Научная статья на тему 'Формирование половой идентификации у дошкольников как педагогическая проблема'

Формирование половой идентификации у дошкольников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кофейникова Е. С.

Статья посвящена исследованию вопросов полоролевой социализации дошкольников. На основании теоретического анализа поставлена проблема поиска эффективных путей формирования половой идентификации детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты содержание и результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования. Доказана эффективность разработанной системы формирования половой идентификации у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кофейникова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование половой идентификации у дошкольников как педагогическая проблема»

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Просвещение, 1986. - С. 250-296.

3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 527 с.

4. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии. - 1961. - № 2. - С. 97-106.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.

6. Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников / Н.М.Юрьева // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: Издательство института языкознания РАН, 1993. - С. 86-98.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Кофейникова Е.С.*

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

Статья посвящена исследованию вопросов полоролевой социализации дошкольников. На основании теоретического анализа поставлена проблема поиска эффективных путей формирования половой идентификации детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты содержание и результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования. Доказана эффективность разработанной системы формирования половой идентификации у старших дошкольников.

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Приоритетной задачей полоролевой социализации дошкольников является формирование половой идентификации.

В педагогической науке и практике активно разрабатывались и разрабатываются вопросы полоролевого воспитания дошкольников. В исследо-

* Студент кафедры Педагогики и методики дошкольного образования. Научный руководитель: Т.В. Диль-Илларионова, доцент кафедры Педагогики и методики дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент.

ваниях, посвященных половому воспитанию дошкольников (В.Б. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрип-кова и др.), изучались особенности развития личности девочки/мальчика дошкольного возраста, исследовались половозрастные, психосексуальные особенности дошкольников, характер взаимоотношений между детьми.

Несмотря на значительные достижения в разработке вопросов поло-ролевого воспитания детей, широкая практика дошкольных образовательных учреждений и результаты нашего исследования свидетельствует о превалировании средне-низкого уровня половой идентификации детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; процесс половой социализации в детском саду идет самопроизвольно, дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции. Следовательно, проблему полоролевой социализации следует рассматривать с позиции поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс формирования половой идентификации у дошкольников.

Осмысление выявленной проблемы потребовало теоретического анализа и разработки следующих вопросов: сущность половой идентификации детей, основные компоненты половой идентичности; особенности процесса ее развития; своеобразие содержания и методов формирования половой идентификации у детей дошкольного возраста.

Половая идентификация рассматривается как отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре стереотипа мужского или женского поведения [2]. На протяжении дошкольного детства ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Формирование половой идентификации дошкольников предполагает овладение детьми способностью идентифицировать себя с представителями своего пола, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, развитие различных сфер женской / мужской индивидуальности, что способствует осознанию собственного образа «Я» мальчика / девочки [1, 3].

Процесс полоролевой социализации дошкольников включает три аспекта: 1) когнитивный - вооружение дошкольников представлениями о своей принадлежности к определенному полу, об основных маскулинных и фемининных качествах, о полоролевом поведении; 2) эмоционально-моти-вационный - формирование у дошкольников мотивов соответствовать эталону мужественности или женственности; 3) поведенческий компонент -усвоение типичной для пола модели поведения во взаимодействии с представителями своего и противоположного пола [4, 5].

Опытно-экспериментальное исследование проблемы проводилось в три этапа. На первом этапе в ходе констатирующего эксперимента для определения уровня сформированности половой идентификации детей, а также изучения созданных в ДОУ условий полоролевого воспитания был использован комплекс диагностических методик: 1) проективная методика «Нарисуй себя» для выявления уверенности ребенка в собственной половой принадлежности, отношения к своему полу; 2) беседа с детьми для уточнения знаний детей о своей половой принадлежности, особенностей представлений о противоположном поле, а также о неизменности своей половой принадлежности, 3) наблюдение за поведением детей в различных видах детской деятельности»; 4) анкета для воспитателей, с помощью которой мы выявили, ведется ли работа воспитателями по восприятию ребенка себя как представителя определенного пола, создается ли полоориентиро-ванная развивающая среда, используются ли игры, упражнения, занятия и другие разнообразные формы работы с детьми по половому воспитанию.

Анализ полученных результатов дает основание утверждать следующее: половая идентификация сформирована практически у всех детей, однако в ее основе, как правило, лежат чисто внешние половые признаки, отличающие мужчину от женщины. Были выявлены три уровня сформи-рованности половой идентификации у дошкольников. 20 % детей находятся на низком уровне половой идентификации. Они не знают отличий мальчиков от девочек, выражают сомнения в неизменности своего пола, не знают основных качеств мужественности и женственности. Дети объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении как мужские, так и женские черты, берут на себя маскулинные и фемининные роли.

50 % детей находятся на среднем уровне: они уверены в неизменности своего пола, однако отличиями мальчиков от девочек называют только внешние признаки, не могут обосновать, почему женские профессии -женские, мужские - мужские, называют по одному качеству мужественности и женственности. 30 % детей находятся на высоком уровне. Дети этой группы уверенны в неизменности своего пола, отличиями мальчиков от девочек называют не только внешние признаки, но и характерные качества личности мужественности и женственности (не менее трех). Мальчики предпочитают конструктивные игры. Девочки в игре с куклой копируют поведение заботливой мамы, сестры или бабушки.

Конструируя педагогический процесс, воспитатели практически не ориентируются на половые интересы детей при совместном воспитании в ДОУ, материальная база не позволяет обеспечить развивающую среду, которая дает возможность реализовать детям интересы, свойственные полу.

На основании полученных данных нами была разработана специальная система занятий, апробированных в ходе формирующего эксперимента. Содержание занятий было направлено на решение следующих задач: 1) формирование у ребенка потребности в проявлении себя как представи-

теля определенного пола; 2) содействие становлению представления детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных); 3) развитие способов взаимодействия, характерных для мужского и женского типов поведения; 4) воспитание нравственных качествах, характерных для мальчиков и девочек.

Данные занятия предполагали проведение этических бесед («Мальчики и девочки», «Мои родители», «Моя будущая профессия»), чтение художественных произведений (русская народная сказка «Хрустальная гора», стихи Маяковского В.В. «Кем быть?» и др.), создание проблемных ситуаций («Посмотрите, как одета наша Машенька», «Кто живет в твоем сердце?» и др.), моделирование («Я и моя семья» и др.), игровую деятельность детей (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, символические игры). Также был организован совместный труд детей, в ходе которого осуществлялось освоение мальчиками и девочками позиции субъекта деятельности, соответствующей половым склонностям и интересам детей.

Методические рекомендации, разработанные для воспитателей, раскрывали психолого-педагогические условия полоролевой социализации детей: эмоционально-комфортную и духовно-нравственную атмосферу ДОУ, насыщенную знаками и символами «мужской» и «женской» культуры; уважение достоинства ребенка, его внутренних чувств, переживаний; согласованность педагогических усилий, социальных условий жизни ребенка с индивидуальными особенностями дошкольника / дошкольницы; доверительное, дружеское и ответственное общение с ребенком; реализацию полоролевого воспитания, способствующего позитивным самоизменениям в личности, индивидуальности мальчика / девочки.

На заключительном этапе исследования в ходе контрольного эксперимента были выявлены принципиальные различия в уровнях сформирован-ности половой идентификации дошкольников. 20 % детей показали средний уровень, 80 % - высокий. Низкий уровень зафиксирован не был. Следовательно, сравнивая данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, можно заключить, что общий уровень половой идентификации детей повысился: расширились представления детей о различиях полов, о качествах мужественности и женственности, о вариативности полоролевого поведения.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация, сексологизация детской субкультуры / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2000. - № 1. -С. 35-42.

2. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991. - 255 с.

3. Коломенский Я. Л., Мелтсас М^. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломенский и др. // Вопросы психологии. - 1995. -№ 3. - С. 50-56.

4. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации / Т.А. Репина // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 6-10.

5. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент / Н.Е.Татаринцева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22-32.

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «УЧЕБНАЯ ФИРМА» КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© Кузнецова Е.С.*

Салаватский педагогический колледж, г. Салават

За долгие годы существования среднего профессионального педагогического образования налажена система организации учебного и внеучеб-ного процесса. Однако в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что сегодня важно подготовить «... квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».

В рамках педагогического колледжа и театральной студии «Вдохновение», действующей на базе колледжа, была создана учебная фирма с одноименным названием. Это довольно новая инновационная технология, направленная на развитие творческих способностей личности, повышение её активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым экономическим условиям. Востребованность именно на рынке труда практикоори-ентированных студентов стоит весьма остро. Поэтому создание учебной фирмы стало для нас интересной попыткой развернуть внимание студентов, ориентированных на педагогическую профессию, в совершенно иной ракурс: заняться планированием, управлением, производством и реализацией продуктов и услуг. Была создана команда сотрудников из числа студентов. Во главе этой учебной фирмы тоже встала студентка. Преподава-

* Студент. Научный руководитель: Р.Р. Баширова, преподаватель русского языка и литературы, учитель высшей категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.