Научная статья на тему 'Формирование целостной культуры личности специалиста в условиях современного университета'

Формирование целостной культуры личности специалиста в условиях современного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИД / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / PERSONAL CULTURE / INDIVIDUAL / SPECIALIST / EDUCATION / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Ивановна

В статье анализируются условия формировании целостной культуры будущего специалиста на основе опыта подготовки студентов в гуманитарно-педагогической академии в г. Ялта. Культура специалиста включает в себя систему знаний, убеждений и умений, которая формируется под воздействием образа и стиля жизнедеятельности индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE INTEGRATED CULTURE OF THE SPECIALIST IN THE MODERN UNIVERSITY

This article analyzes the conditions for the formation of a holistic culture of the future specialist on the basis of the experience of training students in the Humanities and pedagogical Academy in Yalta. Culture specialist includes a system of knowledge, beliefs and skills, which is formed under the influence of the image and lifestyle of the individual.

Текст научной работы на тему «Формирование целостной культуры личности специалиста в условиях современного университета»

Принцип антропосообразного развития обосновывает реализацию личностного развития сообразно природе человека, в рамках данного процесса источником индивидуальности и развития выступает духовное начало [6].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что реализация образования и воспитания, согласно концепции современной православной педагогики, требует понимания и учета ее основной цели -воцерковления личности для ее становления и духовного развития. Реализация идей православной педагогики невозможна без учета специальных дидактических принципов методологического и онтологического уровней, представленных и проанализированных в настоящем исследовании.

Литература:

1. Бородина Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 12-16. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1424/ (дата обращения: 09.11.2018).

2. Захарченко М.В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика: Психология. - 2009. - Вып. 1 (12). - С. 111-125.

3. Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». - Клин, 2002. - 63 с.

4. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты / сост. Ю.Т. Лисица. - М., 2001. - 509 с.

5. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.shtml

6. Прокошева Е.Д. К вопросу о системе принципов в православной педагогике // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 7. - С. 44-46.

7. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

8. Сурова Л.В Православная педагогика как общественное и духовное явление // http://www.synergia.itn.ru/kerigma/pedagog/surova/stat/pr-ped.htm

9. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Автореф дис. докт. пед. наук. - Казань, 2006.

10. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.

11. Шувалов А.В Вступительная статья: Со-Образность и со-Бытийность // Живая вода: научный альманах. Вып. I. - Калуга, 2012.

Педагогика

УДК 316.75

кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Аннотация. В статье анализируются условия формировании целостной культуры будущего специалиста на основе опыта подготовки студентов в гуманитарно-педагогической академии в г. Ялта. Культура специалиста включает в себя систему знаний, убеждений и умений, которая формируется под воздействием образа и стиля жизнедеятельности индивида.

Ключевые слова: культура личности, индивид, специалист, образование, профессиональные умения и навыки.

Annotation. This article analyzes the conditions for the formation of a holistic culture of the future specialist on the basis of the experience of training students in the Humanities and pedagogical Academy in Yalta. Culture specialist includes a system of knowledge, beliefs and skills, which is formed under the influence of the image and lifestyle of the individual.

Keywords: personal culture, Individual, specialist, education, professional knowledge and skills.

Введение. Вклад университета в подготовку кадров, обеспечивающих прогресс современного общества, огромен, и, для его реализации необходимо внедрение новых социальных установок, методов и технологий подготовки специалиста в высшей школе, ведущей формой которой в настоящее время стал университет. Однако здесь современная система университетского образования столкнулась с определенными сложностями, которые возникли еще на прежних этапах развития отечественной вузовской педагогики. Так, моделирование и подготовка специалиста, с точки зрения стратегических целей, не всегда работала на уровне тактических решений.

Изложение основного материала статьи. Модель специалиста, соответствуя функционально-технологическим параметрам современных требований и стандартов, может реализоваться только как система качественных показателей, которым должен соответствовать конечный продукт. Именно такое понимание определяет идеальную модель, выраженную в профессиограммах и балловых методиках современных университетов. Однако, требования, предъявляемые сегодня к будущему специалисту в отечественных университетах, к ценности и полноте его социального облика, должны базироваться на методических принципах, продиктованных современной жизненной практикой и социальной средой. И, в этом процессе особое место занимают гуманитарные блоки образовательного и воспитательного процессов. Рассмотрим наиболее важные из них.

Блок «политической зрелости» направлен на формирование политической культуры как важнейшего инструмента преодоления стереотипов мышления и поведения будущего специалиста. Он состоит из параметров, таких как: патриотизм, гражданственность, демократизм, интерес к общественным делам,

прочное научное мировоззрение, терпимость к критике, глубокое понимание необходимости социальных перемен, умение связывать программные цели с повседневной работой и т. д.

Блок «высокого профессионализма, деловых и творческих качеств» предполагает: профессионализм, мастерство, деловую зрелость, потребность к непрерывному расширению и обновлению знаний, творческий поиск, владение новейшей передовой техникой и технологией, экономикой, психологией в организации коллектива и стимулировании труда, умение видеть перспективу, компетентность, чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность в суждениях и поступках, неудовлетворенность в достигнутом, непримиримость к недостаткам, застою, равнодушию, приверженность ко всему передовому и прогрессивному.

В блок «духовной культуры, нравственого облика личности специалиста» должны входить: высокие моральные убеждения и принципы, честность, принципиальность, правдивость, внимание, умение убеждать людей и вести за собой, толерантность в общении, простота, скромность, волевые качества, единство слова и дела, готовность подчинить личные интересы общественным, самоотверженность, оптимизм, сознательность, самокритичность и требовательность к себе, живое участие в духовной жизни общества, интеллектуальный потенциал, способность к совместной работе и творческой дискуссии, интеллигентность, чувство человеческого достоинства, широкие духовные запросы, культурный кругозор, эрудиция, потребность в постоянном самообразовании.

Не менее важен четвертый, завершающий блок «эстетической культуры и творческих способностей». Обычно данному блоку уделяется особое внимание в подготовке специалистов гуманитарных и творческих профессий. В данном случае, эстетическое воспитание и образование - определяющий фактор в процессе формирования у молодого человека художественного вкуса, развитого эстетического сознания направленных на:

1) восприятие и оценку важнейших эстетических категорий - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в окружающем мире, общественной жизни и искусстве;

2) овладение историей, культурным и художественным наследием прошлого;

3) развитие потребности строить и создавать мир, в том числе и свою деятельность по законам красоты и эстетических идеалов.

В общей системе всесторонне развитого человека, эстетическое воспитание и образование органично связано со всеми видами деятельности. Раскрывая в них принципы эстетического, оно превращает их в средство всестороннего развития человека. Так, в речевой деятельности различают красоту и искусство речи и диалога, в интеллектуальной работе - красоту целей и процесса работы, его результатов и возникших в нем отношений. В политической и морально-правовой деятельности центральным элементом системы оказывается стремление к высокой нравственности в достижении общественных идеалов. В творческом -обнаружение красоты видимого мира в его формах, линиях, отношениях и композиции, стремлении к воссозданию гармонии и совершенства звукового пространства, образов, красок и др.

Таким образом, процесс эстетического воспитания и образование способствует формированию нравственность человека, его политических и социальных идеалов, расширению познания о себе, обществе, природе и мире в целом.

К этому необходимо добавить важность творческой деятельности, которое направлено на значительное расширение воображение и интуиции у человека, формированию у него целеустремленности, воли, настойчивости в достижении целей.

Значительной частью эстетического воспитания является приобщение студентов к творческому процессу, тем самым способствуя раскрытию их способностей, изначально заложенных природой. Как отмечал Ушинский: «Нет не талантливых людей, есть плохие педагоги не способные обнаружить и раскрыть талант» [3, с. 168].

Перечисленные качества в четырех указанных блоках дают в целом представление о том, каким видится облик специалиста (и, возможно, потенциального руководителя) сегодня, в условиях стремительно меняющейся жизни.

Для сравнения с поставленными целями, коснемся вопросов моделирования культуры личности специалиста в зарубежных университетах. Прежде всего, высшее образование в ведущих странах мира рассматривается как «интеллектуальный», «человеческий капитал». В этих условиях, подготовка в университетах ориентирована на развитие у специалиста: «познавательных и интеллектуальных способностей, профессиональных навыков, эрудиции, социальных и личностных качеств, пунктуальности, трудоспособности, экономности, аккуратности, гибкости, самостоятельности, долга, лояльности, учета интересов предприятия, а также способностей к руководству - умения вести переговоры, устанавливать контакты, распределять задания, принимать решения, риторические навыки, общительность и многих качеств» [5, с. 104].

Данная проблема рассматривалась отечественными педагогами еще в конце 70-х годов ХХ столетия. Примером может служить исследование известного педагога Н.Д.Никандрова «Современная высшая школа капиталистических стран» (1978). Анализируя цели и задачи, методы и технологии подготовки специалиста в США, он выявляет основные параметры его профессиональной культуры:

1) понимание развития социальной организации и влияния на это науки и техники;

2) способность выявлять и критически анализировать проблемы;

3) умение мыслить логично и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

4) общее знакомство с шедеврами литературы и понимание их роли и влияния на цивилизацию;

5) привитие моральных, этических и социальных понятий, существенных для формирования личной философии, для карьеры, соответствующих потребностям обществ;

6) формирование интереса и потребности к непрерывной учебе [4, с. 86].

Однако, система проектируемых качеств специалиста не должна слепо копироваться без учета национальной специфики и сложившихся традиций. В противном случае, она станет (и, собственно уже стала) серьезным тормозом в процессе обучения и подготовки полноценного специалиста. Также нельзя не учитывать сложность подготовки и необходимостью индивидуального развития личности, обусловленного гуманизацией процесса воспитания и образования сегодня, который дает каждому студенту возможность развиваться на основе выбора своих индивидуально-личностных целей и задач, с учетом совокупности заданных обществом различных требований и моделей. В этой связи, не пустыми словами являются понятия

культуры и интеллигентности специалиста, его личностных и социально качеств, продуктивно реализуемых в общественно - политической, социальной, профессиональной, научной, коммуникативной сферах.

К качестве примера приведем факты активизации интересе к кругу проблем в известном научном журнале «Высшее образование в Европе» (ЮНЕСКО) [7]. Среди них можно выделить: эффективность подготовки специалиста, его интерес к быстрому обучению и освоению нового, свободу в выборе профиля специальности, творческий подходу в решении не стандартних ситуаций, формирование широкого взгляда на жизнь и др. На страницах данного издания нетрудно увидеть общечеловеческие приоритеты и черты, объективно отражающие общие принципы в подготовке специалистов в различных национальных и государственных системах.

Таким образом, целостную культуру специалиста можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы личностных и социально значимых качеств, продуктивно реализуемых в общественно-политической, социальной, профессиональной, научной, коммуникативной (в современных условиях информационно-коммуникативных) видах деятельности, являющихся итогом развития знаний, интересов, убеждений, норм поведения, способностей и социальных качеств специалиста. Рассмотрим некоторые из них.

Система знаний и интересов, образующих кругозор и тезаурус личности, формирующийся в когнитивных процессах и широкой базе информационных знаний.

Система убеждений, также как и в предыдущем случае, формируется на базе интересов, жизненных предпочтений и ценностных ориентации в процессе рефлексии и формирования самосознания. Его показатель - идейная и социальная позиция личности.

Умения, несмотря на их конкретную направленность, не менее существенный показатель личности специалиста, ибо он, так же как и предыдущие, возникает из социальных потребностей и установок, накопленных в условиях реализации опыта. В результате - повышение продуктивности личности и креативности ее деятельности.

В освоении методов профессиональной деятельности важную роль играют эмоциональная культура личности и индивидуальные нормы ее поведения, которые в процессе эмоциональных переживаний, различных форм поведения и общения реализуют творческую активность личности.

В этом смысле, целостная культура специалиста, как интегральный показатель творческого поведения и деятельности, складывается во взаимодействии и целостности всех составляющих компонентов личности. Так, кругозор и тезаурус личности характеризуют ее познавательную емкость, интеллектуальный потенциал, диапазон интересов обеспечивает уровень духовных потребностей, мировоззрение обусловливает ее социальную направленность, умения и способности задают широту предметно-практического и теоретического опыта личности, принятые личностью нормы и освоенные методы деятельности регулируют поступки и действия. Культура чувств, показывающая развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы, определяет эмоциональную насыщенность поведения и деятельности.

Конечно, все элементы и указанные выше виды культуры существуют во взаимосвязи и единстве. Их разделение возможно только условно, как теоретическая схема, показывающая сложное построение (по горизонтали и вертикали) личностной культуры специалиста. В деятельности она всегда проявляется целостно. В этом ее принципиальная особенность.

Так, политическая культура специалиста как система идейно-политических качеств преимущественно реализуется в общественной деятельности, определяя характер, содержание и направленность его социальных действий и поступков. Система профессиональных и деловых качеств, или профессиональная культура специалиста, преимущественно реализуется в его трудовой деятельности. Система научно-технических знаний и навыков, а также навыков в исследовательской работе преимущественно реализуется в познавательной, исследовательской или опытно - конструкторской деятельности. Система, его нравственных качеств, реализуется в многообразных процессах общения и поведения как в самом трудовом коллективе, так и вне его, в семье в частности. Система эстетических качеств, эстетическая культура, преимущественно реализуется в разнообразных формах эстетической деятельности.

Следует также учесть, что на практике связь отдельных видов культуры может стать нерасторжимой. В структуре деятельности специалиста типология его культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. В деятельности инженера, ученого, научного сотрудника в тех или иных формах сливаются профессиональная культура и научная; у художника, деятеля культуры, работника культурно-просветительных учреждений совмещаются профессиональная культура и эстетическая. В общественной деятельности политика должны быть слиты профессиональная культура, нравственная и политическая. В практике педагога, в том числе и преподавателя высшего звена, проявляется тенденция к слиянию профессиональной и нравственной культуры, культуры общения. Все это показывает сложность и неоднозначность связей, существующих в системе личностной культуры специалиста.

Культура специалиста (ее внутренняя структуры) формируется всем его строем, образом и стилем жизнедеятельности. И высший уровень ее развития предполагает соответствующую степень ценностных, социально значимыми характеристик его активности, включающих знания, убеждения, навыки, профессионализм, чувство социальной ответственности, гражданского долга, готовности служить общественным интересам и т.д.

Работая со студентами различных уровней (бакалавриат и магистрат), педагогических и творческих специальностей (музыканты-педагоги и исполнители, хореографы-воспитатели), мы поставили перед собой цель - сформулировать основные положения по формированию целостной культуры столь разных направлений и реализовать их в воспитательном и образовательном процессах.

Для решения задач 1-го блока («политическая зрелость») студенты были включены в диспуты - «О войне и мире», «Насилия и милосердия», «Толерантности как высшей форме терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, языку, поведению и обычаям другим народов». Особенно острый и злободневный характер эта проблемы обрела для граждан Крыма, находящихся в так называемой демилитаризованной зоне. Продолжая эту тему, подчеркнем, что результатом такой работы стало повышение политической и гражданской позиции студентов, выразившейся в активной явке студентов в избирательной копании.

Очень сложной проблемой стало привлечение студентов к обсуждению проблем «Толерантности как высшей форме терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, языку, поведению и обычаям другим

народов». Здесь сказались сложные разногласия и противоречия межнациональных отношений, накопившиеся на территории Крыма. Среди студентов нашей академии представители многих национальностей, включая болгар, эстонцев, татар, украинцев и русских и др. Для решения данной задачи мы пригласили людей разных возрастов, в том числе и тех, чьи судьбы были искалечены войной и послевоенной ситуацией 70-80-годов ХХ столетия. Диалог был не простой, но нам удалось преодолеть нетерпимость, а временами и агрессию молодых людей. Подобные мероприятия проходят в нашей академии достаточно свободно, и всегда приурочены к различным гражданским праздникам и знаменательным датам.

Не меньшие сложности вызвала работа со вторым блоком - «высокого профессионализма, деловых и творческих качеств». Взгляды и позиции студентов по вопросам выбора специальности, повышение ее уровня, самоотверженности в работе весьма сложны и проблематичны, зачастую отражают прямо противоположные взгляды и позиции студентов. И, если студенты первых, вторых курсов высказывали позитивные суждения о желании стремиться к самосовершенствованию и профессионализму, то третий и четвертый курсы бакалавриата, и, особенно магистратуры, отнеслись к обсуждению данным вопросам весьма сдержанно. Проблемы финансового порядка, формирование молодой семьи, социальная защищенность, поиски профессиональной работы их волновали в большей степени, чем студентов более младшего возраста. Причины подобного отношения связаны с социально-экономическим состоянием нашего общества. Несмотря на это, можно отметить и недоработки высшей школы, выраженные в отсутствии должного внимания к социальным, духовным, нравственным проблемам, что существенно снижающие качественный рост культуры личности, ее жизненных ценностей, целей и идеалов.

Наиболее остро они обнаружились в работе с третьим блоком, посвященным - «духовной культуре, нравственному облику личности специалиста». Психологическая напряженность, нежелание включаться в диалог, зачастую, отсутствие четких позиций молодых людей, свидетельствовали об определенных чертах духовного и нравственного кризиса нашего общества, «размытости» границ норм морали и этики, пропаганде зла, насилия, коррупции в средствах массовой информации, телевидении и интернете.

Единственный блок, вызвавший поток положительных эмоций, высказываний и оценок стал четвертый, посвященный «эстетической культуре и творческим способностей» современной личности. Остро, компетентно, студенты обсуждали вопросы, связанные с путями развития культуры и искусства современного общества. Дискуссия очень быстро перешагнула теоретические границы. И, в результаты многое из обучающихся принесли свои творческие работы, выполненные в разных стилях, формах и видах искусства, что подтвердило перспективность работы в данном направлении.

Выводы. Развитие личности есть постоянное (кумулятивное и одновременно противоречивое) становление, изменение, возникновение новых содержательных структур. Данный процесс адекватен всей системе жизнедеятельности и образу жизни современного человека. В этом смысле, становление целостной культуры представляет сложный процесс обогащения и качественного роста, в котором перекрещиваются личностные, социальные и профессиональные качества необходимые для развития специалиста на протяжении всей жизни.Такова перспектива сложнейшей работы педагогов в рамках воспитания и обучения в современном университете.

Литература:

1. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Б. Л. Вульфсон. -М.: Педагогика, 2002. - №10. - С. 3-14.

2. Ильин Г.Л. От педагогической парадигмы к образовательной // Г.Л. Ильина. - М.: Высшее образование в России, № 1. - 2000. - С. 12-26.

3. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений: (от древности до наших дней) // И.М. Ильичева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с.

4. Никандров Н. Д. Современная высшая шко-ла капиталистичес-ких стран / Н..Д. Никандров - М.: Высш. школа, 1978. - 279 с.

5. Суименко Е.И. HOMO ECONOMICUS современной Украины. Поведенческий аспект / Е.И. Суименко. Т.О. Ефременко - К.: Институт социологии НАН Украины, 2004. - 244 с.

6. Тимошенко И.И. Мотивация личности и человеческих ресурсов // И.И. Тимошенко, А.С. Соснин. -К.: Изд-во европ. ун-та, 2002. - 208 с.

7. Высшее образование в Европе / http://firstedu.ru/zhurnaly/vysshee-obrazovanie-v-evrope/

Педагогика

УДК: 371

ассистент Игнатова Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье раскрываются особенности профессионального становления будущих учителей начальных классов, выделяются проблемы формирования их стиля воспитательной деятельности в условиях современной школы.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессионально-педагогические способности, профессиональная подготовка, воспитательная деятельность.

Annotation. The article reveals the features of professional formation of future primary school teachers, highlights the problems of formation of their style of educational activities in the modern school.

Keywords: professional formation, professional and pedagogical abilities, professional training, educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.