СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В УСЛОВИЯХ БАЗОВОГО ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 28.04.2015 г.
Кандидат психологических наук Л.Г. Майдокина1
Магистрант С.В. Тарасова1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
SUBJECT-DEVELOPING TECHNOLOGY OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCY OF FUTURE TRAINER WITHIN BASIC TEACHER TRAINING CENTER
Ph.D. L.G. Maydokina1
Master's Degree Student S.V. Tarasova1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - разработка и внедрение субъектно-развивающей технологии формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях базового центра педагогического образования. Исследование состояло из трех этапов. На констатирующем этапе диагностировался уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера, на формирующем - с целью формирования структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера разработана и внедрена в экспериментальную группу субъектно-развивающая технология. На контрольном этапе исследования определялась динамика сформированности психологической компетентности будущего тренера. Данные контрольного среза показали изменения в уровне сформированности структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера, произошедших под влиянием внедрения субъектно-развивающей технологии.
Ключевые слова: психологическая компетентность, базовый центр педагогического образования, субъектно-развивающая технология.
Annotation
The purpose of the present research was to develop and implement the subject-field-developing technology of formation of the psychological competency of a future trainer within a basic teacher training center.
The study consisted of three phases. In the ascertaining phase the level of development of structural components of the psychological competency of the future trainer was diagnosed. In the forming phase a subject - field-developing technology was elaborated and implemented in the experimental group with the view of forming the structural components of the psychological competency of the future trainer. In the control phase of the study the dynamics of formation of the psychological competency of the future coach was determined. The control test results showed changes in the level of development of the structural components of the psychological competency of the future trainer due to the introduction of the subject-field-developing technology.
Keywords: psychological competency, basic teacher training center, subject-developing technology.
Введение. Для успешного сотрудничества с детьми и взрослыми современному тренеру необходимо обладать качественной психологической подготовкой и умением реализовать ее в процессе профессиональной деятельности. Важно понимать индивидуальность человека как ценности, учитывать психические особенности людей на различных возрастных этапах, осуществлять психологически обоснованное конструктивное взаимодействие с воспитанниками, быть субъектом реализации и восполнения собственных психических ресурсов и т. д. Все это обусловливает необходимость создания в вузе определенных условий для формирования психологической компетентности будущего тренера, которая является одним из определяющих факторов успешности профессиональной деятельности [2].
Изучение психологической компетентности педагога и тренера привлекает все большее внимание ученых и практиков [2-4 и др.]. Однако на данный момент отсутствует эффективная технология ее формирования на вузовском этапе профессиональной подготовки.
Под психологической компетентностью мы понимаем профессионально значимое личностное образование, формирование и развитие которого происходит в процессе освоения психологических знаний в вузе, обеспечивая готовность и возможность студента - будущего тренера психологически мыслить и действовать в учебно-познавательной и реальной профессиональной педагогической деятельности. В структуре психологической компетентности будущего тренера выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивацион-ный, практический.
Цель исследования - разработать и внедрить субъектно-развивающую технологию формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях базового центра педагогического образования.
Методика и организация исследования. Для исследования когнитивного компонента была использована авторская анкета «Психологическая компетентность будущего тренера», состоящая из перечня незаконченных предложе-
№ 8 • 2015 Август | August
http://www.teoriya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. о
0J
■ -О С га
О (U ■С
I—
нии, направленных на изучение осведомленности о психологических знаниях и психологической компетентности в области профессиональной деятельности. Мотивацион-ный компонент изучали с помощью методики «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана). Практический компонент психологической компетентности будущего тренера оценивали посредством выполнения респондентами серии практических заданий, направленных на изучение владения ими методами и приемами психологического оснащения спортивной деятельности. Статистическую оценку значимости полученных изменений осуществляли с помощью и-критерия Манна-Уитни.
Для изучения уровня сформированности структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера на базе Регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни, являющегося структурным подразделением Мордовского базового центра педагогического образования МордГПИ [1] было проведено исследование, в котором приняли участие студенты направления подготовки «Физическая культура» профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». Общая численность выборки составила 78 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе диагностировался исходный уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности. Результаты исследования показали, что среди студентов высок процент лиц, обладающих недостаточным уровнем сформированности структурных компонентов психологической компетентности, испытывающих затруднения в использовании методов и приемов психологического сопровождения спортивной деятельности, но при этом желающих получить психологические знания. В результате анализа полученных данных были созданы экспериментальная и контрольная группы, по 15 студентов в каждой.
На формирующем этапе исследования разработана и внедрена субъектно-развивающая технология, цель которой -формирование структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера в условиях базового центра педагогического образования. Содержание технологии включало субъектно-развивающие психологические задания проектного типа. В процессе реализации технологии использовались следующие активные методы: психологический анализ ситуаций, проектная деятельность, принятие и защита групповых решений, игры, тренинги, работа на компьютерном комплексе «НС-Психотест» и др. Технология реализовыва-лась в процессе изучения следующих дисциплин: «Психология физической культуры и спорта», «Психология конфликта», «Основы психодиагностики личности и группы», «Психическая саморегуляция в спорте», «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена», а также при освоении дополнительных образовательных программ «Психическая саморегуляция в спорте», «Психологическая подготовка в спорте».
Данные контрольного среза показали изменения уровня сформированности психологической компетентности у будущего тренера. Изменения отмечены как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако темп и уровень изменений в группах отличаются.
Качественные преобразования произошли в уровне развития когнитивного компонента психологической компетентности будущего тренера. Анализ результатов, полученных с помощью анкетирования, относительно осведомленности будущего тренера о психологической компетентности показал, что ответы в экспериментальной группе характеризуются более осмысленным отношением к процессу психологического сопровождения спортивной деятельности. Респонденты данной группы обогатились знаниями о психологических основах спортивной деятельности.
Изменения произошли и в мотивационном компоненте психологической компетентности будущего тренера. У большинства студентов экспериментальной группы была выявлена внутренняя мотивация профессиональной деятельности, тогда как у основной массы студентов контрольной группы диагностировалась ее внешняя положительная мотивация.
Выраженные изменения произошли в практическом компоненте психологической компетентности будущего тренера. Студенты экспериментальной группы достаточно грамотно представили и защитили программу психологического сопровождения спортивной деятельности с учетом избранного вида спорта, тогда как студенты контрольной группы испытали трудности при выполнении данного задания.
В качестве дополнительного практического задания было предложено провести психофизиологическое обследование спортсмена с использованием компьютерного комплекса «НС-Психотест». По результатам диагностики студенты составляли психологический портрет спортсмена и предлагали психолого-педагогические рекомендации относительно особенностей психологического сопровождения данного спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.
Статистическая проверка изменений уровня сформированности структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера показала, что в контрольной группе отсутствуют значимые различия до и после формирующего эксперимента, тогда как в экспериментальной группе различия до и после формирующего эксперимента статистически значимы.
Вывод. При условии внедрения технологии в учебно-образовательный процесс вуза, будущий тренер обогатится знаниями о психологической подготовке и сопровождении спортивной деятельности, умениями применять психологические знания в практической деятельности. Таким образом, полученные в исследовании данные доказали эффективность реализованной субъектно-развивающей технологии формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях базового центра педагогического образования.
Литература
1. Кадакин В.В. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя / В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 60-68.
2. Кильмяшкина Т.А. Теоретические и технологические основы развития психологической компетентности студента педагогического вуза / Т. А. Кильмяшкина, Л.Г. Майдокина // Российский научный журнал. - 2011. - № 2. - С. 92-97.
3. Майдокина Л.Г. Готовность будущего тренера к психологическому сопровождению спортивной деятельности / Л.Г. Майдокина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2. - С. 37-40.
4. Майдокина Л.Г. Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки / Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашки-на // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 18-21.
References
1. Kadakin, V.V. Pedagogicheskiy vuz kak bazovy tsentr podgotovki uchitelya (Pedagogical university as a basic teacher training center) / V.V. Kadakin, T.I. Shukshina // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 4. - P. 60-68.
2. Kil'myashkina, T.A. Teoreticheskie i tekhnologicheskie osnovy razvitiya psihologicheskoy kompetentnosti studenta pedagogicheskogo vuza (Theoretical and technological basics of psychological competency of university student) / T. A. Kil'myashkina, L.G. Maydokina // Rossiyskiy nauchny zhurnal. - 2011. - № 2. - P. 92-97.
3. Maydokina, L.G. Gotovnost' budushchego trenera k psikhologicheskomu soprovozhdeniyu sportivnoy deyatel'nosti (Readiness of future coach to provide psychological support during sports activity) / L.G. Maydokina // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2014. - № 2. - P. 37-40.
4. Maydokina. L.G. Razvitie samoregulyatsii sportsmena v sisteme ego psikhologicheskoy podgotovki (Development of athlete's self-regulation in his psychological training system) / L.G. Maydokina, O.V. Kudashkina // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 18-21.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
16
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2015 Август | August