Научная статья на тему 'Современные условия и особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере'

Современные условия и особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
468
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / MODERN CONDITIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / ПОГРАНИЧНАЯ СФЕРА / ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ / BORDER AUTHORITIES / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BORDER SECURITY / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. / CULTURE OF MANAGEMENT / BORDER AREA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Катунина Юлия Константиновна

В статье рассматриваются особенности современных условий, в которых осуществляется деятельность пограничных органов, определяются угрозы национальной и пограничной безопасности. Актуализируется вопрос формиро-вания высокой культуры управленческой деятельности в пограничной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the characteristics of modern conditions in which the activities of border authorities are carried out. It deals with the threat to the national and border security. The issue of formation of culture management in the border area is concerned

Текст научной работы на тему «Современные условия и особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере»

Ю.К. КАТУНИНА аспирант Национального института бизнеса*

Современные условия и особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере

Место пограничных органов в системе обеспечения национальной безопасности России определено главным предназначением ее деятельности - обеспечение безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов1. Этим и обусловлена необходимость формирования культуры управленческой деятельности сотрудников пограничных органов. Здесь необходимо учитывать следующие особенности:

• Огромная линия соприкосновения с внешним миром (61031, 29 км). Это граница с 18 государствами, различными по своему социально-политическому устройству, экономике, национальным, религиозным и другим признакам.

•Различные физико-географические условия пограничной службы. Граница с запада на восток проходит через 12 часовых поясов, с севера на юг - от Арктики до Кавказа. При этом сухопутный участок границы составляет 14420, 95 км, речной и озерный - 7802,84 км, морской - 38807,5 км; морские пространства охватывают 9 млн. кв. км. Страна омывается 12 морями. Здесь важно учитывать, что чем значительнее протяженность государственной границы, тем интенсивнее воздействие внешней среды на жизнь государства и его вхождение в систему геополитических координат, в структуру международных экономических, политических и культурных связей.

•Традиционное активное участие Российской Федерации в международной политике.

Сегодня Россия - один из ключевых участников международного общения. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН она остаётся одной из традиционных великих держав и несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую Восьмёрку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и

* Катунина Юлия Константиновна, e-mail: adyunkt1512@yandex.ru

1 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Ст.

ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 191 госу-

л

дарством, имеет дипломатические представительства в 144 странах1, что также накладывает отпечаток на особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной среде.

Таким образом, для Российской Федерации государственная граница - это не только линия обозначения ее территории, в рамках которой она существует как субъект мирового сообщества, но и геополитический контур, при помощи которого она входит в систему многообразных, разносторонних отношений с сопредельными государствами.

Следует учитывать, что на государственной границе Российской Федерации проявляется весь спектр угроз ее национальной безопасности. На современном этапе основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:

- территориальные притязания других стран;

- незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;

- проявления национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;

- расширение экономической и демографической экспансии;

- расхищение национальных богатств страны, активизация контрабандной деятельности;

- массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых товаров;

- нестабильность обстановки вследствие этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;

- трансграничная организованная преступность и терроризм;

- региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;

- распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в граничащих с Россией регионах;

- аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.

Указанные угрозы требуют качественно новых форм? способов и методов управления пограничной деятельностью, что обусловливает формирование нового качества культуры управленческой деятельности. Кроме того, такие острые социальные проблемы в пограничной сфере, как нестабильность и конфликты в пограничных

1 http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 20 февраля 2012 г.)

регионах, наличие в них очагов агрессивного сепаратизма или ирредентизма, а также экономическая отсталость отдельных приграничных регионов, создают условия для коррупционной деятельности. В связи с чем в настоящее время разработана специальная программа по выявлению и пресечению фактов коррупции среди сотрудников пограничных органов.

Сегодня, когда Россия активно переходит на инновационные рельсы, пограничные органы также меняют свой облик: обновляется вооружение, военная и специальная техника, апробируются новые подходы к охране и защите государственной границы.

На научно-практической конференции, прошедшей 22 марта 2011 г. в Пограничной академии ФСБ России, первый заместитель директора, руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии В.Е. Проничев отметил, что вопрос внедрения новых разработок в области охраны границы, применение современных подходов в принятии управленческих решений являются сегодня ключевыми. Пришло время отказаться от старых форм и способов охраны границы, утративших актуальность, и стараться использовать в пограничной деятельности новые концепции. Этого требуют главные угрозы на границе - терроризм и контрабанда наркотиков.

Технические средства на границе нужны и должны соответствовать реалиям времени, однако, как подчеркнул В.Е. Проничев, необходимо, чтобы оснащение ими велось исходя из общего замысла охраны границы, детального изучения обстановки и существующих угроз1.

Таким образом, в современных условиях вновь актуализируется вопрос о совершенствовании культуры управленческой деятельности в пограничных органах. Данный вопрос связан с тем, что в условиях быстро меняющейся обстановки появляется необходимость оперативного анализа и обработки возрастающих информационных потоков для принятия эффективных управленческих решений. В этих целях уже несколько лет ведётся работа по созданию автоматизированной системы управления пограничных органов. Ядро системы составят ситуационные центры. Таким образом, будет создан банк информации, который позволит анализировать изменение угроз на разных участках границы и оперативно принимать решения.

Современные угрозы пограничной безопасности заставляют совершенствовать подходы к охране государственной границы, при этом основной упор в современных условиях необходимо делать на качественное сочетание войсковой, оперативной и технической составляющих.

1 Цит. по: Песлис А. Граница новых технологий // Граница России, 2011, № 11 (793), 23-29 марта, с. 6.

Проведенный анализ результатов пограничной деятельности за последние пять лет позволяет констатировать неизменно положительную динамику эффективности охраны государственной границы. Сотни тысяч задержанных нарушителей пограничного законодательства Российской Федерации, десятки тысяч не пропущенных через границу иностранных граждан, тонны изъятых на границе наркотиков, задержание контрабандных товаров общей стоимостью сотни миллионов рублей - все это наглядно показывает, что необходимо и в дальнейшем всеми заинтересованными государственными ведомствами наращивать усилия по реализации стратегических интересов Российской Федерации в пограничном пространстве.

В Пограничной службе ФСБ России в этих целях последовательно совершенствуется и система пограничных мер, направленных на обеспечение безопасности государства. В частности, реализуются решения Коллегии Пограничной службы ФСБ России по повышению качества защиты и охраны границы в Северо-Кавказском регионе, с Казахстаном, на западном направлении, на каналах международного сообщения, по проблемам усовершенствования службы пограничных подразделений. В 2010 г. введены в действие новые служебные инструкции по организации и осуществлению пограничной деятельности. Ими закрепляются основанные на практическом опыте базовые, эталонные подходы к охране границы, гармонизируются специальные методы пограничной службы с диспозициями современных правовых норм.

В настоящее время на государственной границе Российской Федерации установлено 398 пунктов пропуска, в том числе 159 автомобильных, 60 железнодорожных, 81 воздушных, 75 морских, 11

л

речных и озерных, 2 пешеходных и 10 смешанных1. На российско-украинском и российско-казахстанском участках границы межправительственными соглашениями установлено 249 мест пересечения границы жителями приграничных территорий России, Украины и Казахстана. Ежегодно пограничные органы обеспечивают контроль и пропуск через государственную границу такого количества лиц, которое соизмеримо с численностью всего населения России. В частности, в 2008-2009 гг. в пунктах пропуска на каналах международных сообщений было оформлено более 235 млн. граждан и почти 200 тыс. граждан на законных основаниях отказано в пропуске через границу. При этом со стороны пограничников не допущено предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций и неоправданных задержек в пропуске лиц и транспортных средств.

Реализация стратегических интересов Российской Федерации в пограничном пространстве и противодействие пограничным угрозам

1 http://ps.fsb.ru/smi/appearance/detail. (дата обращения 28 февраля 2012 года).

невозможно без сотрудничества с пограничными ведомствами государств-соседей. Здесь важно учитывать преимущественно внешний характер пограничных угроз. Пограничная служба ФСБ России в рамках своих полномочий стремится к совместному с сопредельными и другими заинтересованными государствами противодействию глобальным и региональным угрозам на пограничном пространстве.

Как уже отмечалось, международное сотрудничество по пограничным вопросам Россия осуществляет с 37 государствами. Особенно интенсивно оно развивается со странами СНГ на уровне Совета командующих пограничными войсками государств-участников СНГ, Пограничного комитета Союзного государства и Совета по пограничным вопросам ЕврАзЭС. В соответствии с межгосударственными соглашениями пограничные органы ФСБ России охраняют южную границу Республики Армения, обеспечивают пограничную безопасность Абхазии и Южной Осетии. В решении задач по координации совместных усилий в сфере обеспечения пограничной безопасности активно участвуют оперативные пограничные группы ФСБ России в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. В рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации разрабатывается система дополнительных мер по обеспечению пограничной безопасности в условиях переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу. Учитывая характер угроз пограничной безопасности, исходящих из Центрально-Азиатского региона, в интересах всех участников таможенного союза принято принципиальное решение о сохранении пограничного контроля на российско-казахстанской границе и продолжении её обустройства.

Укрепляются пограничные контакты со странами Европейского союза, в том числе с Европейским агентством по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского союза (FRONTEX).

Деятельность более 200 государств в рамках международного сотрудничества предполагает выработку общей программы действий по решению проблем безопасности, в том числе и проблем обеспечения пограничной безопасности. Указанное невозможно без обладания сотрудниками пограничных органов высокой культурой управленческой деятельности, обусловленной современными интеграционными процессами.

Следует учесть, что система национальной безопасности Российской Федерации, в которую интегрирована Пограничная служба ФСБ России, требует от ведомства существенной модернизации пограничной деятельности. В целом содержание и внешний облик пограничной деятельности по реализации стратегических интересов

России в пограничном пространстве за последние годы заметно преобразились. На наиболее значимых участках государственной границы, прежде всего Северо-Кавказском, в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)" создана современная пограничная инфраструктура, активно обустраивается российско-казахстанская граница. Получена практическая отдача отряда научно-исследовательского и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ведущихся в рамках «Программы вооружения Пограничной службы ФСБ России на 2006-2015 годы» и «Основных направлений технического развития Пограничной службы на период до 2015 года». На вооружение подразделений пограничных органов стали поступать новые образцы военной и специальной техники, многофункциональные суда, технические средства пограничного контроля, автоматизированные системы паспортного контроля, средства связи. Завершены испытания и приняты на вооружение современные автоматизированные комплексы технических средств охраны границы.

В то же время наряду с техническим прогрессом, наблюдаемым в системе охраны государственной границы, устойчивой тенденцией остается приверженность к ранее используемым формам, средствам и методам охраны государственной границы. Подобная практика обусловлена особенностями географического положения подразделений пограничных органов (высокогорные заставы и т.д.). Так наряду с техническими средствами, в охране границы по-прежнему активно используются возможности служебных животных, численность которых в пограничных органах составляет более 2,5 тыс. служебных собак и более 1 тыс. лошадей. Коренным образом поменялись подходы к организации пограничной деятельности, прежде всего, в вопросах определения приоритетности реализуемых мер и их сбалансированности с учётом обстановки в каждом конкретном приграничном регионе.

В процессе профессиональной деятельности пограничников необходимо чаще применять опыт прошлых лет, т.е. речь идет о преемственности - высшем качестве формирования культуры управленческой деятельности.

Сегодня на большинстве участков государственной границы на передний план вышли вопросы нейтрализации трансграничных угроз, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандным перемещением через государственную границу товаров и грузов, оружия и боеприпасов, незаконной миграцией, расхищением водных биологических ресурсов. Переориентация пограничных органов на борьбу с трансграничной преступностью потребовала создания соответствующей оперативно-функциональной модели пограничной деятельности. В основе которой

- переход к охране границы преимущественно оперативными методами.

Осмысление трансграничной проблематики требует анализа не только социальных процессов, происходящих в сопредельных государствах и оказывающих влияние на социальную жизнь нашей страны независимо от степени открытости границы, но и политических, экономических, сословных классовых, национальных, религиозных процессов, протекающих в приграничных регионах. Здесь речь идет о возрастании требований к уровню профессиональных знаний и успешного применения их на практике с учетом особенностей культуры, языка, обычаев, традиций, нравов, психологии, общественного сознания приграничного населения, что непосредственно влияет на качество организации охраны и защиты государственной границы, по которому можно судить об уровне сформированности культуры управленческой деятельности в пограничной сфере.

В результате реализации пограничными органами ФСБ России своих полномочий по привлечению граждан к охране государственной границы в добровольном порядке на начало 2010 г. на территории приграничных субъектов Российской Федерации сформировано более 1,4 тыс. добровольных народных дружин и 116 добровольных казачьих дружин общей численностью около 16,5 тыс. человек. Организована работа по заключению трехсторонних договоров между администрациями приграничных субъектов, пограничными органами и войсковыми казачьими обществами об участии членов казачьих обществ в защите государственной границы на добровольных началах. В настоящее время такие договоры подписаны между пограничными управлениями ФСБ России и казачьими обществами в 12 субъектах России.

Хочется отметить одну из самых главных особенностей нашей пограничной деятельности, хотя и непрописанную ни в одном нормативном документе. Речь идёт об исторически сложившемся в российском обществе отношении к охране государственной границы, что всегда считалась делом не только ведомственным, но и общенародным. Именно поддержка граждан, общественных объединений, руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, представителей деловых кругов является главной основой эффективной пограничной деятельности. При такой поддержке реализуемые меры по обеспечению интересов Российской Федерации в пограничном пространстве позволяют успешно противодействовать складывающимся угрозам, способствовать стабильному развитию нашего государства.

На расширенном заседании коллегии ФСБ, посвящённом итогам работы службы в 2011 г., Президент РФ определил, что пограничной

службе ФСБ предстоит дальнейшее обустройство и техническое оснащение рубежей России в соответствии с современными требованиями безопасности, с учётом создания Таможенного союза, а также принятие дополнительных мер по защите интересов России в целом ряде критически важных для нас регионов планеты, включая Арктический регион1. Здесь речь идет о том, что замена старых технических средств современными, применение новых подходов к охране границы проводится постепенно, с учётом оценки на практике их надёжности и эффективности, а также следуя концепции развития пограничных органов, главная задача которых - сделать границу непреодолимым барьером для нарушителей.

Таким образом, особенность современных условий выражена наличием угроз безопасности различного характера, что требует более высокой культуры управленческой деятельности сотрудников пограничных органов. Речь идет о формировании не только военного специалиста, а офицера, способного решать задачи политического, международного, экономического характера.

Интеграционные процессы, происходящие в мире, активно затрагивают пограничную сферу. Следовательно, повышение культуры управленческой деятельности сотрудников пограничных органов должно быть направлено на формирование компетентностных качеств, позволяющих организовать профессиональную деятельность на приграничных территориях. Данная подготовка должна учитывать процессы, происходящие в духовной, социальной, экономической, политической сферах как Российского государства, так и сопредельных стран.

Катунина Ю.К. Современные условия и особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере. В статье рассматриваются особенности современных условий, в которых осуществляется деятельность пограничных органов, определяются угрозы национальной и пограничной безопасности. Актуализируется вопрос формирования высокой культуры управленческой деятельности в пограничной сфере.

Ключевые слова: современные условия, государственная граница, пограничная сфера, пограничные органы, национальная безопасность, пограничная безопасность, культура управленческой деятельности.

Katunina J.K. The modern conditions and features of forming the culture of management activity in the border area. The article considers the characteristics of modern conditions in which the activities of border authorities are carried out. It deals with the threat to the national and border security. The issue of formation of culture management in the border area is concerned.

Key words: modern conditions, state border, the border area, border authorities, national security, border security, culture of management.

1 http://президент.рф/news/14459 (дата обращения 8 февраля 2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.