УДК 371.12.011.3 - 051
Т. Н. Савенко1, Т. В. Савенко2
1Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, МГПУ И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь 2Учитель высшей категории, ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря», Республика Беларусь
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В статье исследуются вопросы становления и развития качественных уровней педагогического профессионализма, в частности, рассматриваются сущность и проявления педагогического творчества как высшего уровня профессионализма педагога, определяются основные факторы развития педагогического творчества.
Ключевые слова: педагогическое творчество, педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогический профессионализм, индивидуально-психологические личностные качества, профессионально-педагогическая направленность личности, профессиональное призвание, педагогические способности, творческие способности.
Введение
Существенные изменения в социокультурной жизни современного общества обусловливают острую необходимость совершенствования качества обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим в педагогической науке и практике большое внимание уделяется вопросам развития и формирования профессионального мастерства и творчества учителя. Эти вопросы занимают одно из ведущих мест в научно-педагогических исследованиях ученых. Основополагающими для этих исследований являются идеи выдающихся педагогов прошлого о совершенствовании искусства школьного обучения и воспитания, о путях, факторах и методах организации профессиональной подготовки учителей, способных осуществлять педагогическую деятельность на высоком творческом уровне. Однако педагоги-классики не касались непосредственно вопросов сущности и факторов выработки педагогического творчества как особого педагогического феномена. Первой попыткой выделения высшего уровня профессиональной деятельности учителя, педагогического творчества, можно считать высказывания А. Дистервега в труде «Руководство к образованию немецких учителей». Он указывал на то, что есть учителя, работающие добросовестно, добивающиеся высоких результатов в своей профессиональной деятельности, но есть и «гениальные виртуозы педагогического дела», которые профессионально формируются «при редчайших и счастливейших обстоятельствах» [1, 415]. Педагог-классик еще не называл таких учителей творчески работающими педагогами, не рассматривал сущность педагогического творчества и факторы его становления и развития. Но его высказывания уже определяли подход к пониманию творческой педагогической деятельности как к высшему качественному уровню педагогического профессионализма.
По мере развития педагогической теории и практики вопросы педагогического творчества получили свое развитие и заняли центральное место в педагогической науке. Исследования показали, что проблема развития педагогического творчества изучена достаточно глубоко, нашла отражение в исследованиях ряда ученых (Ю. П. Азарова, Ю. К. Бабанского, Ф. Н. Гоноболина, М. А. Данилова, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова и мн. др.). Однако социально-экономические изменения, развитие научно-технической революции вносят свои коррективы в представления о педагогическом творчестве и требуют новых исследований его сущности и проявлений, определения факторов становления и развития.
Цель исследования - проанализировать развитие проблемы педагогического творчества, выявить характеристики его проявлений в педагогической практике и определить основные факторы становления и развития.
© Савенко Т. Н., Савенко Т. В., 2016
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования проблемы становления и развития педагогического творчества показало, что наиболее активно изучение качественных уровней профессиональной деятельности учителя стало осуществляться в советской педагогике. В 50-х - 70-х гг. в центре внимания ученых находились вопросы изучения личности учителя, его профессионально значимых личностных свойств и качеств, особенно педагогических способностей.
Во второй половине 80-х, в 90-е годы истекшего столетия наметился комплексный подход к исследованию проблемы учительского профессионализма. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в данный период педагогическое творчество становится особенно социально востребованным. Ведь только высокопрофессиональный учитель в состоянии обеспечить осуществление реформы системы образования и воспитания, обусловленной требованиями времени. Во-вторых, в педагогической науке и практике к этому времени было накоплено уже достаточно много научных знаний о сложном феномене профессионального творчества учителя, позволявших в комплексе решать проблемы его формирования.
Исследования показывают, что большое внимание к вопросам педагогического мастерства и творчества проявляли и проявляют белорусские ученые. В частности, именно в Беларуси проблема формирования уровней профессиональной деятельности учителя была разработана на основе целостного подхода к проблеме педагогического профессионализма, вопросы педагогического творчества разработаны в соответствии с принципом этапности его становления и развития.
Так, И. Ф. Харламов в статье «О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве» высказывает мнение, что раскрывать сущность педагогического мастерства и творчества надо «не через свойства личности учителя, а через его педагогическую деятельность» [2, 12]. Автор отмечает, что педагогическое творчество надо рассматривать в системе совершенствования профессионально-педагогической квалификации в целом. При этом необходимо учитывать то, что профессиональное творчество учителя как высший уровень профессионально-педагогической деятельности формируется поэтапно. Определенное время учитель работает на уровне педагогической умелости, являющейся основой, фундаментом его профессионализма и выработки педагогического мастерства. Педагогическая умелость характеризуется достаточно глубоким знанием предметов преподавания, нормативных курсов психологии и педагогики, частных методик преподавания и воспитания и проявляется в умелом их применении на практике, что позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. На уровне педагогической умелости уже проявляется значительный профессионализм учителя. Совершенствуя и развивая педагогическую умелость, он постепенно вырабатывает педагогическое мастерство, которое является следующей и более высокой ступенью профессионального роста.
И. Ф. Харламов считает, что «педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства его учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса» [3, 471].
Как показывают наблюдения за реальным педагогическим процессом, уже на уровне педагогического мастерства учитель нередко осуществляет рационализацию отдельных методов и приемов учебно-воспитательной работы, которые не всегда описаны в педагогике. Исследования особенностей педагогической деятельности на уровне педагогического мастерства дают основания для утверждения о том, что в нем имеет место не только репродуктивная, но и в большой мере творческая деятельность. Ведь труд учителя сам по себе носит творческий характер, требует от педагога осмысления и ситуативного применения общих теоретических положений педагогики на практике.
Следующим этапом в развитии учительского профессионализма является педагогическое творчество. Творческая педагогическая деятельность проявляется в умениях учителя действовать в рамках профессии по-своему, добиваясь результативности в обучении и воспитании учащихся, дает возможность постоянно совершенствовать педагогический процесс, вводить в него отдельные инновации, «рационализировать методы и приемы обучения и воспитания без какой-либо ломки и коренной перестройки педагогического процесса» [4, 254].
Понимание сущности педагогического творчества как высшего качественного уровня педагогической деятельности, который формируется поэтапно, на базе педагогической умелости
и педагогического мастерства, обусловливает выделение основных факторов его формирования, создание условий для развития педагогического профессионализма в целом.
Как показывают наблюдения за реалиями педагогической действительности, важным и основополагающим фактором развития педагогического мастерства и творчества необходимо рассматривать учет профессиональной пригодности при поступлении абитуриентов в профессионально-педагогические учреждения. В настоящее время прием в педагогические вузы в основном производится по результатам центрального тестирования, которое позволяет определить только уровень знаний абитуриента по профильным предметам.
Неоспоримым и получившим подтверждение в реальной педагогической практике является тот факт, что абитуриенты и в дальнейшем студенты педагогических учебных заведений, которые проявляют профессиональную непригодность или низкий уровень ее развития, либо покидают педагогических вузы, либо, с трудом получив диплом, уходят из профессии. В тех случаях, когда все же выпускники педагогического вуза с низким уровнем профессиональной пригодности остаются работать в школе, они не в состоянии осуществлять свой профессиональный рост, не формируют свое педагогическое мастерство, не в состоянии работать на творческом уровне, что в свою очередь отрицательно сказывается на результативности педагогического процесса.
Важным фактором формирования педагогического творчества является выработка основ педагогической умелости будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки. Анализ работ белорусских педагогов о совершенствовании процесса обучения и воспитания студентов педагогических вузов (В. В. Буткевич, А. А. Гримоть, И. И. Казимирская, А. И. Кочетов и др.) показывает, что существуют разные точки зрения на цели и роль профессионально-педагогической подготовки. По мнению А. А. Гримотя и Е. Н. Чеботаренка, высокий уровень профессионализма можно выработать уже у студентов при помощи детального ознакомления с требованиями профессиограммы учителя и показа путей формирования профессионального мастерства и творчества [5, 108].
Существует точка зрения на роль профессионально-педагогической подготовки в развитии профессионального мастерства и творчества (В. П. Гарантей, А. П. Сманцер, И. Ф. Харламов и др.). В соответствии с ней формирование высокого и высшего уровней педагогического профессионализма требует большой натренированности в педагогической деятельности и накопления педагогического опыта. Следовательно, высший уровень профессиональной деятельности формируется только в самостоятельной работе учителя. В процессе профессиональной подготовки у будущего учителя должна быть сформирована педагогическая умелость. Выделение педагогической умелости как начального уровня педагогической деятельности по-иному ставит вопрос о формировании педагогического творчества учителя в системе профессионального образования, требует практикоориентированности профессионально-педагогической подготовки, формирования в ее процессе не только профессиональных зун(ов), но и педагогической направленности личности, профессионально значимых личностных качеств будущего педагога.
Исходя из сказанного выше, можно утверждать, что непосредственно педагогическое творчество формируется в самостоятельной практической деятельности учителя, причем, только при условии достижения им высокого качественного уровня профессионализма - педагогического мастерства. Однако общеизвестно, что даже хорошо подготовленный в вузе педагог не всегда становится мастером своего дела, творческим учителем. Это очевидно связано со сложностью и многофакторностью как самого феномена высокого уровня педагогического профессионализма, так и процесса его становления в школе. Данное положение обусловливает необходимость выделения факторов формирования педагогического творчества непосредственно в период работы учителя в школе.
Мысли о становлении и развитии педагогического творчества учителя в процессе его самостоятельной практической деятельности содержатся в трудах многих белорусских педагогов (К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская, В. Н. Наумчик, И. И. Рыданова, И. Ф. Харламов, О.Р. Черноусова и мн. др.).
Так, И. И. Казимирская в работе «Мышление учителя и пути его формирования» обосновывает положение о том, что педагогическое творчество проявляют больше те педагоги, которые владеют педагогическим мышлением, а оно возникает только при условии, если учитель
мотивирован на педагогическую деятельность, убежден в ее социальной значимости и важности лично для себя [6].
По мнению К. В. Гавриловец, творчество учителя проявляется в его гуманном отношении к детям. Одним из немаловажных факторов становления и развития педагогического творчества она считает осознание педагогом профессиональной значимости гуманного стиля отношений между участниками педагогического процесса, что во многом способствует стремлению педагога к профессиональному самосовершенствованию [7].
К особо важному условию становления педагогического творчества и его развития можно отнести выявление и учет индивидуальных особенностей учителя в процессе организации в школе работы с педагогическими кадрами. Так, В. Н. Наумчик считает, что «педагогическое творчество -это интегративная характеристика уровня профессиональной подготовленности учителя. Оно представляет собой своеобразный сплав усвоенных и соответствующим образом модифицированных профессиональных умений и навыков» [8, 160]. С этой точки зрения педагогическое творчество является одновременно результатом профессиональной выучки и творческого начала в личности учителя. Индивидуальные творческие проявления педагога возможны при тех обстоятельствах, если в коллективе учителей создаются общая атмосфера творчества и условия для творческого индивидуального развития каждого отдельного педагога.
Об этом же пишет О. Р. Черноусова, утверждая, что высшего уровня профессионализма учитель может достичь на основе развития своих творческих индивидуальных особенностей при условии увлеченности педагогической деятельностью и создании специальных условий для проявления творчества. Она указывает на важные обстоятельства, которые могут обеспечить формирование творческого подхода педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности: «Чтобы стимулировать учителя на творческий подход к делу, усилить его интерес и желание работать, нужно, прежде всего, предельно эффективно расходовать время учителя, беречь его силы для созидательного труда» [9, 56-57].
Положение о том, что формирование высшего уровня профессионализма учителя возможно при наличии в педагогическом коллективе положительного социально -психологического климата, общей творческой атмосферы, такой обстановки, которая воспитывает у педагогов уважение и доверие к педагогической науке, способствует интеллектуальному развитию всех членов коллектива, является ведущим условием становления и развития педагогического творчества.
Данное теоретическое положение находит свое подтверждение в педагогической практике. В процессе исследования нами проведено изучение и анализ организации в ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря» мероприятий по обобщению передового творческого опыта работы учительницы художественного труда Т. В. Савенко. Выявлено, что в данном образовательно-воспитательном учреждении уделяется большое внимание вопросам профессионального роста учителя. Осуществляется ряд мероприятий, в рамках которых на протяжении длительного времени проводятся открытые уроки, выставки методических находок, творческих результатов педагогической деятельности. Итоговым мероприятием выступает творческий отчет, своеобразный бенефис педагога в виде общешкольного праздника, в котором участвуют все учителя, учащиеся, их родители. Это современное красочное шоу и одновременно серьезная работа, направленная на формирование в школе атмосферы педагогического поиска, создание благоприятного социального климата, на профессиональный рост каждого члена педагогического коллектива,
По результатам проведенных мероприятий создается папка с методическими материалами, в которой отражены цели и содержание творческой деятельности педагога в виде описания методик и инновационных образовательно-воспитательных технологий, используемых учителем в своей работе.
Разделы папки представлены также «Диагностической шкалой для определения творческого потенциала личности учителя», анкетой «Профессиональное педагогическое общение», анкетами и тестами по профессиональному самоопределению и самооценке (последние позволяют педагогу осмыслить собственное отношение к педагогической профессии как к жизненному творческому призванию).
Следует подчеркнуть, что тесты и анкеты требуют профессиональной рефлексии, осознания того, что уже достигнуто в работе на уровне педагогического творчества и над чем еще необходимо
трудиться в дальнейшем. Рефлексия является неотъемлемой частью творческой деятельности педагога и одновременно «пусковым механизмом» его дальнейшего творческого роста.
Особое значение для обобщения передового опыта учителя и исследования творческого потенциала его личности имеет раздел папки «Паспорт передового педагогического опыта» (паспорт ППО), в котором представлены конкретные результаты творческой работы. В частности, в паспорте ППО учительницы высшей категории Т. В. Савенко указано на личностно-ориентированный характер используемых ею методик и технологий обучающей и воспитательной работы, определена тема научно-педагогического исследования: «Организация индивидуальной работы со способными и одаренными учащимися на уроках и во внеклассной работе». В соответствии с темой приведены разработки системы творческих нестандартных уроков и мероприятий, занятий кружка по художественному творчеству, фотографии с выставок творческих работ, в которых участвовали ее ученики и занимали призовые места, публикации по описанию работ в журналах, научно-исследовательские публикации самой учительницы. Материалы данного раздела не только иллюстрируют увлеченность педагога своей профессиональной деятельностью и высший уровень профессионализма, но и служат в дальнейшем копилкой передового педагогического опыта для других учителей.
Организация в ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря» творческих отчетов учителей проводится систематически по мере возникновения крупиц передового педагогического опыта и является действенным средством развития высшего уровня педагогического профессионализма, результативным направлением кадровой политики администрации школы. Эту работу нужно рассматривать как реализацию внешних факторов становления и развития педагогического творчества, так как творческие отчеты способствую формированию оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе, организации непрерывного образования и самообразования учителей, созданию в школе атмосферы постоянного педагогического поиска.
Анализ научно-педагогической литературы по вопросам формирования педагогического творчества, опыта работы администрации школы по созданию условий для профессионального роста педагога, изучение передового педагогического опыта позволили на обобщенном уровне выявить основные условия для формирования высшего уровня педагогического профессионализма - педагогического творчества. Они находят свое отражение в приведенной ниже таблице.
Таблица - Факторы становления и развития педагогического творчества учителя
Внутренние факторы становления и развития педагогического творчества учителя Внешние условия совершенствования профессионализма учителя, достижения им педагогического творчества
а) развитие потребностно-мотивационной сферы собственной личности, формирование отношения к профессии как к жизненному призванию; а) демократизация управления школой; формирование и поддержание оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
б) углубление профессиональных знаний, умений и навыков; б) организация непрерывного профессионального образования и самообразования учителя;
в) творческое применение психолого-педагогической теории на практике; наличие нестандартного мышления; креативность как личностное качество; в) создание в коллективе учителей атмосферы педагогического творчества, стремления к педагогическим исследованиям; забота администрации школы о развитии профессиональной индивидуальности учителя;
г) совершенствование педагогической техники, умения и навыков по организации себя и других в педагогическом процессе; г) организация обобщения, изучения и внедрения в практику работы школы передового педагогического опыта;
д) постоянное совершенствование собственных профессионально значимых личностных свойств и качеств. д) организация методической работы в школе на основе обращения педагогического коллектива и отдельного учителя к современным трактовкам феномена человека, его природных ресурсов, духовности, индивидуальности.
Выводы
Исследование сущности и факторов формирования педагогического творчества позволяет выявить, что творческая педагогическая деятельность - это высший качественный уровень педагогического профессионализма, проявляется в креативности личности и деятельности педагога.
Формирование педагогического творчества носит поэтапный характер, представляется как непрерывный процесс профессионально-педагогической подготовки и профессионального роста учителя в самостоятельной практической деятельности.
Эффективность становления и развития педагогического творчества зависит от ряда факторов, которые проявляются в субъектной профессиональной позиции педагога и высоком уровне его личностного развития (внутренние факторы становления и развития педагогического мастерства).
Большую роль в формировании педагогического творчества отыгрывают внешние условия его развития, которые в конечном итоге определяются как создание атмосферы профессионального творчества в педагогическом коллективе.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дистервег, А. Ф. Руководство к образованию немецких учителей / А. Ф. Дистервег // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. А. И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1981. - С. 353-416.
2. Харламов, И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И. Ф. Харламов // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 11-15.
3. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1997. - 512 с.
4. Харламов, И. Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс : для студентов ун-тов и пед. ин-тов / И. Ф. Харламов. - Минск : Университетское, 2001. - 272 с.
5. Гримоть, А. А. Формирование профессионального мастерства будущих учителей : учеб.-метод. пособие / А. А. Гримоть, Е. Н. Чеботаренок. - Минск : МГПИ, 1991. - 118 с.
6. Казимирская, И. И. Мышление учителя и пути его формирования : в 2 ч. / И. И. Казимирская. -Минск : МГПИ, 1992. - Ч. 1. - 146 с. - Ч. 2. - 145 с.
7. Гавриловец, К. В. Гуманистическое воспитание в школе : пособие для директоров шк., учителей, кл. рук. / К. В. Гавриловец. - Минск : Полымя, 2000. - 128 с.
8. Наумчик, В. Н. Воспитание творческой личности : учеб.-метод. пособие / В. Н. Наумчик. -Минск : Ушверспэцкае, 1998. - 189 с.
9. Черноусова, О. Р. Создание условий для индивидуального творчества учителя / О. Р. Черноусова // Формирование творческой личности учителя : сб. науч. ст. - Минск : НИИ АПИ, 1993. -342 с.
Поступила в редакцию 04.03.16
T. N. Savenko, T. V. Savenko PEDAGOGICAL CREATIVITY: ESSENCE, FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT
The article deals with the questions of formation and development of qualitative levels of pedagogical professionalism. The essence and manifestations of pedagogical creativity as the highest level of professionalism of the teacher are considered. The major factors of development of pedagogical creativity are defined.
Keywords: pedagogical creativity, pedagogical skill, pedagogical skill, pedagogical professionalism, individual and psychological personal qualities, professional and pedagogical orientation of the personality, professional calling, pedagogical abilities, creative abilities.