Научная статья на тему 'Формирование подходов к изучению феномена «Региональная идентичность» в российском дискурсе'

Формирование подходов к изучению феномена «Региональная идентичность» в российском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
681
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / REGIONAL IDENTITY / EXPLANATORY MODEL / SOCIO-POLITICAL CULTURE / MASS CONSCIOUSNESS / SOCIOCULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабалова Ольга Алексеевна

В статье исследуется формирование теоретико-методологических подходов к изучению феномена «региональная идентичность». Представлены основные объяснительные модели и пути развития представлений о феномене. В основу исследования положен анализ работ российских авторов, что позволяет проследить развитие представлений о специфике формирования регионального сообщества именно в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the formation of theoretical and methodological approaches to the study of the phenomena of regional identity. Some patterns of the phenomena in the article are submitted. The research is based on the analysis of works of Russian authors that allows tracing the development of ideas about the specifics of the formation of the regional community in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование подходов к изучению феномена «Региональная идентичность» в российском дискурсе»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 81,42

ББК 81.055.1+60.523

О.А. Шабалова

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В РОССИЙСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье исследуется формирование теоретико-методологических подходов к изучению феномена «региональная идентичность». Представлены основные объяснительные модели и пути развития представлений о феномене. В основу исследования положен анализ работ российских авторов, что позволяет проследить развитие представлений о специфике формирования регионального сообщества именно в России.

Ключевые слова: региональная идентичность; объяснительная модель; социальнополитическая культура; массовое сознание; социокультурный подход

O.A. Shabalova

FORMATION OF APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF «REGIONAL IDENTITY» IN RUSIIAN DISCOURSE

The article studies the formation of theoretical and methodological approaches to the study of the phenomena of regional identity. Some patterns of the phenomena in the article are submitted. The research is based on the analysis of works of Russian authors that allows tracing the development of ideas about the specifics of theformation of the regional community in Russia.

Key words: regional identity; explanatory model; socio-political culture; mass consciousness; sociocultural approach

Для анализа феномена региональной идентичности необходимо представить исследование концептуальных подходов и объяснительных моделей, которые направлены на раскрытие ее сущности и понимание. В мировой науке существует достаточно большое количество концептуальных результатов постижения данного феномена, являющегося довольно традиционным явлением для западной научной мысли. Феномен долгое время находился практически вне поля зрения отечественной науки и до сих пор остается

© Шабалова О.А.,2014

малоизученным. По-видимому, это обусловлено «новизной самого сюжета» [Петров, 2003, с. 125].

Не вдаваясь в анализ зарубежного опыта, кратко остановимся на российском дискурсе. Осмысление специфики формирования регионального сообщества в России, представленной в работах российских авторов, позволяет проследить особенности региональной идентичности. Так, для одних региональная идентичность - это система культурных отношений, которые связаны с понятием «малая родина» или «отношение индивида к своей малой родине, к земле, на которой он родился или живет и работает» [Крылов, 2005, с. 12]; для других - социально-психологическое ощущение принадлежности к региональному сообществу, и при этом граница региона как ментального понятия совпадают с границами сообщества [Ноженко, 2005, с. 123].

Многие исследователи не дифференцируют понятия «территориальная идентичность» и «региональная идентичность». Возможность такого осмысления возникает на основе следующих представлений: как

территориальная, так и региональная идентичности опираются на социокультурные мифы об особых качествах местообитания, ее выраженность зачастую зависит от наличия коллективной памяти, проявляется в создании типических образов и конструктов. Исследованием «территориальной идентичности» занимаются Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанов, согласно которым идентичность выступает как результат отождествления «Я - член территориальной общности». Подразумевается, что для каждого человека при определенном наборе образов территории схема идентификации постоянна. Автор указывает, что у каждого человека есть образ, который вместе с механизмом соотнесения (отождествления, различения, оценивания и сравнения) образа «Я» и образа территориальной общности создает схему территориальной идентификации. Существенным аспектом выступает «масштаб» той территориальной общности, к которой человек ощущает причастность: это может быть или весьма ограниченная территория -конкретный район (село, город, область) - или существенно более обширный

пространства - страна, содружество государств [Шматко, 1998, с. 94].

В связи с этим возникает вопрос о том, каковы условия, определяющие различную активность процесса осмысления феномена региональной идентичности. Почему в одних случаях (в одних регионах, в одни периоды времени) региональная идентичность играет значимую роль в политических процессах регионального и национального масштаба, а в других случаях - нет? Иначе говоря, почему формирование региональной идентичности имеет (или не имеет) значение для развития регионов.

Существующие в литературе поиски ответа на этот вопрос можно разделить на две основные категории. К первой могут быть отнесены работы, придающие первостепенное значение социальным процессам на массовом уровне. При таком подходе в основе региональной идентичности (как и идентичности вообще) лежит совокупность установок и ценностей индивидов и их общностей, т.е. социально-политическая культура. Возникновение и развитие региональной идентичности, в свою очередь, может быть объяснено как ситуационными, так и историческими аспектами формирования социальнополитической культуры. Ситуационное объяснение предполагает, что региональная идентичность приобретает значение в современном обществе в результате кризиса иных проявлений идентичности, в частности общенациональной. Следствием этого становится потребность индивидов в его преодолении путем заполнения образовавшегося вакуума с помощью своего рода «суррогатов» - в том числе и в форме региональной политической мифологии. Соответственно, по мере исчерпания этих негативных тенденций в массовом сознании потребность в региональной идентичности уступает место другим видам идентичности, например, на смену региональной политической мифологии приходит федеральная. В русле данного подхода региональные идентичности - явления временные и преходящие.

Теоретически более обоснована историческая точка зрения, согласно которой региональные идентичности представляют собой побочный продукт процессов формирования и развития государств и территориальных общностей.

Историческое объяснение находит своих сторонников среди исследователей российской политики, которые рассматривают региональную идентичность как значимую, устойчивую и непреходящую характеристику политических процессов в российских регионах. Так, авторы коллективной монографии «Политика и культура в российской провинции» на основании сравнительного исследования политико-культурных процессов в четырех регионах России (Воронежская, Новгородская, Саратовская, Свердловская области) делают следующий вывод. Те или иные особенности данных регионов обусловлены исторически сложившимися паттернами регионального развития, возникшими в ходе освоения и заселения соответствующих территорий и их включения в структуру российского государства. Соответственно, те или иные проявления массового сознания и поведения в регионах могут трактоваться как результат исторической обусловленности пути развития.

В рамках анализируемого вопроса интерес представляют также следующие три сборника научных трудов. Первый из них - «Центральная Европа в поиске новых региональных идентичностей» [Центральная Европа в поиске новой региональной идентичности, 2000] посвящен проблеме развития новой региональной идентичности государств Центральной Европы. Концептуальные результаты постижения данного феномена в европейском обществе способствуют формированию объяснительных моделей и подходов к изучению региональной идентичности в российском дискурсе. Основываясь на конкретном материале, выявлена тенденция к новой внутрирегиональной идентификации, при этом, кроме анализа общих для региона аспектов формирования новой региональной идентичности в культурно-идеологическом, экономическом и политическом разрезах, исследование проводит и анализ ситуации в отдельно взятых государствах региона [Там же].

Во втором сборнике - «Центр и региональная идентичность в России» [Центр и региональная идентичность в России, 2003] рассматривается роль региональной идентичности в нашей общественной жизни и в политике, развитие постсоветской региональной идентичности, соотношение ее с иными

проявлениями идентичности и механизм формирования региональной идентичности [Там же].

В аспекте междисциплинарного исследовательского анализа - на границе политологии, регионоведения, геополитики и политической географии написан третий сборник - «Региональное самосознание как факторы развития политической культуры в Российской Федерации» [Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России, 1999]

Анализ существующих в отечественной науке работ дает возможность сделать вывод о том, что изучение этого феномена исполняется преимущественно в пределах двух ключевых подходов: социокультурного -изучение различий в самосознании национальных формирований и политического - исследование отличий политического развития территорий и электоральных предпочтений населения данных регионов.

Сущность социокультурного подхода сведено к тому, что создание такого типа идентичности происходит «снизу» и является следствием кризиса «системы политической идентификации на общегосударственном уровне» [Мелешкина, 1999, с. 131]. Авторы данной точки зрения имеют в виду, что региональные идентичности являются временными и преходящими, поскольку после возрождения общегражданской идентичности в массовом сознании региональные сообщества перестанут играть значимую роль [Петров, 2003, с. 86].

Некоторые исследователи предлагают анализировать появление и формирование политической (в том числе региональной) идентичности как результат стратегий политических акторов, в силу которых существующие в обществе идентичности «транслируются» в политическую проблематику [Гельман, 2003, с. 87].

В рамках второй концепции главное внимание уделяют целенаправленному построению региональной идентичности «сверху», и тогда в центре анализа оказывается «политика региональной идентичности», и кроме того - «агенты формирования региональной идентичности» [Орачева, 1999, с. 136].

Исходя из подобного понимания идентичности, региональную идентичность можно понимать как ключевой элемент формирования региона как социальноэкономического пространства; она может быть основой для своеобразного восприятия общенациональных социальных проблем. Можно указать, что региональная идентичность появляется в результате кризиса прочих идентичностей и в полноценной мере является отражением исторически появившихся центропериферийных отношений в рамках стран и макрорегионов. Региональная идентичность - это своего рода ключ к формированию региона как институционального и социально-политического пространства.

Следует отметить, что объявить совокупность территорий «регионом» можно только при наличии обусловленных особенностей: общность

исторической судьбы, свойственной только данной группе территорий, особенности культуры (духовной и материальной), географическое единство территории, в определенном смысле общий тип экономики. То есть для региональной идентификации существенным и значимым понятием становится представление о территориальных связях, которые возникают на базе соседского или совместного проживания членов социальных групп разного масштаба и культурной идентификации.

Анализируя компоненты данного типа идентичности, кроме обозначенных факторов, аналитиками выделяется дихотомия «мы-они» [Дробижева, 2003, с. 47]. На основе данного противопоставления в структуре идентичности выделяют два ключевых элемента: автостереотипы - система атрибутивных признаков о воображаемых или действительных специфичных чертах своей собственной группы; и гетеростереотипы - система атрибутивных признаков о иных группах.

Анализ источников показывает, что выделение нескольких типов региональной идентичности является спорным вопросом. Достаточно полной и масштабной представляется классификация, которую предложил РФ. Туровский. Он выделил шесть типов: республиканскую идентичность,

характерную для титульных этносов республик и явно доминирующую над общероссийской; наднациональную республиканскую идентичность, объединяющую титульный народ, русское население и прочие народы, которые проживают в республиках; русскую региональную идентичность, привязываемую к субъектам федерации и являющуюся двойной, т.е. сочетающуюся с общероссийской идентичностью; русскую региональную идентичность, связываемую с субэтническими общностями; русскую региональную идентичность, привязанную к крупным географическим общностям (например, Сибирь); регионально-идеологическую идентичность, определяемую электоральной, политико-идеологической ориентацией регионов [Туровский, 2003, с. 76].

Как замечено выше, в терминах современной научной парадигмы анализ данного феномена может быть только комплексным, который использует различные подходы. Концепция региональной идентичности характеризуется междисциплинарным содержанием и основана на исследованиях различных наук. При исследовании процессов формирования региональной идентичности в нашей стране в современное время целесообразно применять четыре подхода: социологический (изучение соотношения общенационального и регионального в представлениях жителей в разных регионах), политологический, включающий этнополитологический (региональный политический процесс, его особенность и роль в общенациональном политическом процессе, соотношение общенационального и регионального в отечественной политике); культурологический (процесс современного культурогенеза в наших регионах и их политические причины и последствия); электорально-географический (обнаружение ценностных политико-идеологических различий между регионами при помощи анализа географии выборов). В целом, соглашаясь с подобной постановкой проблемы, на наш взгляд, надлежит еще добавить геополитический подход анализа региональной идентичности. Именно в этом случае общая картина феномена «региональная идентичность» может быть раскрыта наиболее полно.

Библиографический список:

1. В.Я. Стратегии региональной идентичности и роль политических элит (на примере Новгородской области) [Текст] / В.Я. Гельман // Региональные процессы в современной России. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - С. 30-50.

2. Дробижева Л.О. Российская, республиканская и этническая идентичность: совместимость или конкуренция [Текст] / Л.О. Дробижева // Центр и рег. идентичности в России / под ред. Т. Хопф. - СПб.: Летний сад, 2003. - С. 47-76.

3. Крылов,М.П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России [Текст] / М.П. Крылов // Социологические исследования. - 2005. - №3. - С. 13-23.

4. Мелешкина, ЕЮ. Региональная идентичность как составляющая проблематики российского политического пространства [Текст] / Е.Ю. Мелешкина // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. - М.: МОНФ, 1999. -С. 131.

5. Ноженко, Н.М. В поиске нового регионального сообщества: возможные

перспективы анализа федеральных округов [Текст] / Н.Б. Яргомская, Н.М. Ноженко // Политические науки: Идентичность как предмет политической науки и фактор политики. -М.: ИНИОН РАН, 2005. - С. 119-141.

6. Орачева, О.И. Региональная идентичность: реальность или миф? [Текст] / О.И. Орачева // Региональное самосознание как фактор развития политической культуры Российской Федерации. - М.: МОНФ, 1999. - С. 36-43.

7. Петров, Н. Формирование региональной идентичности в современной России [Текст] / Н. Петров // Центр и региональные идентичности в России / под ред. Т. Хопф.-СПб.: Летний сад, 2003. - 256 с.

8. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России [Текст]. - М.: МОНФ, 1999. - 244 с.

9. Туровский, Р.Ф. Соотношение культурных ландшафтов и региональной идентичности в современной России [Текст] / Р.Ф. Туровский. - СПб.: Геликон Плюс, 2003. -С. 139-173.

10. Центр и региональная идентичность в России [Текст] / под ред. Т. Хопф, В. Гельман. - СПб.: Летний сад, 2003. - 256 с.

11. Центральная Европа в поиске новой региональной идентичности [Текст]: сб. статей / отв. ред. Ю.С. Новопашин. - М.: РАН, 2000. - 164 с.

12. Шматко, Н.А. Территориальные идентичности как предметы социологического исследования [Текст] / Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанов // Социс. - 1998. - №4. - С. 94-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.