Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / GENDER-ROLE IDENTIFICATION / PRESCHOOL CHILDREN / FORMATION / PATTERNS / CONDITIONS / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Едиханова Юлия Мансуровна

В статье рассмотрены основные вопросы формирования полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Представлены особенности развития полоролевой идентичности у дошкольников из полных и неполных семей, описаны возможности формирования изучаемой характеристики с помощью специальной коррекционно-развивающей программы. Выявлены закономерности, факторы и условия, способствующие успешному формированию обозначенного феномена у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SEMI-VERBAL IDENTIFICATION IN PRESCHOOLERS FROM FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

The article deals with the main issues of formation of gender role identification in older preschool children in the psychological and pedagogical literature. The features of gender role identity development in preschool children from full and incomplete families are presented, and the possibilities of forming the studied characteristic with the help of a special correctional and developmental program are described. The regularities, factors and conditions that contribute to the successful formation of this phenomenon in preschool children are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И

НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы формирования полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Представлены особенности развития полоролевой идентичности у дошкольников из полных и неполных семей, описаны возможности формирования изучаемой характеристики с помощью специальной коррекционно-развивающей программы. Выявлены закономерности, факторы и условия, способствующие успешному формированию обозначенного феномена у дошкольников.

Ключевые слова: полоролевая идентификация, дошкольники, формирование, закономерности, условия, факторы.

Annotation. the article deals with the main issues of formation of gender role identification in older preschool children in the psychological and pedagogical literature. The features of gender role identity development in preschool children from full and incomplete families are presented, and the possibilities of forming the studied characteristic with the help of a special correctional and developmental program are described. The regularities, factors and conditions that contribute to the successful formation of this phenomenon in preschool children are revealed.

Keywords: gender-role identification, preschool children, formation, patterns, conditions, factors.

Введение. В настоящее время в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует большое количество обстоятельств, по которым люди воспитывают детей в неполных семьях. Во всяком случае, состав семьи, ее конфигурации сильно воздействуют на формирование полоролевой идентификации в дошкольном возрасте с представителем того или иного пола. Сформированность у ребенка правильной полоролевой модели играет главную роль для развития ребенка как полноценной личности. Первые 4-6 лет жизни ребенка - это период, когда закладываются и создаются более глубокие слои психики личности, в которые включена половая идентификация. Пол - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Формирование ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со значимыми взрослыми - родителями и другими людьми. Свой вклад в изучение вопросов и проблемы формирования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного вложили ученые В.С. Мухина, А.И. Захаров, А.И. Венгер, И.С. Кон, В.Е. Каган.

Изложение основного материала статьи. Осознание и принятие ребенком собственной половой принадлежности происходит в согласовании с его собственными определениями мужественности и женственности, что направляет к формированию половой идентичности.

Принципиальной составляющей половой идентификации является изучение и принятие ребенком собственной половой роли. Под половой ролью представляют систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек обязан подходить, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Обычное полоролевое формирование детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих родительских ролей подразумевает их сопоставление, понимание не только противоположности каждой из них, однако и необходимости единства.

Создание главных свойств личности наступает планомерно и преднамеренно с первых лет жизни. Почти все зарубежные и отечественные ученые исследуют процесс полового воспитания детей как актуальную проблему современного сообщества. У педагогов, психологов и родителей вызывает тревогу частичная потеря подлинно мускулинных качеств у мальчиков и фемининных у девочек. Трудность полового воспитания детей и создание личности будущих мужчин и женщин с достаточно развитым осознанием специфичных социальных функций, обусловленных конкретно половой принадлежностью, динамично обсуждалась педагогами с начала ХХ века до 30-х годов.

А.И. Захаров, О. Смирнова, B.C. Собкин, З. Матейчек, Я.Г. Николаева и др. занимались изучением проблем, которые могут возникнуть у детей, воспитывающихся в неполной семье. Дети, которые воспитываются в неполных семьях, имеют отличительные особенности от сверстников из полных семей тем, что характеризуются нарушениями полоролевого поведения, трудным общением, непохожести на сверстников, неуравновешенной, заниженной самооценкой с актуальной необходимостью в её повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием конфигурации её поведения, предприимчивым поиском «значимого взрослого».

Важно и то, что, при отсутствии одного из родителей, ребёнок лишён способности полноценного формирования стереотипа поведения собственного пола. Так, при отсутствии отца, мальчик не владеет возможностями на ближайшем образце наблюдать особенности мужского поведения и непроизвольно перенимает женские черты. И для девочки мама в данной ситуации обязана кооперировать свою материнскую роль и роль отсутствующего отца; в итоге формирование психосексуальной идентичности отмечается противоречивостью.

Наше исследование по изучению особенностей полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ № 5 «Созвездие» и МКДОУ № 7 «Крепыш» г. Шадринска, Курганской области. На этапе констатирующего эксперимента были задействованы дети в возрасте 5-6 лет, в количестве 160 человек, из полных и неполных семей. Для диагностики уровня полоролевой идентификации у дошкольников использовался психодиагностический комплекс (Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова); методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация»), который позволил выявить особенности развития данного процесса.

Анализ результатов беседы, проводимой с детьми, для выявления у них представлений о половых ролях вообще, своих настоящих и будущих половых ролях, о себе, как о представителе определенного пола, в

частности, позволил выделить три уровня развития таких представлений. Было выяснено, что дети из неполных семей в два раза чаще детей из полных семей демонстрируют низкий уровень развития образа «Я - мальчик» или «Я - девочка» (35% и 13% соответственно). Такие дети не осознают устойчивость пола и его необратимость, ребенок может представить, что мальчик превратится в девочку и наоборот; присутствует эмоционально-нестабильное отношение к себе, сниженная или реверсивная самооценка, детерминируемая негативными отзывами значимых взрослых; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье. Вместе с тем, высокий уровень развития образа «Я - мальчик» или «Я - девочка» был выявлен у незначительного количества опрошенных из неполных (6%) и полных семей (22%). Ответы испытуемых свидетельствовали о том, что они знают о необратимости и устойчивости пола; имеют представление об характерных чертах мужского и женского пола и особенностях полоролевого поведения в обществе; демонстрируют эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье.

Дошкольники из полных семей (65%) чаще, чем их сверстники из неполных семей (59%) знают, что пол не обратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; оценивают себя положительно и лишь отдельные качества считает в себе плохими, если таковыми их считают другие; знают о том, как ведут себя мальчики и девочки, и называют некоторые их отличительные признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение); называют некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем, что говорит о среднем уровне развития образа «Я - мальчик» или «Я - девочка». Значимость различий в уровнях проявления изучаемого признака выявляясь с помощью критерия углового преобразования Фишера (ф*), которой составил ф*эмп. = 4,54 (при р=0,01), что говорит о наличии значимых различий.

Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка, осуществлялось с помощью применения методики Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация», результаты которого также свидетельствуют о трех уровнях развития, основанные на критериях полноты и правильности составления идентификационного ряда по полу и возрасту: низкий уровень сформированности аспектов самосознания - один правильный ответ ребенка, определяющий себя в настоящем, прошлом и будущем или не определяющим себя вообще; средний уровень характеризуется тем, что ребенок идентифицирует себя правильно, но ошибается в интерпретации «Я - прошлое» и «Я - будущее»; высокий уровень сформированности аспектов самосознания характеризуется правильностью при составлении ребенком полного ряда половозрастного статуса в настоящем, прошлом и будущем.

В обеих экспериментальных группах дошкольников из полных и неполных семей превалирует низкий уровень развития осознания своей половой принадлежности в разные временные отрезки (63% и 53% соответственно). Выполняя задание, дети неправильно идентифицируют себя с представителями данного пола, объясняя свой выбор тем, что на представленных изображениях они не присутствуют или же идентифицируют себя с противоположным полом. Примерно треть испытуемых идентифицируют себя правильно, определяя свой возраст и пол как - дошкольник(-ца), но ошибаются в интерпретации «Я - прошлое» и «Я - будущее». И очень незначительное количество детей имеют высокий уровень развития характеристик самосознания, связанных с полоролевой идентификацией (7% и 17%). Значимость различий в уровнях проявления изучаемого признака выявляясь с помощью критерия углового преобразования Фишера (ф*), которой составил ф*эмп. = 2,32 (при р=0,01) и входит в зону значимости.

Таким образом, результаты исследования особенностей полоролевой идентичности детей из семей разной типологии указали на необходимость внедрения специально разработанной психологической программы по формированию и развитию полоролевой идентичности с применением методов, тактик и технологий психокоррекционного воздействия.

На этапе формирующего эксперимента нами была создана и внедрена программа формирования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 27 занятий, по 20-25 минут, 2 раза в неделю. В состав экспериментальной группы вошло 13 детей из неполных семей. Программа включала в себя комплекс методов и техник, направленных на решение следующих задач: научить дошкольников верно осознать свою роль и функцию в группе; зафиксировать представления ребенка о себе как о представителе определенного пола; расширить представления мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и в семье; сформировать у детей позитивное отношение к будущим социальным ролям и желание вести себя согласно положительным образцам мужского и женского поведения в обществе. Кроме этого, в программе представлены рекомендации родителям и воспитателям.

Психокоррекционное воздействие осуществлялось на основе внешних и внутренних механизмов формирования и развития полоролевой идентичности, среди которых можно выделить: подражание, интерперсональное влияние, катарсис, групповая сплоченность.

Подбор методов психокоррекционного воздействия осуществлялся на основе деятельностного принципа коррекции и принципа комплексности психологического воздействия, поэтому методами коррекционного воздействия, помимо основного метода игротерапии, актуального для детей дошкольного возраста, выступили арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, метод релаксации и психогимнастики, кроме этого проводились беседы детьми, родителями, педагогами.

Все занятия программы имели общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Каждое занятие данной программы состояло из вводной, основной и заключительной части, соблюдая принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Программа включала в себя несколько этапов, имея в виду принцип постепенности вхождения в коррекционный процесс. Диагностический этап, в соответствии с принципом единства диагностики и коррекции, предварял и завершал цикл коррекционно-развивающих занятий, в том числе происходила оценка эффективности проделанной работы.

Установочный этап направлен на создание доверительной атмосферы в группе, эмоционального комфорта участников, актуализации чувства сплоченности. В рамках занятий установочного этапа проводились игровые упражнения, включающие методы, основанные на вербальной и невербальной активности, которые способствовали сближению участников друг с другом, созданию положительной

мотивации на общение, снятие напряжения, формированию эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние участников.

Основной этап был посвящен реализации цели программы и поставленных задач, включал в себя несколько последовательных циклов. Первый цикл занятий актуализировал механизмы групповой сплоченности, интерперсонального влияния и формировал уверенность в себе, адекватную самооценку, осознание своей половой принадлежности («Мой портрет», «Женские/мужские имена», «Волшебники», упражнение - релаксация «Я хороший/Я хорошая»). В ходе выполнения упражнений участники также научились адекватно воспринимать мнение других детей, конструктивно реагировать на отзывы, анализируя свое поведение.

Осознание дошкольниками характерных признаков и отличий в образах мужчины и женщины, расширение образа себя как представителя определенного пола, понимание своей будущей полоролевой идентичности, рефлексия происходило во время реализации второго цикла коррекционно-развивающих занятий. Второй цикл занятий был построен на активизации механизма подражания и катарсиса, что позволило детям прожить разные ролевые ситуации и обозначить для себя необходимые феминные и маскулинные качества как личностные черты. Для этого использовались упражнения и игры-беседы: «Превращения», «Каким должен быть мальчик? Какой должна быть девочка?», «Кто, что носит», «Кем я хочу стать», рисуночные техники «Что такое девочки, что такое мальчики», «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

После каждого проведенного цикла занятий проводился мониторинг достижения участниками группы поставленных задач.

Закрепляющий этап имел целью ассимиляцию и интеграцию полученных знаний и приобретенного опыта в свою повседневную жизнь детей.

В ходе проведенного исследования был выявлен ряд закономерностей формирования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста.

Первая закономерность коррекционной деятельности - неравномерность коррекционных воздействий на испытуемых. Изучение полученных данных позволило выделить две группы испытуемых в зависимости от особенностей выполнения ими экспериментальных заданий.

Первая группа детей не могли дать точных отличий мальчика от девочки и наоборот. Стеснялись рассказывать о себе, старались уйти от выполнения задания. Дети, которые вошли в данную группу, на протяжении всех занятий не раз отказывались от выполнения тех или иных заданий, ссылаясь на то, что они не умеют рисовать или же, что у них нет настроения выполнять это задание.

Вторая группа испытуемых выполняли все задания, внимательно слушали инструкцию, охотно высказывались после каждого упражнения, представляли результаты своей работы. При выполнении арттерапевтических заданий, ребята старались сделать свои рисунки как можно аккуратнее, комментируя тем, что «рисунки должны быть красивыми, нас учили рисовать ровно».

Вторая закономерность психокоррекционного процесса - синхронность в освоении основных навыков целеполагания, уверенности в себе и формирования у ребенка правильного представления о своем поле и роли в обществе. Наблюдая за поведением испытуемых во время выполнения экспериментальных занятий, направленных на формирование полоролевой идентификации, можно было проследить развитие интереса к познанию ролей мальчиков и девочек в обществе, повышение уверенности в себе как представителя определенного пола (мальчик/девочка), повышение самооценки, что способствует правильному принятию на себя роли мальчика/девочки, которые приняты в обществе. А также, наблюдалось эмоционально положительное отношение к себе, как представителю определенного пола и к сверстнику того же или противоположно пола.

Также прослеживалась стадиальность в формировании полоролевой идентификации. На первых занятиях испытуемые с низким уровнем сформированности полоролевой идентификации были мало заинтересованы в выполнении заданий; не старались выполнять задания, не могли сформулировать отличия мальчиков от девочек, и наоборот; начиная с 4 - 5 занятий участники, выполняя совместные задания стали чаще высказываться после работы. Начали помогать другим детям, у которых возникали трудности по выполнению какого - либо задания. После 15 занятий проявляли повышенный интерес к своей работе, задавая дополнительные вопросы про особенности мальчиков и девочек; стали охотно выполнять все упражнения, особенно те, которые требовали рассказов о себе.

Качественный анализ, проведенный по результатам внедрения психологической программы по формированию полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста, выявил факторы, детерминирующие эффективную её реализацию: отсутствие четких представлений о ролях мальчика и девочки в обществе, размытые требования к образу мужчины и женщины; низкий уровень сформированности представления о себе; заниженная самооценка; низкий уровень сформированности навыков и умений в изобразительной деятельности и др.

В качестве условий успешного формирования полоролевой идентификации старшего дошкольного возраста выступили: применение в ходе коррекционной работы упражнений и техник, направленных на формирование полоролевой идентификации; систематичность работы с испытуемыми; активная работа членов группы; применение различных методов работы в группе (коммуникативные игры, релаксация, музыкотерапия, игротерапия, психогимнастика и др.), что способствовало повышению эмоционального фона; учет индивидуальных особенностей каждого испытуемого; групповая форма работы. Формирование правильной половой идентификации гарантирует ребенку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей собственного и противоположного пола и адекватное осуществление полоролевых функций в социуме.

Выводы. Согласно принципу единства диагностики и коррекции, экспериментальное исследование завершилось повторной диагностикой особенностей полоролевой идентификации в экспериментальной и контрольной группе с помощью того же психодиагностического инструментария, который использовался на диагностическом этапе.

Количественный анализ экспериментальных данных подтвердил значимые изменения, которые произошли в сфере осознания своей идентичности у детей экспериментальной группы, по сравнению с участниками контрольной группы. Было выявлено, что у детей из неполных семей наблюдается повышение уровня сформированности гендерной идентичности. Они овладели аспектами самосознания, что в свою

очередь включает в себя правильное формирование полоролевого статуса (мальчик/девочка). Больше детей из неполных семей овладели знаниями об отличительных чертах мальчика и девочки, что способствует повышению сформированности пооролевой идентификации детей. В контрольной группе трансформаций особенностей гендерной идентичности не произошло.

Проверка эффективности разработанной психологической программы осуществлялась с помощью использования х - критерий Пирсона, при этом эмпирическое значение критерия (х2 =15) превышает табличное значение (9,51 при р< 0,01), что свидетельствует о достаточно большой результативности экспериментальной работы и доказывает возможность применения специально разработанной психологической программы в целях формирования гендерной идентичности у дошкольников из неполных семей.

Литература:

1. Гончарова, Т.Н., Пожиткина, Н.В., Осипова, О.Г. Полоролевая идентификация в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Гончарова, Н.В. Пожиткина, О.Г. Осипова, Т.Н. Гончарова, Н.В. Пожиткина, О.Г. Осипова, Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15380

2. Иванова, О.И., Щетинина, А.М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.И. Иванова, А.М. Щетинина, О.И. Иванова, А.М. Щетинина, - Великий Новгород.: 2006. - С. 124.

3. Шинкарева, Н.А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой - гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Шинкарева, Н.А. Шинкарева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. № 1 -С. 15-18.

Психология

УДК 37.015.3(045)

кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Белова Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Тарасова Светлана Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития саморегуляции будущих педагогов в условиях вузовской подготовки. Приводиться краткий обзор научных теорий, концепций и положений, на которых основывается осмысление понятие «саморегуляция». Представлены результаты эмпирического исследования саморегуляции студентов педагогического вуза. На первом этапе диагностировался исходный уровень саморегуляции будущих педагогов. На втором этапе исследования нами разработан и внедрен психологический тренинг саморегуляции. На третьем этапе определялась динамика развития саморегуляции будущих педагогов. Достоверность результатов эмпирического исследования оценивалась с помощью метода математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

Ключевые слова: развитие, саморегуляция, будущий педагог, этап высшего профессионального образования, тренинг.

Annotation. Is devoted the article to the problematic of the growth of self-regulation of future teachers in of university training the conditions. A brief overview of the scientific theories, concepts and provisions on which the concept of "self-regulation" is based is based. The results of an empirical study of self-regulation of pedagogical university of students are presented. In the first stage, the initial level of self-regulation of future teachers was diagnosed. In the instant stage of the study, we developed and implemented psychological training of self-regulation. The third stage determined the dynamics of the development of self-regulation of future teachers. Mathematical statistics, the U-criterion of Mann-Whitney, to process were used the consequences of the empirical study.

Keywords: development, self-regulation, future teacher, the stage of higher professional education, training.

Научно-исследовательская работа в рамках сетевого взаимодействия по теме «Развитие саморегуляции будущих педагогов в условиях вузовской подготовки» - Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический

университет имени М.Е. Евсевьева

Введение. Одной из приоритетных задач высшего педагогического образования - это подготовка конкурентно-способного специалиста для современного рынка труда, который будет эффективно решать поставленные задачи и стремиться к самосовершенствованию компетенций в профессиональной деятельности. В условиях модернизации образования к молодым педагогам предъявляются высокие требования в части их психологической подготовки, поскольку педагогическая деятельность связана с большими затратами физической, интеллектуальной и эмоциональной энергии. В связи с этим умение управлять своими познавательными потребностями, эмоциональной сферой, регулировать свое психофизическое состояние обеспечивают эффективность осуществления образовательной деятельности. Высокий уровень саморегуляции способствует сохранению психического и физического здоровья педагога, повышению его работоспособности и преодолению профессионального выгорания.

Так установлено, что у многих учителей, начинающих свою педагогическую деятельность саморегуляция как профессионально важное качество личности недостаточно развито. В связи с этим, будущим педагогам еще на этапе студенчества необходимо актуализировать работу по формированию системы умений и навыков психической регуляции и самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.