Monitoring public opinion of the population about the activities of internal affairs bodies in order to form a positive image of a police officer // NB: Administrative Law and Practice No. 3, 2020.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Rozhkovsky V B., Lyubivaya G. A. The image of a policeman in Russian society: the problem of representation // Scientifi portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 (41), 2018. URL: https://cyberleninka.ru (accessed: 15.05.2022).

3. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ «On the Police» [Electronic resource] // Access from the reference legal system «Garant». http://garant.ru.

4. In the case of checking the constitutionality of part 4 of article 27.5 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen E.S. Sizikova: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 17, 2016 No. 25-P [Electronic resource] // Information and legal system «Legislation of Russia». - URL: http://pravo.gov.ru/ (date of access: 02.02.2022).

5. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Code of Administrative Offenses: Federal Law of December 30, 2001 No. 195-FZ // Collected. legislation Ros. Federation. 2002. No. 1 (part I), Art. 1.

6. Agapov A. B. Public coercion or public sanction URL: https://cyberleninka.ru/ (accessed: 20.11.2021).

7. On approval of the Rules for organizing the activities of specialized organizations to provide assistance to persons in a state of alcoholic, narcotic or other toxic intoxication: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation, the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 30, 2021 No. 689n/440n/509. [Electronic resource] // Access from the reference legal system «Garant». http://garant.ru.

Информация об авторах

А. П. Светлова - старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Н. Ю. Завьялова - доцент кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Information about the authors

A. P. Svetlova - Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

N. Yu. Zavyalova - Associate Professor of the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 12.08.2022; принята к публикации 30.09.2022.

The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 12.08.2022; accepted for publication 30.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.