Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ЭТАП ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕНИНГ / DEVELOPMENT / SELF-REGULATION / FUTURE TEACHER / THE STAGE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна, Белова Татьяна Александровна, Тарасова Светлана Васильевна

Статья посвящена проблеме развития саморегуляции будущих педагогов в условиях вузовской подготовки. Приводиться краткий обзор научных теорий, концепций и положений, на которых основывается осмысление понятие «саморегуляция». Представлены результаты эмпирического исследования саморегуляции студентов педагогического вуза. На первом этапе диагностировался исходный уровень саморегуляции будущих педагогов. На втором этапе исследования нами разработан и внедрен психологический тренинг саморегуляции. На третьем этапе определялась динамика развития саморегуляции будущих педагогов. Достоверность результатов эмпирического исследования оценивалась с помощью метода математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна, Белова Татьяна Александровна, Тарасова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION OF FUTURE TEACHERS AT THE STAGE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Is devoted the article to the problematic of the growth of self-regulation of future teachers in of university training the conditions. A brief overview of the scientific theories, concepts and provisions on which the concept of "self-regulation" is based is based. The results of an empirical study of self-regulation of pedagogical university of students are presented. In the first stage, the initial level of self-regulation of future teachers was diagnosed. In the instant stage of the study, we developed and implemented psychological training of self-regulation. The third stage determined the dynamics of the development of self-regulation of future teachers. Mathematical statistics, the U-criterion of Mann-Whitney, to process were used the consequences of the empirical study.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

очередь включает в себя правильное формирование полоролевого статуса (мальчик/девочка). Больше детей из неполных семей овладели знаниями об отличительных чертах мальчика и девочки, что способствует повышению сформированности пооролевой идентификации детей. В контрольной группе трансформаций особенностей гендерной идентичности не произошло.

Проверка эффективности разработанной психологической программы осуществлялась с помощью использования х - критерий Пирсона, при этом эмпирическое значение критерия (х2 =15) превышает табличное значение (9,51 при р< 0,01), что свидетельствует о достаточно большой результативности экспериментальной работы и доказывает возможность применения специально разработанной психологической программы в целях формирования гендерной идентичности у дошкольников из неполных семей.

Литература:

1. Гончарова, Т.Н., Пожиткина, Н.В., Осипова, О.Г. Полоролевая идентификация в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Гончарова, Н.В. Пожиткина, О.Г. Осипова, Т.Н. Гончарова, Н.В. Пожиткина, О.Г. Осипова, Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15380

2. Иванова, О.И., Щетинина, А.М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.И. Иванова, А.М. Щетинина, О.И. Иванова, А.М. Щетинина, - Великий Новгород.: 2006. - С. 124.

3. Шинкарева, Н.А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой - гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Шинкарева, Н.А. Шинкарева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. № 1 -С. 15-18.

Психология

УДК 37.015.3(045)

кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Белова Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Тарасова Светлана Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития саморегуляции будущих педагогов в условиях вузовской подготовки. Приводиться краткий обзор научных теорий, концепций и положений, на которых основывается осмысление понятие «саморегуляция». Представлены результаты эмпирического исследования саморегуляции студентов педагогического вуза. На первом этапе диагностировался исходный уровень саморегуляции будущих педагогов. На втором этапе исследования нами разработан и внедрен психологический тренинг саморегуляции. На третьем этапе определялась динамика развития саморегуляции будущих педагогов. Достоверность результатов эмпирического исследования оценивалась с помощью метода математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

Ключевые слова: развитие, саморегуляция, будущий педагог, этап высшего профессионального образования, тренинг.

Annotation. Is devoted the article to the problematic of the growth of self-regulation of future teachers in of university training the conditions. A brief overview of the scientific theories, concepts and provisions on which the concept of "self-regulation" is based is based. The results of an empirical study of self-regulation of pedagogical university of students are presented. In the first stage, the initial level of self-regulation of future teachers was diagnosed. In the instant stage of the study, we developed and implemented psychological training of self-regulation. The third stage determined the dynamics of the development of self-regulation of future teachers. Mathematical statistics, the U-criterion of Mann-Whitney, to process were used the consequences of the empirical study.

Keywords: development, self-regulation, future teacher, the stage of higher professional education, training.

Научно-исследовательская работа в рамках сетевого взаимодействия по теме «Развитие саморегуляции будущих педагогов в условиях вузовской подготовки» - Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический

университет имени М.Е. Евсевьева

Введение. Одной из приоритетных задач высшего педагогического образования - это подготовка конкурентно-способного специалиста для современного рынка труда, который будет эффективно решать поставленные задачи и стремиться к самосовершенствованию компетенций в профессиональной деятельности. В условиях модернизации образования к молодым педагогам предъявляются высокие требования в части их психологической подготовки, поскольку педагогическая деятельность связана с большими затратами физической, интеллектуальной и эмоциональной энергии. В связи с этим умение управлять своими познавательными потребностями, эмоциональной сферой, регулировать свое психофизическое состояние обеспечивают эффективность осуществления образовательной деятельности. Высокий уровень саморегуляции способствует сохранению психического и физического здоровья педагога, повышению его работоспособности и преодолению профессионального выгорания.

Так установлено, что у многих учителей, начинающих свою педагогическую деятельность саморегуляция как профессионально важное качество личности недостаточно развито. В связи с этим, будущим педагогам еще на этапе студенчества необходимо актуализировать работу по формированию системы умений и навыков психической регуляции и самоконтроля.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время существует значительный пласт научных исследований, посвященных изучению саморегуляции. В психолого-педагогической литературе предпринята попытка обобщения концепций, подходов и положений ученых, на которых опирается понятие «саморегуляция»: О.А. Конопкин «концепция осознанной саморегуляции», В.И. Моросанова «индивидуальный стиль саморегуляции»; Ю.А. Голикова, А.Н. Костин «регуляция психической деятельности»; А.К. Осницкий «модель регуляторного опыта человека»; Л. Пулккинен «модель контроля поведения»; А.В. Круглански «теория саморегулирования» и др.

Основанием и исходными данными для разработки нашего исследования выступили научные подходы, разработанные институтом психологии РАН и РАО по проблеме саморегуляции субъекта (В.И. Моросанова, Е.А. Сергеенко). Авторы рассматривают «под саморегуляцией интегративные психические явления, процессы и состояния, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность индивидуальности и становление бытия человека» [8].

Проведенный теоретический анализ научной базы показывает, что большой исследовательский интерес представляет проблема профессиональной саморегуляции у педагогов. В психолого-педагогических источниках затрагиваются такие вопросы как механизмы саморегуляции у педагогов (Т.Ф. Вострокнутова) [1], формирование профессионально-личностной саморегуляции будущего педагога (Е.Г. Ткачева), особенности формирования смысловой саморегуляции (М.Х. Машекуашева) [6], факторы профессионального выгорания педагогов (Д.А. Кутузова) [3], эмоциональная компетентность педагога (Ю.Н. Крайнова) и др.

Исследованием проблем психологической регуляции педагогов занимаются преподаватели Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева, которыми в 2013-2019 гг. выполнен ряд исследований в данном направлении:

- 2012 г. - психологическое сопровождение развития саморегуляции личности (Л.Г. Майдокина) [4];

- 2013 г. - исследование навыков саморегуляции спортсменов (С.В. Тарасова) [2];

- 2014 г. - развитие саморегуляции студентов факультета физической культуры (Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашкина) [5];

- 2018 г. - развитие самоконтроля педагогов (Т.В. Савинова) [8];

- 2019 г. - развитие саморегуляции старшеклассников (Т.В. Савинова, М.А. Кечина, Н.А. Вдовина) [9];

- 2019 г. - развитие саморегуляции эмоционального состояния юношей (Н.Ф. Сухарева) [10].

Для изучения уровня сформированности саморегуляции будущих педагогов разработано и реализовано экспериментальное исследование на базе МГПУ им. М.Е. Евсевьева. Общая численность выборки составила 62 человека. В исследовании использовался следующий диагностический инструментарий:

> анкета «Информированность будущих педагогов о саморегуляции психического состояния»;

> «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова);

> «Опросник выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.Ф. Фирсова).

С целью изучения осведомленности о методах и средствах саморегуляции психического состояния была разработана анкета, состоящая из двенадцати утверждений. На основании данных опроса, можно сделать вывод о том, что 90% студентов указывают о необходимости целенаправленного развития саморегуляции; 65 % отмечают, что недостаточно владеют методами и способами саморегуляции неблагоприятных психических состояний; 85% желают повысить психологическую компетентность в области получения знаний и развитии навыков саморегуляции.

Уровень развития системы саморегуляции произвольной активности будущего педагога был диагностирован с помощью методики В.И. Моросановой. Анализ данных показал, что у 32% респондентов выявлен высокий уровень саморегуляции. Они отличаются уверенностью, самостоятельностью, стрессоустойчивостью. У 44 % опрошенных преобладает средний уровень, низкий выявлен у 24%. У испытуемых с низкими показателями не сформирована потребность в планировании своего поведения, не развиты регуляторно-личностные свойства.

Для изучения самоконтроля использовался «Опросник выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.Ф. Фирсова).

Результаты диагностики отражены в таблице 1.

00 ЬО ¿10 30 20 10 о

■ Высоким ■ Средний ■ Низкий

График 1. Соотношение уровней выраженности самоконтроля будущих педагогов

Студенты с высоким уровнем самоконтроля склонны следить за проявлением своих чувств, действий, мимики, жестов. При получении поручения всегда уточняют неясности до выполнения задания, всегда проверяют свои действия, уделяют внимание мелочам, требовательны.

У студентов со средним уровнем преобладает умеренная склонность в поступках и высказываниях. В процессе выполнения заданий проверяют правильности своих действий, не нарушают правила поведения в обществе.

Студенты с низким уровнем не могут следить за проявлением своих чувств, действий, мимики, жестов. Они могут нарушить правила поведения в обществе, нагрубить, склонны к нападкам и критике. При выполнении деятельности им сложно прогнозировать, планировать, контролировать и оценивать результаты.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у большинства будущих педагогов диагностирован средний уровень саморегуляции с тенденции к низкому. Исходя из этого можно говорить, что саморегуляция у испытуемых не полностью сформирована, что дает возможность проведения целенаправленной развивающей работы по изменению ситуации в лучшую сторону.

В связи с этим был разработан и апробирован психологический тренинг саморегуляции. Он рассчитан на 14 часов. Частота проведения: один раз в неделю в период внеучебной деятельности.

Программа тренинга включает следующие методы работы: деловые игры, игры-разминки, психогимнастические и арттерапевтические упражнения, телесноориентированные упражнения, упражнения на обратную связь и др.

Методические приемы и техники психологического тренинга были сгруппированы таким образом, чтобы в процессе работы у участников снималось мышечное и эмоциональное напряжение, развивались навыки саморегуляции неблагоприятных психических состояний, а также отрабатывались умения управлять собственным поведением и поведением других людей в процессе образовательной деятельности.

С целью определения эффективности апробированного тренинга было проведено контрольное исследование, где повторно использовались диагностические методики констатирующего этапа эксперимента. Анализ полученных данных показал положительную динамику в развитии саморегуляции будущих педагогов. Достоверность результатов в уровне развития саморегуляции была выявлена с помощью и-критерия Манна-Уитни на р<0,01 уровне значимости.

Выводы. Таким образом, полученные данные контрольного этапа эксперимента указывают на то, что разработанный и внедренный психологический тренинг оказался эффективным, дал положительный результат и способствовал развитию саморегуляции будущих педагогов на этапе высшего профессионального образования.

Литература:

1. Вострокнутова, Т.Ф. Механизмы личностной и профессиональной саморегуляции у педагогов общеобразовательных и специальных школ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Вострокнутова Татьяна Филипповна; Казанский государственный технический университет. - Казань, 2000. - 17 с.

2. Кудашкина, О.В. Экспериментальное исследование навыков саморегуляции субъекта спортивной деятельности / О.В. Кудашкина, С.В. Тарасова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 5. - С. 317-319.

3. Кутузова, Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кутузова, Дарья Андреевна; Психол. ин-т Рос. акад. образования. - Москва, 2006. - 213 с.

4. Майдокина, Л.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности / Л.Г. Майдокина // Казанская наука. - 2012. - № 10. - С. 267-271.

5. Майдокина, Л.Г. Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки / Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашкина// Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 8. - С. 18-21.

6. Машекуашева, М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов - будущих педагогов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Машекуашева, Маргарита Хасанбиевна; Ростовский государственный университет. - Ростов-на-Дону, 2004. - 241 с.

7. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова // Институт психологии РАН. - М.: Наука, 2010. - С. 8.

8. Савинова, Т.В. Развитие самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов / Т.В. Савинова, Ю.С. Яикова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. -С. 346-349.

9. Савинова, Т.В. Развитие саморегуляции старшеклассников в процессе психологического тренинга / Т.В. Савинова, Н.А. Вдовина, М.А. Кечина, Р.В. Милкина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. -Том 7. - №6 - С. 32.

10. Сухарева, Н.Ф. Развитие саморегуляции эмоционального состояния в юношеском возрасте / Н.Ф. Сухарева, М.К. Малахова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. -2019. -№ 1 - С. 230-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.