Научная статья на тему 'Формирование педагогического стиля общения будущих учителей начальных классов'

Формирование педагогического стиля общения будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ABILITIES / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ольга Ивановна

В статье раскрываются особенности профессионального становления будущих учителей начальных классов, выделяются проблемы формирования их стиля воспитательной деятельности в условиях современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION STYLE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article reveals the features of professional formation of future primary school teachers, highlights the problems of formation of their style of educational activities in the modern school.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогического стиля общения будущих учителей начальных классов»

народов». Здесь сказались сложные разногласия и противоречия межнациональных отношений, накопившиеся на территории Крыма. Среди студентов нашей академии представители многих национальностей, включая болгар, эстонцев, татар, украинцев и русских и др. Для решения данной задачи мы пригласили людей разных возрастов, в том числе и тех, чьи судьбы были искалечены войной и послевоенной ситуацией 70-80-годов ХХ столетия. Диалог был не простой, но нам удалось преодолеть нетерпимость, а временами и агрессию молодых людей. Подобные мероприятия проходят в нашей академии достаточно свободно, и всегда приурочены к различным гражданским праздникам и знаменательным датам.

Не меньшие сложности вызвала работа со вторым блоком - «высокого профессионализма, деловых и творческих качеств». Взгляды и позиции студентов по вопросам выбора специальности, повышение ее уровня, самоотверженности в работе весьма сложны и проблематичны, зачастую отражают прямо противоположные взгляды и позиции студентов. И, если студенты первых, вторых курсов высказывали позитивные суждения о желании стремиться к самосовершенствованию и профессионализму, то третий и четвертый курсы бакалавриата, и, особенно магистратуры, отнеслись к обсуждению данным вопросам весьма сдержанно. Проблемы финансового порядка, формирование молодой семьи, социальная защищенность, поиски профессиональной работы их волновали в большей степени, чем студентов более младшего возраста. Причины подобного отношения связаны с социально-экономическим состоянием нашего общества. Несмотря на это, можно отметить и недоработки высшей школы, выраженные в отсутствии должного внимания к социальным, духовным, нравственным проблемам, что существенно снижающие качественный рост культуры личности, ее жизненных ценностей, целей и идеалов.

Наиболее остро они обнаружились в работе с третьим блоком, посвященным - «духовной культуре, нравственному облику личности специалиста». Психологическая напряженность, нежелание включаться в диалог, зачастую, отсутствие четких позиций молодых людей, свидетельствовали об определенных чертах духовного и нравственного кризиса нашего общества, «размытости» границ норм морали и этики, пропаганде зла, насилия, коррупции в средствах массовой информации, телевидении и интернете.

Единственный блок, вызвавший поток положительных эмоций, высказываний и оценок стал четвертый, посвященный «эстетической культуре и творческим способностей» современной личности. Остро, компетентно, студенты обсуждали вопросы, связанные с путями развития культуры и искусства современного общества. Дискуссия очень быстро перешагнула теоретические границы. И, в результаты многое из обучающихся принесли свои творческие работы, выполненные в разных стилях, формах и видах искусства, что подтвердило перспективность работы в данном направлении.

Выводы. Развитие личности есть постоянное (кумулятивное и одновременно противоречивое) становление, изменение, возникновение новых содержательных структур. Данный процесс адекватен всей системе жизнедеятельности и образу жизни современного человека. В этом смысле, становление целостной культуры представляет сложный процесс обогащения и качественного роста, в котором перекрещиваются личностные, социальные и профессиональные качества необходимые для развития специалиста на протяжении всей жизни.Такова перспектива сложнейшей работы педагогов в рамках воспитания и обучения в современном университете.

Литература:

1. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Б. Л. Вульфсон. -М.: Педагогика, 2002. - №10. - С. 3-14.

2. Ильин Г.Л. От педагогической парадигмы к образовательной // Г.Л. Ильина. - М.: Высшее образование в России, № 1. - 2000. - С. 12-26.

3. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений: (от древности до наших дней) // И.М. Ильичева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с.

4. Никандров Н. Д. Современная высшая шко-ла капиталистичес-ких стран / Н..Д. Никандров - М.: Высш. школа, 1978. - 279 с.

5. Суименко Е.И. HOMO ECONOMICUS современной Украины. Поведенческий аспект / Е.И. Суименко. Т.О. Ефременко - К.: Институт социологии НАН Украины, 2004. - 244 с.

6. Тимошенко И.И. Мотивация личности и человеческих ресурсов // И.И. Тимошенко, А.С. Соснин. -К.: Изд-во европ. ун-та, 2002. - 208 с.

7. Высшее образование в Европе / http://firstedu.ru/zhurnaly/vysshee-obrazovanie-v-evrope/

Педагогика

УДК: 371

ассистент Игнатова Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье раскрываются особенности профессионального становления будущих учителей начальных классов, выделяются проблемы формирования их стиля воспитательной деятельности в условиях современной школы.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессионально-педагогические способности, профессиональная подготовка, воспитательная деятельность.

Annotation. The article reveals the features of professional formation of future primary school teachers, highlights the problems of formation of their style of educational activities in the modern school.

Keywords: professional formation, professional and pedagogical abilities, professional training, educational activity.

Введение. Социально-технический вызов, который наблюдаем в начале ХХ1 века, обусловлен стремительным развитием высокотехнологичного производства, информатизацией общественных процессов и поиском новых образовательных перспектив. Сегодня можно констатировать факт, что информатизация, пережив в системе образования различные этапы по-прежнему реализуется во всей системе образования в условиях устойчивого традиционного подхода Реформирование высшего образования предусматривает качественную подготовку будущих специалистов- рофессионалов начальной школы, их готовность к сложной педагогической деятельности, прежде всего, к повышению качества обучения и воспитания граждан России. Гуманистический смысл профессии учителя заключается в том, что он формирует личность ученика, передавая от поколения к поколению достижения общественной культуры, вековые достояния человечества. В зависимости от того, в какой степени готов будущий учитель начальных классов к этой миссии, какими будут его первые шаги профессиональной деятельности, во многом зависит будущее нашего государства [3].

Успешное овладение педагогическим мастерством, совершенствование педагогической техники дает определенные шансы будущему педагогу быть уверенным в своем правильном профессиональном выборе, что приведет в условиях современной школы к быстрой адаптации.

Такое отношение к формированию профессиональной личности студента дает возможность ему, уже как будущему учителю успешно решать специфические задачи учебно-воспитательного правильно ориентироваться в определении оптимальных условий педагогического воздействия на личность ученика и тому подобное.

Таким образом, одним из основных и приоритетных направлений высшего учебного заведения в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей является подготовка и совершенствование их готовности к профессиональной деятельности, которая характеризуется целями и задачами, определенной направленностью, средствами достижения цели и решения задач, формирования своего стиля профессионально-воспитательной деятельности.

В течение последних десятилетий проблема профессионального становления учителя начальной школы являются предметом внимания многих исследователей [5].

Так, О. Савченко, исследуя проблему усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов отмечает, что для профессионального становления будущего учителя «...необходимо гармонизировать общекультурные, психолого-педагогические и методические знания, умения, способы деятельности, усилить их профессиональную направленность, обеспечить фундаментальность их базовой подготовки через введение государственных стандартов, изменение объектов мониторинга, создание условий для персонифицированной педагогической образования».

Продолжается реформирование образовательных процессов в Российской Федерации, направленное на обновление содержания, совершенствование технологий обучения и воспитания. Одной из приоритетных задач образовательной организации высшего образования России стоит задачи профессиональной подготовки специалистов, которые могли бы в своей будущей педагогической деятельности совмещать глубокие фундаментальные теоретические знания и практическую подготовку с постоянно растущими требованиями информационного общества. Основные положения по национального образования и роли педагогических кадров нашли отражение в законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем образовании». Указанные документы отражают новые требования к структуре содержания образования и условий реализации образовательного процесса, предусматривающего кардинальное изменение процесса подготовки педагогов в контексте информационного образовательного пространства [1].

В связи с этим особое значение приобретает проблема подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования. Актуальность проблемы модернизации педагогического образования обусловлена противоречием между потребностями государства в качественной подготовке выпускников и отсутствием четкой стратегии модернизации системы профессионального образования, направленной на их подготовку [6].

Изложение основного материала статьи. Важную роль профессионально-педагогической направленности в формировании будущего учителя указывала Н. Кузьмина, говоря об отношении к профессии, автор уточняет, что оно базируется на внутренней детерминации профессиональной деятельности. Обращаясь к опыту, мы входим в область профессионального труда учителя, в процесс его обучения. В первом случае мы объясняем способы профессионального поведения учителя, которая формируется в процессе деятельности, что побуждает внутреннюю склонность к ней; во втором-наблюдаем и описываем профессиональный рост. Следовательно, создаваемые ориентации обеспечивают определенную устойчивость профессиональной поведения, делают ее сравнительно независимой от тех или иных ситуативных обстоятельств.

Безусловно, профессиональное становление будущего учителя начальной школы невозможно без адаптационных процессов, которые могут быть поняты в том случае, когда идеальные устремления будут соотнесены с условиями становления определенного образа профессионального поведения, при сопоставлении того, что думают студенты о себе и своей профессии, с тем, что они могут реально в нее привнести. Описание способа решения педагогических задач, которые постоянно возникают перед будущим педагогом, не только дополняет наше знание о его профессиональном становлении, но и позволяет заглянуть в творческую лабораторию студента-практиканта, в его сложные взаимосвязи, взаимодействие с социумом [2].

В процессе этого взаимодействия развиваются профессионально- педагогические способности, педагогическая интуиция, профессиональная бдительность, обогащается психолого-педагогическая эрудиция будущего учителя как основа высокого профессионализма и творческой инициативы, совершенствуется педагогическая техника, в полной мере обусловлена спецификой воспитания как деятельности особого рода.

О. Ильченко высказывает мнение относительно того, что специфически учительским является взаимодействие с учащимися, которая пронизывает все стороны жизнедеятельности и регламентировано никакими терминами. "Условием эффективности воздействия выступает сохранение контакта учителя с учеником после формального завершения обучения..." [4]. Ссылка на "сохранение контакта" означает прежде всего смысл взаимной потребности в общении и углубление его содержания.

Практическое вхождение в воспитательную роль сопровождается перестройкой профессиональноценностных ориентаций, выработкой соответствующих умений, навыков, устойчивых способов деятельности.

Главная движущая сила адаптации будущего учителя к роли воспитателя - известное противоречия между его профессионально-педагогической подготовленностью, предыдущими представлениями о школу, учительскую труд, социальными ожиданиями и реальными требованиями, конкретными условиями деятельности, повседневной школьной практикой. Приобретенный в вузе теоретический потенциал должен быть реализован в практической деятельности, воплощен в реальное поведение воспитателя [1].

Приоритетной задачей является поиск адекватных показателей, которые характеризуют формирование собственной воспитательной деятельности будущего учителя. Рассматривая проблему социально-профессионального становления студента, основное внимание мы должны уделить процессуальной стороне формирования стиля воспитательной деятельности, которая начинается для будущего учителя с первого дня пребывания в школе на практике, с первого урока. Своеобразие этого начального периода-переживания им первых впечатлений, которые так или иначе соотносятся с первыми вузовскими представлениями об учительский труд. Из этого сопоставления рождаются первые оценки и выводы, которые много в чем односторонние, противоречивые, неустойчивые. Но эффект первого впечатления вносит свой определенный вклад в дальнейший процесс профессионального становления педагога.

Освоение деятельности требует глубокого и всестороннего осознания условий, в которых она протекает, осведомленности об основных ее средствах и методах, соответствующих практических умениях.

Для следующего этапа погружения в новую деятельность характерно высокое эмоциональное напряжение будущего учителя. Выражение "Кто не работает, тот не ошибается" является ярким подтверждением этого этапа, ведь огорчение могут вызвать неудачи и ошибки, а иногда в студентов возникает и чувство разочарования. Сейчас радость от первых успехов пропечатывается весьма ярко, живо, окрыляет и поднимает их тонус [5].

Особенности протекания начального периода деятельности детерминируют ее развертывания на следующих этапах. Становление стиля воспитательной деятельности учителя - процесс накопления им профессионального опыта. Трудности, возникающие на первых порах стимулируют активность будущего педагога, направленную на их преодоление. В трудной ситуации студенты как и молодые учителя полагаются прежде всего на собственные силы, пытаясь сначала самостоятельно найти нужное решение, и только потом, в случае неудачи, обращаются за помощью к коллегам и администрации школы [4].

Творческий поиск профессионального становления будущего учителя во многом характеризует то, какие проблемы он видит в своей педагогической деятельности: связанные с обучением, дисциплиной, организацией коллектива, моральными коллизиями, взаимоотношениями с администрацией школы, собственными "внутренними" трудностями и тому подобное. Разумеется, реальное педагогическое явление многогранно по своей сути. В нем порой одновременно можно выделить и организационный и дисциплинарный, и моральный аспекты. Тяжелым, даже для будущих учителей, которые имеют определенный практический опыт, остается выбор адекватных методов и средств воспитательного воздействия. Преобладающими в повседневной практике оказываются методы словесного влияния: убеждения, разъяснения, внушения, доказательство; на втором месте - организация самостоятельных поступков и действий учащихся (стимулирование, привлечение и направление их поведения, руководство и т. д.). Примерно в равной степени студенты обращаются и к методам стимулирование деятельности и поведения (поощрение, похвала, совет, просьбы, доверие), и к негативно-сдерживающих (наказание, осуждение, просьба, выговор, критика). Однако, в конкретных случаях будущий учитель далеко не исчерпывает объективно имеющийся в его распоряжении богатый арсенал методов и средств воздействия [6].

На интегративном этапе формирования стиля педагогической деятельности состоят некоторые обобщенные профессиональные представления будущего учителя, что связано с активизацией соответствующих профессионально-ценностных ориентаций, развитием и подъемом доминирующих мотивов деятельности.

Эффективнее становится со временем и общение будущего учителя с коллективом учащихся. Наиболее активные, думающие студенты начинают рассматривать как сферу своего воспитательного творчества и обычный урок, и внеклассное мероприятие, и повседневные контакты с учениками.

Л. Подоляк и В. Юрченко выделяют следующие общие тенденции становления личности студента как будущего специалиста в условиях обучения в образовательной организации высшего образования: на основе осознанной профессиональной модели формируется "Я-идеальное" будущего специалиста; повышаются чувство долга и ответственности, самостоятельность и самоконтроль, четче дает знать о себе индивидуальный стиль и жизненная позиция студента; растет уровень притязаний студента в сфере будущей профессии, формируются мотивы профессионального самоутверждения и самореализации; повышается роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении [2].

Показателем эффективности учебного процесса в вузах педагогического направления является социальная, духовная и профессиональная зрелость личности студента, психологическая готовность выпускника к реализации профессионально-педагогических функций.

Таким образом, профессиональное становление будущего учителя начальной школы связано с формированием стиля его педагогической деятельности. По мнению И. Зязюна, "В любой профессиональной деятельности ее объект и цель задаются извне, они обусловлены потребностями общества. Деятельность учителя предусматривает не только воссоздание внутреннего мира ученика, а и активное и целенаправленное превращение его мира в соответствии с целью воспитания и обучения".

Ж. Ковалив подчеркивает, что формирование стиля-сложный динамический процесс, что проходит ряд характерно выраженных этапов: вхождение, аналитико-поисковый, интегративный и утверждения. Формирование стиля воспитательной деятельности определяется целым системой взаимосвязанных факторов, в первую очередь, это ряд субъективно-личностных факторов: ориентации, установки, интересы, -которые осуществляют функцию регуляции деятельности, а итак, выступают важными детерминантами становления деятельности. Для профессионального становления будущего учителя важны как знания, навыки и методическая подготовка, так и индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Итак, освоение педагогической деятельности определяется рядом специфических профессионализностных качеств: способность к эмпатии, инициативностью, организаторскими способностями, общительностью, уравновешенностью и др. При анализе воспитательной деятельности

должны учитываться и условия деятельности, в частности социально-психологические особенности учащихся, и морально-психологическая атмосфера педагогического коллектива [1].

На профессиональное самочувствие будущего специалиста большое влияние оказывает организация учительского труда, с которым студенты сталкиваются во время производственной практики, это: и посильная нагрузка, и разумно составленный расклад, позволяющий выделить время для подготовки уроков, содержательного досуга и др.

Таким образом, одной из главных задач современной высшей школы педагогического образования России является подготовка будущих учителей начальной школы к непрерывному профессиональному совершенствованию, постоянного развития личностного потенциала в тесной взаимосвязи с духовными ценностями, развитию способностей к независимому мышлению, формированию у них интереса, потребности в самообразовании средствами информационно-коммуникационных технологий [3].

Интересной тенденцией, приобретающей популярность с каждым годом, на сегодня есть возможность студентов участвовать в международных образовательных программах, а также получать гранты развития, предоставляемых на обучение, исследования, участие в мероприятиях и тому подобное.

Учебные программы для студентов обычно не имеют узкой специализации и не включают исследования. Несмотря на это, возможности получить финансовую помощь от колледжа или университета, от общественной организации или от частного фонда достаточно высоки. У желающих продолжить свое образование как transfer student есть больше шансов получить финансовую помощь, чем у студентов, поступающих на первый курс. Следует отметить, что получить гранты могут только те студенты, которые хорошо владеют иностранным языком и имеют глубокие знания. Международные проекты для будущих учителей в большей степени направлены на: модернизацию учебно-воспитательного процесса; развитие и распространение новых учебных программ, учебных материалов; укрепление роли учителей в обществе и их вклада в развитие обучения и тому подобное [5].

Выводы. Таким образом, рассмотрение отдельных аспектов проблемы профессионального становления будущего учителя начальной школы через формирование стиля воспитательной деятельности убеждает: изменяются как внешние, так и внутренние условия профессиональной деятельности будущего учителя, параметры развития и критерии оценки его труда, растет требовательность к учителю со стороны общества. Учебно-воспитательный процесс в образовательной организации высшего образования должен быть направленным на оказание всесторонней помощи становлению будущего специалиста как педагога-профессионала, как воспитателя, совершенствование условий его жизни и деятельности, облегчение и ускорение процесса его социально-профессиональной адаптации.

Литература:

1. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: [учебник для вузов] / И. А.Зязюн, Л. В.Крамущенко, И.Ф. Кривонос. - М.: Высшая школа, 2017. - 349 с.

2. Ильченко О. В. Теоретические основы формирования профессиональной направленности будущих учителей / О.В.Ильченко // педагогические науки. - М:, 2006, ч. 2. - С. 246-250.

3. Кузнецов Ж.В. Основы стилевой поведения современного учителя: [учеб.-метод. Посиб.] / Ж.В. Кузнецов. - М: ППР, 2014. - 38 с.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения: [уч. пособ.] / Н .В.Кузьмина. - М.: Высшая школа, 2017. - 119 с.

5. Орлов В.Ф. Теоретические и методические основы профессионального становления будущих учителей художественных дисциплин: автореф. дис. на соискание наук. степени д-ра пед. Наук: 13.00.04 "Теория и методика профессионального образования" / В.Ф.Орлов. - К., 2014. - 44 с.

6. Савченко О. Я. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов / А.Я.Савченко // Подготовка педагогических кадров к работе в условиях уровневой структуры и содержания начального образования: материалы Всеукраинской научно-практической конференции (Полтава, 23-25 апреля 2001г.). - Полтава: ПГПУ, 2001. - С. 8-10.

Педагогика

УДК [371.14:811.161.1](292.471)

кандидат педагогических наук, доцент Картавая Юлия Константиновна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЕЙ-РУСИСТОВ В

КРЫМУ

Аннотация. В статье определены, обоснованы и описаны педагогические условия формирования и развития профессионализма учителей русского языка и литературы Республики Крым. Автором выделены такие условия, как: учет образовательно-культурного аспекта Республики Крым; способность филолога к инновационной деятельности; непрерывность профессионального роста; наличие мотивации развития профессионализма учителя-русиста; информационное обеспечение образования учителей-филологов; рефлексивная среда для реализации стремления к саморазвитию, которые рассмотрены в аспекте концептуальной направленности, области применимости результатов и выводов, а также терминологической корректности.

Ключевые слова: педагогические условие, профессионализм, формирование, развитие, учитель-русист, рефлексивная среда, концептуальная направленность.

Annotation. The article defines, substantiates and describes the pedagogical conditions for the formation and development of the professionalism of teachers of the Russian language and literature of the Republic of Crimea. The author singled out such conditions as: taking into account the educational and cultural aspect of the Republic of Crimea; the ability of a philologist to innovate; continuity of professional growth; the presence of a motivation for the development of the professionalism of a Russian teacher; information support for the education of teachers and philologists; reflexive environment for the realization of the desire for self-development, which are considered in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.