Zemlyakov Valery Dmitrievich, Zemlyakova Tatiana Alekseevna ABOUT THE POLICE ROLE IN CONDUCTING MASS ...
juridical science
УДК 34
О РОЛИ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИ)
© 2018
Земляков Валерий Дмитриевич, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Землякова Татьяна Алексеевна, преподаватель кафедры иностранных языков Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Россия, Белгород, ул. Горького, д. 71, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения. Такие мероприятия доступны большому числу граждан и проводятся на улицах, площадях, концертных залах, стадионах и других объектах. Большое значение при подготовке и проведении массовых мероприятий играет взаимодействие организаторов мероприятий и органов и организаций, которые обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка. Статья касается вопросов необходимости изучения и использования опыта деятельности полиции зарубежных стран в этом направлении. Практическая ценность научно-обоснованного анализа функционирования иностранных государственных институтов состоит в том, что он позволяет лучше изучить, понять и увидеть сильные и слабые стороны отечественных аналогов. В статье представлены понятия различных видов мероприятий и характер деятельности полиции Федеративной Республики Германии в зависимости от категории мероприятия. Определена роль полиции в организации массовых мероприятий, степень взаимодействия с организаторами мероприятия на разных фазах его подготовки и проведения. Указаны правовые положения, регулирующие участие полиции в подготовке и проведении массовых мероприятий, условия безопасности массовых мероприятий, процедуру выдачи разрешений на проведения массовых мероприятий, степень ответственности организаторов за убытки, степень ответственности организаторов массовых мероприятий и ответственность участников за нарушение законных предписаний, права организаторов массовых спортивных мероприятий в связи с их организацией, правила поведения при хранении и обработке сведений в отношении безопасности мероприятий. Особым образом выделена превентивная роль полиции, ее стратегия, а также источники ошибок.
Ключевые слова: полиция, массовые мероприятия, безопасность, правовые положения, превентивный, стратегия, источники ошибок.
ABOUT THE POLICE ROLE IN CONDUCTING MASS EVENTS (ON AN EXAMPLE OF THE GEMANY POLICE)
© 2018
Zemlyakov Valery Dmitrievich, the senior teacher of the chair "Foreign languages" Zemlyakova Tatiana Alekseevna, the teacher of the chair "Foreign languages Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia I.D. Putilin (308024, Russia, Belgorod, Gorky Street, h. 71, e-mail: [email protected])
Abstract. Now various mass events are one of popular forms of public activity and population leisure. Such events are accessible to a great number of citizens and are conducted in the streets, squares, concert halls, stadiums and other objects. The great value by preparing and conducting the mass events plays the interaction of organizers and bodies of the events and the organisations which ensure public safety and public order protection. The article concerns the questions of necessity in studying and using the experience of the foreign countries police activity in this direction. Practical value of the scientifically-proved analysis of functioning the foreign state institutions consists in that it allows to study, understand and see better strong and weaknesses of domestic analogues. The article presents the concepts of various kinds of events and character of the police activity in the Federal Republic of Germany depending on an event category. It is specified the police role in the organisations of mass events, degree of the interaction with an event organizers on different phases of its preparing and conducting. It is pointed out the legal statuses regulating the police participation in preparing and conducting mass events, safety conditions of the mass events, procedure of issue of permissions to conducting mass events, degree of the organizers' responsibility for losses, degree of the organizers' responsibility of mass events and the participants' responsibility for infringement of lawful prescriptions, the sport events organizers' rights, the behavior rules in keeping and handling the data concerning the safety of events. In a special way it is displayed the preventive role of the police, their strategy, and also the sources of errors.
Keywords: Police, mass events, safety, legal statuses, preventive, strategy, sources of errors.
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают возложенные на них задачи, как в обычных, так и в особых условиях. Организация к подготовке проведения массовых мероприятий, в которых участвует множество людей, требуют от органов внутренних дел принятия специальных мер правового и организационного характера, так как в центре внимания находятся вопросы обеспечения безопасности человека. В связи с этим существует необходимость в изучении и использовании опыта организации и деятельности полиции стран Западной Европы в этом направлении, что позволит лучше изучить, понять и увидеть сильные и слабые стороны отечественных правоохранительных органов, найти пути совершенствования стратегии и тактики, правовых основ и методов деятельности полиции. На наш взгляд, особого внимания заслуживает изучение деятельности полиции Федеративной Республики Германии, имеющей колоссальный опыт в обеспечении безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан. В данной работе рассматривается многолетняя работа сотрудников полиции ФРГ, которая
дает значительные результаты в сфере обеспечения безопасности своих граждан.
В первую очередь необходимо отметить, что деятельность полиции в Германии по обеспечению безопасности и правопорядка во многом зависит от категории мероприятия. Остановимся на некоторых понятиях.
Массовое мероприятие - спортивное мероприятие, культурное мероприятие или развлекательные мероприятия, при которых количество мест для зрителей на стадионе, другом объекте, который не является зданием, или пригодную для проведения массового мероприятия территорию, составляет, по меньшей мере, 1000 мест и в случае со спортивным залом или другим пригодным для проведение массового мероприятия зданием составляет, по меньшей мере, 300 мест (статья 3 закона о безопасности массовых мероприятий). При обеспечении безопасности массового мероприятия речь идет о совокупности всех скоординированных действий, которые осуществляются:
- организатором,
- главами администраций,
юридические науки
Земляков Валерий Дмитриевич, Землякова Татьяна Алексеевна О РОЛИ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ...
- губернатором,
- полицией,
- государственной пожарной командой и другими ответственными за пожарную охрану организационными подразделениями,
- медицинским персоналом,
- а также в случае необходимости другими ответственными службами и органами власти.
Мероприятия, которые не носят массового характера, - это мероприятия, которые проходят в театре, кино, музее, доме культуры, в опере, филармонии, библиотеке и художественной галерее, а также мероприятия, которые организовываются в учебных учреждениях, спортивных мероприятиях только для инвалидов, соревнования для детей и подростков, кроме того мероприятий для проведения свободного времени (статья 3 а закона о безопасности массовых мероприятий).
Мероприятие для организации проведения свободного времени - в действующих предписаниях не существует никакого определения для такого вида мероприятий. По представлению полиции под ними нужно понимать мероприятие, которое организовывается для выбранной группы людей (среды) определенными субъектами, например, предприятиями, учреждениями, объединения и т.д.
Массовое спортивное мероприятие - это массовое мероприятие, целью которого является проведение спортивного соревнования или поддержка спортивной культуры.
Массовое мероприятие повышенного риска - массовое мероприятие, при проведении которого нельзя исключать, что дело дойдет до актов насилия и проявления агрессии. При организации такого мероприятия количество мест для зрителей на объекте составляет соответственно:
- на стадионе, другом объекте, который не является зданием, или на территории, допускающей проведение массового мероприятия - 300 мест,
- в спортивном зале или другом здании, допускающем проведение мероприятия - 200 мест.
Независимо от действующих предписаний, которые возлагают ответственность на организаторов за безопасность участников массовых мероприятий, полиция должна быть готова к тому, чтобы вмешаться при нарушениях общественного порядка и в обоснованных случаях даже самостоятельно позаботиться об обеспечении безопасности. При общей защите массовых мероприятий повышенного риска полиция играет нередко ключевую роль. Подготовка, общие скоординированные действия вместе с организаторами при обеспечении общественного порядка в рамках мероприятия, а также безопасности участников мероприятия являются самыми важными элементами планирования подготовки защиты со стороны полиции от возможной угрозы. Обязательства, предмет которых состоит в том, чтобы заботиться о безопасности участников мероприятия и в рамках охраны общественного порядка, содержат кроме всего прочего, как ряд необходимых организационных мероприятий, направленных на обеспечение порядка во время мероприятия, так и предшествующие ему. К сожалению, необходимо констатировать, что календарное планирование происходит большей частью без участия полиции. К этому добавляется плохое состояние объектов, например, недостаточное количество запасных выходов в удовлетворительном состоянии или непрофессионально оборудованные защитные сооружения, а также недостаточная эффективность действующего законодательства. Безупречное проведение и эффективная охрана общественного порядка в связи с организацией массовых мероприятий предполагают проведение ряда мер до, во время, а также и после мероприятия.
Основой для проведения мероприятий является «Закон о безопасности массовых мероприятий» от 22.08.1997 (в редакции бюллетеня номер 108 Пос. 909,
2005 г.). В этом законе определены:
- условия безопасности массовых мероприятий,
- процедура выдачи разрешений на проведения массовых мероприятий,
- принципы ответственности организаторов за убытки,
- принципы ответственности организаторов массовых мероприятий и ответственность участников за нарушение законных предписаний,
- права организаторов массовых спортивных мероприятий в связи с их организацией,
- принципы поведения при хранении и обработке сведений в отношении безопасности мероприятий массового спорта. [1, с. 16]
Наряду с этим необходимо соблюдать «Предписание совета министров от 02.07.2002». В этом предписании установлены требования для подготовки и оснащения, а также условия и процедура применения сил правопорядка.
В нем содержатся:
- требования, которые необходимо исполнять силам правопорядка в области подготовки и оснащения,
- подробные условия и процедура применения этих сил правопорядка в области перепроверки права людей на участие в массовом мероприятии,
- процедура идентификации людей,
- процедура обыска багажа и одежды,
- процедура удаления с мероприятия мешающих его проведению людей [1, с. 16].
Далее «Предписание министра внутренних дел от 28.10.2004 г.» о процедуре видеосъемки массовых мероприятий и о минимальных технических требованиях для приборов видео- и аудиозаписи. Кроме того в этом предписании установлены:
- вид и способ съемки массового мероприятия его организаторами,
- минимальные технические требования для приборов видеосъемки и аудиозаписи, которые позволяют использовать сохраненные изображения и голоса в порядке представления доказательств против людей, которые виновны в нарушении общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятиях [1, с. 16].
В первой фазе подготовки к охране общественного порядка во время проведения мероприятия или ряда мероприятий нужно исходить из того, что подготовленное в этой организационной фазе заключение должно касаться общих вопросов организационного характера. Это касается, в первую очередь, формальных возможностей, как может быть организована охрана общественного порядка в конкретном случае, а именно:
- позволяют ли технические условия объекта, территории, стадиона, зала при необходимости эффективно использовать средства и силы полиции,
- возможно ли в рассматриваемом случае проведение эффективных тактических мероприятий, цель которые изолировать поссорившиеся группы участников, (например, скинхеды и панки), оборудовать сектора буфера, разделенные автостоянки, входы и выходы,
- обозначение формальных предпосылок, таких как сроки, необходимое техническое оборудование, требуемое полиции для принятия эффективных мер.
Перед запланированными мероприятиями по инициативе полиции проводится много встреч с организаторами массовых мероприятий, в частности:
- предоставляется информация об обязательствах, которые вменяются им согласно законным предписаниям,
- предоставляется уведомление о том, что полиция будет строго следить за соблюдением обязательств организатора по обеспечению безопасности участников мероприятия,
- указывается на практические решения проблем с участниками мероприятия, которые препятствуют мирному ходу мероприятия.
Zemlyakov Valery Dmitrievich, Zemlyakova Tatiana Alekseevna juridical
ABOUT THE POLICE ROLE IN CONDUCTING MASS ... science
Перед каждой выдачей заключения полицией необходимо осуществить контроль объекта или территории путем осмотра, чтобы установить возможные недостатки, которые могли бы непосредственно повлиять на безопасность участников мероприятия, силы правопорядка и задействованных служащих. По результатам контроля составляется протокол, и от организатора требуется обязательное устранение недостатков, прежде чем место для проведения массового мероприятия будет предоставлено участникам. О каждом случае установления недостатков сообщается ответственному административному учреждению, которому вменяется в обязанность предоставление разрешения для проведения мероприятия. Кроме того для предоставления заключения требуется, чтобы организатор предоставил информацию:
- об инфраструктуре вокруг места запланированного мероприятия и, в частности, количество кафе и иных пунктов, в которых продаются алкогольные напитки,
- графический план объекта или территории с учетом запасных выходов для участников мероприятия и подъездных путей для транспорта спасательных служб, освещения территории, наличие общественных транспортных средств,
- предполагаемое число участников мероприятия,
- режим работы объекта и программа мероприятия,
- места хранения,
- имя руководителя службы безопасности со стороны организатора,
- структура, количество, и оснащение, а также распределение сил, отвечающих за поддержание порядка, со стороны организатора.
Организатор должен также поддерживать контакт с людьми, которые заботятся о функционировании общественного транспорта и дорог, чтобы предоставлять достаточное количество транспортных средств участникам мероприятия после окончания мероприятия. Основой для безопасности проведения массового мероприятия и расчета необходимого количества средств и сил служат анализ подготовленного массового мероприятия и последовавшие после него сведения, в частности:
- о виде мероприятия (обычное, с повышенным риском),
- количество участников,
- ожидаемые группы болельщиков; враждебные отношения, уровень агрессии и так далее,
- о месте проведения массового мероприятия (техническая защита от рисков, закрытый объект, открытая территория, стадион, спортивный зал, и так далее).
На практике зачастую, к сожалению, происходит так, что полиция получает неполные сведения, которые часто поступают с опозданием, поэтому они не могут учитываться при подготовке к охране общественного порядка и безопасности. Непонятно, почему организаторы относятся к этой проблеме так безразлично. В результате для нейтрализации беспорядков приходится привлекать слишком большое количество сил полиции. Не хватает осознанного сотрудничества организаторов с полицией, чтобы эффективно предотвращать потенциальную опасность уже в период ее возникновения. Кажется, что эти неоспоримые предпосылки для эффективной защиты общественной безопасности и порядка, которые до сегодняшнего дня не вошли в обязательные для исполнения. Последствием этого является то, что полиция поневоле должна самостоятельно заботиться о текущем поступлении сведений о количестве предложенных к предварительной продаже входных билетов, заказах организованных групп, участии в мероприятии групп определенных субкультур, зачинщиках беспорядков и о предполагаемых опасностях. Важную, определяющую ход мероприятия роль при подготовке к охране общественного порядка и безопасности, играет предварительное расследование в среде, члены которой, прежде всего те, кто принадлежит к определенной субкультуре, могут помешать ходу мероприятия и соответ-352
ственно праздника. Существенную роль в деятельности полиции играет предупреждение в молодежной среде. Для поддержки этих мероприятий привлекается максимально большой круг учреждений и организаций, из которых прибывают участники мероприятий и торжеств, среди них школы и школьные органы власти, местные общественные административные органы и органы самоуправления, редакции средств массовой информации, другие организации и объединение, которые действуют в соответствующей области.
Профилактические мероприятия полиции, которые проводятся перед, во время и после мероприятия, закреплены в законе о полиции. При профилактической защите подъездных путей основной вопрос заключается в том, чтобы всякие формы проявления правонарушения подавить еще в зародыше, при этом используется то обстоятельство, что проще начинать с маленьких, еще не организованных групп, например, субкультур, находящихся на пути к месту проведения мероприятия, чем с большим количеством агрессивно настроенных людей. Никогда не происходит так, что на месте проведения мероприятия зрители превращаются сразу в агрессивных нарушителей порядка. Первые признаки агрессии проявляются в общественном транспорте или на подъездных путях и там сразу должна вмешаться полиция. Поэтому организуются мобильные патрульные подразделения, которые должны предотвращать все попытки совершения правонарушений, в это время они интенсивно проверяют личности людей, применяют штрафные санкции за совершение нарушений порядка и задерживают зачинщиков беспорядков и нарушителей порядка.
Существенную роль при охране общественного порядка играют заранее принятые полицией меры на транспортных путях, благодаря которым устраняются возможные источники опасности. Предпосылкой для успеха мероприятий являются заблаговременно полученные сведения и задачи. В ходе охраны общественного порядка и безопасности в рамках мероприятия на объекты направляются, прежде всего, служащие без униформы при согласовании с организаторами мероприятия, к основным задачам которых, кроме всего прочего, относится документирование произошедших событий с помощью применения видео- и фототехники, в том числе, документирование причиненных разрушений. Чтобы подготовить материал с процессуально-правовой точки зрения, организуются группы сотрудников, которые немедленно принимают меры на месте происшествия. В обоснованных случаях планируются и организуются основные действия непосредственно на месте.
Для полицейской стратегии характерны:
- технические стандарты регистрации хода мероприятия,
- оценка опасности и правильный расчет полицейских сил,
- информационное хранение и обработка информации,
- контроль потоков болельщиков, а также
- эффективность контролирующих групп из отдельных полицейских участков.
Ключевую роль при обеспечении порядка и безопасности должны играть руководитель службы безопасности и силы порядка со стороны организатора, которые обязаны заботиться о безопасность участников мероприятия. Гарантией для безопасного хода мероприятия должно быть законом предписанное число сил, обеспечивающих порядок, в соотношении с числом зрителей, а также правильное исполнение своих обязательств. К ним, в частности, относятся:
- контроль права пребывания на месте проведения мероприятия (контроль входных билетов или приглашений),
- обыск багажа и прощупывание одежды при подозрении, что данные люди планируют внести опасные предметы на мероприятие (инструменты, оружие,
юридические науки
Земляков Валерий Дмитриевич, Землякова Татьяна Алексеевна О РОЛИ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ...
взрывчатые вещества и пиротехнические изделия, алкогольные напитки, наркотики, психотропные вещества),
- предотвращение участия в мероприятии пьяных людей,
- задержание людей, которые представляют непосредственную опасность для жизни других людей, а также для охраняемой собственности, с целью передачи в полицию,
- удаление с мероприятия людей, которые своим поведением мешают ходу массового мероприятия,
- сохранение предметов и инструментов, багажа и одежды, которые сдали досмотренные граждане [1, с. 18].
К мероприятиям по охране общественного порядка и безопасности привлекается, кроме того, муниципальная полиция, которая реализует закрепленные за полицией задачи в соответствии со своими компетенциями. При охране порядка во время проведения мероприятия и подготовке анализа полученных сведений начальник полиции постоянно должен сотрудничать с организатором, чтобы указывать ему на имеющиеся недостатки, с целью правильной оценки возможной опасности.
Самыми частыми случаями несоблюдения правовых предписаний организаторами и административными учреждениями являются:
- попытки объяснения организаторов наличие финансовых трудностей и нежелание заявлять мероприятия как массовое мероприятие с повышенным риском,
- выдача исключительных разрешений при невыполнении требований безопасности соответствующих объектов,
- выдача разрешений для проведения мероприятий при отрицательном заключении полиции или без заключения полиции,
- отсутствие информации в полиции о сроках или изменениях сроков мероприятий,
- ограничение финансовых средств для обеспечения безопасности мероприятий их организаторами, в том числе сокращение численности сил, обеспечивающих порядок или согласие с пассивным участием в защите порядка и безопасности мероприятий,
- недостаточная подготовка объектов относительно их защиты от правонарушений зрителей,
- продажа или предоставление алкогольных напитков в местах проведения мероприятия или в их близости,
- внесение участниками мероприятия на территорию проведения данного мероприятия предметов, запрещенных законом, по недосмотру сил, отвечающих за порядок и безопасность [1, с. 19].
После окончания работы по обеспечению охраны порядка и безопасности оцениваются принятые меры, как полицией, так и силами, обеспечивающими порядок, со стороны организатора, чтобы использовать результаты анализа при планировании и подготовке других мероприятий с похожим характером. Оцениваются, в частности, ошибки и недостатки при привлечении подразделений, групп и отдельных сотрудников, чтобы сразу можно было применить полученные выводы для обучения и организации. Выявленные при анализе ошибки организаторов передаются органам администрации и самоуправления с указанием на предложения по их устранению.
Оценка, в какой мере соблюдаются правовые предписания организаторами мероприятия и органам власти, отвечающими за выдачу разрешений на проведение массовых мероприятий, вменяется в обязанность в первую очередь общественным административным учреждениям. Тем не менее, так как обеспечение безопасности и общественного порядка во время массового мероприятия принадлежат к задачам полиции, предписаны ей законом, также необходимо, чтобы они относились к факторам, которые решаются сообща.
Хотя закон однозначно устанавливает связи между, участвующими при решении задач субъектами, можно Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
констатировать, что, как правило, полиция несет основную нагрузку ответственности за отрицательные последствия. По закону органы самоуправления, которые выдают разрешения, несут самую большую ответственность. Тем не менее, на практике органы самоуправления эту обязанность рассматривают очень формально, в то время как они принимают свои решения зачастую только на основании заявления организатора, не имея заключения полиции или имея отрицательное заключение полиции. Такие действия усиливают убеждения организаторов массовых мероприятий в том, что точное заключение полиции только затрудняют проведение массового мероприятия и не будет никакие последствий, если их оставить без внимания.
Организаторы, прежде всего, с неохотой соглашаются на то, чтобы классифицировать свое массовое мероприятие как мероприятие с повышенным риском, и они пытаются предотвратить всеми средствами, также при поддержке органов самоуправления, такое распределение по категориям. В дальнейшем ходе работы над заключением о соблюдении обязательств организатором должны оцениваться, в виду характера тех задач, которые должна исполнять при массовых мероприятиях полиция, методы работы сил правопорядка организатора. Очевидно, что при восстановлении общественного порядка, которому помешали группы фанатов, силы по обеспечению порядка и безопасности никогда не будут в состоянии заменить полицию. Тем не менее, нужно подчеркнуть, что полиция при осуществлении предписанных законом обязательств никогда не будет заменять организатора. По-прежнему ощутима тенденция, перенести основную нагрузку ответственности за состояние безопасности на объектах, стадионах и залах, а также территориях, где организуются мероприятия, на полицию.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает основные ценностные ориентиры и направления дальнейшего совершенствования проблем, выявленных в рассматриваемом сегменте общественного развития. Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что полицией Федеративной Республики Германии проводится значительная работа по подготовке к проведению массовых мероприятий. Она заслуживает особого внимания, изучения, заимствования в работе полиции Российской Федерации при подготовке к международным спортивным мероприятиям. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что полиция Германии особое внимание при проведении международных мероприятий уделяет сотрудничеству с иностранными органами полиции, благодаря которому повышается профилактика различных противоправных деяний, совершаемых иностранными болельщиками [2, с. 25].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Szydlowski M., Pawlak R. Rolle der Polizei bei der Organisation von Massenveranstaltungen/ dnp 01/2018.
2. Hans-Georg Lison. Internationale Kooperation der deutschen Bundespolizei bei der Bewaeltigung on Grossereignissen am Beispiel der FIFA WM in Deutschland // dnp 01/08 s. 23-25
3. Иванова С.И., Черкасова Е.К. Правовые основания принятия решения о необходимости охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий силами сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S15. - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14689.htm.
4. Черняев Г.М., Быстрянцев А.Ф. К вопросу о проблемах обеспечения правоохранительными органами общественного порядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий. // Полицейская и следственная деятельность. — 2015. - № 2. - С. 10-59. DOI: 10.7256/2409-7810.2015.2.15196. URL: http://e-notabene. ru/pm/article_15196.html.
5. Gerhard Muellenbach. Aktuelle Phaenomene der Gewalt // Bericht zur Arbeitstagung des Bundeskriminalamtes
Zemlyakov Valery Dmitrievich, Zemlyakova Tatiana Alekseevna
ABOUT THE POLICE ROLE IN CONDUCTING MASS ...
juridical science
in Wiesbaden 23.bis 26/ November 1993 // der kriminalist 2/94 s. 53-68
6. Martin Winter. POLITIKUM POLIZEI Macht und Funktion der Polizei in der Bundesrepublik Deutschland Erschienen 1998 im LIT-Verlag, Münster, in der Reihe „Politische Soziologie", Band 10 Zugl.: Halle-Wittenberg, Univ., Diss. 1997, ISBN 3-8258-3494-8. URL: http://www. mar-win.de/Winter_Martin_Politikum_Polizei_1998.pdf (Stand 1. Juli 2007)
7. Schreiber M., Adang O. Wissenschaft und Poliyeipraxis> Phaenomen Sport und Gewalt - Entstehun, Entwicklung, Tendenzen. Die Untersuchung von Eins'tzen bei sportlichen Grossereignissen // dnp 01/08 s. 3-9
8. Raisch P. Anforderungen an die Innere Sicherheit im Freistaat Sachsen // der kriminalist 6/94 s. 307-313
9. Knopp T. Sicherheit bei Sportveranstaltungen im weiteren Europa // dnp 01/08 s. 34-35
10. Johansen E. Poliyeipraxis bei Grossereignissen -Konzepte und Erfahrungen // dnp 01/08 s. 34-35
Статья поступила в редакцию 30.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018