Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ'

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3196
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПО- РЯДКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарычев Александр Викторович, Архипцев Иван Николаевич, Кандабарова Карина Сергеевна

Введение: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день массовые мероприятия в российском обществе характеризуются высокой популярностью. Они обеспечивают удовлетворение потребностей современного человека в его приобщении к политической жизни, спортивным достижениям, сфере культуры и искусства. При этом успешное проведение массовых мероприятий невозможно без деятельности сотрудников полиции, которые осуществляют охрану общественного порядка, а также поддерживают в стабильном состоянии общественную безопасность. Цель исследования: характеристика правовой регламентации и специфики деятельности сотрудников полиции на массовых мероприятиях. Методы: методологическая основа включает совокупность методов исследования, среди которых формально-юридический метод, структурно-функциональный метод, метод анализа и синтеза. Результаты: авторы рассмотрели актуальную отечественную нормативно-правовую базу, регулирующую действия сотрудников полиции на массовых мероприятиях, на основе чего выявили особенности их полномочий, характерные для каждого конкретного этапа проводимого мероприятия. Выводы: в результате исследования выявлена роль деятельности сотрудников полиции как неотъемлемого элемента комплексной системы, обеспечивающей порядок и безопасность на различных массовых мероприятиях. Определено, что функционал полицейских варьируется в зависимости от периода проводимого мероприятия. На подготовительном этапе реализуются предупредительно-профилактические действия; на исполнительном этапе осуществляется непосредственное обеспечение порядка и безопасности в процессе проведения мероприятия; на заключительном этапе разворачиваются действия, ориентированные на беспроблемный отток участников мероприятия, отмену вводимых ограничений и отвод сил и средств. В совокупности вся тактика действий сводится к одному - защите прав и свобод граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сарычев Александр Викторович, Архипцев Иван Николаевич, Кандабарова Карина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE ACTION AT MASS EVENTS

Introduction: the relevance of the chosen topic is because today mass events in Russian society are characterized by high popularity. They provide the satisfaction of the needs of modern man in his involvement in political life, sports achievements, culture, and art. At the same time, the successful holding of mass events is impossible without the activities of police officers who protect public order, as well as maintain public safety in a stable state. The purpose of the study is to characterize the legal regulation and specifics of the activities of police officers at mass events. Methods: the methodological framework includes a set of research methods, including the formal-legal method, the structural and functional method, the method of analysis and synthesis. Results: the authors have examined the current domestic regulatory framework governing the actions of police officers at mass events, on whose basis they have identified the features of their powers characteristic of each specific stage of the event. Conclusions: as a result of the study, the role of police action as an integral element of a comprehensive system that ensures order and security at various mass events has been revealed. It is determined that the police functionality varies depending on the period of the event. At the preparatory stage, proactive and preventive actions are implemented; at the executive stage, order and safety are directly ensured during the event; at the final stage, actions are deployed aimed at the smooth outflow of participants of the event, the abolition of restrictions imposed and the withdrawal of forces and means. Together, the whole tactics boil down to one thing - the protection of the rights and freedoms of citizens.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ»

www.volsu.ru

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.1.11

UDC 351.74/.76 Submitted: 08.12.2021

LBC 67.401.133.1 Accepted: 29.12.2021

POLICE ACTION AT MASS EVENTS

Alexander V. Sarychev

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,

Belgorod, Russian Federation

Ivan N. Arkhiptsev

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,

Belgorod, Russian Federation

Karina S. Kandabarova

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,

Belgorod, Russian Federation

Introduction: the relevance of the chosen topic is because today mass events in Russian society are characterized by high popularity. They provide the satisfaction of the needs of modern man in his involvement in political life, sports achievements, culture, and art. At the same time, the successful holding of mass events is impossible without the activities of police officers who protect public order, as well as maintain public safety in a stable state. The purpose of the study is to characterize the legal regulation and specifics of the activities of police <n officers at mass events. Methods: the methodological framework includes a set of research methods, including the o formal-legal method, the structural and functional method, the method of analysis and synthesis. Results: the (J1 authors have examined the current domestic regulatory framework governing the actions of police officers at mass events, on whose basis they have identified the features of their powers characteristic of each specific stage of the « event. Conclusions: as a result of the study, the role of police action as an integral element of a comprehensive system that ensures order and security at various mass events has been revealed. It is determined that the police ^ functionality varies depending on the period of the event. At the preparatory stage, proactive and preventive jg actions are implemented; at the executive stage, order and safety are directly ensured during the event; at the final ^ stage, actions are deployed aimed at the smooth outflow of participants of the event, the abolition of restrictions K imposed and the withdrawal of forces and means. Together, the whole tactics boil down to one thing - the ^ protection of the rights and freedoms of citizens.

H Key words: police, police officers, mass events, protection of public order, ensuring the safety of citizens.

jj| Citation. Sarychev A.V., Arkhiptsev I.N., Kandabarova K.S. Police Action at Mass Events. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2022, vol. 21, no. 1, pp. 75-83. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.L11

pq < «

s &

o

УДК 351.74/.76 ББК 67.401.133.1

Дата поступления статьи: 08.12.2021 Дата принятия статьи: 29.12.2021

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ полиции НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Александр Викторович Сарычев

Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Российская Федерация

Иван Николаевич Архипцев

Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Российская Федерация

Карина Сергеевна Кандабарова

Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Российская Федерация

Введение: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день массовые мероприятия в российском обществе характеризуются высокой популярностью. Они обеспечивают удовлетворение потребностей современного человека в его приобщении к политической жизни, спортивным достижениям, сфере культуры и искусства. При этом успешное проведение массовых мероприятий невозможно без деятельности сотрудников полиции, которые осуществляют охрану общественного порядка, а также поддерживают в стабильном состоянии общественную безопасность. Цель исследования: характеристика правовой регламентации и специфики деятельности сотрудников полиции на массовых мероприятиях. Методы: методологическая основа включает совокупность методов исследования, среди которых формально-юридический метод, структурно-функциональный метод, метод анализа и синтеза. Результаты: авторы рассмотрели актуальную отечественную нормативно-правовую базу, регулирующую действия сотрудников полиции на массовых мероприятиях, на основе чего выявили особенности их полномочий, характерные для каждого конкретного этапа проводимого мероприятия. Выводы: в результате исследования выявлена роль деятельности сотрудников полиции как неотъемлемого элемента комплексной системы, обеспечивающей порядок и безопасность на различных массовых мероприятиях. Определено, что функционал полицейских варьируется в зависимости от периода проводимого мероприятия. На подготовительном этапе реализуются предупредительно-профилактические действия; на исполнительном этапе осуществляется непосредственное обеспечение порядка и безопасности в процессе проведения мероприятия; на заключительном этапе разворачиваются действия, ориентированные на беспроблемный отток участников мероприятия, отмену вводимых ограничений и отвод сил и средств. В совокупности вся тактика действий сводится к одному -защите прав и свобод граждан.

Ключевые слова: полиция, сотрудники полиции, массовые мероприятия, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности граждан.

Цитирование. Сарычев А. В., Архипцев И. Н., Кандабарова К. С. Действия сотрудников полиции на массовых мероприятиях // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. - Т. 21, № 1. - С. 75-83. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2022.1.11

В ходе проведения массовых мероприятий сотрудники полиции обеспечивают общественный порядок и безопасность граждан. Качественное выполнение этих задач напрямую связано с уровнем знаний служебных обязанностей и закрепленных за сотрудниками прав, а также прав и обязанностей граждан; с пребыванием в состоянии готовности выполнять действия, направленные на соблю-

Введение

дение личной и общественной безопасности; с умением практически применять боевые приемы борьбы, физическую силу, огнестрельное оружие и специальные средства с учетом и в рамках положений действующего законодательства.

Тактика и порядок несения службы сотрудниками полиции имеют особенности, определенные соответствующими нормативными актами, и, как правило, зависящие от специфики проводимых массовых мероприятий.

Правовое регулирование деятельности полиции при проведении массовых мероприятий

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу мысли и слова (ст. 29), подчеркивает наличие права на объединения, деятельность которых также гарантируется (ст. 30), указывает на возможность граждан организовывать мирные мероприятия публичного характера (ст. 31) [4].

Данные положения более подробно развиваются в российских законах, ознакомившись с которыми внимание привлекла неопределенность понятия «массовые мероприятия».

На сегодняшний день четкая официальная трактовка указанного термина отсутствует. На основе анализа основных понятий, закрепленных в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», можно сделать вывод о том, что массовые мероприятия в какой-то степени являются формой публичных мероприятий, которые, в свою очередь, подразделяются на собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования [13]. При этом некорректно будет относить массовые мероприятия к мероприятиям только лишь политического характера.

Сложности вызывает то, что в одних законах массовые мероприятия объединяют в себе публичные и иные массовые мероприятия, без уточнения последних. В других - публичные и массовые мероприятия разделены. Но объективно под массовым мероприятием следует понимать открытую, мирную, организованную форму активных действий большого числа людей в пределах определенного общественного места. Целями таких действий являются удовлетворение человеческих потребностей в политической, культурной, экономической и других сферах, а также выражение воли, защита прав, свобод и законных интересов людей [7, с. 9].

Таким образом, дальнейший разбор правовой базы, определяющей действия сотрудников полиции на массовых мероприятиях, будет осуществляться с учетом указанной формулировки.

Итак, многие федеральные законы характеризуются наличием в них правовых ос-

нов деятельности сотрудников полиции по обеспечению ими общественного порядка и безопасности граждан в ходе массовых мероприятий. Так, особое внимание уделяется Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности», в котором красной нитью проходит тема недопущения полицией экстремизма, в том числе и на массовых мероприятиях [11]. Федеральный закон «О противодействии терроризму» включает правовые и организационные основы профилактики терроризма, борьбы с ним, сведения к минимуму и (или) ликвидации последствий осуществления террористических действий, которые зачастую происходят именно в период проведения все тех же массовых мероприятий [10]. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит нормы, в соответствии с которыми публичные и религиозные обряды и церемонии, проводимые в общественных местах, осуществляются одновременно с принятием сотрудниками полиции всех необходимых мер для поддержания порядка и безопасности [12].

Далее следует остановиться на Федеральном законе «О полиции». В ст. 12 закреплена важная обязанность сотрудников полиции, суть которой заключается в обеспечении совместно с органами исполнительной власти конкретных административно-территориальных образований страны, с органами местного самоуправления, а также с организаторами публичных и массовых мероприятий безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения. С целью реализации этой и других сопутствующих обязанностей полиция наделяется определенным объемом прав, что также зафиксировано в законе (право осуществлять личный осмотр граждан и их вещей в пределах той территории, где проводятся массовые или публичные мероприятия; право ограничивать или вовсе запрещать движение на отдельных участках дорог при проведении массовых или публичных мероприятий и т. д.) [9].

Правовой основой деятельности полиции также являются акты, принимаемые субъектами Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и безопасности. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Белгородской об-

ласти «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий на территории Белгородской области». В Постановлении делается особый акцент на поддержании полицией в должном состоянии общественного порядка в тех местах области, где проводятся массовые мероприятия [6].

Что касается ведомственной нормативной базы, то она детализирует общие положения вышестоящих законов, тем самым уточняя статус и специфику деятельности сотрудников полиции в ходе проведения мероприятий, носящих массовый характер (например, Приказ МВД России «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [8]).

Особенности деятельности сотрудников полиции

на массовых мероприятиях

Качественное обеспечение общественной безопасности и порядка на массовых и публичных мероприятиях происходит благодаря существованию комплекса действий, осуществляемого правоохранительными органами. Он включает активность сотрудников полиции различного рода, условно разделенную на три группы, каждая из которых соответствует конкретному периоду проведения мероприятия (подготовительному, исполнительному и заключительному) [2, с. 149-150].

Подготовительный период начинается с того момента, когда в орган внутренних дел поступает задача, связанная с обеспечением безопасности граждан и общественного порядка при проведении мероприятия (наличествует информация или уведомление о проведении публичного или массового мероприятия). Эта задача тщательно анализируется, подбираются оптимальные варианты ее успешного выполнения, изучается оперативная обстановка, проводится встреча представителя ОВД с организатором мероприятия с целью получения важной организационной информации и т. д. В результате формируется управленческое ре-

шение о задействовании необходимых для ее реализации сил и средств ОВД и создается рабочая группа (оперативный штаб).

В ходе подготовки к массовому мероприятию сотрудники полиции проводят профилактические и оперативно-розыскные действия. Это необходимо для того, чтобы выявить возможный круг тех лиц, которые могут совершить террористический акт или иное противоправное действие в ходе мероприятия. Также происходит усиление контроля за лицами, находящимися в оперативных разработках и проходящими по делам оперативных проверок, что позволяет свести к минимуму, а иногда и вовсе исключить прибытие указанных лиц в места проведения массового или публичного мероприятия с целью совершения преступления. Помимо этого отмечается увеличение количества рейдов в жилых секторах, проверок общежитий, длительных стоянок транспортных средств. Эти действия направлены на выявление лиц, скрывающихся от правосудия, разыскиваемых, и незаконно мигрировавших на территорию страны, а также на обнаружение взрывчатых веществ, оружия и наркотиков.

На подготовительном этапе сотрудники полиции обеспечивают установление контакта с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, или же состоящими на оперативных учетах, с целью реализации в отношении перечисленных субъектов комплекса индивидуальных профилактических мероприятий и выявления у них какие-либо противоправных намерений.

Кроме того, осуществляется обследование мест прибытия и убытия участников массовых мероприятий, а также мест их временного проживания. Это делается с целью проверки антитеррористической защищенности указанных объектов, их оснащенности всеми необходимыми средствами и оборудованием пожаротушения и охраны, обнаружения посторонних предметов, которые могут быть использованы при совершении нарушений или преступлений и т. д.

Большое внимание в рассматриваемый период уделяется инструктажам и учениям. Они позволяют повысить уровень подготовки соответствующих сил и средств к различного рода действиям, отработать умения и навы-

ки относительно выполнения поставленных задач, а также обеспечить личную безопасность сотрудников полиции [1, с. 12].

Исходя из изложенного, можно отметить, что ключевой особенностью подготовительного этапа являются предупредительно-профилактические действия сотрудников полиции, а также других субъектов, призванных обеспечивать порядок и безопасность.

За подготовительным периодом следует исполнительный этап. Его начало непосредственным образом связано с началом массового мероприятия. В системе органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан, ключевую позицию занимает, во-первых, оперативный штаб, который управляет всеми силами и средствами, задействованными на весь период проведения мероприятия, собирает, обрабатывает, анализирует данные оперативной обстановки, отслеживает изменения, реагирует на них и поддерживает контакт с важными субъектами (например, с организатором мероприятия), а, во-вторых, группы управления нарядами, которые организуют обеспечение безопасности и общественного порядка на местах на всей территории проведения массового мероприятия.

Действия сотрудников полиции в рассматриваемый период, безусловно, имеют определенную последовательность и характерные особенности.

Так, в день проведения мероприятия все наряды должны находиться за полтора часа до его начала в пунктах сбора. Там они получают дополнительные инструкции, проходят проверку экипировки и владения необходимыми знаниями. Количество активизированных нарядов находится в естественной зависимости от их надобности. Преждевременные или бесцельные движения не допускаются.

За нарядами закреплены места несения службы, покидать которые без приказа запрещено. Все задействованные сотрудники полиции должны выполнить возложенные на них задания по обеспечению общественного порядка и безопасности, предусмотренные планом, после чего они снимаются и выводятся в резерв. В отдельных случаях нарядам полиции разрешено перекрывать допуск граждан в зону оцепления, приостанавливать движение транспортных средств и т. п.

В ходе проведения массового мероприятия может возникнуть необходимость применения мер пресечения, например, задержание нарушителя порядка с последующим доставлением его в отделение полиции [3]. Необходимо отметить, что сотрудник полиции, имеющий законное основание реализовать ту или иную меру пресечения, должен брать во внимание «настроение находящейся рядом толпы», чтобы не спровоцировать появление негативных последствий (вспышки агрессии, насилие и пр.) [5, с. 125]. При ухудшении положения и обнаружении группового нарушения общественного порядка сотрудники полиции организуют оцепление места нарушения (ст. 16 ФЗ «О полиции»), подключают свободные резервы для выявления зачинщиков и (или) наиболее активных участников и их последующей изоляции. Иногда участники мероприятия впадают в состояние настолько сильного эмоционального возбуждения, что стабилизировать обстановку можно только при помощи особого тактического приема - демонстрации силы (например, быстрое численное увеличение нарядов полиции). Такое психологическое воздействие способствует эмоциональной разрядке и предупреждению развития дальнейшей конфликтной ситуации.

Обо всех нарушениях и принимаемых мерах должно быть доложено в оперативный штаб, который контролирует и координирует действия подчиненных.

По завершении массового мероприятия сотрудники полиции обеспечивают беспроблемный выход всех его участников. Для этого наряды обязательно проверяют открытость мест выхода за несколько минут до конца мероприятия. В целях обеспечения спокойного и организованного движения участников сотрудники полиции прибегают к помощи специальных средств информирования, а также стремятся минимизировать вероятность возникновения давки.

Окончание массового мероприятия и вывод участников с территории его проведения означает прекращение исполнительного периода и одновременное начало заключительного этапа. С этого момента сотрудники органов внутренних дел под руководством оперативного штаба обеспечивают постепенный отток и рассредоточение участников ме-

роприятия, реализуют осмотровые процедуры, применяют административные меры к лицам, совершившим противоправные действия, снимают установленные ранее режимные ограничения.

Важно понимать, что особенности мер, осуществляемых полицией в течение всего заключительного периода, во многом определяются направленностью мероприятия и местом его проведения. Но в любом случае неизменной задачей сотрудников полиции является обеспечение безопасного выхода и последующего убытия к местам проживания всех участников мероприятия. Для исключения давки и стабилизации движения применяются различные действенные меры, например, создание линейных коридоров на выходе с места проведения мероприятия из нарядов полиции, закрытие, открытие станций метро или перенос остановок общественного транспорта, формирование сопровождающих групп для участников мероприятий, работа полицейских патрулей и т. д.

Всегда есть вероятность осложнения заключительного этапа массового мероприятия вследствие появления внештатной ситуации. Сотрудники полиции в целях минимизации такого варианта развития событий должны согласовывать сроки окончания мероприятия с организатором, поддерживать в постоянной готовности резервы, изначально отрабатывать сценарий действий полиции в чрезвычайной обстановке.

При появлении нарушений общественного порядка и безопасности граждан сотрудники полиции выявляют лиц, совершающих запрещенные законом действия, и предъявляют к ним требования о прекращении нарушений, с последующим применением определенных законом мер. В случае неадекватной реакции на объявленные требования полиция принимает решение о пресечении противоправных действий.

Наряды полиции должны действовать четко и слаженно, а также решительно использовать физическую силу и специальные средства, но только в случаях и порядке, определенном законом (ст. 19, 20, 21 ФЗ «О полиции»).

Некоторые нормативно-правовые акты предусматривают возможность и определя-

ют особенности прекращения публичного мероприятия (ст. 16, 17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Если организатор мероприятия, получивший указание о его прекращении, отказывается выполнять необходимые для этого действия, сотрудники полиции самостоятельно принимают все необходимые меры для завершения мероприятия в рамках закона.

Вывод

Таким образом, наблюдается существование обширной правовой базы, регулирующей деятельность сотрудников полиции в ходе массовых мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан. Безусловно, она имеет некоторые недостатки, которые требуют урегулирования, например, отсутствие общепринятого определения термина «массовые мероприятия». Но на эффективности правовой регламентации действий полицейских существующие пробелы и недоработки сказываются незначительно.

Сегодня проведение массовых мероприятий невозможно представить без участия в них органов внутренних дел. Качественное и результативное разрешение указанными органами задач, стоящих перед ними в период проведения мероприятий (независимо от стадий), непосредственным образом связано с согласованной работой всех субъектов, задействованных в обеспечении общественного порядка и поддержании общественной безопасности. Причем согласованность реально достичь только при прохождении предварительной подготовки, обладании необходимыми знаниями и навыками и отлаженном выполнении функций каждым отдельно взятым субъектом.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Выдрина, М. Д. Соблюдение личной безопасности сотрудниками полиции при выполнении оперативно-служебных задач по охране общественного порядка на мероприятиях с массовым пребыванием людей / М. Д. Выдрина, И. В. Егошин // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности : материалы межвуз. науч.-практ. семинара (г. Иркутск, 30 янв. 2019 г.). - Иркутск : Изд-во Восточно-Сибирского

института Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - С. 10-13.

2. Занина, Т. М. Правовое регламентирование деятельности сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности и порядка на массовых мероприятиях / Т. М. Занина // Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути их решения : материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 27 сент. 2019 г.). - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. - С. 145-152.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №2 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021). Ст. 27.3. Административное задержание // Собрание законодательства РФ. -2002. - 7 янв. (№ 1, ч. 1). - Ст. 1.

4. Конституция Российской Федерации : (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.) // Российская газета. - 2020. - № 144.

5. Морозов, В. А. Правовое регулирование отдельных аспектов деятельности органов внутренних дел при несении службы на массовых мероприятиях / В. А. Морозов, С. П. Шубин // Лучшая научно-исследовательская работа 2019 : сб. ст. ХХМеждунар. науч.-исслед. конкурса (г. Пенза, 15 июня 2019 г.). - Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 123-127.

6. Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий на территории Белгородской области» от 24 авг. 2004 г. №2 103-пп // Белгородские известия. - 2004. - № 158-159.

7. Правовые основы и организация деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / под ред. О. И. Бекетова. - Омск : Изд-во Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - 120 с.

8. Приказ МВД России «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» от 30 авг. 2017 г. №№ 685 (ред. от 27.08.2021). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/542606336?section=text. - Загл. с экрана.

9. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. -Ст. 900.

10. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. -2006. - №> 11. - Ст. 1146.

11. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №№ 30. - Ст. 3031.

12. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №№ 39. - Ст. 4465.

13. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 17 мая 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. -№ 25. - Ст. 2485.

REFERENCES

1. Vydrina M.D. Soblyudenie lichnoj bezopasnosti sotrudnikami policii pri vypolnenii operativno-sluzhebnyh zadach po ohrane obshchestvennogo poryadka na meropriyatiyah s massovym prebyvaniem lyudej [Observance of Personal Safety by Police Officers in the Performance of Operational and Service Tasks to Protect Public Order at Events with a Large Number of People]. Aktual 'nye voprosy taktiki ohrany obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoj bezopasnosti: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. seminara (g. Irkutsk, 30yan. 2019 g.) [Actual Issues of the Tactics of Protection of Public Order and Public Safety. Proceedings of the Interuniversity Scientific-Practical Seminar (Irkutsk, January 30, 2019)]. Irkutsk, Izd-vo Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2019, pp. 10-13.

2. Zanina T.M. Pravovoe reglamentirovanie deyatel'nosti sotrudnikov policii pri obespechenii obshchestvennoj bezopasnosti i poryadka na massovyh meropriyatiyah [Legal Regulation of the Activities of Police Officers When Ensuring Public Safety and Order at Mass Events]. Administrativno-pravovoe regulirovanie ohrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti: problemy i puti ih resheniya: materialy ezhegod. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (g. Sankt-Peterburg, 27 sent. 2019 g.) [Administrative-Legal Regulation of the Protection of Public Order and Public Safety: Problems and Ways of Their Solutions. Proceedings of the Annual Interuniversity Scientific and Practical Conference (Saint Petersburg, September 27, 2019)]. Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2020, pp. 145-152.

3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 01.07.2021). St. 27.3. Administrativnoe zaderzhanie [Code of the Russian Federation on Administrative Offences No. 195-FZ Dated December 30, 2001 (As Amended on July 1, 2021). Article 27.3 Administrative Detention]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2002, 7 January, no. 1 (part 1), article 1.

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii: (prinyata vsenar. golosovaniem 12 dek. 1993 g.) [The Constitution of the Russian Federation (Adopted by the Nation-Wide Voting on December 12, 1993)]. Rossijskaya gazeta, 2020, no. 144.

5. Morozov V.A., Shubin S.P. Pravovoe regulirovanie otdel'nyh aspektov deyatel'nosti organov vnutrennih del pri nesenii sluzhby na massovyh meropriyatiyah [Legal Regulation of Certain Aspects of the Activities of Internal Affairs Bodies When Serving at Mass Events]. Luchshaya nauchno-issledovatel 'skaya rabota 2019: sb. st. XX Mezhdunar. nauch.-issled. konkursa (g. Penza, 15 iyunya 2019 g.) [Best Research Paper 2019. Collection of Articles of the 20th International Scientific-Research Contest (Penza, 15 June, 2019)]. Penza, Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.Yu.), 2019, pp. 123-127.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoj oblasti «Ob utverzhdenii Vremennogo polozheniya o poryadke organizacii i provedeniya massovyh kul'turno-prosvetitel'nyh, teatral' no-zrelishchnyh, sportivnyh i reklamnyh meropriyatij na territorii Belgorodskoj oblasti» ot 24 avg. 2004 g. № 103-pp [Resolution of the Government of Belgorod Region No 103-pp Dated August 24, 2004 "On Approval of the Provisional Regulation on the Procedure for Organizing and Conducting Mass Cultural and Educational, Theatrical and Spectacular, Sports and Advertising Events on the Territory of Belgorod Region"]. Belgorodskiye izvestiya, 2004, no. 158-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Beketov O.I., ed. Pravovye osnovy i organizaciya deyatel 'nosti policii po obespecheniyu obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti pri provedenii massovyh meropriyatij [Legal Basis and Organization of Police Activities to Ensure Public Order and Safety at Mass Events]. Omsk, Omskaya akademiya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2018. 120 p.

8. Prikaz MVD Rossii «O dolzhnostnykh litsakh sistemy Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy

Federatsii. upolnomochennykh sostavlyat protokoly ob administrativnykh pravonarusheniyakh i osushchestvlyat administrativnoye zaderzhaniye» ot 30 avg. 2017 g. № 685 (red. ot 27.08.2021) [The Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation "On the Officials of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Authorized to Draw up Reports on Administrative Offenses and Carry Out Administrative Detention" No. 685 Dated August 30, 2017 (As Amended on August 27, 2021)]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/542606336?section=text.

9. Federal'nyj zakon «O policii» ot ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 11 iyunya 2021 g.) [Federal Law "On Police" No. 3-FZ Dated February 7, 2011 (As Amended on June 11, 2021)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 7, article 900.

10. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terrorizmu» ot 06 marta 2006 g. № 3 5-FZ (red. ot 26 maya 2021 g.) [Federal Law "On Combating Terrorism" No. 35-FZ Dated March 6, 2006 (As Amended on May 26, 2021)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2006, no. 11, article 1146.

11. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ (red. ot 1 iyulya 2021 g.) [Federal Law "On Counteracting Extremist Activity" No. 114-FZ Dated July 25, 2002 (As Amended on July 1, 2021)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2002, no. 30, article 3031.

12. Federal'nyj zakon «O svobode sovesti i o religioznyh obyedineniyah» ot 26 sent. 1997 g. № 125-FZ (red. ot 11 iyunya 2021 g.) [Federal Law "On Freedom of Conscience and Religious Associations" No. 125-FZ Dated September 26, 1997 (As Amended on June 11, 2021)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection ofLegislation ofthe Russian Federation], 1997, no. 39, article 4465.

13. Federal'nyj zakon «O sobraniyah, mitingah, demonstraciyah, shestviyah i piketirovaniyah» ot 19 iyunya 2004 g. № 54-FZ (red. ot 17 maya 2021g.) [Federal Law "On the Meetings, Rallies, Demonstrations, Marches and Picketing" No. 54-FZ Dated June 19, 2004 (As Amended on May 17, 2021)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2004, no. 25, article 2485.

Information About the Authors

Alexander V. Sarychev, Lecturer, Department of Tactical and Special Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Gorkogo St, 71, 308024 Belgorod, Russian Federation, w0773@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2115-3191

Ivan N. Arkhiptsev, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Gorkogo St, 71, 308024 Belgorod, Russian Federation, ArhiptsevIN@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2307-2712

Karina S. Kandabarova, Student, Faculty of Professional Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Gorkogo St, 71, 308024 Belgorod, Russian Federation, kandabarova@interner.ru, https://orcid.org/0000-0003-1877-8294

Информация об авторах

Александр Викторович Сарычев, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, ул. Горького, 71, 308024 г. Белгород, Российская Федерация, w0773@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2115-3191 Иван Николаевич Архипцев, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, ул. Горького, 71, 308024 г. Белгород, Российская Федерация, ArhiptsevIN@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2307-2712

Карина Сергеевна Кандабарова, слушатель факультета профессиональной подготовки, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, ул. Горького, 71, 308024 г. Белгород, Российская Федерация, kandabarova@interner.ru, https://orcid.org/0000-0003-1877-8294

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.