Научная статья на тему 'Содержание психологической подготовки будущего тренера в условиях педагогического образования'

Содержание психологической подготовки будущего тренера в условиях педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майдокина Людмила Геннадьевна

Статья посвящена проблеме психологической подготовки будущего тренера. Автором раскрывается содержание психологической подготовки будущего тренера в условиях педагогического образования, анализируются дисциплины учебного плана, способствующие развитию психологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майдокина Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание психологической подготовки будущего тренера в условиях педагогического образования»

УДК 378 (045)

Майдокина Людмила Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева lyda_maydokina84mail.ru

Содержание психологической подготовки будущего

ТРЕНЕРА В УСЛОВИЯХ

педагогического

ОБРАЗОВАНИЯ

Lyudmila G. Maidokina

candidate of Psychological Sciences, associateprofessor at the Department of theories and methods of physical culture and sport, Mordovian State Pedagogical Institute of M.E. Evsevyev lyda_maydokina84mail.ru

The content of

the PSYCHOLOGICAL

training of the future couch in the conditions of

PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена проблеме психологической подготовки будущего тренера. Автором раскрывается содержание психологической подготовки будущего тренера в условиях педагогического образования, анализируются дисциплины учебного плана, способствующие развитию психологической компетентности.

Ключевые слова: психологическая подготовка будущего тренера, психологическая компетентность, педагогическое образование, психологическое сопровождение спортивной деятельности.

Annotation. The article deals with the psychological preparation of the future coach. The author reveals the contents of psychological preparation of the coach in the conditions of pedagogical education, analyzes the discipline curriculum contributing to the development of psychological competence.

Keywords: psychological training of future couch, psychological competence, pedagogical education, psychological support of sports activities.

Важной составляющей профессиональной подготовки будущего тренера является его психологическая подготовка. Каждый тренер должен обладать набором психологических знаний и умений, которые позволят ему устанавливать конструктивные взаимоотношения с детьми и взрослыми, учитывать психологические особенности личности при построении учебно-тренировочных занятий, эффективно управлять поведением спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды, применять различные психотехнологии в профессиональной деятельности.

Вопросами психологического сопровождения спортивной деятельности должен заниматься спортивный психолог. Как показывает практика, в современных спортивных школах отсутствует данный специалист, поэтому функция психологического сопровождения перекладывается на плечи тренера. Отсюда обнаруживается острая необходимость в повышении психологической грамотности будущего тренера [2, с. 37].

Под психологической компетентностью понимаем профессионально-значимое личностное образование, становление и развитие которого происходит в процессе освоения психологии в вузе, обеспечивая готовность и возможность студента - будущего тренера психологически

мыслить и действовать в учебно-познавательной и реальной профессиональной педагогической деятельности [1, с. 93].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен овладеть компетенциями, основу которых составляют психологические знания [3]:

- способность к самоорганизации и самообразованию;

- способность воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность,

организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникабельность, толерантность;

- способность использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой;

60

- способность использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- способность формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции;

- способность использовать приемы общения при работе с коллективом обучающихся и каждым индивидуумом и др.

С целью психологической подготовки будущего тренера в учебный план направления подготовки Физическая культура профиля Спортивная тренировка в избранном виде спорта включены следующие дисциплины базовой и вариативной частей: «Психология», которая изучается в течение двух семестров; «Психология физической культуры и спорта», «Основы психодиагностики личности и группы», «Психология конфликта», «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена».

Названные дисциплины способствуют формированию:

- знаний психологических основ физической культуры и спорта;

- знаний и умений использовать психодиагностические методы исследования личности и группы в профессиональной деятельности;

- психологических знаний о закономерностях и механизмах возникновения, протекания, разрешения конфликта в профессиональной деятельности;

- знаний основ психологического обеспечения подготовки спортсмена,

- умений использовать психологические знания для психологического сопровождения учебно-тренировочного процесса;

- умений использовать психологические закономерности и механизмы для психологического сопровождения личности в процессе ее развития и саморазвития, оптимизации психофизического состояния человека и укрепления здоровья;

- умений использовать психологические знания для психологического сопровождения личности в процессе занятия физической культурой и спортом и др.

Содержание психологической подготовки данных дисциплин включает различный спектр проблемных заданий, направленных на формирование психологической грамотности будущего педагога.

Приведем примеры некоторых заданий. Так, например, на дисциплинах «Психология физиче-

ской культуры и спорта» и «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена» используется проблемное изложение материала, что ориентирует студентов на самостоятельное исследование отдельных вопросов. Изложение материала предлагается в форме лекции-диалога, которая способствует активизации познавательной деятельности студентов через серию вопросов, на которые будущий тренер должен отвечать непосредственно в ходе лекции. На практических занятиях студенту предоставляется возможность выбора дифференцированных заданий, обеспечивающих адресное усвоение знаний и становление конкретных умений студента. На занятиях используются следующие формы работы:

- дискуссия, диспуты, круглые столы, где обсуждаются различные точки зрения на проблемы в спортивной деятельности;

- просмотр видеороликов с проявлением различных эмоциональных состояний в спорте;

- анализ дневниковых записей спортсменов;

- оформления фотостенда «Эмоции в спортивной деятельности»;

- разрабатываются психолого-педагогические рекомендации по формированию авторитета тренера и др. задания.

С целью углубленной психологической подготовки будущего тренера на базе Центра физической культуры и здорового образа жизни, являющемся структурным подразделением Мордовского базового центра педагогического образования МордГПИ, внедряются дополнительные образовательные программы «Психологическая подготовка в спорте», «Психическая саморегуляция в спорте». Данные программы направлены на углубление и расширение знаний будущего тренера о психологических основах спортивной деятельности. Практические занятия по программе проходили в детско-юношеских спортивных школах, благодаря чему будущий педагог смог отработать навыки психологического сопровождения спортивной деятельности.

Содержание дополнительных образовательных программ включает различные виды деятельности, способствующие формированию психологических навыков. Приведем примеры некоторых заданий:

- построить модель психологического сопровождения избранного вида спорта;

- предложить психограмму личности спортсмена в избранном виде спорта;

- разрешить конфликт в спортивной среде и смоделировать его;

- разработать психолого-педагогические рекомендации для тренера и спортсмена с целью разрешения различных трудностей в спортивной деятельности (например, коррекция чрезмерного проявления агрессивного поведения спортсмена,

61

адаптация новичка в спортивной команде, развитие специализированного восприятия, развитие познавательных процессов и личностных свойств спортсмена и др.);

- провести психофизиологическое обследование спортсмена на базе Регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни с использованием компьютерного комплекса «НС-Психотест», который предназначен для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма спортсмена; по результатам диагностики составить психологический портрет спортсмена и предложить психолого-педагогические рекомендации по особенностям психологического сопровождения данного спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности;

- освоить методы психорегуляции (аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, психомышечная тренировка);

Литература:

1. Кильмяшкина Т.А. Теоретические и технологические основы развития психологической компетентности студента педагогического вуза / Т.А. Кильмяшкина, Л.Г. Майдокина // Российский научный журнал. 2011. № 2. С. 92-97.

2. Майдокина Л.Г. Готовность тренера к психологическому сопровождению спортивной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 2. С. 37-40.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70643708/

- подготовить лекцию-презентацию для родителей воспитанников на тему «Способы формирования мотивации достижения успеха в спортивной деятельности».

Психологическая подготовка будущего тренера в условиях педагогического образования включает определенные учебным планом перечень психологических дисциплин «Психология»; «Психология физической культуры и спорта», «Основы психодиагностики личности и группы», «Психология конфликта», «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена», а также дополнительные образовательные программы «Психологическая подготовка в спорте», «Психическая саморегуляция в спорте». Качественное освоение содержания названных дисциплин и программ будет способствовать формированию у будущего тренера психологической компетентности.

Literature:

1. Kil’myashkina T.A. Theoretical and technological bases of psychological competence of the student of ped agogical high school / T.A. Kil'myashkina, L.G. Maidokina // Russian Scientific Journal. 2011. № 2. Р. 92-97.

2. Maidokina L.G. Willingness of the coach to the psychological support of sports activities // Humanities and Education. 2014. № 2. Р. 37-40.

3. The Law of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 7, 2014 № 935 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 49.03.01 Physical culture (undergraduate level)». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/

prime/doc/ 70643708/

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.