УДК 373 Л. Ф. Плешивцева, методист Регионального
центра НМС внедрения ФГОС Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРпО), г. Челябинск, e-mail: [email protected] Г. И. Палкина, преподаватель Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с модернизацией профориентацион-ной работы. Показаны системный подход к этой проблеме и методы решения вопроса о формировании у детей положительного отношения к рабочим профессиям. Представлены образовательные маршруты для детей дошкольного возраста, а также реализация образовательного проекта «ТЕМП».
Ключевые слова: образовательный проект «ТЕМП», инновационная площадка сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации и организаций для детей дошкольного возраста, сетевое взаимодействие со школами города, промышленный туризм.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров для экономики региона была озвучена губернатором Челябинской области на совещании, состоявшемся 21 мая 2014 г В своем выступлении Б. А. Дубровский отметил: «С одной стороны, Южный Урал — один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой — очень часто на профильных встречах я слышу, что бизнес, представители предприятий не довольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных организаций. Они не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ» [1]. Глава региона убежден, что про-
блема требует кардинально нового решения, вероятно, поэтому он пригласил для обсуждения представителей регионального министерства образования и науки, вузов и организаций среднего профессионального образования, экспертов и признанных авторитетов в образовательной сфере [1].
Для решения данной проблемы министерство образования региона разработало образовательный проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т — требования времени; Е — единство целей и задач; М — мотивация и стимулирование; П — пути решения и приоритеты деятельности.
Требования времени: доступность современного качественного общего и профессионального образования с целью подготовки обучающихся в соответствии с потребностями регионального рынка труда
Единство цели и задач на всех уровнях образования: формирование у обучающихся мотивации к выбору профессий, актуальных для региональной экономики
Мотивация: - обучающихся к выбору профессий, актуальных для экономики региона; - педагогических коллективов (в том числе материальное стимулирование); - организаций профобразования; - работодателей. Формирование общественного мнения
Приоритеты образования: - развитие математического, естественно-научного и технологического образования на всех уровнях; - профориентационная работа в общеобразовательных организациях по актуальным для региона профессиям и специальностям;
- развитие объединений технической направленности в организациях дополнительного образования и школах;
- модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
- взаимодействие с работодателями_
Каким образом решение данной проблемы происходит в нашем колледже?
Профориентация в широком смысле слова — это система общественного и педагогического воздействия на молодежь с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, основанная на совокупности государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация — это целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Сложная и многогранная проблема профессиональной ориентации является государственной по масштабам, имеет экономические результаты, социальное содержание и решается при помощи педагогических методов.
Профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Сущность профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств личности, позволяющих ей осуществлять профессиональный выбор сознательно и самостоятельно, быть ответственной за свой выбор и при этом быть профессионально мобильной.
Одна из важнейших задач профориентации — формирование у детей стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии с раннего возраста.
Субъекты профориентационной работы приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Субъекты профориентационной работы 34
Традиционные формы
День открытых дверей
Беседы о специальностях
Реклама, СМИ
Экскурсии по колледжу
Подготовительные курсы
www.perspective.anosov.ru Специальность
«Технология машиностроения»
www.asu.anosov.ru Специальность «Программирование в компьютерных системах»
www.museuin.anosov.ru Виртуальный музей колледжа
1Шр://83.146.108.82/р1ап_с\ак.1ит1 Фото панорама колледжа
Направления профориентационной работы
Сетевое взаимодействие и сотрудничество со школами города
Учащиеся 3-7-х классов
Традиционные формы
С 2011 г. городской конкурс «Папа, мама, я — компьютерная семья»
Учащиеся 8-11-х классов
Традиционные формы
Городской командный конкурс 1Т-технологий
Городской командный конкурс по 1Т-технологиям «Поколение web 2.0»
Инновационная площадка сетевого взаимодействия с детьми дошкольного возраста
«Страна профессий»
Городской конкурс «ИнфоБЭБИ»
Городской фестиваль лего-конструирования
Промышленный туризм
Встречи с работодателями
Экскурсии на завод «Стройтехника»
Конкурсы по рабочим профессиям
Переквалификация
Одаренные дети
Участие в конкурсах
ДДГ г. Златоуста
ГБУ ДО ДУМ «СМЕНА»
г. Челябинска
ГБОУ ДОД ДУМ «МАГНИТ»
г. Магнитогорска
Рис. 2. Направления профориентационной работы
Целевые группы профориентационной работы:
1) дети старшего дошкольного возраста;
2) учащиеся общеобразовательных школ (3-11 классы);
3) студенты образовательных организаций среднего профессионального образования;
4) родители;
5) взрослое население, столкнувшееся с проблемой профессионального выбора.
На рисунке 2 представлены направления профориентационной работы.
В рамках реализации требований ФГОС дошкольного образования [2] одним из инструментов повышения качества образовательного процесса, расширения вариативности услуг, предоставляемых детскими садами Златоустов-ского городского округа, является сетевое взаимодействие с социумом, правовое закрепление которого отражается в федеральных нормативных документах, в частности, в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В МАДОУ «Детский сад № 2» разработан собственный проект «Воспитывать человека труда с дошкольной ступени». Его целями являются формирование у воспитанников детского сада положительной мотивации по отношению к людям труда, ознакомление с профессиями и создание лего-лаборатории в рамках сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями и средними специальными заведениями технической направленности города.
Педагогический коллектив нашего колледжа стал ведущим партнером в сетевом взаимодействии с детскими садами. Дошколята второй год посещают «Страну профессий», в которой они вместе с волонтерами знакомятся с образовательными маршрутами по следующим специальностям: «технология машиностроения» (рис. 3), «программирование в компьютерных системах» (рис. 4), «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (рис. 5) и «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (рис. 6).
Маршрут Мероприятия
Кабинет № 16 Приветствие директора, объявление маршрутов
Мастерские 1. Обработка на станке детали «Вал» (около каждого станка не более трех человек, помогают студенты). 2. Конкурс «Богатырь» (сгибание пластины, закрепленной в тисках, с помощью молотка)
Кабинет № 16 На партах чистые листы бумаги, карандаши, линейки, элементы конструктора. 1. Просмотр мультфильма «Про чертеж». 2. Выполнение рисунка детали из конструктора «Лего» с помощью карандашей и линейки (деталь выбирают сами). 3. Сборка конструкции из деталей конструктора
Кабинет № 40 1. Изучение возможностей компьютера при создании чертежей деталей, которые нарисовали дети. 2. Моделирование элементарных фигур. 3. Работа симуляторов
Кабинет № 16 Подведение итогов: вопросы, подарки. Просмотр мультфильма «Болванка»
Маршрут Мероприятия
Посещение типографии, ИВЦ 1. Знакомство с принтером, ризографом, брошюрователем, плоттером. 2. Распечатка на плоттере плаката и обложки небольшого блокнота (содержание плаката: эмблема колледжа, технические средства информатизации и место под ладошку ребенка с его именем). 3. Демонстрация серверов в ИВЦ
Кабинет 10/13 1. Демонстрация работы «Робот-крокодил». 2. Рисование на интерактивной доске
Познавательно-развлекательные игры 1. Измерение длины провода мыши. 2. Построение домика из дисков
Рис. 4. Маршрут по специальности «программирование в компьютерных системах», 04.02.2015
Рис. 3. Маршрут по специальности «технология машиностроения», 25.02.2015
Рис. 5. Маршрут по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 30.03.2015
Маршрут Мероприятия
Кабинет № 16 Начало: приветствие, просмотр мультфильмов «Дорожно-строительная техника», «Ограничение скорости», объявление маршрутов. Викторина «Вопрос — ответ» по правилам дорожного движения. Конкурс капитанов «Кто быстрее и правильно соберет светофор». Игра «Красный, желтый, зеленый»
Кабинет № 17 Демонстрация действующих моделей механизмов автомобиля. Вопросы. Соревнование по закручиванию гаек. Сборка пазла «Машина»
Коридор второго этажа Познавательно-развлекательные игры: - «В стране дорожных знаков»; - «Такси»; - «Автогонщик»
Кабинет № 16 Просмотр мультфильма «Мурзилка». Подведение итогов, вопросы, подарки
Маршрут Мероприятия
Кабинет № 39 Начало: приветствие, просмотр мультфильма «Электричество», объявление маршрутов. Конкурс «Отгадай загадки». Игра «Техника безопасности при работе с электричеством»
Кабинет № 39 Игра с шариком «Как сделать предметы волшебными?». Сборка электрической схемы. Задание «Попробуй сам определить последовательность соединения»
Коридор второго этажа Познавательно-развлекательные игры: - «Для чего это нужно?» (игра с мячом по вопросам, связанным с электричеством); - «Что можно и что нельзя?» (игра в круге); - «Включить в розетку» (игра с завязанными глазами); - «Что есть, что было»; - «Самый длинный провод» (кто быстрее соединит провода); - Шуточная эстафета с фонариками
Кабинет № 39 Просмотр мультфильма «Короткое замыкание». Подведение итогов: вопросы, подарки. Танец «Электрические приборы»
Рис. 6. Маршрут по специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 22.04.2015
Сетевое взаимодействие и сотрудничество со школами города осуществляется также через городские конкурсы и мероприятия.
Шестой год проводится конкурс «Папа, мама, я — компьютерная семья».
Актуальность конкурса продиктована постоянно растущим интересом к компьютерной технике и информационным технологиям. Но при всем этом зачастую взрослые пользователи не всегда могут продемонстрировать свою компетентность в этих областях перед младшим поколением. Кроме этого командная деятельность, творческая работа над заданиями заочного конкурса и выполнение заданий на очном
этапе способствуют сплоченности, укреплению семейных отношений, взаимосвязи старших и младших поколений, взаимопомощи и развитию интереса как к компьютерным технологиям вообще, так и к учебному заведению, где можно более глубоко их освоить.
В организации и проведении очного этапа конкурса задействованы студенты-старшекурсники различных специальностей колледжа. Это помогает им практически закрепить такие общие компетенции, как:
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Кроме того, во время подготовки конкурса ведется постоянная совместная работа с городским методическим объединением преподавателей информатики и ИКТ. Благодаря этому ежегодно увеличивается число семейных команд. Задания очного этапа конкурса каждый год корректируются с учетом требований школьной учебной программы дисциплины «Информатика и ИКТ» и с учетом пожеланий.
Таким образом, ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей
Библиографический список
и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
Целью профориентационной работы Зла-тоустовского индустриального колледжа имени П. П. Аносова является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей формировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, имеющую возможность самореализоваться в условиях регионального рынка труда.
1. Дубровский задал «ТЕМП» системе южноуральского образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gubernator74.ru/news/dubrovskiy-zadal-temp-sisteme-yuzhnouralskogo-obrazovaniya-16047.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 ]. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.
УДК 377 Т. М. Побережная, зав. практическим обучением
Троицкого педагогического колледжа (ТПК), Челябинская обл., г. Троицк, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО
В данной статье представлены материалы обсуждения особенностей организации учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с ФГОс СПО нового поколения, рассмотренные на заседании ОМО УГС «Образование и педагогика».
Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, профессиональный модуль (ПМ), междисциплинарный курс (МДК).
Введение стандартов нового поколения в систему среднего профессионального образования повлекло за собой ряд новых вопросов, требующих обдуманного решения. Вопросы касаются выработки новой концепции обучения. Наряду с этим в решении профессиональных проблем педагогические профессиональные учебные заведения оказались в некоторой разобщенности и даже информационном вакууме. Специфич-
ность педагогической направленности не вписывается в решение проблем рабочих специальностей. В связи с этим было организовано ОМО УГС «Образование и педагогика» Челябинской области под руководством М. А. Энгельмана.
В октябре состоялось заседание по проблеме «Организация учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с ФГОС СПО нового поколения»