Научная статья на тему 'Роль культуроцентрической среды учебного заведения в профессиональном воспитании учащихся'

Роль культуроцентрической среды учебного заведения в профессиональном воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

В статье выявлены основные проблемы и противоречия, возникающие при формировании и воспитании будущих специалистов и раскрыты пути их решения через организацию культуроцентрической среды в условиях профессионального учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль культуроцентрической среды учебного заведения в профессиональном воспитании учащихся»

Роль культуроцентрической среды учебного заведения ...__

Г.А. Гущина

РОЛЬ КУ,1ЬТУРОЦЕНТРИЧЕСКОИ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЧАВЕД1 НИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Преамбула. В статье выявлены основные проблемы и противоречия, возникающие при формировании и воспитании будущих специалистов и раскрыты пути их решения через организацию кульмуроцентрическои среды в условиях профессионального учебного завеоения.

В новых социально-экономических условиях на базе рыночных отношений особую значимость приобретает проблема формирования личности молодого специалиста. Уровень сформированное™ личности, в котором отражается богатство человеческого существа, становится одним из условий развития как производства, так и общественны; отношений.

Степень развития личности характеризуется в значительной мере уровнем профессионализма, отражающим объективную подготовленность и субъективную готовность человека к решению профессионально-трудовых задач, к продуктивной предметной деятельности. Поэтому в процессе формирования личности необходимо включать всю полноту социальных влияний и самсвоздействий человека.

Очевидно, что становлениь профессионального образования и воспитания идет не 1фосто, что в его развитии можно выделить тормозящие этот процесс противоречия, а именно:

- противоречие между насущиойпотребностью общества и личности в реализации качественного профессионального образования и отсутствием в системе профессионального образования новых подходов и моделей образовательных систем;

- несопряженность разных уровней и ступеней профессионального ооразования:

- противоречие между ориентацией деятельности учебных заведении на традиционную функционально-образовательную парадигму, с одной стороны, и личностно-ориентированной моделью обучения и профессионального воспитания, напраьленного на целостное развитие человека, формирование будущего специалиста как носителя не только специальных знаний,

но и в равной мере общечеловеческих и профессиональных цечностей - с другой.

Названные проблемы и выявленные противоречия х^ебуют поиска кардинально новых подходов в их решении. Очень важным, на наш взгляд, является создание в условиях вуза единого воспитательного и образовательного пространства, ориентированного на каждого учащегося Это продиктовано неооходимоегью создания для каждого человека в равной мерь благоприятных условий получения и пополнения знаний, профессионального развития, самосовершенствования на протяжении всей активной жизни.

Дтя решения данных проблем необходимо проанализировать взгляды различных ученых на понимание категорий «профессиональное воспитание» и «культуроцентрическая среда».

В первом словосочетании обе части имеют смысловую нагрузку. Вторая часть указывает на длительность, пролонгированность процесса, а первая - на качс ственную его характеристику. Этимология первого слова имеет латинскую основу. Оно происходит от латинского РЯОРЕЯЯЮ, что обозначает собственное официальное или публичное заявление о своем звании, Занятии.

С течением времени данное содержание изменилось. В психологии труда профессия понимается как «социально-фиксированная область возможного осуществления определенных трудовых функций и употребляется в следующих значениях"

- область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда;

- общность людей, занятых определенными трудовыми функциями;

- деятельность, работа, т.е. сам процесс ре ализацик трудовых и притом профессионально выполняемых функций (эти значения имеют социальный аспект);

- подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку (лично-

© Г.А. Гущина, 2007

35

стный аспект) (Климов Е.И.).

Профессия - это мир, в котором человек живет и совершенствуется, который он познает, в котором действуют свои профессиональные законы, нравственные законы и ценности. Индивид в профессиональной деятельности становится личностью и индивидуальностью.

Каждая профессия предъявляет к человеку свои специфические требования, которым он должен соответствовать- Но есть и нечто общее: любая профессия требует человека целиком, формирует его социально-профессиональное самосознание, меняет его «образ-Я».

Б.С. Патралов и Н.Ф. Гейжан определяют профессиональное воспитание как «сложный вид социального воспитания, отражающий в своем содержании общественное явление, сущ ность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специа ьностью и уровнем квалификации ..».

Профессиональное воспитание, являющееся органической составной частью фоомироьа-ния личности, осуществляется как целостный, диалектически противоречивый процесс, направленный на профессиональное самоопределение и становление индивида и в конечном итоге на создание (сотворение) субъекта профессиональной деятельности.

В широком значении профессиональное воспитание выступает в качестве важнейшей функ ции трудовой и общественной жизни. Как специфическое общественное явление профессиональное воспитание - это взаимодействие двух или более субъектов (общества и личности, социальной общности и индивида, школы и учащегося, семьи и ребенка, воспитателя и воспи туемого), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего специалиста в соответствии с объективными требованиями общества.

Этапы профессионального воспитания направлены на осмысление учащимся общественной значимости труда (роль профессии в труде), подготовку его к осознанному овладению профессией, регулярную трудовую деятельность по избранной профессии, непрерывное повышение квалификации.

В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально ортанизованный

и контролируемый процесс приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности.

По своему характеру оно представляет собой процесс нежесткого технологического (методического) управления обстоятельствами, способствующими формированию у учащихся профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя лично (т.е. как ценности), сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля (как единства внешних и внутренних характеристик), профессиональной устойчивости и надежности. Все это служит предпосылками конкурентоспособности специалиста в условиях рыночного производства (отношений).

Действительно, образовательная среда учебного заведения, а также профессиональное воспитание, должны способствовать свободному, беспрепятственному вхождению выпускника-специалиста в систему социальных отношений. Система профессионального образования и воспитания в учебном заведении должна соответствовать системе социальных и экономических отношений в стране.

Э. Фромм выделяет в своей концепции воспитания две позиции: позиция «иметь» (Смысл жизни - потребление. Я есть то, чем я обладаю) и позиция «быть» (Взаимодействие с миром. Я есть то, что со мной происходит).

С точки зрения первой позиции человек центрируется на средствах существования. С точки зрения второй позиции - на содержании жизни (онтологическое понятие воспитания).

Э. Фромм рассматривает воспитание в трех аспектах: социальное явление, процесс, деятельность.

Данные аспекты являются аспектами духовного бытия человека:

- социокультурный (выбор и осуществление кульгуросообразного образа жизни и поведения, формирование личности, социокультурное бытие);

- индивидуальный (развитие индивидуальности, самобытие);

36

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова, 2007, Том 13

Роль культуроцентрической сре ты учебного заведения ...

- сопричастный аспект бытия вместе со значимыми Другими (диалогическое взаимодействие, становление субъектом культурного процесса, событие).

При этом первый аспект задает жизненные (а значит, и воспитательные) смыслы результативные характеристики воспитания, второй отражает образ бытия, являющийся предметом и характеристикой воспитания, а третий - содержание и механизм воспитания.

Трем аспектам бытия соответствую. три ведущих воспитательных пространства:

1) социальное (поле значений). Здесь подразумевается осознание субъектом социальной значимости своей профессии, ее полезности обществу, а также спрос на региональном рынке труда;

2) индивидуальное (поле смыслов). Осознание значимости своей профессии для себя, оценка своих профессиональных качеств и целей при получении профессии, смысла своего образования.

3) пространство взаимодейстпия (поле ценностей). Субъекты взаимодействия должны представлять конечный результат со-бытия. (Что в итоге образовательного процесса получаем).

Под конечным результатом профессионального воспитания мы понимаем профессиональную личность.

Э. Фромм воспитательные явления и процессы трактует сле.тующим образом:

- воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека;

- воспитательный процесс-это процесс воз-рас 1ания субъектности человека; самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;

- механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия.

Следовательно, в процессе воспитания могут меняться и педагог, и воспитанник, взаимодействуя друг с другом, у обоих должна б.лть в конечном итоге соответствующая цель.

Ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из субъектов.

Сре ти современных известных исследователей в области профессионального образования и воспитания следует отметить следующих: М.И Махмутов, B.C. Безрукова, В.И. Загиязинский, Т.Ю. Ломакина, М.Р. Гинзбург [2]; H.H. Дьяченко, Е.И. Климов И.М. Кондаков, A.B. Сухарев, И.И. Зарецкая, А.Д. Викторов, Н.Д. Никандров, A.C. Запесоцкий, И.Б. Федоров, С.П. Еркович, С.В. Коршунов [3].

Вопрос о профессиональном воспитании неотделим от понятия профессионального образования. Многие исследователи отмечают кризис профессионального образования в России и связывают его с общекультурным, духовным кризисом.

В частности, А.С Запесоцкий связывает кризис профессионального воспитания «с разрушением прежней системы духовного самопроизводства общества (отказом от коммунистической идеологии, сложившихся принципов образования, воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов культурной преемственности), с кризисом идентичности, вызванным размыванием национальной специфики российской культуры, снижением ее духовной роли в общемировом цивилизационном процессе, с расширением числа социатьно-уязвимых групп молодежи (в силу отсутствия реальных условий для профессионального становления, поучения полноценного среднего и высшего образования) и с формированием у широких слоев молодежи ощущения социальной бесперспективности, которое стимулирует асоциальные формы протеста».

Объективным фактом стало несоответствие сложившейся в России системы высшего образования новым соцшльно-экономичсским и социально-культурным условиям, связанным с высокой инерционностью высшей школы, ее неготовностью жить и развиваться в динамично меняющейся ситуации.

A.C. Запесоцкий отмечав! . акже «отсутствие стратегически выверенных и научно обоснованных направлений образовательной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях». Он отмечает и уменьшение государственной поддержки образовательных институтов, связанное с резким изменением социально-культурной ситуации и кризиса классических моделей образовательной деятельности.

В результате оказались разрушены трацици-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 4, 2007

онные системы воспитания и наметились противоречия, поскольку новые системы формировались во многом стихийно и принимали искаженный характер

В первую очередь, оказалось, что профессиональные образовательные учреждения утратили ооиентиоы воспитания. Возник вопрос, надо ли в таких учреждениях собственно воспитывать или ограничиться влиянием семьи и общества, и достаточно просто ооразовывать специалистов, читая им лекции.

A.C. Запесоцкий отмечает, что, «если есть объект и субъект воспитания, есть цели и задачи воспитания, выстраивается либо педагогическая система, либо социально-педагогическая система, обнаруживается тот факт, что при наличии и субъекта, и объекта воспитания на данный момент воспитательная система не складывается и не раоотает, так как отсутствует важнейший элемент построения этой системы - прежние цели воспитания разрушены, а новые не сформулированы» [3].

Автор отмечает что сложившиеся образовательные практики, нацеленные на передачу максимального объема знаний и недооценивающие духивно-нравственную основу человеческого становления и развития, ограничивают формирование человеческой индивидуальности и объективно приводят к кризису социально-культурной и jiHHHOft идентичности.

A.C. Запесоцкий разработал и теоретически обосновал свою концепцию образования, назвав ее культуроцентристской.

Культуроцентризм как методологическая основа образования предполагает понимание образования как ценностно-нормативной системы, формирующей «образ» личности как целостного и органичного субъекта культуры. Именно это отличает образование от инструментально-ориентированного обучения.

Образованность это гармония самобытности и универсальности. национально-культурная идентичность и одновременно открытость иному. Если обучение транслирует и воспроизводит лишь некие частные, конкретные образцы культурной деятельности в их нормативном аспекте, то образование производит и воспроизводит субъекта культуры и деятельности - человека в его экзистенциальной и онтологической полноте.

Стратегическая цель профессионального

воспитания - индивидуальность как концентрированное выражение человеческой сущности, уникальная и духовно самоопределившаяся личность, осознающая и практически реализующая свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социально-культурной практики.

Опыт показывает, что обучение, исключающее духовно-нравственную составляющую и ориентированное лишь на передачу максимального объема знаний и освоение технологий, не обеспечивает профессиональную успешность специалиста и неизбежно члечет кризис соци-ально-кулыурной и личностной идентичности.

Профессиональное воспитание эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое (его духовность, волю к самостроительству, интерес к самопознанию и самоопределению).

В связи с этим чрезвычайно важно понимание вуза как социокультурной системы, функции которой не ограничиваются подготовкой человека к профессиональной деятельности. Его необходимо рассматривать как форму трансляции и воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, как пространство генерированил общественной идеологии.

Следовательно, на организационно - педагогическом уровне профессиональное воспитание реализуется в трех принципах организации образовательного и воспитательного пространства:

- целостности (соответствие содержания образования сущностным составляющим личностного бытия);

- оптимизации зоны «ближайшего развития» - социально-культурной среды как основного пространства жизнедеятельности студента:

- референтации воспитательного пространства.

Сущность референтации заключается в ориентации на персонифицированный идеал и деятельное отождествление с ним - это нравственная основа профессионального становления и личностного самосовершенствования, предпосылка преодоления болезненных противоречий и неизбежных разрывов реального и должного, человеческой сущности и существования. По мнению автора, в профессиональном воспитании должен присутствовать этический идеал.

Этический идеал - это ответ культуры на кан-

38

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, 2U07, Том 13

Самостоятельная работа как важнейший инструмент ф рмирования творческой личности

товский вопрос: «что такое челочек?». В основе педагогических концепций и воспитательных практик лежит именно этический идеал, который формируется определенной культурой и концентрирует в себе представление о важнейших ценностях бытия и способах их реализации.

Эти представления культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», существующего в персонифицированном виде (для каждой эпохи свой: личность Александра Невского - в контексте духовных, политических и государственных проблем Московской Руси и т.д.).

Характер этого идеала определяется, по мнению автора, общей направленностью культуры, ее духовной уникальностью.

Главное направление профессионального воспитания заключается в том. чтобы «взрастить» ) ниверсально мысляших людей, способных различать и понимать весьма широкий спектр проявлении социальной действительности, воспринимать мир в целостности.

Конструирование культ урно-образозател ь-ного пространства в учебном заведении должно быть подчинено цели Формирования обоаза личности, максимально полно выражающего потенциал человека. Учебное заведение посредством такого конструирования должно вступить сг студентом в диалог, развернуть взаимосозидательную совместную деятельность.

Молодой человек в условиях учебного заведения должен иметь возможность и быть побуждаем духовно самоопределиться, осознать свое предназначение, свое призвание, выбрать стра-

тегию личностного развития, наилучшим образом помготовить себя к самореализации в раз-тичных видах и сферах социальной практики.

Таким образом, культуропентристская концепция учебного заведения должна быть основана на понимании образования как специфического способа преобразования (культивации, окультуривания; природных задатков и возможностей человека, где акцент делается не столько на технологический момент, сколько на специфику самого «материала», его историко- культурную глубину Усилия администрации и педагогического коллектива учебного заведения должны быть направлены на то, чтобы содержание и качество культурного пространства неизбежно переходили бы в другое измерение - в духовный мир личности.

библиографический список

1 Климов Е.И. Введение в психологию труда.-М., 1998 .

2. Фромм Э. Характер и социальный прогресс ,1 Психология личности: Тексты / Ред. Ю.Б-. Гиппенрейтег -М, 1982.-С 48-55.

3. Личностное самоопределение как психологическая проблема А Вопросы психологии -1987. -№ 6. -С. 23-25.

4. «Образование: философия, культурология, политика». - М.: Наука. - 2002.

5. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: Социальный и философский аспекты - М , 1998.

6. «Образование: философия, культурология, политика)?. М Наука.-2002.

И.В Аксютина

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ личное ГИ

Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития школы определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса являе гея развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практи-

ческой деятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит еще подлинно гуманистический характер. В связи с этим не в полной мере школа способствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнению всех функций в новом обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественно на первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации процесса обу чения. акценты в котором

О И.В. Лксютан» 200"7

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.