Научная статья на тему 'Основные идеи, содержащиеся в учебном пособии «Православная педагогика», ставшем лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года'

Основные идеи, содержащиеся в учебном пособии «Православная педагогика», ставшем лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ORTHODOX PEDAGOGY / СВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL PEDAGOGY / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / METHODOLOGY OF PEDAGOGY / АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ORTHODOX PEDAGOGY THINKING / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / DEVELOPMENT AND SOCIALIZATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загрекова Л. В.

Рассматриваются следующие основные идеи, содержащиеся в учебном пособии «Православная педагогика», ставшем лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 г.: рассмотрение светской и церковно-православной педагогической мысли в тесной взаимосвязи и осмысление достижений светской педагогики в русле православного педагогического мышления; анализ излагаемых в пособии проблем воспитания, развития и социализации детей с позиций и в контексте теоретико-методологических основ православной педагогики как науки (антропология, русская религиозная философия, религия); признание при определении источников воспитания прежде всего ребенка («питомца»), а не общества, утверждение позиции любви и всемерного уважения личности ребенка; обусловленность специфических черт отечественного образования и школы Православием как органической религией для русского народа и православной педагогикой как историческим фундаментом традиционной российской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN IDEAS THAT ARE CONTAINED IN EDUCATIONAL BENEFIT «ORTHODOX PEDAGOGY», THAT BECAME A LAUREATE ALL-RUSSIAN CONTEST AS THE BEST SCIENTIFIC BOOK OF 2011 YEAR

This article is about examining main ideas that educational benefit «Orthodox pedagogy» contain. The educational benefit «Orthodox pedagogy» became a laureate All-Russian contest as the best scientific book of 2011 year.Main ideas are: consideration of society and Orthodox pedagogical thoughts in narrow correlation and trying to understand achievements of social pedagogy in channel Orthodox pedagogy thinking. Analyzing set forth in benefit problems of education, development and socialization of children in context of theoretical and methodological bases of Orthodox pedagogy as a science (anthropology, Russian religious philosophy, religion). Recognition of child through definition of sources of upbringing (foster child), not the society, consolidation of love position and universal esteem of child’s personality. Conditionality of specific lines of domestic education and school of Orthodox as organic religion for Russian and Orthodox pedagogy as historical base of traditional Russian school.

Текст научной работы на тему «Основные идеи, содержащиеся в учебном пособии «Православная педагогика», ставшем лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Загрекова Л.В.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ «ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА», СТАВШЕМ ЛАУРЕАТОМ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ КНИГУ 2011 ГОДА

Актуальность проблемы создания учебного пособия «Православная педагогика» для студентов-теологов, будущих учителей и практических работников общеобразовательных школ обусловлена необходимостью ознакомления их с одним из существующих в современной педагогике направлений: духовно-православными основами образования, которые базируются на фундаменте православных культурных традиций. Сегодня образование, как никогда, нуждается в духовно-нравственной основе. Это подчеркивается и в новом «Федеральном государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы» (2010 г.) [5. С. 19]. Согласно данному доку-енту впервые за последние двадцать лет в качестве ключевых рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников. Сегодня ставится задача подготовки нового учителя для новой российской школы. При этом стратегия подготовки учителей должна включать в себя и обновленную морально-этическую, духовнонравственную составляющую [6. C. 5], что объективно создает предпосылки для углубленного овладения новым поколением учителей традиционной (христоцентричной) для России основой образования и воспитания. На воссоздание опыта духовной жизни нашего общества ориентировано православное направление педагогической мысли.

Особенности современной секуляризованной педагогики заключаются в отрицании Бога при созревании ребенка. Эта традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Вместе с тем, опыт духовной жизни людей говорит о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний [3]. Поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает, прежде всего, духовное и нравственное осмысление педагогических явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке. Все это актуализирует проблему изучения сущности православной педагогики, ее целей, задач, содержания, ее методологических основ и категориального аппарата.

Основные идеи, содержащиеся в учебном пособии «Православная педагогика».

Одна из ведущих идей данного пособия состоит в том, что в нем и светская, и церковная православная педагогическая мысль рассматриваются в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. «Именно в этом единстве (нарушенном в годы советской власти), пишет Л.Н. Беленчук,— выявилась культурно-историческая специфика российской теории и практики образования и воспитания...» [2. С. 5]. Достижения светской педагогики достаточно высоко оцениваются и в работах православных педагогов. Так, протоиерей В.В. Зеньковский, критикуя «просвещенство» и секуляризм, в то же время соглашался с тем, что секуляризация в целом и зарождение светских начал в педагогике сыграли 8

8

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

положительную роль. Протоиерей Е. Шестун отмечает, что ни в теоретическом, ни в практическом плане нельзя считать потерянным прошедшие десятилетия, т. к. светская педагогика и психология привнесли в дело воспитания много полезного. Необходимость учета достижений педагогической теории советского периода при рассмотрении проблем истории отечественной педагогики обосновывается в исследовании Л.Н. Беленчука. Он пишет: «Эпоха советского строя важна для понимания многих особенностей российской педагогической традиции, трансформировавшихся под влиянием времени, однако возрождающихся в наши дни в российской воспитательной теории и практике» [2. С. 8]. Кроме того, при рассмотрении основных проблем православной педагогики мы опирались на ее определение, которое дал протоиерей Е. Шестун в своей работе «Православная педагогика». Он пишет: «Православная педагогика — воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику — это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки...» [8. С. 28]. Поэтому основные вопросы русской педагогики изложены в учебном пособии в контексте анализа достижений как светской, так и православной педагогики в исследовании проблем воспитания, развития и социализации детей, выявлении общих и отличительных подходов к их рассмотрению.

Ведущей, базовой идеей учебного пособия «Православная педагогика» является прежде всего теоретико-методологическое осмысление всех излагаемых в этом пособии проблем, касающихся целей, задач, форм и методов воспитания детей в семье и в школе, функций семейного воспитания, профессиональной деятельности учителя. Отбор и конструирование содержания, анализ и раскрытие его сущности осуществляется в пособии с позиций и в контексте теоретико-методологических основ православной педагогики как науки. Данный аспект рассматривается уже в первом разделе «Общие основы педагогики» учебного пособия сразу же после изложения темы «Педагогика как наука» (гл. I). Во второй главе «Теоретико-методологические основы педагогики» включены ведущие темы, раскрывающие теорию и методологию православной педагогики как науки: «Понятие о методологии педагогической науки», «Роль русской религиозной философии конца XIX — начала XX века в развитии теоретикометодологических основ русской педагогики», «Христианская антропология — методологическая основа русской педагогики», «Основные постулаты православной педагогики». В данной главе на основе анализа святоотеческой литературы, работ представителей религиозно-философского направления в педагогике (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский), а также работ современных религиозных мыслителей (схиархимандрит Иоанн (Маслов); православный священник, психолог Б.В. Ничипоров; протоиерей Е. Шестун и др.) показано, что основанием русской педагогики послужила христианская антропология, религиозная (христианская) концепция возникновения и развития мира. Отмечается, что основы христианской антропологии, христианского учения о человеке были заложены и развиты Отцами Церкви. Они исходили из библейской антропологии, из новозаветного учения о человеке. В основе христианской антропологии лежит учение об образе и подобии Божием в человеке — это ее центральная и основная идея. «Христианская антропология, пишет Б.В. Ничипоров,— христианское учение о человеке, исходящее из евангельского и святоотеческого наследия. В противоположность антропоцентризму Христианская антропология основывается на христоцентризме, т. е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — Божественной и человеческой» [7. С. 189]. Одним из русских христиански философствующих педагогов XX в. 9

9

ISNN 1029-3338

В.В. Зеньковский (1881-1962) писал: «В основе христианской антропологии, как ее центральная и основная идея, лежит учение об образе Божием в человеке. Неверно включать в основы христианской антропологии также и учение о грехе — это есть дополнительная, но не основная христианская идея о человеке. Без учений о первородном грехе нельзя, конечно, понять человека в его религиозной жизни, в его судьбе, но откровение об образе Божием в человеке есть главное и основное в христианской антропологии» [4. С. 235-236]. В этом учении не существует «проблемы происхождения» человека (и всего человеческого в нем), а есть тайна творения его по образу и подобию Бога. Именно благодаря тому, что человек есть образ и подобие Божие (образ человеку дан, а подобие задано в его свободе и составляет жизненную задачу самого человека), он способен познавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним, воплощать в себе. Православная антропология, осознавая формирование личности как ее телесное, душевное и духовное становление, признает приоритет духовного начала как универсальной реальности человеческой жизни. Дух неосязаем, он нематериален, поэтому невидим. Дух, духовность, с христианской точки зрения,— сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Б.В. Ничипоров пишет: «Дух, духовность — выделяют два вида духовности — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом или сопряженность — с демоническими силами. Не бывает духовности «вообще»... [7. С. 185]. Дух является в человеке отражением горнего мира. Именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом (как отмечают современные православно ориентированные педагоги), который формирует человека как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию.

Каждый человек, будучи создан по образу и подобию Божию, является великой ценностью в очах Божиих. Это утверждение обусловливает оптимистический взгляд на человека. В.В. Зеньковский писал: «Православное сознание исходит по существу в понимании человека из грубокого чувства его ценности. Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нем, благословение бытию, в нем открывающемуся,— это пасхальное восприятие света и добра в человеке в Православии так сильно, что в нем тонет даже грех и ложь». Преп. Серафим, например, силу своего чувства о человеке и вершину православного отношения к человеку (а через него к миру) выражал, напоминает философ, тем, что встречал каждого человека восклицанием: «радость моя!» И далее В.В. Зеньковский продолжает: «.самая “сущность” православного чувства мира есть некое “веселие духовное”, идущее от живого, непобедимого светлого восприятия всего мира и особенно человека в лучах Божиих. Радость о человеке есть основа непоколебимой веры в него — и, как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни доходила в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим о том, что погубил себя человек,— и все ждем, что он станет иным. Эта безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу,— это есть та самая надежда, о которой написал свои замечательные слова ап. Павел, что она «есть для души как бы якорь безопасный и крепкий и входит во внутреннейшее, за завесу» (Евр. 16, 19). Это есть главная правда, главное откровение о человеке, как его знает православное сознание. Поскольку зрим мы человека “в свете Христовом”,— за его недостатками, грехами, за его ограниченностью и слабостью открывается основная правда о человеке, которую нужно всегда держать в сознании, чтобы христиански понимать человека» [4. С. 236-237]. 10

10

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

Таким образом, в контексте христианской антропологии как методологической основы русской педагогики: 1) истинный человек есть святой человек; 2) формирование личности представляет собой ее телесное, душевное и духовное становление; при этом дух является тем системообразующим компонентом, который формирует человека как единое целое; 3) духовное начало пронизывает человека, что позволяет говорить о нем как о личности, созданной по образу и подобию Божию.

В свете обозначенного содержательного аспекта христианской антропологии как методологической основы православной педагогики рассматриваются в учебном пособии основные проблемы теории и методики воспитания («Сущность, особенности и основные закономерности воспитания», «Воспитание как целенаправленный процесс», «Основные вопросы воспитания в контексте православного педагогического мышления», «Принципы воспитания», «Методы воспитания», «Содержание воспитания», «Семья как ведущий фактор духовно-нравственного воспитания детей», «Учитель»), осмысливаются достижения светской педагогики в исследовании актуальных проблем воспитания, развития, социализации детей.

С обозначенной выше идеей тесно связаны и следующая идея, положенная в основу содержательного аспекта учебного пособия: в конце ряда глав учебного пособия приводятся высказывания Святых Отцов (Святитель Иоанн Златоуст, Святитель Тихон Задонский, Святитель Иоанн Постник, Святитель Феофан Затворник, Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Преподобный Варсонофий Великий, архиепископ Евсевий (Орлинский) и др.). В данном случае мы исходили из святоотеческого учения о том, что основы христианской педагогики изложены в Священном Писании и раскрыты во всей полноте в творениях Святых Отцов. Высказывания Святых Отцов позволяют более глубоко раскрыть проблемы православной педагогики как системы духовнонравственного становления личности, произвести научно-практическое осмысление ее основ.

Важной идеей, содержащейся в учебном пособии, является идея любви и всемерного уважительного отношения к личности ребенка. Она лежит не только в основе определения целей, задач, содержания, технологии воспитания, раскрываемых в пособии с позиции православного педагогического мышления, но и в основе определения источников воспитания. В данном случае мы опирались на результаты анализа концепции о целях воспитания, разрабатываемой в русской официальной педагогике конца XIX — начала XX в. и характеризующейся глубокой гуманистической направленностью. Это выражается, прежде всего, в определении источников воспитания. Таким источником признается, прежде всего «питомец», а не общество. Ребенка нужно воспитывать, согласно данной концепции, не для занятия будущей должности, а для того, чтобы гармонически развивались все силы его духа, в противном случае человеческая личность трактовалась бы как средство к чему-то, а не как цель. Дитя должно быть воспитываемым прежде всего ради самого себя.

В заключение выделим также следующую основополагающую идею, содержащуюся в учебном пособии: обусловленность специфических черт отечественного образования и школы православием как органической религией для русского народа и православной педагогикой как историческим фундаментом традиционной российской школы. В связи с этим сформировались такие ведущие традиции отечественной школы и образования, как приоритет духовных ценностей над материальными, высоконравственное поведение ученика; единство образования и воспитания как целостного процесса социализации личности. Обращение к духовно-нравственным и историко-культурным ценностям 11

11

ISNN 1029-3338

российского образования, историко-национальным особенностям российской школы, основанных на идеях гуманизма и уважения к личности ребенка, на безграничной вере в человека и любви к человеку позволит более осмысленно строить учебно-воспитательный процесс в современной школе, определить статус духовно-православного образования, его содержания, формы и методы, разнообразить образовательные технологии, ориентированные на целостное развитие личности детей, подростков, молодежи.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2011. 48 с.

2. Беленчук, Л.Н. История отечественной педагогики [Текст] / Л.Н. Беленчук. М. : Изд-во ПСТГУ, 2005. 182 с.

3. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. М. : Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 с.

4. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В.В. Зеньковский // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения ; сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. Саранск, 2002. С. 206-339.

5. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя [Текст] / А.М. Кондаков // Педагогика. 2010. № 5. С. 18-23.

6. Матросов, В.Л. Новый учитель для новой российской школы [Текст] / В.Л. Матросов // Педагогика. 2010. № 5. С. 3-9.

7. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию : Размышления священника-психолога [Текст] / Б.В. Ничипоров. М. : Школа-Пресс, 1994. 192 с.

8. Шестун, Е. [Протоиерей]. Православная педагогика [Текст] / Е. Шестун : М. : Про-Пресс ; ред. «Православная педагогика», 2001. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.