Научная статья на тему 'Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений пограничного профиля'

Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений пограничного профиля Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / КУРСАНТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. / CADET / CIVIC CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дениско Иван Викторович

В статье автор раскрывает сущность компетентностного подхода в формировании политической культуры курсантовпограничников на основе универсальных и профессиональных компетенций. Определяет направления развития политической культуры сотрудников пограничных органов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дениско Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article author divulge the essence of competence method of approach into forming of the civic culture of cadet border guards for basis universal and professional competences. Author is determining direction of development the civic culture of border guard worker.

Текст научной работы на тему «Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений пограничного профиля»

Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений пограничного профиля

Необходимость формирования политической культуры как одного из основных критериев демократического государства XXI в. обозначил Президент России Д.А. Медведев в своём выступлении на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности», прошедшем в Ярославле в сентябре 2010 г.1

Современная динамика развития социальных отношений в пограничном пространстве определяет актуальность проблемы формирования политической культуры курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля2 как определяющего субъекта реализации пограничной политики государства.

В современных условиях основным источником конкурентоспособности, лидерства и превосходства становится человеческий интеллект - умение производить новые смыслы, инновации и инновационные системы, способность моделировать и строить будущее; готовность приспосабливаться к условиям динамической среды.

Поэтому вопрос о формировании современной, адекватной угрозам и вызовам пограничной безопасности России политической культуры курсантов является одним из ключевых для пограничного образования в условиях реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

Процесс формирования политической культуры у курсантов во многом зависит от социальной реальности пограничного пространства, факторов социальной среды, находящихся в постоянной динамике, а также связан с традициями и ритуалами пограничников, имеющих многовековую историю и

1 http://www.kremlin.ru/transcripts/8887 (дата обращения 15 сентября 2010 года).

2 Далее по тексту автор будет применять термин «курсанты», подразумевая курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля.

составляющих основу политической культуры как символической программы мышления, чувствования и поведения людей. Исходя из этого, перед субъектами пограничной политики стоит сложная, творческая задача по организации процесса формирования и развития политической культуры курсантов-пограничников, отвечающей современному прогрессу не только государственного, но и мирового масштаба, способствующей поддержанию стабильности социально-политической обстановки в приграничных регионах, а также воспроизводству политической сферы жизни общества в пограничной сфере.

Реформа высшего профессионального образования в Российской Федерации, переход на уровневую систему требуют новых подходов к оценкам качества образования1. Одной из новых характеристик качества образования, оптимальности использования моделей управления качеством образовательных стратегий и практик становится компетентностный подход. В рамках компетентностного подхода встаёт вопрос о формировании компетенций социально-профессиональных качеств пограничников как субъектов пограничной политики, обеспечивающих защиту и охрану личности, общества и государства в пограничном пространстве.

Компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования2. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание уровневой системы степеней (бакалавр, специалист, магистр) требует изменения не только методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования, но и смены всей парадигмы высшего образования. Разработка содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения решает задачу выработки общеевропейского

1 См.:Компетентностный подход к образованию и профессионально-личностное развитие государственных служащих. Метод. пособие. М., 2009, с. 5.

2 См. там же, с. 23.

консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Насколько такая модель высшего профессионального образования коррелируется с задачами подготовки сотрудников пограничных органов на современном этапе--вопрос пока открытый и достаточно дискуссионный.

Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов; компетентность соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и области деятельности.

Понятия компетентность и компетенция трактуются автором как некоторое интегративное качество субъекта, включающее мотивационные, ценностные и поведенческие аспекты, проявляющиеся в успешных действиях в какой-либо области. Они включают в себя знание и понимание (теоретические знания в академической области, способность знать и понимать), знания как действия (практическое и оперативное применение знаний в конкретной ситуации), знания как бытие (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В области формирования политической культуры курсантов компетентность рассматривается как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в деятельности по защите и охране государственной границы, поддержанию стабильной социально-политической обстановки в пограничном пространстве. Соответственно, компетенция - это, в первую очередь, некоторые специфические ожидания со стороны государства и общества, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников пограничных органов. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей - ожиданий и полагается в качестве основного показателя компетентности.

В формировании политической культуры курсантов-пограничников главным содержанием компетентностного подхода является образовательный компонент, при этом итоговая компетентность представляется совокупностью многих таких компонентов, а каждый из них представляет собой один из аспектов будущей профессиональной деятельности.

Модель формирования политической культуры курсантов, ориентированная на сферу профессиональной деятельности, менее жёстко привязана к конкретному объекту и предмету деятельности, что обеспечивает мобильность выпускников образовательных учреждений пограничного профиля в изменяющихся условиях социальной реальности и существенно расширяет интеллектуальные и профессиональные возможности сотрудников в области государственного управления несмотря на законодательные ограничения, связанные с исполнением ими служебных обязанностей.

Анализ деятельности субъектов, участвующих в формировании политической культуры курсантов, свидетельствует, что научные подходы и методы составляют 37% - 50%, что не в полной мере соответствует современным требованиям к выпускникам образовательных учреждений пограничного профиля, а также социальному заказу общества и государства.

Предлагаемая модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей. Суть модели формирования политической культуры курсантов заключается в том, что компетенции бакалавра или специалиста в области государственного управления в пограничной сфере состоят из компетенций универсального и профессионального характера.

Исходя из этого, представляется возможным предложить следующий вариант компетенций, определяющих уровень сформированности политической культуры курсантов.

Универсальные компетенции:

- владеет культурой политического мышления, способен к восприятию обобщению и анализу политической информации;

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективах;

- осознаёт себя элементом формирующегося гражданского общества, способен отстаивать свои интересы законными способами;

- осознаёт социально-политическую значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией;

- обладает разнообразными по способам и формам выражения моделями политического поведения.

Профессиональные компетенции:

- способен толерантно, с научно-методологических позиций анализировать и использовать в профессиональной деятельности социально-политические явления, происходящие в пограничном пространстве России и сопредельных государств;

- умеет и готов проводить разъяснительную социально-политическую работу как субъект пограничной политики с населением приграничных районов с целью максимального привлечения их к охране государственной границы, формирования у них политической культуры;

- стремится к политическому саморазвитию, повышению уровня своей политической культуры;

- имеет сформировавшуюся иерархическую систему социально-политических ценностей, высшими из которых являются сохранение суверенитета и территориальной целостности страны;

- реализует в профессиональной деятельности творческие, инновационные методы управленческой деятельности;

- владеет основами семиотического подхода формирования политической культуры подчинённых как символической программы

мышления, чувствования и поведения людей применительно к деятельности по защите и охране государственной границы России.

Таким образом, предложенные компетенции определяют уровень политической культуры сотрудников пограничных органов оперативно-тактического уровня.

Компетенциями более высокого, стратегического уровня в области организационно-управленческих задач и принятии стратегических решений при осуществлении пограничной деятельности должен обладать магистр, владеющий современными подходами в работе с персоналом, методикой создания инновационных коллективов. Кроме этого, в основе подготовки магистра должны лежать знания основных методов научных исследований и управления инновационной деятельностью на всех этапах профессиональной карьеры.

И.В. ДЕНИСКО

Дениско И.В. Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений пограничного профиля. В статье автор раскрывает сущность компетентностного подхода в формировании политической культуры курсантов-пограничников на основе универсальных и профессиональных компетенций. Определяет направления развития политической культуры сотрудников пограничных органов.

Ключевые слова: компетенции, модель, курсанты, политическая культура.

Denisko I.V. Forming of the civic culture of cadet border guards institutes. In article author divulge the essence of competence method of approach into forming of the civic culture of cadet border guards for basis universal and professional competences. Author is determining direction of development the civic culture of border guard worker.

Key words: competence, model, cadet, civic culture.

* Дениско Иван Викторович, e-mail: adyunkt2033@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.