Научная статья на тему 'Культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов'

Культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / CULTURE-CENTERED MODEL / PRINCIPLE OF CULTURE CONFORMITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич, Дрокина Светлана Владимировна, Стацук Светлана Валерьевна

Выявлены предпосылки проектирования модели воспитания на основе учета требований принципа культуросообразности. Предложена культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич, Дрокина Светлана Владимировна, Стацук Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture-centered model of future specialists' education

The preconditions of the projection of the model of education on the base of taking into consideration standards of the principle of culture conformity were revealed. The culture-centered model of future specialists' education was suggested.

Текст научной работы на тему «Культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов»

УДК 378 ББК 74.58

Кустов Ю.А., Дрокина С.В., Стацук С.В.

КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Kustov Y.A., Drokina S. V., Statsuk S. V.

THE CULTURE-CENTERED MODEL OF FUTURE SPECIALISTS' EDUCATION

Ключевые слова: культуроцентрическая модель, принцип культуросообразности

Keywords: culture-centered model, principle of culture conformity

Аннотация

Выявлены предпосылки проектирования модели воспитания на основе учета требований принципа культуросообразности. Предложена культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов.

Abstract

The preconditions of the projection of the model of education on the base of taking into consideration standards of the principle of culture conformity were revealed. The culture-centered model of future specialists' education was suggested.

Коренная перестройка социально-экономической, политической и духовной жизни российского общества связана с формированием демократического и динамично развивающегося общества на основе общечеловеческих ценностей. Особую актуальность в новых условиях приобретает проблема приобщения подрастающего поколения к культуре, его социализации.

Необходимость разработки проблемы социализации, повышения уровня культуры личностного развития молодежи на основе гуманизации диктуется динамикой социальноэкономических процессов в России, связанных с нарастанием ряда серьезных негативных явлений в обществе: рост безработицы, проявление экстремизма в молодежной среде, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью подрастающего поколения и т.п.

Стратегия социально-экономического подъема в стране требует от коллективов учебных заведений всех уровней более активного участия в процессе социализации, приобщения молодежи к культуре, подготовки творчески мыслящих и воспитанных будущих участников производства. Выполнение этих требований определяется прежде всего стратегией молодежной политики в стране и возможностями человеческого фактора

- творческим потенциалом личности, уровнем ее гражданской позиции, умением достойно строить свои отношения в социуме, в учебном и трудовом коллективе.

И.С. Кон определяет процесс социализации как формирование жизненной перспективы, поиск социальной ориентации, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В результате социализации происходит адаптация человека к обществу. Усваивая требования общества, его культуру, ценности и нормы, человек вырабатывает свойства и качества, необходимые для вхождения в систему общественных отношений. Главная задача российского общества сегодня состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений.

Решение этой задачи тесно связано с оптимальным выбором модели воспитания учащейся молодежи 1. Следуя диалектическому подходу, обратимся к истории решения этой важной для человечества проблемы.

В эпоху античности система воспитания была основана на космоцентрической модели, ориентированной главным образом на познание человеком объективной реальности, природы, космоса, бытия. Сам человек, развитие заложенных в нем возможностей были на втором плане.

В средние века господствовала теоцентрическая модель воспитания, в основе которой находилась идея служения человека богу, принижение личных достоинств каждого.

Эпоха Возрождения связана с новой философской моделью воспитания, получившей название натуроцентрическая. Процесс воспитания в этой модели был направлен на развитие самого человека и заложенных в нем природных задатков. Натуроцентрическая модель, исходя из принципа природосообразности, отодвигала требования, предъявляемые к человеку со стороны общества, на второй план.

Однако с развитием общественных отношений в подходе к организации воспитания подрастающего поколения потребовался учет экономических, технических, социальных и других запросов общества. Это впоследствии нашло отражение в формировании социального заказа на направленность воспитания молодежи, что получило отражение в социоцентрической модели воспитания. Преобладание социоцентрического подхода к организации воспитания приводило к тому, что приоритет в обучении отдавался количественной стороне в формировании знаний, умений и навыков, а развитие потенциальных творческих возможностей человека отодвигалось на второй план. В результате происходило нивелирование людей. Такой подход не содействовал формированию активной познавательной позиции учащихся, сковывал развитие способностей.

Обращение к принципам гуманизации и демократизации образования привело к ориентации процесса воспитания на антропоцентрическую модель, связанную с изменением места и роли обучаемого, превращением его из пассивного объекта воздействия в субъект активной познавательной деятельности, которая направлена на свободное и целостное развитие личности 2.

Перед современными теоретиками педагогики и практиками встал вопрос: какой же модели воспитания следует придерживаться в современных социально-экономических условиях?

Изучение теории и практики профессиональной подготовки молодежи в нашей стране и за рубежом показывает, что, по мнению ряда ученых, следует придерживаться золотой середины. Взяв все лучшее и прогрессивное от антропологической модели воспитания, не следует отказываться от важнейшей идеи социоцентрического целеполагания: личность может самореализоваться лишь участвуя в производительном труде по той или иной профессии. А потребность в людях той или иной специальности в конечном итоге определяется социально-экономическими условиями функционирования и развития общества. Поэтому нельзя обеспечить позитивную социализацию и успешное функционирование в обществе личности, которая имеет всестороннее общее развитие, но не подготовлена к участию в производительном творческом труде по определенной специальности.

Проведенный краткий ретроспективный анализ оптимизации выбора модели воспитания учащейся молодежи показывает, что его вектор в последние двадцать лет направлен в сторону приоритета культуроцентрической модели. Начало этому «повороту»

1Беляева, Л.А. Философский образ человека и модели воспитания / Л.А. Беляева. - Екатеринбург, 1994. - 27 с.

2 Беляева, Л.А. Философский образ человека и модели воспитания / Л.А. Беляева. - Екатеринбург, 1994. - 27 с.

было положено в 90-х годах 20 века серией статей в журнале «Вопросы философии» Э. Савицкой 1,

2 3

А.В. Прохорова, Н.Э. Разлогова, В.Д. Рузина , В.А. Лекторского и др., поднимающих проблемы культуры наступающего тысячелетия, социокультурной реформации в России, формирования «модели культурного человека».

Ряд исследователей (В.Ф. Сидоренко 4, И.А. Зимняя 5, А.С. Запесоцкий 6 и др.) подняли вопрос о необходимости установления соответствия культуры, образованности и профессионализма специалиста. По мнению ведущих исследователей проблемы совершенствования системы непрерывного образования одним из новых подходов к ее решению является идея его преобразования на культуроцентрической основе. Так, А.М. Новиков указывает, что современная ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» диктует необходимость раскрывать цели и содержание профессионального образования не в понятиях «знания» и «умения», а в понятиях культуры: «нравственная культура»; «эстетическая культура»; «техническая культура»; «культура общения» и т.п. 7.

Следуя этой логике культуроцентрическую модель воспитания будущего специалиста можно представить как интегративную совокупность культур в разнообразных сферах бытия и деятельности личности, формируемых в процессе реализации системы непрерывного образования и развиваемых при разнообразном функционировании индивида (рисунок 1).

Л - лично сть,

1 - этниче ская культур а,

2 - социальная культур а,

j - экономическая культура,

4 - политическая культура,

5 - психологическая культура

6 - пр о ф е сспональная культур а, Т- нр ав с ге енная культур а,

8 - экологическая культура,

9 - правовая культура,

1[> - эстетическая культура,

11 - р епипмвнв* культур а,

12 и т.д. - можно Еьгчленптъ еще ряд компонентов

Рисунок 1 - Культуроцентрическая модель воспитания будущего специалиста

Обоснование правомерности такого подхода мы находим у А.Н. Галагузова, утверждающего, что поскольку культура фактически пронизывает все формы и уровни «не-биологического» бытия человечества, ее проявления также многообразны и

1Савицкая,Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» / Э. Савицкая // Вопросы философии. - 1990. - №5. - С. 61-74.

2 Прохоров, А.В. Культура будущего тысячелетия / А.В. Прохоров, И.Э. Разлогов, В.Д. Рузин // Вопросы философии. - 1992. - №6. - С. 17-30.

3Лекторский, В.А. Культура, культурология и образование. Материалы круглого стола / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1996. - №9. - С. 4.

4Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. - С. 205-248.

5 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 4 мая 2006.

6Запесоцкий, А.С. Образование, философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 203 с.

7Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М., 2000. - 272 с.

разномасштабны. Вследствие этого исследование культуры как феномена в разных гуманитарных и социальных науках закономерно приводит к ее «дроблению», выделению различных составляющих, имеющих конкретные границы и онтологические характеристики. Каждая из этих «малых культур» определенным иерархическим образом связана с «большой культурой», является ее частью, компонентом и может быть представлена как совокупность «культур» более низкого порядка. Например, в культуре личности выделяют этическую, коммуникативную, нравственную, духовную, физическую и другие «культуры». Такой «матрешечный» принцип выражает общую целостность культуры как феномена и сущностную соподчиненность ее проявлений, границы между которыми весьма условны и определяются только выбранной «точкой отсчета».

Формируемые компоненты интегративной культуры личности проявляются в ее качествах. Так, В.И. Андреев представил результаты оптимального формирования общей культуры учащихся средней школы в виде приобретенных ими качеств, востребованных в современных социально-экономических условиях (Таблица 1) 1.

Таблица 1 - Ожидаемый результат формирования культуры учащихся средней школы

№ п/п Формируемые качества Характеристика сформированных качеств

1 2 3

Социальные Гуманистическое мировоззрение, активная гражданская позиция, бережное отношение к национальным и мировым традициям, уважение к старшим, способность продуктивно и творчески работать в коллективе

Общекультурные Культура Общения и поведения, эстетическая, музыкальная, художественная культура, культура умственного и физического труда

Интеллектуальные Творческий подход, эрудиция, развитая интуиция, логическое и критическое мышление, изобретательность, сообразительность

Мотивационные Положительная устойчивая мотивация на активную творческую деятельность, позитивное поведение в обществе, непрерывное образование и самообразование, широкие интересы к познанию, искусству, культуре

Духовно- нравственные Духовное богатство, гуманность, честность, совестливость, отзывчивость, скромность, искренность, доброта, милосердие, порядочность

Деловые Трудолюбие, предприимчивость, ответственность, способность к деловому риску, умение довести до конца начатое дело

Организационно- волевые Целеустремленность, собранность, требовательность к себе, самокритичность, организованность, настойчивость, воля, способность к достижению намеченной цели

Физические Крепкое здоровье, энергичность, спортивность, оптимизм, способность к физическому совершенствованию

С перечисленными выше качествами согласуются выделенные И.А. Зимней семь определяющих характеристик взрослого культурного человека (выпускника вуза) 2:

1Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос».

- уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия, т.е. культура личности, саморегуляции;

- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, социального взаимодействия;

- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, т.е. общецивилизационная культура;

- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.

Однако для практических работников системы непрерывного образования возникает проблема как от перечисленных характеристик общей культуры человека перейти к операциональной педагогической деятельности, правилам по ее формированию у подрастающего поколения?

Проведенное И.А. Зимней исследование этой проблемы позволило ей полагать, что «...в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи. Взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека» 1.

Согласно И.А. Зимней, модель целостной социально-профессиональной компетентности содержательно представлена четырьмя разнопорядковыми блоками:

1. Базовый: интеллектуально-обеспечивающий (основные мыслительные операции на уровне нормы развития). В соответствии с этим блоком выпускник вуза должен характеризоваться как минимум нормой развития таких мыслительных действий (умственных операций), как: анализ, синтез; сопоставление, сравнение; систематизация; принятие решения; прогнозирование; соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.

2. Личностный, в рамках которого человеку должны быть присущи такие личностные свойства, как: ответственность; организованность; целеустремленность.

3. Социальный - социально-обеспечивающий жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. В соответствии с этим блоком выпускник должен быть способным: организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимым представлением о здоровом образе жизни; руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина; руководствоваться в своем поведении ценностями бытия, культуры, социального взаимодействия; выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования); интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач; сотрудничать, руководить

1 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос».

людьми и подчиняться; общаться в устной и письменной форме на родном и иностранных языках; находить решения в нестандартных ситуациях; находить творческие решения социальных и профессиональных задач; принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию.

4. Профессиональный - обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности. Эти задачи могут быть инвариантными в области деятельности и специальными.

Таким образом, по И.А. Зимней, «социально-профессиональная компетентность -это совокупная интегральная личностная характеристика человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом; социально-профессиональная компетентность - это совокупное, формируемое на базе интеллектуальных способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области» 1.

Итак, согласно современной, приоритетной на сегодняшний день культуроцентрической модели воспитания будущих специалистов, выпускник вуза должен стать активным субъектом современной культуры и предстоящей профессиональной деятельности, приоритетной частью которых является целостная социально-профессиональная компетентность. Для этого педагогическая система его подготовки должна быть перестроена в соответствии с требованиями принципа культуросообразности, а именно:

- понимать педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее;

- максимально использовать семейную и региональную, народную материальную и духовную культуру;

- обеспечивать единство национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании и образовании;

- формировать творческие способности и установки у учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей 2.

Вектор цели культуроцентрической модели подготовки будущих специалистов должен быть перенаправлен от традиционной «знаниевой» парадигмы (эта задача не снимается) в сторону личности будущего специалиста, формирования указанных выше приоритетных качеств культурного человека. Целью культуроцентрической системы образования является подготовка специалиста способного осваивать, использовать, сохранять лучшие достижения отечественной и мировой культуры, создавать новые культурные ценности, транслировать культуру от одного поколения к последующим, быть активным участником процесса преемственности в развитии культуры. Организация подготовки специалистов на основе культуроцентрического образования предполагает его целевую направленность на формирование профессиональной культуры как интегративного качества личности, включающее прежде всего владение необходимыми для выполнения профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, соблюдение культурных норм соответствующей профессиональной сферы, способность и готовность к творчеству, активной социальной деятельности.

Содержательный компонент культуроцентрического образовательного процесса предполагает усиление гуманитаризации образования, увеличение числа дисциплин культурологического профиля, углубление культурологического содержания дисциплин учебного плана вуза, поэтапное и непрерывное формирование профессионально значимых личностных качеств студентов усилиями преподавателей всех дисциплин.

1Там же.

2

Безрукова, В.С. Педагогика: учебник для инж.-пед. спец. / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994. - 335 с.

Средовой социально-профессиональный компонент культуроцентрической образовательной системы должен включать социокультурные внутривузовские и внешневузовские факторы, материально-технические условия и виды аудиторной и внеаудиторной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса. Факторы внутривузовской среды должны включать многообразные виды участия студентов в кафедральных, факультетских, общевузовских мероприятиях и сообществах. Внешневузовские факторы включают виды деятельности студентов в процессе взаимодействия с учреждениями культуры, производственной практики, в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях вуза.

Информационно-коммуникативный методический компонент

культуроцентрического образовательного процесса является комплексом методов, форм, средств обучения, воспитания и формирования личностных качеств, которые призваны обеспечить непрерывное становление будущего специалиста в процессе вузовского обучения как субъекта культуры и социального действия.

В контексте цели культуроцентрической системы образования необходимо, чтобы ее методический компонент обеспечивал:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие креативности как основы культурной субъектности и формирования навыков творческой деятельности;

- формирование социально-коммуникативных качеств, развитие навыков общения и межличностных взаимодействий;

- когнитивное освоение, принятие, обогащение и трансляцию будущими специалистами приоритетных социально-профессиональных ценностей.

Важным условием обеспечения успешности процесса формирования целостной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов является уровень готовности преподавателей вуза к педагогической деятельности в условиях реализации культуроцентрической модели образования. Ключевую роль в модернизации российского образования играют квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Приоритетными направлениями в этой области являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. В решении этой важной задачи следует выделить ряд направлений:

- обеспечение культуроцентрической направленности в деятельности преподавателей высшей школы;

- повышение педагогической квалификации и методического мастерства вузовских преподавателей в этой области;

- усиление внимания к координации и преемственности педагогических действий преподавателей при реализации идеи культуроцентрического образования.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник для инж.-пед. спец. / В.С. Безрукова. -Екатеринбург, 1994. - 335 с.

3. Беляева, Л.А. Философский образ человека и модели воспитания / Л.А. Беляева. -Екатеринбург, 1994. - 27 с.

4. Запесоцкий, А.С. Образование, философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 203 с.

5. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 4 мая 2006.

6. Лекторский, В.А. Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1996. - №9. - С. 4.

7. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М., 2000. - 272 с.

8. Прохоров, А.В. Культура будущего тысячелетия / А.В. Прохоров, И.Э. Разлогов,

В.Д. Рузин // Вопросы философии. - 1992. - №6. - С. 17-30.

9. Савицкая, Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» / Э. Савицкая // Вопросы философии. - 1990. - №5. - С. 61-74.

10. Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. - С. 205-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.