Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жарикова И.А.

В данной статье рассматриваются особенности формирования полоролевой идентичности детей с интеллектуальными нарушениями как одного из этапов процесса социализации личности растущего человека. Для успешной социализации личности необходимо формировать модели полоролевого поведения, представления о содержании мужской и женской роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENDER-ROLE IDENTITY OF A CHILD WITH INTELLECTUAL DISORDERS

This article discusses the features of the formation of the gender-role identity of children with intellectual disabilities as one of the stages in the process of socialization of the personality of a growing person. For the successful socialization of the individual, it is necessary to form models of gender-role behavior, ideas about the content of the male and female roles.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376

Жарикова И.А. старший преподаватель кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования полоролевой идентичности детей с интеллектуальными нарушениями как одного из этапов процесса социализации личности растущего человека. Для успешной социализации личности необходимо формировать модели полоролевого поведения, представления о содержании мужской и женской роли.

Ключевые слова: полоролевая идентичность, социализации личности, дети с интеллектуальными нарушениями.

Zharikova I.A., senior lecturer

department of age physiology special and inclusive education

Tyumen State University

FORMATION OF GENDER-ROLE IDENTITY OF A CHILD WITH

INTELLECTUAL DISORDERS

Abstract: This article discusses the features of the formation of the gender-role identity of children with intellectual disabilities as one of the stages in the process of socialization of the personality of a growing person. For the successful socialization of the individual, it is necessary to form models of gender-role behavior, ideas about the content of the male and female roles.

Key words: gender identity, personality socialization, children with intellectual disabilities.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), стала объектом исследований ученых смежных областей (психиатров, психологов, дефектологов и др.) сравнительно недавно, во второй половине 20 века.

В соответствии с основными положениями отечественной и зарубежной педагогики и психологии, основным условием развития личности является «включение» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение с первых дней жизни. Первой школой общения, в

которой ребенок осваивает целостную систему моральных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества является семья. Именно родители и близкие люди формируют в сознании ребенка реакцию на окружающий его социальный мир: положительную или отрицательную.

Современный этап развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризируется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с ОВЗ. В данном контексте проблема семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, не теряет своей актуальности.

Полоролевая идентичность - это базовая структура социальной идентичности, которая характеризирует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо как человек себя категоризирует [1]. Это существенное, постоянное Я, субъективное понятие о себе, ощущение собственной принадлежности к мужскому или женскому полу. Понятия «быть женщиной» и «быть мужчиной» различны у разных этнических, религиозных групп, социальных слоев, поколений.

Безусловно, адекватное формирование полоролевой идентичности способствует усвоению культурных норм, образцов поведения взрослых, необходимых для полноценного развития системы межличностных отношений ребенка с учетом его половой идентичности, установлению его статуса среди сверстников, для коммуникативного развития, нормальной адаптации и социализации ребенка [2].

Эффективность воспитания ребенка в семье зависит от комплекса факторов, которые определяются состоянием детско-родительских отношений. Психологи исследовали степень влияния образа родителей на полоролевую идентичность подростков. Проведенные исследования показали, что отец имеет более важное значение для возникновения у ребенка ощущения себя, принадлежности к мужскому или женскому полу и овладению способами поведения, свойственным соответствующему полу. Отец необходим для успешного формирования не только маскулинности сыновей, но и феминности дочерей. Экспериментально доказано, что феминность девочек положительно коррелирует с маскулинностью их отцов. Психоаналитично-ориентированные исследователи считают, что для успешного одобрения женской половой роли девочка должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и идентифицировать себя со своей матерью в их взаимоотношениях с отцом. Отсутствие отца нарушает формирование полоролевой идентичности у девочек, что приводит к усилению тревоги сепарации.

При недостатке материнской любви в раннем возрасте и редких контактах со сверстниками во время критической фазы развития во взрослом состоянии появляются различные нарушения сексуального поведения. Такие дети также в дальнейшем страдают от социальной дезадаптации.

Известно, что у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, отмечаются нарушения развития личности, что обусловлено значительной сложностью усвоения социальных связей и отношений. При нарушениях социальной адаптации умственно отсталых подростков могут проявляться отклонения в формировании половой идентичности и усвоении половых ролей Гарбузов В.И., Эйдемиллер З.Г., Исаев Д.Н., Каган В.Е. и другие).

Исаев Д.Н. и Каган В.Е. подчеркивают, что «...половое воспитание в семье - не просто совокупность воздействий взрослого на ребенка. Это сложная система воздействий, в которой существуют свои внутренние проблемы и противоречия. Однако их значение не всегда являются отрицательными. С одной стороны, потому что они могут уравновешивать и компенсировать друг друга, с другой - потому что стимулируют ребенка к собственной активности и поискового поведения» [3]. Формирование полоролевых установок и стереотипов поведения тесно связано с процессом психосексуального развития личности. Психосексуальное развитие личности человека начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Исаев Д.Н. и Каган В.Е. изучали уровень осведомленности умственно отсталых детей в вопросах пола. Результаты исследования доказали, что половое развитие умственно отсталых детей значительно отличается от полового развития ребенка без интеллектуальных нарушений. Эти отличия, прежде всего, касаются полоролевого поведения, сексуальной активности, общей осведомленности в вопросах пола [3].

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных авторов указывает на то, что этот процесс в целом является аналогичным процессу психосексуального развития лиц психически здоровых, однако не совпадает в хронологическом плане. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых характерны что и для здоровых лиц. Было определено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и усвоение определенной половой роли. У них также недостаточно развита полоролевая идентификация. Вместе с этим, умственно отсталые способный усваивать определенные основы полового поведения. По мнению многих исследователей, с приближением полового созревания сексуальная активность увеличивается - они так или иначе овладевают нормам морали, учатся контролировать свое поведение и начинают скрывать то, что противоречит принятых нормам морали [3].

Таким образом, в наше время количество детей с отклонениями в развитии растет. Зачастую у таких детей наблюдаются и отклонения в полоролевом развитии. В осознании своей ребенком своей принадлежности к определенному полу определяющую роль играет семья, в которой этот ребенок воспитывается. Учитывая, что семья для умственно

отсталого ребенка является почти единственным институтом социализации и большинство таких семей являются проблемными, поэтому формирование личности умственно отсталого ребенка, его полоролевое развитие происходит под негативным влиянием. Полоролевая идентичность у детей с интеллектуальными нарушениями хоть и формируется, однако, существенно отличается от нормы.

Использованные источники:

1. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина. - 1989. 336 с.

2. Ткачева В.В. «Модель сотрудничества» как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками // Коррекционная педагогика. - 2007. - №2 (20). - С. 68-77.

3. Колосова Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.