Научная статья на тему 'Гендерные и психологические особенности личности в процессе половой социализации'

Гендерные и психологические особенности личности в процессе половой социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
994
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SEXUAL REVOLUTION / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SEX-ROLE BEHAVIOR / СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГЕНДЕР / GENDER / ФЕМИННОСТЬ / FEMININITY / МАСКУЛИННОСТЬ / MASCULINITY / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / SEXUALITY EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / GENDER SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова-Сафронова Маргарита Александровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом половой социализации. Детально анализируются взаимосвязи гендерных и психологических особенностей личности на сексуальной стадии формирования либидо, как завершающего этапа половой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF A PERSON IN SEXUAL SOCIALIZATION

The article considers the issues related to sexual socialization. Detailed analysis of corrrelation of gender and psychological characteristics of a person on the sexual stage of the libido formation, as a final stage of sexual socialization.

Текст научной работы на тему «Гендерные и психологические особенности личности в процессе половой социализации»

определения причин успешности и затруднении;

- промежуточный контроль проводится в форме аттестационных мероприятий и помогает определить характер продвижения студентов в изучении учебного материала;

- самоконтроль со стороны студента происходит индивидуальным образом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль завершает основной курс изучения дисциплины и дает возможность оценить уровень подготовки студентов по предмету;

- контроль остаточных знаний и умений является отсроченным по отношению к изучению учебного курса и служит показателем долгосрочности приобретенных студентами знаний и практических умений.

Таким образом, самостоятельная работа в вузе представляет собой вид познавательной деятельности, которая становится средством воспитания у студентов-психологов таких личностных качеств, как инициативность, активность, креативность и формирует психолога, обладающего достаточным уровнем правосознания; владеющего культурой мышления, способного к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Повышение роли самостоятельной работы студентов в системе высшего психологического образования означает принципиальный пересмотр всей системы организации учебно-воспитательного процесса, который все больше становится направленным на развитие у студента умения учиться, формировать способность к саморазвитию, вкус к творческой деятельности.

Пути и формы организации самостоятельной работы студентов-психологов с учетом их направления и уровня подготовки определяются преподавателем самостоятельно. Подбор заданий - это творческий процесс

для профессорско-преподавательского состава высшей школы, показывающего образцы неиссякаемой самообразовательной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асланова Л.О. Самостоятельная работа студента как основной фактор актуализации знаний // Наука и современность. - 2010. № 7. С. 147-151.

Кучерова Т.В. Самостоятельная работа студента как один из компонентов образовательного процесса // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. № 4. С. 64-66.

Мирошникова Г.А. Самостоятельная работа студента - одно из звеньев в становлении студента как будущего специалиста // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. № 17. С. 95-99.

Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 314-317.

Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Самостоятельная работа студентов вуза в условиях кредитной технологии обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 226-229.

Шмиголь И.В. Самостоятельная работа как средство формирования предметных компетентностей у будущих педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 317-320.

Гнатышина Е.А. Сущность, цели и содержание самостоятельной работы обучающихся в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 60-63.

METHODS MOTIVATING AND EVALUATING INDEPENDENT WORK STUDENTS

IN HIGH SCHOOL PSYCHOLOGISTS

© 2014

F.A. Saglam, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The reform of higher education shows the role of students' independent work as an essential part and basis for the education process. The article considers the active and inactive forms of organizing students' independent work and offers variants of tasks for this work and its quality monitoring. The conclusion is that this question is the most urgent and requires further development and improvement in the transition of the new state standards.

Keywords: independent work, active forms of students' independent work, interactive forms of students' independent work, kinds of students independent work, quality monitoring.

УДК 159.922.1

ГЕНДЕРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2014

М.А. Филатова-Сафронова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология

развития и психофизиология» Институт экономики, управления и права (Казань, Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом половой социализации. Детально анализируются взаимосвязи гендерных и психологических особенностей личности на сексуальной стадии формирования либидо, как завершающего этапа половой социализации.

Ключевые слова: половая социализация, полоролевое поведение, сексуальная революция, гендер, феминность, маскулинность, половое воспитание, личность.

Психологическое состояние современного общества характеризуется значительными трансформациями традиционной структуры, в результате которых деформируется процесс половой социализации, происходят изменения гендерных программ мужчин и женщин.

Половая социализация рассматривается как процесс формирования сознания половой идентичности, благодаря которому человек включается в существующую в данном обществе систему половой дифференциации [1].

Это активное усвоение личностью стандартов психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения [2].

Психологические механизмы половой социализации в настоящее время объясняются тремя основными взаимодополняющими теориями [3]. Теория идентификации, основанная на психоанализе, объясняет феномен половой социализации механизмом подражанием, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение

взрослых представителен своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно»; девочки получают положительное подкрепление за фемининное поведение и осуждаются за маскулинное. Теория самокатегоризации, в основе которой находится когнитивно-генетическая концепция, подчеркивает познавательную сторону процесса половой социализации и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого организует свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению. Каждая из этих теорий описывает процесс половой социализации с разных точек зрения: теория половой типизации - с точки зрения воспитателей, теории идентификации и самокатегоризации - с точки зрения ребенка.

Одной из составляющих половой социализации является развитие либидо, проходящее через три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную [4]. На платонической стадии развития либидо (как правило, у детей 7—10 лет) формируется стереотип полоролевого поведения. Прохождение через эротическую стадию подростками 14—16 лет способствует формированию у них психосексуальных ориентаций. И к моменту, когда молодой человек в течение как минимум одного года живет стабильной половой жизнью, можно констатировать его переход на сексуальную стадию развития либидо.

Традиционно для патриархальных сообществ половая социализация исходила из типа соответствия по-лоролевых (гендерных) образцов половой принадлежности ребенка, т.е. мальчикам соответствовала маскулинная модель, девочкам - фемининная. Типично мужскими считались такие черты, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. Типично женскими - уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. Процесс половой социализации в современной России представляет собой явление, отличающееся по всем своим проявлениям от аналогичных ему во всей предшествующей истории [5].

К концу XIX - началу ХХв. наметился, а в советское время развился маскулинный тип половой социализации, преимущественно характерный для суровых времен, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек. Однако, если еще в 70-е - 80-е г.г. успех подростка напрямую зависел от его соответствия критериям половой роли («быть хорошим парнем»), а для девушки в подростковом возрасте происходила переоценка жизненных планов в пользу женственности и материнства, то в начале 90-х годов и, особенно в конце их эта картина кардинально изменяется [6]. Одной из главных причин, по мнению психологов, сексологов и других специалистов можно считать сексуальную революцию.

В истории развития европейской цивилизации выделяют две сексуальные революции, т.е. два продолжительных периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений. Первый относится ко времени распада Римской империи, для которого характерно принципиальное изменение смысла человеческой сексуальности. В античном Риме господствовало «проникновение полового элемента во все сферы жизни (культ фаллоса, специфические половые божества, свободное проявление полового элемента в общественной жизни, литературе, искусстве)», проявляющееся в половой распущенности и развращенности. Христианство, пришедшее на смену, установило принцип моногамии и оду-

хотворения отношении между мужчинои и женщинои. Сексуальность становится проявлением «единомудрия и целомудрия» супругов. Вторую сексуальную революцию, правильнее сказать контрреволюцию, европейское общество переживает с середины ХХ века; ее символом можно считать выход в свет в 1953 году журнала «Playboy» [7].

Россия, в отличие от Запада, столкнулась с этим явлением несколько позже и в другом виде. Характерной особенностью россиискои сексуальнои революции является ее длительная протяженность во времени. Вследствие этого в обществе соседствуют разновозрастные представления и точки зрения о сексуальнои норме и патологии. В процессе полового воспитания и половой социализации формирующейся личности задействованы люди нескольких поколений, различной сексуальной идеологии [8]. Усугубляет этот процесс и амбивалентная информационная среда: наряду с функционированием в ней одновременно объективной, адекватно отражающей социальный мир, существует информация деформированная. К ней можно отнести продукцию сексуальной индустрии. За счет лавины сексуальной продукции повысился порог сексуальной стимуляции, обострился кризис традиционной семьи, в том числе кризис о представлении гендерной роли. Безусловно, это отразилось и на изменении типа половой социализации, который можно было бы определить как инверсионный, т.е. маскулинный для девочек и фемининный для мальчиков.

Инверсионный тип половой социализации стирает грани между сексуальными ролями и приводит к формированию «унисексуальной» (или бисексуальной) модели психологического пола. «Унисекс» проявляется не только в одежде, прическе, формах поведения, но и психосексуальных пристрастиях [9].

Однако многие авторы лишь констатируют данный факт, игнорируя при этом взаимосвязь специфических психологических особенностей личности как представителя определенного пола с его гендерными установками [10-13]. А это неправомерно: сформированные на основе определенного уровня развития личности, половые особенности, в свою очередь оказывают существенное влияние на ее дальнейшее развитие, во многом определяя содержание и структуру мотивационно-потребностной сферы, нравственных установок, самосознания. И в то же время, именно психологические особенности личности могут компенсировать сформированный в ходе семейного воспитания инверсионный тип половой социализации [14]. Исходя из этого, дальнейшее изучение гендерных и психологических особенностей личности в процессе половой социализации, а также их взаимосвязей актуально и своевременно.

В исследовании (Филатова - Сафронова М.А., Хаматханова Г.Р.) приняли участие 120 человек: 40 мальчиков и девочек (находящихся на платонической стадии), 40 человек подросткового возраста (эротическая стадия), и 40 человек юношеского возраста (сексуальная стадия). В качестве основного эмпирического инструментария были выбраны методики С. Бем «Маскуллинность - Фемининность», 16 - факторный опросник Р. Кеттелла (сокращенный вариант, 105 вопросов), многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант). Всего проанализировано 18 показателей. Кроме общего сравнительного анализа, которому подвергались шесть групп, выяснялась структурная организация исследуемых показателей в зависимости от половой принадлежности и стадии развития либидо испытуемых. Достоверность полученных в сравнении различий оценивалась с помощью t - критерия Studenta, характер взаимосвязи показателей определялся путем использования рангового коэффициента корреляции Спирмена.

Анализ и интерпретация эмпирического материала осуществлялась в три этапа.

В первую очередь анализу подвергались средние

значения и процентное соотношение результатов диагностики во всех группах. Оказалось, что установка на полоролевое поведение девочек, девочек - подростков и девушек в большинстве случаев соответствует их половой принадлежности, причем отмечена тенденция к возрастанию показателя «фемининность» к сексуальной стадии развития либидо (60%, 80% и 90% соответственно). Это может свидетельствовать о развитии женского самосознания, формировании позитивного образа «женского» у современных девушек. У респондентов мужского пола распределение показателя «маскулинность» по стадиям развития либидо несколько иное - 60%, 70%, 60% (для мальчиков, подростков, юношей соответственно). В данном случае можно предполагать, что образ «мужского» несколько размыт и «разбавлен» характеристиками андрогинности.

На втором этапе проводился сравнительный анализ количественных данных полоролевых и психологических свойств личности в группах девочек, девочек -подростков, девушек и мальчиков, подростков, юношей. Достоверные различия полоролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации обнаружены не были. Подобный факт свидетельствует об устойчивости психологической составляющей психической индивидуальности испытуемых, ее способности быть стабильной.

Третий этап был посвящен выяснению взаимосвязей полоролевых и психологических свойств личности и их изменений на разных этапах развития либидо. Для иллюстрации приводим описание обнаруженных взаимосвязей в группах юношей и девушек, находящихся на сексуальной стадии развития (рис.1). Выбор именно этих групп обусловлен тем фактом, что данные респонденты вступают в пору сексуальной зрелости. Достижение ими репродуктивного возраста ставит перед ними определенные обязательства: им принадлежит определяющая роль в формировании гендерного стереотипа будущего потомства.

Как видно из рисунка, корреляционные структуры женской и мужской выборок несколько различаются. Несмотря на почти одинаковое количество достоверных взаимосвязей показателей гендерных и психологических свойств личности юношей и девушек (19 и 18 соответственно), структура мужской выборки, в отличие от женской, более связанная. Это свидетельствует об образовании симптомокомплекса свойств, обеспечивающего больший адаптационный ресурс.

Рассмотрение отдельных взаимосвязей в структурах позволяет объяснить их с логики личностно-ориентиро-ванного подхода. Например, можно раскрыть характер взаимосвязей в одной из цепочек, образованной исследуемыми показателями мужской выборки: усиление фактора маскулинности (пок..18) ведет к повышению интеллекта (пок. 2), через него к усилению принципиальности (пок. 7) и уверенности в себе (пок. 13), что в свою очередь, вновь способствует повышению мужественности. Анализ взаимосвязей в этой «цепочке» свидетельствует о том, что хотя структура показателей личности юношей выглядит соответствующей традиционному представлению об образе мужчины, полностью реализованной она не является.

Общей закономерностью в анализируемых структурах женской и мужской выборок является тесная взаимосвязь показателей личностных особенностей с ген-дерным фактором. Плеяды, образованные показателем «маскулинность - фемининность», заметно выделяются в обеих структурах. Это свидетельствует о том, что установка на полоролевое поведение у испытуемых обоего пола, полностью сложилась к моменту обследования. Проанализировав встречаемость одинаковых показателей в структурах обеих выборок, обнаружились интересные факты. В прямой зависимости от социального пола оказывается уровень интеллекта, причем как у мужчин, так и женщин. Это может свидетельствовать о том, что

высокий уровень интеллекта (пок. 2) перестал быть прерогативой мужчин, и приобрел универсальную окраску. Кроме того, принципиальными для характеристики мужчин и женщин, как представителей своего пола, являются такие показатели, как «доверчивость - подозрительность» (пок. 10) и «высокая активность - низкая активность» (пок. 17). В структуре женской выборки выявлены прямые взаимосвязи, в структуре мужчин - обратные.

Кроме названных, более не обнаружено общих закономерностей в исследуемых выборках. Каждая из взаимосвязей между показателями, обнаруживаемая в структуре женщин и мужчин, является «особенностью» этой структуры. Так еще одной особенностью структуры женской выборки, является логическая «цепочка» между анализируемыми показателями. Опираясь на логику корреляционного анализа, можно говорить, что усиление женственности (пок. 18) актуализирует замкнутость (пок. 1), развитие воображения (пок. 11), приспособляемость (пок. 7), что влечет за собой развитие смелости (пок. 8), снижение доверчивости (пок. 10) и, в конечном счете, вновь способствует развитию женственности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что современные девушки в большей степени, чем юноши соответствуют гендерным образцам своей половой принадлежности. Однако анализ взаимосвязей между ген-дерными и психологическими особенностями показал, что юноши в силу сформированной структуры личности обладают большим адаптационным потенциалом. Это в некоторой степени нейтрализует неадекватность их по-лоролевой установки. И в связи с этим можно предположить, что полоролевое воспитание будущего поколения будет осуществляться в соответствии с общепринятыми гендерными стандартами.

Рисунок 1 - Структуры, образованные корреляционными взаимосвязями гендерных и психологических особенностей юношей и девушек, находящихся на сексуальной стадии развития либидо

Примечание:

Обозначение показателей приведено в таблице 1;

- прямые взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,05

------ обратные взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,05

-прямые взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,01

-------обратные взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,01

Таблица 1 - Перечень показателей гендерных и психологических свойств респондентов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М., 1978. - 493с.

2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена у детей. - Л., 1979. - 183с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. - 724с.

4. Кон И.С. Сексология.- М., 2004.- 384 с.

5. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001.-638с.

6. Филатова-Сафронова М.А. Особенности половой социализации в условиях современной России // сб. материалов всероссийской научно-практической конференции «Самореализация личности в современных социокультурных условиях», Тольятти, 2007. - С. 243-245.

7. Темкина А.О. Сценарии сексуальности и тендерные различия. - СПб., 2002. - 238с.

8. Половые стереотипы мужского и женского поведения. - СПб., 1991. - 438с.

9. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: "МЕДпресс", 2002. - 592 с.

10. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 207-209.

11. Захарова Е.Ю. Факторы существования проституции в современных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 78-80.

12. Тарасова С.М., Тарасова Е.М. Отношение студентов к проблеме гомосексуализма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 286-288.

13. Власова Н.В. Это загадочное слово - идентичность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 50-53.

14. Филатова-Сафронова М.А. Взаимосвязь ген-дерных и психологических особенностей личности в период сексуального созревания // сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы» / под ред. Л.В. Карцевой. Тольятти, 16-17 октября 2008г. - Тольятти: ТГУ, 2008. - Ч.1. - С.122-127.

Номер Показатель Номер Показатель

1 шкала А (замкнутость — открытость) 10 шкала Ь (доверчивость -подозрительность)

2 шкала В [низкий уровень интеллекта- 11 шкала М (пр актично сть - р а звито е воображение)

3 шкала С{эмоциональнаяустойчивость— эмоциональнаянеустойчивость) 12 шкала N (прямолинейность -дипломатичность)

4 шкала Б (беспокойство — уравновешенность) 13 шкала О (уверенность в сеое — тревожность)

5 шкала Е(подчиненность - доминантность) 14 шкала <21 (консерватизм — радикализм)

6 шкала Р (сдержанность- экспрессивность) 15 шкала 1^2 (конформизм —

7 шил. а (пр.™,™™»™-пр инципиал ьно сть) 16 шкала<33 (низкий самоконтроль-высокий самоконтроль

S шкала Н(робоС1ь- сыелоетъ) 17 пиала <Ц (высшая апганипъ -т.1.™™)

9 шкал« 1<ж«тоюсп - шш>») 1S уровень маскулинности- уровень

GENDER AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF A PERSON IN SEXUAL SOCIALIZATION

© 2014

M.A. Filatova-Safronova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychology of development and psychophysiology»

Institute of Economy, Managements and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article considers the issues related to sexual socialization. Detailed analysis of correlation of gender and psychological characteristics of a person on the sexual stage of the libido formation, as a final stage of sexual socialization.

Keywords: gender socialization, sex-role behavior, sexual revolution, gender, femininity, masculinity, sexuality education, personality.

УДК 37.014.2

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф.В. Хугаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Среди духовно-нравственных ценностей личности студента в особом ряду стоит воспитание гражданина, обладающего толерантным мировоззрением, способного к межкультурному, межконфессиональному диалогу и взаимопониманию с представителями других народов. Это тем более важно, что в условиях многонациональной, поликультурной среды регионального вуза социально-политическая стабильность зависит от нравственного развития личности и толерантности.

Ключевые слова: толерантность, мультикультурализм, межкультурное общение, патриотизм, интолерантность, формы проявления интолерантности, интернационализм.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу ее многонациональности и многоконфессиональности, трансформации российского общества, усиления проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, снижения согласия и терпимости в социуме. В настоящее время взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, пода-

влению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном плюралистическом, поликультурном мире. Толерантность это намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая ее право на свои ценности и образ жизни и формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям, осознание непохожести и принятие всего этнокультурного многообразия мира [6, с. 98-104].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.