группы существенных изменений уровня сформированности гендерной идентичности не наблюдалось (см. табл. 1).
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что создание специальных педагогических условий в реальном педагогическом процессе позволяет повысить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности гендерной идентичности и гендерных представлений.
Литература:
1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л.В. Градусова. - Москва: Изд-во Наука, 2011. - 69 с.
2. Давкуш Н.В. Педагогические условия формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста / Н.В. Давкуш, Е.Ю. Можарова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога». - Евпатория: ИТ «АРИАЛ», 2018. - С. 15-17.
3. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: монография / Д.П. Алимасова, Л.С. Анисимова, О.Ю. Горячук, Н.В. Давкуш, Ю.К. Картавая, Н.Н. Колосова, В.Н. Раскалинос, А.В. Хитрова, Г.Р. Шпиталевская; под ред. Н.А. Глузман. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - 300 с.
4. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. - Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru
5. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет.: метод. пособие / А.М. Щетитинина. - Москва: Изд-во Сфера, 2010. - С. 128-132.
Педагогика
УДК 371
аспирант Доненко Николай Николаевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов православной педагогики. В работе обосновывается сущность православной педагогики, ее предмет и основополагающие понятия. В исследовании представлены и проанализированы общие принципы православной педагогики методологического и онтологического уровней.
Ключевые слова: духовность, православие, христианство, православная педагогика, воспитание, образование, просветительство, миссионерство, принципы православной педагогики, онтология, методология.
Annotation. The article is devoted to the study of theoretical aspects of Orthodox pedagogy. The article substantiates the essence of Orthodox pedagogy, its subject and fundamental concepts. The study presents and analyzes the General principles of Orthodox pedagogy of methodological and ontological levels.
Keywords: spirituality, Orthodoxy, Christianity, Orthodox pedagogy, education, enlightenment, missionary work, principles of Orthodox pedagogy, ontology, methodology.
Введение. Православная педагогика в отечественном социокультурном пространстве обладает довольно продолжительной историей становления и развития. В данном ключе одними из важнейших этапов являются: деятельность братских школ и училищ; развитие системы образовательных учреждений православной направленности (церковно-приходских школ, духовных училищ, семинарий, академий). Однако после 1917 года ценное наследие православных ученых и педагогов-практиков не соответствовало новым идеологическим канонам, в связи с чем во многом было утрачено и незаслуженно забыто. На современном этапе развития отечественной педагогики, ввиду внедрения гуманистических идей и поиска оптимальных путей осуществления обучения и воспитания подрастающего поколения возникла потребность введения духовной компоненты в систему отечественного образования. В данной ситуации в качестве эффективного средства и методологической основы разработки новых концепций воспитания и обучения выступил потенциал православной педагогики. Однако ввиду длительной паузы в развитии данной отрасли педагогики ощущается потребность в разработке ее методологических основ и анализе теоретических аспектов.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов православной педагоги, а именно: ее сущности, предмета, основополагающих понятий и принципов.
Изложение основного материала статьи. Предметное изучение теоретических основ православной педагогики, прежде всего, требует обращение к обоснованию сущности данной отрасли педагогического знания.
Сущность православной педагогики - в наполнении уже сложившейся теории и категориального строя науки православным смыслом [11. Это «педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа» [8].
По мнению ведущего теоретика православной педагогики архимандрита Георгия (Евгения Шестуна), ее сущность обосновывается определением цели православного воспитания и образования, которая неотделима от цели жизни православного человека и пути ее достижения [21. А цель жизни православного христианина заключается в его духовном единении с Богом через процесс воцерковления [101. В основе православной педагогики, по словам архимандрита Георгия (Евгения Шестуна), - понимание, что за пределами Церкви, вне церковной жизни невозможно достичь основной цели воспитания. Она достигается «не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия» [10]. Данная отрасль знания
стремится открыто признать факт связи педагогической мысли с системой религиозных идей и эту связь понять и осмыслить.
На основе анализа самой сути педагогики, процессов обучения и воспитания, а также основных положений Христианского учения архимандрит Георгий (Евгений Шестун) определил следующую дефиницию православной педагогики. Это «воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления» [101. Воцерковить педагогику как науку - значит наполнить православным смыслом ее уже сложившийся теоретический и категориальный строй. Педагогика воцерковления - это педагогика, направленная на прояснение в человеке Образа Божия посредством духовно-нравственного совершенствования [101.
Предметом православной педагогики как научной отрасли является процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта [101.
Как и в системе светской педагогической науки, основополагающими понятиями православной педагогики являются образование и воспитание. Однако их сущность, мотивация и нацеленность отличаются от базисов воспитания и образования традиционной педагогики. Воспитание в контексте православной педагогики представляется процессом воцерковления личности. Понятие «воцерковление» шире религиозного воспитания. Целью указанного процесса является не только научить жить по-христиански, а, прежде всего, мыслить по-христиански.
Рассматривая понятие образование через призму концепта «образ», православная педагогика определяет его как процесс восстановления образа Божия в человеке. По определению архимандрита Георгия (Евгения Шестуна), образование в православной педагогике - это процесс восстановления целостности человека, предполагающий развитие всех его сил, всех его сторон на основе соблюдения иерархического принципа в устроении человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте [10].
Одной из форм духовного просвещения и воспитания в православной педагогике является миссионерство. Основной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального Божия замысла - теосис (обожение) всего творения. В узком значении миссия представляет собой деятельность по распространению православной веры, воцерковлению представителей общества для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения [5].
Как любая отрасль научного знания, православная педагогика базируется на ряде методологических принципов. В рамках методологического уровня православной педагогики, впервые проанализированного В.И. Слободчиковым, Е.Д. Прокошева выделяет три общих принципа:
- принцип значимого другого (принцип диалогичности);
- принцип воспитания в со-бытийном сообществе;
- принцип содействия саморазвитию [6].
Обратимся к более подробному рассмотрению указанных методологических принципов православной педагогики. Принцип значимого другого основывается на присущей религиозному сознанию диалогичности «Я» и «Значимого другого». Этот «значимый другой» выступает неким идеалом, эталоном, к которому стремиться личность, благодаря чему происходит ее становление и развитие. По мнению Е.Д. Прокошевой, «Каждый человек, носящий в себе Образ Христа и проходящий свой личный путь спасения, может стать значимым для другого человека. Даже сам человек может быть для себя «значимым другим». Ощутить на себе влияние «другого себя» можно, если прислушаться к голосу собственной совести» [6, с. 46]. В рамках педагогики в роли «значимого другого» выступает учитель, а в глобальном смысле - Божественный идеал, Идеал церкви, Образ Христа.
Принцип воспитания в со-бытийном сообществе основывается на введенном В.И. Слободчиковым понятии «со-бытийная общность». «Со-бытийная общность есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее сродство при внешней противопоставленности; со-бытие предполагает, что, несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможно понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности за других и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы» [7, с. 4-5]. Данная общность строится на принципе общения лиц - единых по существу, но уникальных в своем бытии [7]. В такой общности через идеал «братства», через Таинство Причащения происходит единение и развитие.
«Со-бытие и есть то, что развивается. Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, события с другими формами - более сложными и более высокого уровня развития» [4, с. 80-81]. Для верующих православных со-бытийным обществом выступает Церковь. Воспитание в лоне Православной церкви реализуется через осознания каждой личностью смысла бытия и значения своего жизненного пути.
Принцип содействия саморазвитию заключается в отношении педагога к обучающемуся как к самобытно развивающемуся человеку. В контексте данного принципа задачей педагога является предоставление воспитаннику возможности самостоятельно решать собственные жизненно значимые задачи взросления.
В системе православной педагогики, помимо указанного методологического уровня, исследователями выделяется также онтологический уровень. Впервые онтологический уровень православной педагогики был обоснован В.В. Зеньковским [3]. Понятие «онтологическое основание педагогики» проанализировано и введено в терминологический аппарат педагогической науки архимандритом Георгием (Евгением Шестуном) [9].
В рамках данного уровня Е.Д. Прокошева рассматривает следующие принципы православной педагогики:
- принцип христоцентричности;
- принцип экклезиоцентричности;
- принцип антропосообразного развития.
Сущность принципа христоцентричности заключается в признании Бога как источника всякого бытия. В контексте данного принципа образование понимается в значении процесса воспитания и становления личности в соответствии с образом Божиим [11].
Принцип экклезиоцентричности заключается в признании православной педагогики - педагогикой воцерковления. Согласно ее концептуальным основам, становление личности происходит путем приобщения человека к Богу через Церковь и Таинства.
Принцип антропосообразного развития обосновывает реализацию личностного развития сообразно природе человека, в рамках данного процесса источником индивидуальности и развития выступает духовное начало [6].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что реализация образования и воспитания, согласно концепции современной православной педагогики, требует понимания и учета ее основной цели -воцерковления личности для ее становления и духовного развития. Реализация идей православной педагогики невозможна без учета специальных дидактических принципов методологического и онтологического уровней, представленных и проанализированных в настоящем исследовании.
Литература:
1. Бородина Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 12-16. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1424/ (дата обращения: 09.11.2018).
2. Захарченко М.В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика: Психология. - 2009. - Вып. 1 (12). - С. 111-125.
3. Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». - Клин, 2002. - 63 с.
4. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты / сост. Ю.Т. Лисица. - М., 2001. - 509 с.
5. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.shtml
6. Прокошева Е.Д. К вопросу о системе принципов в православной педагогике // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 7. - С. 44-46.
7. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
8. Сурова Л.В Православная педагогика как общественное и духовное явление // http://www.synergia.itn.ru/kerigma/pedagog/surova/stat/pr-ped.htm
9. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Автореф дис. докт. пед. наук. - Казань, 2006.
10. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.
11. Шувалов А.В Вступительная статья: Со-Образность и со-Бытийность // Живая вода: научный альманах. Вып. I. - Калуга, 2012.
Педагогика
УДК 316.75
кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Аннотация. В статье анализируются условия формировании целостной культуры будущего специалиста на основе опыта подготовки студентов в гуманитарно-педагогической академии в г. Ялта. Культура специалиста включает в себя систему знаний, убеждений и умений, которая формируется под воздействием образа и стиля жизнедеятельности индивида.
Ключевые слова: культура личности, индивид, специалист, образование, профессиональные умения и навыки.
Annotation. This article analyzes the conditions for the formation of a holistic culture of the future specialist on the basis of the experience of training students in the Humanities and pedagogical Academy in Yalta. Culture specialist includes a system of knowledge, beliefs and skills, which is formed under the influence of the image and lifestyle of the individual.
Keywords: personal culture, Individual, specialist, education, professional knowledge and skills.
Введение. Вклад университета в подготовку кадров, обеспечивающих прогресс современного общества, огромен, и, для его реализации необходимо внедрение новых социальных установок, методов и технологий подготовки специалиста в высшей школе, ведущей формой которой в настоящее время стал университет. Однако здесь современная система университетского образования столкнулась с определенными сложностями, которые возникли еще на прежних этапах развития отечественной вузовской педагогики. Так, моделирование и подготовка специалиста, с точки зрения стратегических целей, не всегда работала на уровне тактических решений.
Изложение основного материала статьи. Модель специалиста, соответствуя функционально-технологическим параметрам современных требований и стандартов, может реализоваться только как система качественных показателей, которым должен соответствовать конечный продукт. Именно такое понимание определяет идеальную модель, выраженную в профессиограммах и балловых методиках современных университетов. Однако, требования, предъявляемые сегодня к будущему специалисту в отечественных университетах, к ценности и полноте его социального облика, должны базироваться на методических принципах, продиктованных современной жизненной практикой и социальной средой. И, в этом процессе особое место занимают гуманитарные блоки образовательного и воспитательного процессов. Рассмотрим наиболее важные из них.
Блок «политической зрелости» направлен на формирование политической культуры как важнейшего инструмента преодоления стереотипов мышления и поведения будущего специалиста. Он состоит из параметров, таких как: патриотизм, гражданственность, демократизм, интерес к общественным делам,