Научная статья на тему 'Подготовка социальных педагогов в контексте сохранения отечественных духовных традиций'

Подготовка социальных педагогов в контексте сохранения отечественных духовных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перцева Ирина Владимировна

В статье поднимается вопрос о сохранении духовных отечественных традиций в процессе подготовки социальных педагогов как важной формы сохранения и передачи культурного наследия. Автор рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных личностных образований, определяющих отношение будущего социального педагога к действительности, и раскрывающих тем самым содержательную характеристику направленности его личности, определяющих мотивацию его поведения и профессиональной деятельности. Статья будет интересна специалистам социальной сферы, преподавателям педагогических вузов, студентам и всем интересующимся сохранением отечественных духовных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перцева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка социальных педагогов в контексте сохранения отечественных духовных традиций»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 3 (18). С. 79-88

Подготовка социальных педагогов

В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ1

И. В. Перцева

В статье поднимается вопрос о сохранении духовных отечественных традиций в процессе подготовки социальных педагогов как важной формы сохранения и передачи культурного наследия.

Автор рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных личностных образований, определяющих отношение будущего социального педагога к действительности, и раскрывающих тем самым содержательную характеристику направленности его личности, определяющих мотивацию его поведения и профессиональной деятельности. Статья будет интересна специалистам социальной сферы, преподавателям педагогических вузов, студентам и всем интересующимся сохранением отечественных духовных традиций.

Реформы последних десятилетий затронули все стороны жизни общества, в том числе и систему высшего профессионального образования, повысив интерес к ее социокультурному и духовному назначению. Переустройство системы образования в современности, многолетнее забвение и игнорирование богатейшего духовного и педагогического опыта, накопленного Русской Православной Церковью за всю историю России, проблема возрождения духовных школ и возвращение к утраченному педагогическому православному наследию наших предков заставляет серьезно задуматься о сохранении, распространении ценностей отечественной педагогической культуры и отечественных духовных традиций.

В последнее время отмечается резкое падение нравов в обществе и размывание духовно-нравственных ориентиров. Ухудшение нравственного и духовного состояния подрастающего поколения проявляется в искажении нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодежи. В связи с этим многие представители отечественной педагогики проявляют неподдельный интерес к педагогическому наследию Русской Православной Церкви и наряду с этим к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью постоянного научного поиска, направленного на созидание нашего общества, на возвращение к духовно-нравственным идеалам, которые позволят ослабить социальную на-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 0 9-06-00346а.

пряженность, положительно повлиять на систему современного отечественного образования.

Социальная педагогика в настоящее время активно развивается как сфера научного знания: уточняется ее объектно-предметная область, совершенствуется научно-методический аппарат и технологический уровень. Она, как отрасль знания, изучает социальное воспитание в контексте социализации, а «традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения»2. В отечественной теории и практике профессиональной подготовки социальных педагогов накоплен достаточно большой опыт исследований личности специалиста, связанных с характеристикой его профессионально важных качеств и умений, а также этических, духовно-нравственных и других аспектов профессиональной деятельности, совершенствования способов и технологий обучения в высшей школе и в системе дополнительного образования (В. Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Гала-гузова, И. Н. Закатова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, В. Ш. Масленникова, Ф. А. Мустаева, В. А. Никитин, Р. В. Овчарова, С. А. Расчетина и О. М. Зайченко, А. В Мудрик, В. А. Сластенин, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина).

Для успешного развития отечественной социально-педагогической науки и практики необходимо не только четкое осознание предпосылок ее возникновения в России, но и сохранение отечественных духовных традиций при подготовке специалиста социальной сферы. Как одна из форм духовного освоения мира, социальная педагогика аккумулирует образовательно-воспитательный опыт поколений, значимый для дальнейшего развития общества. А опыт предыдущих поколений является фундаментом педагогических традиций.

Педагогическое сообщество исповедует традиционные ценности культуры — честность, взаимопомощь, образованность, интеллигентность. Институты воспитания (школы, колледжи, вузы и т. п.) продолжают эти ценности развивать и стремятся передавать их новым поколениям. Общество же ориентирует людей на реалии иного порядка: успех любой ценой, жесткость, конкурентность, беспощадность. Эти реалии трудно называть ценностями. Это, скорее, антиценности — средства, позволяющие достичь вожделенной ценности-цели: высокого уровня потребления. У общества, которое формируется сегодня у нас на глазах, ценностный масштаб строится в категориях обладания вещами, в категориях материальных возможностей человека. Успех достижений в жизни измеряется и описывается мерой потребления: маркой автомобиля, качеством и месторасположением жилья, способом проведения отпуска, доступом в дорогие и престижные отели и клубы и пр. В современном обществе возник некий дуализм: педагоги учат созидать, а большинство СМИ — потреблять. Таким образом, педагогическое сообщество должно считаться с тенденцией потребления, и это неизбежная реальность. Осмысление педагогическим сообществом социального заказа на образование обязательно предполагает учет реалий современного общества.

2 Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2005. С. 12.

В связи с этим возникают вопросы, которые сегодня более всего волнуют педагогов: не устарели ли исповедуемые образовательными учреждениями нравственные идеалы? Может быть, системе образования необходима аксиологическая революция, в результате которой место идеалов истины, добра и красоты как ориентиров воспитания должны занять прагматические задачи воспитания деловых качеств человека, позволяющих ему выжить в новых жестоких условиях рынка и конкуренции?

Эти вопросы являются предметом личностной ответственности педагога, в том числе и социального. В зависимости от ответа на них выстраивается профессиональная стратегия социального педагога и его подготовки, так как они образуют основу ценностного самоопределения будущего специалиста социальной сферы. Решение проблемы подготовки социальных педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи требует глубинного осмысления воспитательной деятельности, опоры на традиционные, христианские представления о человеке.

Понимание будущим социальным педагогом традиции как важной формы сохранения и передачи культурного наследия подрастающим поколениям послужило причиной ее исследования педагогами (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, М. В. Савин и др.). Понятие «традиция» — одно из самых многозначных понятий в научном глоссарии. В педагогическом словаре мы находим перевод с латыни слова traditio — передача, повествование. «Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления»3. Они складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу.

Традиция представляет собой длительно формирующийся, устойчивый механизм отбора и сохранения наиболее значимых для социума культурных достижений, тем самым способствуя адаптации сообщества к условиям существования и деятельности. Образование и воспитание являются механизмом сохранения культурного наследия, где формой закрепления значимого социального опыта выступают педагогические традиции. Понятие педагогической традиции было введено в отечественную историю педагогики относительно недавно, хотя сам термин активно используется в работах по теории и истории педагогики в связи с исследованием народной культуры как феномена доиндустриального этапа развития общества.

Современный исследователь истории образования М. В. Савин определяет педагогические традиции как «целостное исторически сложившееся педагогическое явление, представляющее неотъемлемую часть национальной культурной среды, обеспечивающей непрерывность развития педагогической теории и практики»4. Автор отмечает, что педагогические традиции имманентно связаны

3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д, 2005. С. 355-356.

4 Савин М. В. Философско-методологические основы традиционологического подхода в педагогических исследованиях // Развитие основных направлений педагогической науки

с социально-педагогической средой, в которой они возникли. Они могут быть представлены через ряд параметров, таких как сущностные свойства, содержание стереотипизированного опыта, функции и др.

Таким образом, традиции, являясь механизмом избирательной фиксации наиболее значимого социально организованного опыта, обладают спецификой, заданной конкретно-историческим этапом развития общества. Педагогические традиции как специфическая форма существования культуры раскрываются во взаимосвязи «детерминант ^ традиция» и затрагивают вопрос о длительности их существования как элемента конкретной культуры.

Составляя основу воспитания и являясь важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, педагогические традиции регулируются принципами государственной политики, которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Отечественные педагогические традиции были основаны на христианском мировоззрении, и в настоящее время наблюдается тенденция возрождения дореволюционного педагогического опыта. Они являются способом самоорганизации общества и условием духовно-нравственного становления личности социального педагога. Учитывая, что образование является основным элементом, транслирующим культурные достижения общества, при подготовке социальных педагогов необходимо учитывать те давние традиции социально-педагогической деятельности, которые сложились в России со времени основания государства (например, традиции семейного и религиозного воспитания, традиции служения ближним и т. п.).

Закрепление определенных форм деятельности в традиции создает устойчивые стереотипы, характеризующие конкретные сферы общества. Анализ сферы образования с точки зрения сложившихся в ней стереотипов связан с классификацией педагогических традиций, проясняющей типы отношений в данной области и механизм их стереотипизации.

Исследователь православной педагогической традиции в России О. Е. Кошелева предложила критерии различения педагогических традиций: по области образования, субъектам, области приложения, способу деятельности5. При данном подходе параметры классификации задают характеристики педагогической деятельности. В соответствии с характеристикой сферы образования, сложившиеся в ней типы отношений могут быть представлены: по субъектам (носителям) педагогических традиций, направлениям педагогической деятельности, образовательным уровням и другим критериям, имманентным данной сфере.

Педагогические традиции предполагают различные функции, в том числе и регулятивную, которая представлена в создании и закреплении норм педагогической деятельности. Их источниками служат педагогические идеи, взгляды,

ХХ в. Материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки, посвященной 90-летию со дня рождения академика РАО З. И. Равкина. Ч. I. / Под ред. чл.-корр. РАО, д-ра пед. наук, проф. М. В. Богуславского, канд. пед. наук, доц. Т. Б. Игнатьевой. М.; Тверь, 2009. С. 97.

5 Кошелева О. Е. Педагогические традиции православия // Российское образование: и история и современность / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1994. С. 204.

подходы, закрепляющиеся в документах, педагогической литературе, моделях педагогической деятельности и т. п. В соответствии с нормами педагогической деятельности осуществляется ее организация, выработка образцов данной деятельности в отношении к конкретной педагогической цели, задаче, образовательному уровню и другим ее параметрам. Это значит что молодой специалист будет осуществлять свою социально-педагогическую деятельность в соответствии с педагогическими традициями данной эпохи.

Как отмечалось выше, отечественные педагогические традиции были основаны на христианском мировоззрении. Если учесть, что христианское вероучение неизменяемо, то возникает вопрос: насколько устойчивы и изменчивы педагогические традиции?

Образование сочетает в себе два элемента — консервативный и динамический. Сегодня часто говорят о консерватизме образования, причем бытует полярная оценка этого консерватизма. В позитивном значении говорят о «здоровом консерватизме», благодаря которому сохраняются нравственные идеалы культуры и есть место представлениям о самоценности человеческой жизни, о свободном творческом развитии личности человека. Порицая консерватизм, его обвиняют в отставании от жизни и неумении воспитать людей, способных жить и успешно действовать в новых условиях. Две противоположные оценки отражают стабильность и изменения, характерные для любой живой системы. Основой для формирования содержательной и процессуальной составляющей подготовки социальных педагогов в системе высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы — это изменчивый элемент, а те ценности и традиции, на которых зиждется учебно-воспитательный процесс, — это устойчивый элемент. Размышляя об образовании, всегда необходимо иметь в виду эти две его стороны — с одной стороны, систему учреждений, управления, образовательных программ, именно все это определяется в «Законе об образовании» как «система образования», — и, с другой стороны, совокупность идеалов, ценностей, нравственных доминант, укладовых форм, составляющих душу образования и ядро культурно-педагогической традиции. Образование как элемент социальнокультурной действительности с необходимостью сочетает в себе элемент устойчивости и элемент изменчивости, консервативное и динамическое начало.

Таким образом, социальный заказ не сводится к исполнению формальных аттестационных требований, предъявляемых образовательным учреждениям. Содержательное исполнение социального заказа предполагает понимание процессов, происходящих в обществе, осмысление природы человека, а также отчетливое осознание специфики образования как особой сферы культуры и ее автономных закономерностей.

Социальный заказ на образование в логике общественного-экономических процессов сегодня связан с подготовкой профессионалов нового типа. Сегодня заказ образованию — воспитание мобильной, гибкой личности, готовой к перемене места работы и качеству труда, способной ориентироваться в социальной реальности, работать с информацией, самостоятельно искать работу, строить программы самообразования, используя возможности, предоставляемые обще-

ством. Однако нравственные основы образования не ограничиваются задачами воспитания профессионалов нового типа. Искони Россия формировалась и жила под влиянием восточной православной византийской цивилизации, в процессе освоения не потерявшей своей основы и сохранившей уклад жизни, традиционные ценности и культуру.

Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике общего образования, воспитания «человеческого в человеке». Образование осмысляется как выявление и развитие сущностных сил человека по образу Божьему, т. е. по образу Совершенства, выраженного в идеалах Любви, Истины, Добра и Красоты. Образование есть условие, средство, результат и период развития личности человека.

Проповедуя классические педагогические традиции, педагог и ученый игумен Георгий (Шестун) отмечает, что «современная отечественная педагогика развивается в трех направлениях»6. Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, второе — характеризуется введением лич-ностно ориентированных образовательных технологий, третье — обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

Образование обеспечивает наследование культурного опыта поколений вместе с воспроизведением способности человека к трансляции этого опыта в современной практике. Но образование не просто средство передачи культуры. Образование — одно из высших проявлений культуры, это явление духовного порядка. Педагогический труд — духовное творчество, социально-педагогическая деятельность — осуществление духовного дара, духовного призвания.

С точки зрения Православия, основой духовности является понимание того, что блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5. 8). «Духовность — это практическая деятельность, направленная, прежде всего, на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма»7. Если человек неблагочестивый, неправедный, нецеломудренный, то он не может быть духовным. Духовная сфера бытия определяет содержание двух остальных — социальной и материальной сфер бытия. Особенно это важно для конкретного народа, общества и государства. А содержание духовной сферы, определяющей основные ценности в данном сообществе, связано с традицией, следовательно, имеет религиозную основу. «Духовность — не знания, — пишет В. В. Медушев-ский, — не навыки решения задач, а способность мировоззренчески полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цель-ная»8. Нравственность, по мнению В. В. Медушевского, есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно оха-

6 Шестун Е., игум. Православная педагогика. М., 2001. С. 7.

7 Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 80.

8 Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000. С. 41.

рактеризовать словами «истина», «добро», «красота». Исследователь напоминает, что понятие «нравственность» произошло от «нравить», т. е. «любить». В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, а любовь к истине, добру, справедливости9. Это направление в подготовке социальных педагогов должно стать ведущим.

Особенность нашей страны — совпадение народных и религиозных взглядов. «Когда мы говорим о педагогике, должны иметь в виду, что педагогика русской цивилизации — это есть по сути своей православная педагогика, потому что от одного поколения к другому передаются народные, а значит, и религиозные воззрения», — подчеркивает игумен Георгий (Шестун)10. Суть русской педагогики составляет Православие, при этом не исключается использование форм и методов классической педагогики. Поэтому при подготовке социальных педагогов, учитывая это, необходимо формировать у студентов христианское понимание личности человека. А православное мировоззрение будет влиять на профессиональную стратегию социального педагога, выбор форм и методов социально-педагогической работы.

Как феномен духовной жизни общества в классической педагогической традиции (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев,

Н. И. Пирогов, А. С. Макаренко и др.) образование осмысляется как пространство свободы, свободного творчества, самораскрытия сущностных человеческих сил, узнавания себя в другом, с миром, в котором живет любовь и благодарность. Педагогика имеет дело с областью духовно-нравственного становления человека, с обретением им способа действия в сфере свободы, особенно это важно для будущего социального педагога.

Уникальность человеческого бытия укоренена в свободе, которая имеет ценностно-смысловое измерение. Ценности — это «значимые универсальные цели и идеалы»11. Ценностное измерение обретают все аспекты человеческого бытия в мире, все сферы культурной деятельности — его внутренняя жизнь, экзистенциальные аспекты бытия, вера, религия, политическая жизнь, материальные условия существования, экономика, социальный порядок, мораль, искусство, наука. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Именно они определяют практический выбор человека. Достоинство личности состоит в том, что для нее существуют ценности, пусть даже они заключены в глубинах индивидуального духа.

Различают ценности эпохи, ценности культурной традиции, ценности отдельных социальных групп и индивидуальные ценности12. Особое место занима-

9 Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пению. С. 41—42.

10 Шестун Е., игум. Возвращаемся к православной традиции — цель современного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.saminfo.ru/~samds/Text/Vertical/Library/K_ ubiV4.htm

11 Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 277-278.

12 Захарченко М. В. Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosvetcentr.ru/print.php?id_site=id_site&id_page=29&id_artic1e=53

ет вопрос вечных ценностей, связанный с проблематикой устойчивости нравственных норм, с абсолютной природой нравственного закона.

Категория вечных ценностей отражает идею универсального нравственного закона, постижение которого связано с осмыслением феномена свободы и ответственности человека, с раскрытием смысловой сферы, в которой человек испытывает границы собственной природы (счастье и горе, наслаждение и страдание, рождение и смерть, любовь и самоутверждение). «Путь к подлинной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности.. ,»13

«Закон свободы» — нравственный закон — определяет место человека в мироздании и выражается в идеалах истины, добра и красоты, которые в классической педагогической традиции выступают безусловными ориентирами воспитания. Вечные ценности — это устойчивые доминанты человеческой культуры. Их недаром называют общечеловеческими ценностями.

Педагоги и школа ответственны за то, чтобы передача вечных ценностей не прерывалась в поколениях, особенно важна и трудна эта миссия в эпоху перемен, поскольку требует от социального педагога высокой методологической культуры и рефлексии, позволяющей переосмыслить способ актуализации вечных истин в напряженной динамике времени. Возросшие требования к практической деятельности специалиста по осуществлению социального воспитания различных возрастных и социальных категорий населения обусловливают необходимость личностной духовно-ценностной ориентации и самореализации личности студента. Таким образом, ценностный выбор влияет на всю жизнь человека, его профессиональные, культурные и бытовые предпочтения и определяет их значимость.

Ценности обладают качеством регулятивных принципов — они действительно регулируют человеческую жизнь и являют собой образ, по которому формируется человек, входящий в культуру и способный ее творить. Поэтому практический выбор социального педагога как профессионала определяется ценностью, которая укоренена в человеческой свободе. А свобода всегда определяет меру ответственности специалиста за свои поступки, выбор средств и методов работы.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования является важнейшим направлением государственных документов об образовании. В Национальной доктрине образования14 названо 17 основных целей и задач, первые семь из которых следующие:

• историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и ре-

13Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. С. 84.

14 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 25.11.2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741

лигиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

• формирование культуры мира и межличностных отношений;

• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Таким образом, преемственность поколений в сфере образования означает сохранение основных доминант отечественной культурно-педагогической традиции. Эти доминанты — первенствующее значение нравственного воспитания в образовании, ориентация на приобретение познаний, формирующих целостный систематический взгляд на мир и место человека в нем. Именно поэтому в последнее время активно изучается наследие ученых-богословов, таких как святитель Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский, протоиерей Василий Зеньковский, священник Георгий Флоровский, архимандрит Иоанн (Маслов), святитель Тихон Задонский, И. А. Ильин, Н. О. Лосский и др.

Основой духовно-нравственного становления человека являются вечные ценности — истина, добро, красота, жизнь, любовь, выраженные в идеалах и формах родной культуры и цивилизации. Традиционные идеалы формирования нравственных основ личности через призму культурообразующей религии нашего народа, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в современных условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании. В ситуации перемен социальные педагоги не должны забывать о нравственном стержне. Он составляет нерушимую основу динамических процессов, точку опоры. Педагогическая реальность — область становления человеческой души, сфера обнаружения человеческого в человеке. Социальный педагог работает с человеком в сфере его природного развития и духовно-нравственного становления, поэтому подготовку специалистов социальной сферы необходимо осуществлять, опираясь на христианские идеалы и ценности. Личностная позиция социального педагога, его отношение к происходящим изменениям в обществе и государстве, к своей профессиональной деятельности и объектам этой деятельности, к своему внутреннему состоянию отражается не только на качестве социально-педагогической работы, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся.

Итак, отвечая на поставленный выше вопрос: не устарели ли исповедуемые образовательными учреждениями нравственные идеалы, — можем ответить, что традиции никуда не исчезают в рационально обустроенном обществе. Именно они образует «ценностный континуум» всякого общества. Именно педагогичес-

кие традиции и вечные ценности являются неизменным стержнем в изменяющемся динамичном мире. Ценностные ориентации как одно из центральных личностных образований, определяющих отношение человека к действительности, мотивацию его поведения и деятельности и раскрывающих тем самым направленность его личности, являются важнейшей характеристикой студента, позволяющей судить о его становлении как активного субъекта социальной и профессиональной деятельности. Повышенные требования к социальным педагогам как субъектам организации и осуществления социального воспитания в современных условиях ориентируют не только на необходимость формирования и развития интеллектуального потенциала личности, ее самостоятельности и предприимчивости, но и отражают, в первую очередь, важность формирования культуры отношений людей друг к другу и к самим себе, основанной на отечественных духовных традициях. Каждая культура имеет свой собственный неповторимый способ поддерживать духовно-нравственное становление человека на протяжении всей его жизни, а русская культура — это православная культура.

Ключевые слова: социальная педагогика, отечественные духовные традиции, ценностные ориентации профессиональной деятельности, духовно-нравственное воспитание.

Training of Social Educational Specialists in the Context of Preservation of National Spiritual Traditions

I. V. Pertseva

In her article, I. V. Pertseva brings up the issue of preserving national spiritual traditions of training social educational specialists as an important form of preservation and transference of cultural heritage.

The author explores the value orientations as one of the core personal formations defining the attitude of a future social education specialist to reality, thus uncovering his/ her personality’s substantial feature defining the behavior and professional motivation.

This article poses interest to social workers, professors of teachers’ training colleges, students, and individuals interested in preservation of the national spiritual traditions.

Keywords: social education, national cultural traditions, professional values, spiritual and moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.